Урок русского языка на тему «Правописание сочетаний чк, чн» (2 класс)
Методическая разработка – конспект урока русского языка по теме «Правописание сочетаний чк, чн».
ЦЕЛИ: развивать навыки правописания слов с сочетаниями ЧК, ЧН; учить определять орфограмму в слове; развивать мышление.
Планируемые результаты:
Предметные: Различать непарные мягкие шипящие звуки. Находить в словах буквосочетания чк, чн. Учиться правильно читать слова с сочетанием чн.
Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок
Познавательные: находить информацию (текстовую, графическую, изобразительную) в учебнике, анализировать её содержание.
Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи.
Личностные: Развитие познавательных интересов, учебных мотивов
Ход урока.
Организационный момент.
Сегодня у нас необычный урок, к нам пришли гости. Давайте поприветствуем их. Повернитесь, улыбнитесь и тихонечко садитесь.
На уроке нам предстоит хорошенько потрудиться.
Кто с работой дружен
Нам сегодня нужен? (да)
Кто с учёбой дружен
Нам сегодня нужен? (да)
С чтением кто дружен
Нам сегодня нужен? (да)
Таким ребятам хвала и честь.
Такие ребята в классе есть?
Вот какие замечательные ребята учатся во 2 классе. Сегодня на уроке каждый из вас за урок может заработать оценку. За правильно выполненное задание на полях рисуете красный кружок, а если допустил ошибку- синий. В конце урока подведем итоги.
Минутка чистописания.
Каждый урок мы начинаем с минутки чистописания. Для того, чтобы красиво и правильно написать, сделаем физминутку для рук.
(Этот пальчик в лес пошёл,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик жарить стал.
Этот пальчик всё и съел-
Оттого и потолстел.)
Откроем тетрадь, запишем число, классная работа. О какой букве идет речь?
Горячо мне как в свече,
Причитает буква …(ч).
На минутке чистописания пишем букву ч.
-Назовите эту букву звуком. Дайте характеристику этому звуку. (согласный, всегда мягкий, глухой, шипящий). Запомните, звук ч всегда мягкий, это пригодится в нашей дальнейшей работе.
Напишите по образцу.
А какие правила нужно помнить, чтобы написать слова с этой буквой? (ча,чу).
Оцените свою работу и на полях нарисуйте красный или синий кружок.
Ребята, а вы любите читать сказки?
Сейчас мы это проверим, проведем небольшую викторину по сказкам.
Целеполагание
Загадки (открывается слайд с отгадками)
В гости к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый Волк за ней следил,
Обманул и проглотил. (Красная Шапочка)
Красна девица грустна:
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
Слезы льет бедняжка! (Снегурочка)
Родилась у мамы дочка
Из прекрасного цветочка.
Хороша, малютка просто!
С дюйм была малышка ростом.
Если сказку вы читали,
Знаете, как дочку звали. (Дюймовочка)
Как-то мышка невеличка
На пол сбросила яичко.
Плачет баба, плачет дед.
Что за сказка, дай ответ! (Курочка Ряба)
Жила в синем море, в подводном дворце
Весёлая очень девчонка.
Смотрела из волн, как плывут корабли,
Играла с дельфинами в салочки,
Мечтала о принце своём и любви,
Была она юной (Русалочкой)
Всем известная плутовка,
Кур таскает ловко.
В сказки бегает играя,
Сама рыжая такая.
Хвост пушистый закавычка
Как зовут её (лисичка).
Рыжий хвостик тут и там
Промелькнул вдруг по кустам.
Смотрит вслед ей девочка.
Знает это (белочка).
Какие бывают сказки? (бытовые, о животных, волшебные)
А еще как можно разделить все сказки? (авторские, народные)
(На слайде записаны слова Снегурочька, Красная Шапочька, Русалочька, Дюймовочька).
Внимание на доску.
Здесь тоже записаны имена героев (Снегурочка, Красная Шапочка, Русалочка, Дюймовочка), но какую разницу вы заметили. (без ь)
-какие есть предположения? Где написано правильно?
-какая буква спряталась?
- какой звук обозначает Ч?
-какой же можно сделать вывод? Нужен ли ь в сочетании чк, если звук ч всегда мягкий?
-какова же тема нашего урока?
Тема нашего урока «Правописание сочетаний чк,чн»
-какие задачи поставим перед собой?
Учиться писать слова с сочетаниями чк,чн;
Развивать устную и письменную речь.
Девиз нашего урока «Знаем мы наверняка, где чн, и где чк,
Ь не пишется, даже если слышится».
