Предварительный просмотр презентации
Байтрак Светлана Тимофеевна, учитель русского языка и литературы, МБОУ «О(С)ОШ» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Открытая (сменная) общеобразовательная школа» г. Ангарск
Разработка учебных заданий по русскому языку и литературе, направленных на формирование читательской грамотности Байтрак Светлана Тимофеевна, учитель русского языка и литературы, МБОУ «О(С)ОШ» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Открытая (сменная) общеобразовательная школа» г. Ангарск Разработка учебных заданий по русскому языку и литературе, направленных на формирование читательской грамотности
Актуальность Мы живем в техногенный век, научно-технический прогресс ускоряет темпы развития, ставя перед человечеством новые и новые задачи, которые необходимо решать. Одна из важнейших задач современной школы – создавать условия для формирования функционально грамотных людей. Что такое функциональная грамотность? Функциональная грамотность – это способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней. Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами. Главная задача учителя - научить детей учиться читать вдумчиво, извлекать нужную информацию. И это обязывает педагога учиться самому и искать новые подходы к традиционным идеям, использовать новый тип мышления во благо ребенка, искать в нем преимущества. Новые подходы в образовании важны : они учат, показывают и дает разные знания и опыт, затрагивают вечные проблемы.
Применяемые сокращенные обозначения. В приоритете формирование основных компонентов ФГ. ЧГ МГ ГК КМ ФГ ЕНГ
Цели и задачи учебный заданий: развивать мыслительные навыки учащихся, необходимые не только в учёбе, но и в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией и анализировать). дифференцировать информацию по степени значимости, формулировать и аргументировать свои выводы; извлекать из текстов интересную и полезную информацию; самостоятельно выбирать книги для чтения; работать с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях); высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении; развивать потребность в чтении (самостоятельном, инициативном). формировать умения у обучающихся работать в команде.
Причины западания читательской компетентности обучающихся. ускорение темпа жизни; развитие Интернета, усиление влияния средств массовой информации; резкое изменение общественной жизни (число неблагополучных семьей возросло, где родители мало заинтересованы воспитанием ребёнка); установка родителей на то, чтобы они научили детей читать сами до школы; изменение позиции взрослого к совместной читательской деятельности с детьми; отсутствие системы целенаправленного формирования читательской деятельности школьников.
Учебные задания. Формы, методы, приемы работы 1.Самоорганизация и саморегуляция. Задание направлено на формирование умения планировать свою работу за конечное число шагов (начинаем с простых заданий) Учебное задание стимулирует учащихся выразить и аргументировать свою жизненную позицию по отношению к обсуждаемой проблеме. Информацию о ней мы можем почерпнуть из книг, пословиц и загадок. Она предстает в них разной: красивой и грозной, холодной и солнечной, мрачной и веселой. - У избы побывал - все окно разрисовал, у реки погостил – во всю реку мост мостил. - Во дворе замерзли лужи, целый день поземка кружит, стали белыми дома. Это к нам пришла... Напишите ответы на загадки. ________________________________________ Часто в гололед люди падают, получают ушибы, переломы. Как ты отнесешься к человеку, попавшему в трудную дорожную ситуацию? а ) Не знаю. Мне все равно. б) Пройду мимо. в) Спрошу, чем ему помочь. г) Если среди приведенных высказываний нет ни одного, с которым ты можешь согласиться, выскажи свое мнение и аргументируй его:__________________________________________________
«Конкурс шпаргалок». Конкурс шпаргалок — форма учебной работы, в процессе подготовки которой отрабатываются умения «сворачивать и разворачивать информацию» в определенных ограничительных условиях. Такие задания, в которых требуется извлекать информацию, ориентируются на слова, определения, таблицы, рисунки. Прочитайте текст. В мире словарей СЛОВАРЬ, -я,м. 1. Собрание слов (обычно в алфавитном порядке), устойчивых выражений с пояснениями, толкованиями или с переводом на другой язык. (Толковый словарь под ред. C.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой) Одно из значений слова «словарь», данное в Толковом словаре под редакцией С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой, перед вами. А задумывались ли вы, сколько есть словарей и какие словари существуют?! Среди различных типов филологических словарей наибольшее значение имеют толковые словари. Толковый словарь объясняет (толкует) значения слов и иллюстрирует их употребление. Самыми известными толковыми словарями русского языка являются: «Толковый словарь русского языка» под редакцией С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой; «Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля; «Большой толковый словарь русского языка» Д. Н. Ушакова. Орфографический словарь объясняет правильное правописание слов, формы окончаний в различных падежах. Орфоэпический словарь объясняет правильное произношение слов, включая ударение. Этимологический словарь объясняет происхождение различных слов. Фразеологический словарь объясняет значение устойчивых выражений. Словарь иностранных слов содержит перечень слов и словосочетаний, заимствованных из других языков. Двуязычные словари позволяют осуществлять перевод слова с одного языка на другой.
Задание №1 Опираясь на текст, ты должен ответить, какие словари имеют наибольшее значение? Почему? Задание №2 Используя информацию из текста, заполните таблицу. Поставьте знак «+» в колонку с правильным ответом. Орфографический словарь объясняет правильное произношение слов, включая ударение Да Нет Нет информации Фразеологический словарь объясняет значение устойчивых выражений Орфографический словарь объясняет правильное правописание слов, формы окончаний в различных падежах. Этимологический словарь объясняет происхождение различных слов. Словарь иностранных слов содержит перечень слов и словосочетаний, заимствованных из других языков. Орфоэпические словари позволяют осуществлять перевод слова с одного языка на другой Орфоэпический словарь объясняет правильное произношение слов, включая ударение.
