Материал к уроку русского языка во 2 классе «Буквсочетания чк, чн, чт, щн, нч»
Русский язык 2 класс
Учитель: Рылова О.Ф.
Тема: «Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч»
Цель: развивать навыки правописания слов с сочетаниями чк, чн, чт, щн, нч; учить определять орфограмму в слове.
Задачи:
Образовательные: формировать умение правильно писать слова с данными словосочетаниями;
Развивающие: способствовать развитию у детей орфографической зоркости, словесно-логического мышления, наблюдательности;
Воспитательные: воспитывать любовь к русскому языку.
УУД, формируемые на уроке:
Личностные: умение отвечать на вопрос, знание моральных норм и умение им следовать (взаимопомощь, правдивость, ответственность);
Коммуникативные: умение слушать и понимать речь других, умение точно выражать свои мысли.
Познавательные: умение сравнивать, анализировать, ориентироваться в своей системе знаний, извлекать информацию, представленную в разных формах.
Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.
Планируемый результат: учащиеся научатся писать изученные буквосочетания, находить орфографические ошибки.
Оборудование: учебник, карточки с дополнительными заданиями
ХОД УРОКА
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1 | Организационный момент | Эмоциональный настрой Здравствуйте, ребята! Как настроение? Оцените своё настроение при помощи смайликов, которые лежат у вас на партах -Я очень рада, что у большинства ребят хорошее настроение. И очень надеюсь, что после этого урока, настроение ваше ещё улучшится. Мы сегодня с вами отправляемся в путешествие. И побываем мы в волшебной сказочной стране русской народной сказки «Теремок» и будем выполнять задания, которые приготовили для нас её герои. | Показывают смайлики | Создание атмосферы дружелюбия. |
2 | Актуализация знаний а) чистописание б) орфографическая минутка в) словарная работа | - Запишите сегодняшнее число, классная работа В чистом поле теремок, теремок Он не низок, не высок, не высок Он не узок, не широк, не широк Мышка-норушка шла из болота, Видит - у дома заперты ворота (Вызывается уч-ся, на голову надевает маску мышки, от учителя получает конверт с заданием) -Запишите данные согласные в соединении. Какую задачу мы поставим перед собой? На дворе декабрь, в старину его называли студень. Как вы думаете почему? Какие ещё зимние месяцы вы знаете? Январь – просинец, февраль – лютый В это время года животные закончили приготовление к зиме: поедают оставшиеся от осени дары природы, утепляют свои жилища. Сегодня на уроке мы посмотрим, каких животных можно встретить в это время года в лесу. -Запишите в тетрадь название еще двух зимних месяцев, подчеркните орфограммы, обозначьте ударение Мышка сбила лап кою замок, Заглянула в теремок. Только свет зажгла норушка, Прибежала вдруг лягушка. Давайте послушаем задание лягушки Язык- орган в полости рта. Языковед – ученый, специалист по языковедению Языкастый – человек, который много говорит, спорит, ругается. Спишите слова, поставьте в них ударение, определите непроверяемую гласную. Что к них общего? Подберите еще однокоренное слово | Записывают в тетради Читает задание в конверте - Запишите буквы, которые обозначают только мягкие согласные звуки (Йй,Чч,Щщ)
Холодный, студённый Февраль, январь Вызывается ученик, на голову надевает маску лягушки и получает задание: как вы понимаете слова язык, языковед, языкастый. Объяснения детей Корень. Язычок | Желание и умение ответить на вопрос. Умение сравнивать, анализировать, ориентироваться в своей системе знаний; извлекать информацию, представленную в разных формах. |
3 | Самоопределение к деятельности | Прибежал из леса быстро Петушок голосистый Давайте выполним задание петушка Бол.. кол..цо ноч…ной Лос.. кон..ки хищ..ный Ден.. пал..то кон..чик Назовите согласные звуки перед пропущенной буквой. Что вы о них можете сказать? Как обозначается на письме мягкость согласных? Как обозначите мягкость согласного в первом столбике? Во втором столбике? Что общего в написании орфограммы в 1 и 2 столбиках? Назовите звуки перед пропущенной орфограммой в 3 столбике. Что вы о них можете сказать? Какую букву поставим для обозначения мягкости согласных в 3 столбике? Почему? | Вызывается ученик, на голову надевает маску петушка На какие 3 группы можно разделить слова. Это мягкие согласные Буквами и, е,ё, ю, я,ь Ь Ь Ь в конце слова и в середине слова. Называют Это тоже мягкие согласные. Никакую букву ставить не будем. В буквосочетаниях чк, чн, чт , щн, нч мягкий знак не пишется Научимся писать слова с сочетаниями чк, чн, щн, нч. | Наблюдать и делать самостоятельные выводы; Определяют и формулируют цель на уроке с помощью учителя. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других. |
