Урок на тему «Буквы Е и И в приставках пре–, при–» (6 класс)
\
Уроки по русскому языку
«Буквые и, е в приставках пре-, при-»
( серия уроков: урок № 1)
6 класс
Из опыта работы
Ткачёвой Е.П., учителя русского языка и литературы
ГОУ ЛНР «Ровеньковская школа № 8 им.С.В.Полуянова»
Ровеньки
2024
«Её считали очень мудрой и называли все премудрой»
Уроки по изучению правописания слов с приставками пре- и при-
Орфографическое правило, регулирующее правописание е, и в приставках пре- и при- , относится к числу наиболее сложных для учащихся. Его применение требует хорошей лексической подготовки, достаточно богатого словарного запаса, умения осмысливать значение приставки, хорошо ориентироваться в морфемном составе слова. Работа над словами с указанными приставками должна проводиться систематически на протяжении всех лет обучения в школе с постепенным подключением все более сложной в семантическом плане лексики. Особое внимание следует обратить на трудные случаи применения данного правила : « 1) если в слове имеется не одна приставка ( распределить, попридержать); 2) если значение приставки недостаточно прозрачно ( преклонный возраст); 3) если приставка стала частью корня ( пример, придел) ; 4) если разные по значению слова с разными приставками звучат одинаково, то есть являются омофонами ( прибывать-пребывать); 5) если непонятно значение слова (пресловутый). В русском языке немало таких слов которые содержат не одну, а несколько из названных трудностей : беспредельный- две приставки, из которых одна (пре) срослась с корнем; преподавать- две приставки срослась с корнем» (Баранов М.Т., Иваницкая Г.М. Обучение орфографии в 4-8 классах: пособие для учителя.-К.,1987.-С.144).
На изучение данной орфограммы я отвожу два часа и рассматриваю правописание каждой приставки отдельно. При желании учитель может объединить предлагаемый материал в один урок, внося соответствующие изменения.
Покажу, как организовать работу на каждом занятии.
1-й урок . Употребление буквы е в приставке пре -.
Цель урока: ознакомить учащихся с правилом , регулирующем правописание е в приставке пре- ; формировать умение правильно писать слова с этой приставкой ; совершенствовать навыки работы с орфографическим и толковым словарями ; расширить словарный запас школьников; развивать их устную речь, образную память , ассоциативное мышление; воспитывать познавательный интерес.
Оборудование : учебник русского языка для 6 класса школ с русским языком обучения ( авторы Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. М. Просвещение 2016 ) ; орфографический и толковый словари ; таблица ; опорный конспект.
Ход урока
Актуализация опорных знаний.
Учитель. Ребята, сегодня к нам на урок из сказочной страны Орфографии прибыли необычная гостья. Но прежде чем с ней познакомиться , ответьте на вопрос : как называется значимая часть слова , стоящая перед корнем и служащая для образования новых слов? Вы без труда догадались , что речь идет о приставке.
А теперь проведем игру под названием « Бумеранг» , которая связана с этой значимой частью слова. Я буду называть словосочетания, а вы – подбирать близкие по значению слова с приставками.
Благодарность без границ - … ( безграничная ) , движение без шума - … ( бесшумное ), зима без снега - … ( бесснежная), небо без звезд - .. (беззвездное ), небо без облаков - … (безоблачное ), ночь без сна - … ( бессонная ), подарок без цены - … (бесценный ), процесс без остановки - … (безостановочный), рыцарь без страха - … (бесстрашный) , труд без пользы - … ( бесполезный).
- С помощью каких приставок образованы подобранные вами слова? ( Бес-, без-.)
- От чего зависит написание букв з, с в приставках в данных словах? ( Перед гласными и звонкими согласными пишется з , перед глухими согласными з меняется на с.)
- Прочитайте слова с другими приставками ( пр…открыть окно, пр…шить пуговицу, пр…милый человек, пр…градить путь). Можно ли на слух определить , какие буквы следует писать на месте пропусков?
Произнося проецируемые на экран словосочетания, учащиеся приходят к выводу о том, что пропущенные буквы в приставках слов соответствуют одному и тому же звуку, который по – разному обозначается : или буквой и, или буквой е.
Изучение нового материала.
Ознакомление со значениями приставками пре-.
Учитель. Вы хорошо справились с заданием, и я представляю вам нашу гостью. Её зовут Приставка Пре. ( В классе входит ученица в красном платье, на подоле которого ярко сверкают буквы «Пре ».) Она очень мудрая , очень добрая и очень красивая. В общем, прекрасная и прелестная. Она дружит с прилагательными (вы их знаете , они отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?) и играет с ними в новые слова. Посмотрите на эти словосочетания . ( На экране проецируются словосочетания « очень мудрая », «очень добрая », «очень красивая ».)