Задание № 3 Рассмотрите эти два рисунка. Что между ними общего и чем они различаются? Запишите свой ответ. Грамматические задания. Задание №4 1). Выпишите из текста 3-4 слова на безударную гласную в корне слова: __________________________________________________________________________________ 2).Выпишите из текста по 3 словосочетания с разными типами связи: Согласование - _________________________________ Управление - ___________________________________ Примыкание - __________________________________ Критерии оценивания Правильный ответ – 2 балл; Есть неточности – 1балл Неверный ответ- 0 баллов.
Методические комментарии: Задание требует от учащихся показать знания и умения при работе с текстом, которые формируются как на соответствующих учебных предметах, так и во внеклассной деятельности. Наличие или отсутствие у учащихся ценностно-смысловых установок проявляется также в наличии позитивного или негативного отношения к нормам, в их принятии или неприятии и в поведении учащихся. Создаются условия для формирования УУД при работе с информацией: внимательное читать задание, умение выделять главное, сравнивать рисунки и определять, что между ними общего и чем они различаются? Правильно записывать свой ответ.
Индивидуальные задания Обучающиеся могут не только выполнить задание, но и проверить себя Выполни следующие задания. Спишите, вставьте пропущенные буквы, обозначьте суффиксы –ЕК, -ИК. В левый столбик запиши слова с суффиксом –ЕК, а в правый столбик запиши слова с суффиксом –ИК. Если ты выполнил верно, то у тебя получится 5 слов с суффиксом –ЕК и 5 слов с суффиксом –ИК. Самоконтроль. Если у тебя не получилось, то подумай, где ты сделал ошибку и исправь ее. Кусоч..к, карандаш..к, голосоч..к, лимонч..к, замоч..к, диванч..к, зубоч..к, цветоч..к, переплет..к, ключ..к.
Работа в группах (сотрудничество). Учитель поставил перед учениками задачу: разделить словосочетания на группы, графически обозначая смысловые связи между главным и зависимым словами отдельно выпишите оставшиеся слова, которые не являются словосочетаниями. Обсудите в группе последовательность выбора. по результатам обсуждения подготовьте и представьте классу небольшое групповое выступление о том, какие бывают смысловые связи между главным и зависимым словами и что не является словосочетанием. оформите ответ в таблицу и представьте получившуюся информацию в виде защиты проекта (все должны принять участие). Высокая береза, плыть на лодке, развели костер, запечатать конверт, повернуть направо, бурное море, восходит луна, вернулись из похода, редко встречаемся, увлекается спортом, из-за горизонта, купить газету, тетради и учебники, новый фильм, одержит победу, осень щедра, ряд цифр. Ответ: Не являются словосочетаниями: восходит луна, осень щедра — это грамматические основы; из-за горизонта — это существительное с предлогом; тетради и учебники — это однородные члены.
Работа с текстом Перед тобой стихотворение Б. Заходера. Прочитай его выразительно Очень-очень странный вид: Речка за окном горит, Чей-то дом хвостом виляет, Песик из ружья стреляет, Мальчик чуть не слопал мышку, Кот в очках читает книжку, Старый дед влетел в окно, Воробей схватил зерно Да как крикнет улетая: — Вот что значит запятая! Что необычного в этом стихотворении? Чем объяснить его смысловую нелепость? Что нужно изменить, чтобы избежать этой двусмыслицы?
Работа с рисунками Выберите понравившийся рисунок и прочитайте текст. Опираясь на изображение и текст, создайте свой мини-рассказ, используя эпитеты и глаголы движения. Ветер по морю гуляет И кораблик подгоняет; Он бежит себе в волнах На поднятых парусах Мимо острова крутого, Мимо города большого: Пушки с пристани палят, Кораблю пристать велят… Ветер весело шумит, Судно весело бежит Мимо острова Буяна, В царство славного Салтана — И желанная страна Вот уж издали видна… (А.С.Пушкин) Белеет парус одинокий В тумане моря голубом!.. Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?.. Играют волны -- ветер свищет, И мачта гнется и скрипит... Увы, -- он счастия не ищет И не от счастия бежит! Под ним струя светлей лазури, Над ним луч солнца золотой... А он, мятежный, прости бури, Как будто в бурях есть покой. (М.Ю.Лермонтов)
Данные приёмы формируют у обучающихся способность: 4 1 2 3 . 5 Планировать свою работу за конечное число шагов. Помогают внимательно читать задания, находить нужную информацию, критически осмысливать её, систематизировать Находить ошибки в информации, высказывать обоснованные аргументы. Отвечать на вопросы разного уровня сложности, делать выводы, составлять тезисы (выделять главную, существенную и второстепенную информацию) Способствуют умение работать в группе
Планируемые результаты Личностные УУД СОЗДАЮТСЯ УСЛОВИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ умение ставить вопросы, затрагивающие личный, социальный, исторический, жизненный опыт; основы ценностных суждений и оценок Метапредметные УУД: СОЗДАЮТСЯ УСЛОВИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ пространственного воображения учащихся, обучающиеся учатся анализировать, сравнивать, выделять главное, делать выводы, рецензировать , а также развивать навыки контроля, самоконтроля, взаимоконтроля Предметные результаты: -СОЗДАЮТСЯ УСЛОВИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ самостоятельности, инициативности, ответственности.