4 | Работа по теме урока а) работа по учебнику | Откройте учебник на стр.4. Прочитайте название темы сегодняшнего урока Вот живут они, лягушка, Петушка и мышь-норушка, Их водой не разольешь, Вдруг стучится старый еж. Прочитайте слова. Какие слова требуют объяснений? Мачта – высокий столб на судне для парусов. Отвечаем на вопросы после упражнения. Выполните упражнение самостоятельно Как произносятся звуки в изученных буквосочетаниях? Можно ли сказать, что это опасные места в слове? В чем заключается опасность? Как называются такие опасные места в словах? | Читают хором правило стр.5 Вызывается ученик, на голову надевает маску ежа. Читает задание: упр.2 стр.4 4 ученика у доски - с чк: удочка, ласточка, спички, печка -с чн: песочница, цветочница, молочный С чт: мечта, почта, мачта С щн: помощник, хищник, мощный. Мягко Звук произносится мягко, но ь не пишется Орфограмма | |
5 | Физкультминутка | Покачайтесь, покружитесь Потянитесь, распрямитесь. Приседайте, приседайте. Пошагайте, пошагайте. Встаньте на цыпочки, Встаньте на пяточки, А потом вприсядочку. Глубоко теперь вздохните, Сядьте тихо, отдохните Все в порядок приведите И писать, друзья, начните. Назовите слова из физминутки, в которых есть буквосочетания, которые мы сегодня изучаем | Дети называют, один ученик записывает на доске, остальные пишут в тетрадь. | |
6 | Закрепление изученного | Вот живут они: лягушка, Еж, петух да мышь-норушка. Только вдруг из леса темного К ним приходит волк бездомный Подберите к каждому слову однокоренные так, чтобы в них были изученные буквосочетания Проверка Живут дружно: волк, лягушка, Еж, петух и мышь-норушка. Это что за чудеса? Прибежала к ним лиса. Разноцветные сестрицы Заскучали без водицы. Дядя, длинный и худой, Носит воду бородой, И сестрицы вместе с ним Нарисуют дом и дым. Что это у Галочки? Ниточка на палочке. Палочка в руке, А ниточка в реке. В деревянном домике Проживают гномики Уж такие добряки Раздают всем огоньки На ветках плотные комочки В них дремлют клейкие листочки. Отгадайте, что за птичка: Темненькая невеличка, Беленькая с живота Хвост раздвинут в два хвоста. С именем вкусным, Не бывает грустным, Смотрит весело вокруг, Он Незнайке лучший друг. Что обозначает каждое слово из упр.3 стр.5? | Вызывается ученик, на голову надевает маску волка Работа в парах Вызывается ученик, на голову надевает маску лисы Отгадайте загадки, напишите отгадки (краски, кисточка, удочка, спички, почки, ласточка, пончик) Взаимопроверка | Знание моральных норм и умение им следовать (взаимопомощь, правдивость, ответственность). Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками при парной работе. Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы |
7 | Рефлексия | Кто-то стал у теремка реветь, Глянули звери – это медведь. Кричит, что умеет ловить мышат, Давить лягушат, Ежей душить, Петухов потрошить. Ребята, надо срочно спасать жителей теремка, а для этого нужно выполнить задание медведя Коньки, почьта, птеньчик, меньше, хищьник, большой. Самопроверка Жители теремка благодарят вас, ребята, за помощь в выполнении заданий. Вы молодцы. А теперь я хотела, чтобы вы оценили свое настроение при помощи смайликов. | Вызывается ученик, надевает маску медведя. Читает задание: обнаружить ошибки и списать слова, исправив ошибки. (почта, птенчик, хищник) Один ученик читает слова, остальные делают хлопок в ладоши, если согласны. | Коррекция как способность исправлять промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки, самоанализ и способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности |
8 | Подведение итогов урока | Напомните тему нашего урока? Какие задачи мы ставили? Выполнили намеченное? Какие выводы сделаем? Что нужно помнить при написании слов с этой орфограммой? | Буквосочетания чк, чн, нч, щн Научиться безошибочно писать слова с изученными орфограммами Выполнили., но нужно еще поработать Пишем без ь | Самостоятельно оценивают работу на основе критерия успешности учебной деятельности |
9 | Домашнее задание | Правило стр.5 Упр.5 стр.5 Спасибо за урок. | | |