-Как вы думаете, каким именем прилагательным можно заменить данные словосочетание? Какая приставка нам в этом поможет ? ( Приставка пре- ; премудрая, предобрая, прекрасная.)
Подобные слова записываются в тетради.
- Что обозначает приставка пре- в этих словах ? ( Высокую степень качества.)
Приставка Пре - дочь Приставки Пере. Она очень похожа на мать и внешне, и по значению. Только одну букву не взяла она от своей матушки. Вы, безусловно, догадались, что это буква е. Благодаря сходству в значении, она может заменить пере- в глаголах. Подтвердите это, проанализировав данные примеры : перегородить- преградить, переступить – преступить, перервать- прервать.
Пары слов учащиеся записывают в тетради, выделяют в них приставку.
После этого делается предварительный вывод о том, что приставка пре- пишется в прилагательных (её значение в этом случае сходно со значением слов очень) и в глаголах ( её значение сходно со значением приставки пере- ).
- А теперь проверим , как вы различаете значения приставки пре-.Послушайте стихотворение, которое приготовила для вас наша гостья.
В прекрасном замке на горе Жила – была приставка Пре. Особа преотважная. Важная – преважная. Гордая – прегордая, Добрая – предобрая. Её считали очень мудрой И называли все премудрой. Прехрабрый пес по кличке Дудель . Он преспокойной спал у двери , Когда вошла приставка Пере. Она сказала : « На заре Я уезжаю . Друг мой, Пре, Меня не будет два- три дня, Ты поработай за меня. По заменяй меня, прошу . Спокойной ночи. Я спешу.»
- Найдите в тексте стихотворения слова с приставкой пре-. Какие значения она имеет? ( В одних случаях обозначает высокую степень качества, в других – равнозначна приставке пере -. )
Сравнение собственных выводов с материалом учебника.
Анализируется та часть теоретического материала учебника (с. 111 , 112), которая связана с правописанием приставки пре-. Составляется и записывается в тетради опорная таблица , на основе которой учащиеся могут построить связный текст.
Буква е |
пишется |
В приставке пре- |
Имеющей значение высокой степени качества или действия: прекрасный , преумножить. Равнозначной пере - : преграда, преодолеть |
Наблюдение над трудными случаями правописания приставки пре-.
Выполняем задание упр. 202 , учащиеся читают четверостишия, вставляют пропущенные буквы, выделяют приставку , объясняют значение.
В некоторых случаях смысловая связь приставки пре- с приставкой пере-не так заметна, и надо вдуматься, чтобы ее уловить.
Например, слова преобразовать, превратить, преобразить имеют общий смысл « переделать ». Слова преодолеть и превозмочь означают « пересилить ». Слова преемник и преемственность связаны по смыслу со словом перенимать. Слова преподавать, преподносить , препоручить имеют смысл передачи чего- то от одного человека к другому.
Есть слова, в которых сходство приставок пре- и пере- можно объяснить только другими словами, близкими по смыслу.
Например , прекратился –это все равно что перестал. Когда люди разговаривают, возражая друг другу и перебивая друг друга, говорят, что они пререкаются или препираются. Если человек не допускает, чтобы его перебивали, ему возражали, то говоря, что у него непререкаемый тон. Если человеку подчиняются безо всяких возражений, никак ему не переча, говорят беспрекословно. Когда хотят остановить , прервать какую- нибудь нежелательную деятельность, говорят пресечь. О человеке, который не отклонится от своего решения, не переменит его, говорят непреклонный. (Г. Граник, С. Бондаренко, Л. Концевая)
Закрепление изученного материала.
Распределительный диктант
Запишите слова в два столбика, распределив их по значению приставки : 1) высокая степень признака или действия; 2) сходство с приставкой пере-. Дополните своими примерами.
Преглупый, преградить, преувеличить, преуменьшить, прерывать, преспокойный, предобрый, превозносить.
Распределите и запишите в соответствующие колонки таблицы словосочетания, учитывая значение приставки пре-. Подчеркните приставку в записанных словах.
Пре- (= очень) |
Пре- (= пере-) |
|
|
Превосходный портрет , прекрасный костюм , прервать разговор , предобрый человек, преступить закон, преодолеть препятствия, премудрый совет , прехитрый ответ, преобразовать мир.
Физкультминутка
Диктант с преобразованием
Замените данные словосочетания одним словом с приставкой пре-.
Очень весёлый, очень любопытный, очень мудрый, очень противный; очень, слишком усилить ; очень спокойно ; очень успевать ( в делах ).