Запишите в тетрадь слова, написанные на доске.
-Почему они написаны с заглавной буквы? (имена)
-Какое правило нужно помнить при написании этих слов?
Поменяйтесь тетрадями и оцените работу друг друга, нарисуйте синий или красный кружок.
4.Работа по теме урока.
а) Устная работа
( доске прикреплены иллюстрации из сказок)
Задание Я вам прочитаю слова сказочных героев, а вы отгадай кто их говорит, назовите слова, которые относятся к теме урока. Соотнесите слова с иллюстрацией на доске.
Я вам новое яичко снесу!
Пойдут клочки по закоулочкам.
Ваша мама пришла, молочка принесла.
Кто в теремочке живёт?
Молочная река, кисельные берега, спрячь меня.
Жучка за внучку, внучка за бабку.
А лисички взяли спички.
Сама лягу на лавочку, хвостик под лавочку, курочку под печку.
Кто все сказки узнал, все слова правильно нашёл ставит себе, ставит себе красный кружочек, кто допустил ошибки- синий.
б) Работа в парах.
Какие русские народные сказки вы знаете, где главным действующим героем является лиса?
Вспомним сказку «Лисичка со скалочкой».
Шла лисичка по дорожке. Нашла скалочку. Постучалась в избу. Её впустили. Легла лисичка-сестричка на лавочку. Скалочку спрятала под печку.
А теперь запишите ответы на вопросы, употребляя в них слова с сочетаниями чк, чн, сочетания чк, чн подчеркните.
Вопросы:
Что нашла лисичка?
Где она легла спать?
Куда лисичка спрятала скалочку?
Проверка по образцу. У кого нет ни одной ошибки, на полях рисуете красный кружок, у кого есть ошибки- синий.
5.Физминутка
6. Работа по теме урока
в)работа со словосочетаниями
Продолжаем вспоминать сказки.
Ответьте на вопросы:
Как называется история, в которой есть сказка? (сказочная)
Название реки, на которой жили малыши из Цветочного города в сказке «Приключения Незнайки»? (Огуречная)
Колобок, испеченный из муки? (мучной)
Река, где пряталась девочка с братцем из сказки «Гуси-лебеди»? (молочная)
Белочка, которая берет еду из рук? (ручная)
Дом, который построил Наф-Наф? (кирпичный)
- Слова с каким сочетание встретились? (чн)
-Как пишутся такие слова?
Запишите 2 словосочетания в тетрадь, подчеркните орфограмму. Один ученик пишет на доске.
Проверьте себя сами, нарисуйте кружок соответствующего цвета.
Г) орфоэпическая минутка.
Слова с сочетанием чк всегда произносятся четко, а вот сочетание чн в некоторых словах может прятаться, маскироваться. Пишется чн, а произносится шн
Прочитаем слова правильно (на слайде)
[ чн ] |
[шн ] |
Точный |
Ску [шн ]о |
Отличный |
Коне[шн ]о |
Солнечный |
Наро[шн ]о |
Цветочный |
яи[шн ] ица |
- (на слайде)чтобы лучше усвоить произношение слов второго столбика, потренируемся произносить эти слова на примере одного стихотворения.
Я, конечно, не нарочно
Затолкал кота в буфет.
И, конечно, не нарочно
Съел я килограмм конфет.
И, конечно, не нарочно
Вазу мамину разбил
И уж вовсе не нарочно
На ковёр кисель пролил…
Просто было очень скучно…
Но теперь- то я послушный!
Рефлексия (работа по рядам)
Кто помогал девочке из сказки «Гуси-лебеди»?
И нам на пути встретилась яблонька , да не простая, а волшебная. Она тоже просит вас ей помочь.
Нужно на яблоньку повесить те яблочки, на которых правильно написаны слова с орфограммой, которую мы изучали на этом уроке.
- с какой орфограммой познакомились?
Слова точька, девочка,дочька, печка, кочка, речка, удочька, булочка, птичка, почька, тучька, колечко.
Взаимопроверка. Кто правильно яблочко повесил-красный кружок, допустил ошибку – синий.
8. Подведение итогов урока
- Какие цели и задачи мы ставили в начале урока? Удалось ли нам их достичь? Как пишутся сочетания чн, чк?
- какое задание вам понравилось?
-кто доволен своей работой?
- посчитайте кружочки, у кого больше красным, значит те справились с работой, у кого больше синих. Значит надо чуть –чуть подтянуться.
Спасибо за урок. До свидания.