Осложненное списывание
Спишите словосочетания, рядом с каждым из них запишите близкое по значению словосочетание, в котором было бы слово с приставкой пре-.
Перебить собеседника; перегородить путь; переделать задание ; перенести невзгоды ; пересилить невзгоды; пересилить себя ; перестать выполнять работу.
Спишите, вставляя пропущенные буквы в приставку. Обозначьте условия выбора правильного написания этих приставок по данному образцу.
Образец: предобрый (=очень), прервать (=пере-).
И прожил пр..мудрый пескарь таким родом с лишком сто лет . ( М. Салтыков – Щедрин) 2. Извилистую тропинку пр..градила огромнейшая береза, сломленная недавно страшною бурей. ( И. Тургенев) . 3. Коротко и ясно, оттого и пр..красно. (Пословица). 4. Пр..мудрость в народе живет. ( Пословица).
Прочитайте. В каком , по- вашему, ряду помещены слова, в которых можно легко определить значение приставки пре-? Учтите , что в русском языке есть немало слов, у которых значение этой приставки определить очень трудно; правописание таких слов надо запомнить или узнавать по словарю.
Со словами с трудно определяемым значением приставки составьте и запишите словосочетания.
Преогромный, преувеличивать, преинтересный, пренеприятный, претерпевать, презабавный, преспокойный.
Прекратить , преобразовать, превратить, преодолевать, преследовать, прельщать, преклонный.
Работа с орфографическим словарем
Из орфографического словаря выпишите десять слов, в которых трудно определить значение приставки пре-. Составьте с ними словосочетания и запишите. Запомните написание этих слов.
Вам , наверное , интересно будет узнать, что в некоторых словах приставка пре- вошла в состав корня и уже приставкой не является (например препятствие, преподаватель, превращение, презрение, знаки препинания и др.).
Спишите , вставляя пропущенные буквы; объясните, где возможно, значение приставки. Укажите корни, имеющие в своем составе часть пре-.
Пр..удивительная история, пр..вратился в пр..красную птицу, пр..зрительно смотреть , пр..рывистый звук сирены, пр..увеличенные страхи, пр..образовать природу, пр..следовать врага, пр..восходящие силы противника , пр..клонный возраст .
Работа с толковым словарем
Прочитайте лексическое значение слов преподавать ( из толкового словаря С. И. Ожегова ). Помогает ли толкование данного слова разобраться в его написании? На какое слово с этой целью следует обратить внимание в словарной статье?
Преподавать – обучая, сообщать, передавать сведения о чем- нибудь.
Для справок. Слово передавать помогает объяснить правописание приставки пре-: её значение сходно со значением приставки пере-.
Игра " Четвертый лишний "
Определить в каждой строке « лишнее » слово. Обоснуйте свое мнение.
Премия , премьера, презабавный.
Предобрый , премилый, преодолеть.
Преступить, преследовать, прекрасный.
Д л я с п р а в о к. «Лишнее »в первом ряду слово презабавный : оно имеет приставку пре-.у других слов этой приставки нет. Во втором ряду – преодолеть, у которого значение приставки сходно со значением приставки пере- , у других слов – со значением слова очень . В третьем ряду- прекрасный, значение приставки которого сходно со значением слова очень, у других слов- со значением приставки пере-.
Найди ошибку
Какие ошибки допущены при определении лексического значения данных слов?
Предельный- очень дельный; презрение – очень сильное зрение ; преимущество – выгода, превосходство ; прекрасный – очень красивый ; прелестный – очень лестный; премия- материальное поощрение; преобразование – крупные изменения, реформа; пресса – периодическая печать; преходящий – временный, недолговечный.
Д л я с п р а в о к . Ошибки допущены в словах прекрасный (очень красивый), прелестный (очень очаровательный, обаятельный), презрение (пренебрежительное отношение к кому – либо или чему – нибудь ), предельный ( являющийся границей, пределом) .
Подведение итогов урока.
Учащиеся отвечают на вопросы.
- Что нужно знать для того, чтобы правильно обозначать на письме безударный гласный в приставке пре-?
- Какие значения может иметь эта приставка ?
- Чем объясняется, что правило правописания слов с приставкой пре- охватывает не все слова с этой значимой частью слова ?
Домашнее задание: все учащиеся составляют диктант из слов с приставкой пре-, указывают, какое значение она имеет ; более подготовленные – продолжают сочинение- миниатюру ( У нас в квартире жил презабавный щенок – маленький премиленький пудель. Он был прехорошенький… ) , используя слова преданный, преспокойный, преинтересный, пресимпатичный , прекрасный.