Урок русского языка для 2 класса по ФГОС « Буквосочетания чк, чн, чт, нщ, нч»

0
2
Материал опубликован 13 February 2017 в группе

Урок русского языка.

Мамонтова Т.Л., учитель начальных классов

2 КЛАСС МБОУ «Школа № 54» г. Курска

 

 

Тема: Буквосочетания чк, чн, чт, нщ, нч.

Задачи:

образовательные:

- систематизировать знания обучающихся о твёрдых и мягких согласных звуках,

о правописании буквосочетаний с шипящими звуками,

-формировать мотивацию к изучению орфограмм путём различных форм и методов;

развивающие:

- развивать навыки устной и письменной связной речи с включением в урок произведений декоративно- прикладного искусства родного края;

воспитательные:

-воспитывать внимательность, наблюдательность, эстетический вкус.

Тип урока - комбинированный.

Учебные материалы:

-комплект демонстрационного оборудования;

-наглядно - иллюстрационный материал: видеофильм ( фрагмент русской народной песни), презентация« Кожлянска игрушка», образцы изделий, раздаточный материал.

Формы работы: групповая, парная, фронтальная.

Технология: элементы проблемного обучения; ИКТ.

 

Ход урока:

Деятельность учителя.

Деятельность обучающихся.

Формируемые УУД.

1.Мобилизирующий этап.

Сегодня у нас необычный урок - у нас гости, мы гостям всегда рады. Повернитесь к гостям, подарите им свои улыбки.

Повернитесь друг к другу, подарите улыбку своему однокласснику.

Стихотворение об улыбке.

Ты улыбкой, как солнышком, брызни

Выходя по утрам из ворот

Понимаешь у каждого в жизни

Предостаточно бед и забот.

Разве любы нам хмурые лица

Или чья – то сердитая речь?

Ты улыбкой сумей поделиться

И ответную искру зажечь!

Подарите улыбку друг другу.

Цель: создать условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебный процесс.

УУД:

личностные (действие смыслообразования, установление обучающимися связи между учебной деятельностью и её мотивом);

коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками)

2.Актуализация знаний.

Чистописание

Бб

( На доске карточка по чистописанию)

Вспомним, как надо писать букву, стрелочки вам напомнят, руку на локоток и прописываем в воздухе.

Напишите целую строчку.

А теперь внимание – загадка.

Клейкие листочки,

Зелёные почки,

С белой корой

Стоит под горой.

Какая в этом слове орфограмма?

А как сказать о ней уменьшительно-

ласкательно?

Что вы знаете об этом дереве?

( Мнения детей.)

С давних времён люди любили и почитали русскую берёзку, слагали о ней песни.

Давайте послушаем песню о берёзоньке, посмотрим , как в старину водили хороводы, какие носили одежды.

(Прослушивание песни и просмотр фильма.)

А теперь, ребята, я предлагаю вам поработать в группах, повернитесь друг к другу- 4 группы.

Составьте предложение о берёзке.

Прочитаем предложения- 1 группа, 2,3,4.

А теперь работаем в парах.

У вас на партах есть конверт, откройте его, посмотрите, какое интересное задание прислала вам берёзка. Это предложение необходимо восстановить, прочитать, сделать полный синтаксический разбор устно.

Нарядилась, в, красивый, берёзо (н’)ка сарафа( н’) чик. ( Задание в конверте для парной работы).

3.Постановка учебной цели.

Посмотрите на подлежащее, произнесите его, как напишите слово? Почему?

Во что нарядилась берёзонька?

Произнесите это слово - друг другу.

( Работа в парах.)

4. Исследовательская работа в творческих группах.

Давайте попробуем исследовать это слово.

Какой звук слышится перед мягким согласным шипящим звуком (ч’)?

Твёрдый или мягкий?

Обратите внимание и в слове «берёзонька», и в слове «сарафанчик»

есть мягкий согласный звук (н’) В слове

«берёзонька» пишется мягкий знак, вы это доказали. А нужен ли он в слове

« сарафанчик» ? (Мнения).

Есть ли в слове знакомая орфограмма?

Вот она – проблема, которую надо решить.

Что же делать? Где узнать истину?

Какие источники информации вам помогут?

 

Обобщим сбор информации.

Нужен ли ь в записи слова ««сарафанчик»?

НЧ – это буквосочетание - орфограмма, пишется без ь, написание нужно запомнить так же, как и чк,чн,чт.

Запишите предложение и подчеркните главные члены. И не забудьте подчеркнуть новую орфограмму.

Вы молодцы! Переведём дух и отдохнём.

Физминутка.

Итак, какие новые буквосочетания для себя вы узнали на уроке?

А какие ещё буквосочетания нужно запомнить вы узнаете, выполнив упражнения в учебнике.

Стр. 4,5 №2 ,3.

Самостоятельно выпишите слова с сочетанием ЩН из 2 упр. и из 3 упр. любые 3 слова.

Подчеркните сочетания - щн, нч.

Взаимопроверка. Обменяйтесь тетрадями, проверьте, карандашом исправьте, а я потом посмотрю при проверке тетрадей.

Какие слова с ЩН выписали? Прочитайте .Подчеркните новое сочетание - ЩН . Как будете писать ЩН ?

Ребята, сделайте вывод - какие новые буквосочетания нужно запомнить?

Молодцы! Вы решили проблему.

А теперь прочитаем правило в учебнике.

Страница 5 .

Физминутка.

Гимнастика для глаз.

Прописывают в воздухе.

 

Берёза.

Безударная гласная, непроверяемая ударением.

Берёзонька.

 

Символ Родины.

Можно ей рассказать о своих удачах и неудачах, прижавшись к ней.

Работа в группах по 4 человека.

( Составление предложения о берёзке.)

Белая берёзка принакрылась снегом.

Красивая берёзонька выросла в поле и др.

 

Нарядилась берёззо ( н’)ка в красивый сарафа( н’) чик.

Повествовательное, невосклицательное, подлежащее – берёзонька, сказуемое - нарядилась. Это главные члены предложения, остальные слова – второстепенные.

С ь.

Ь - показатель мягкости согласного звука. Это орфограмма, мы её уже изучили.

В сарафанчик.

Мягкий согласный звук ( н ’)

Нет. Знаем только чн, а здесь - НЧ.

Посмотреть в Интернете.

Посмотреть в словаре.

В учебнике.

Спросить у взрослых, учителя.

Ученик спрашивает у гостей.

Смотрят в словаре учебника, в орфографическом словаре.

 

Нет. Это буквосочетание – опасное место в слове.

 

Буквосочетание НЧ пишется без ь.

Помощник, хищник, мощный.

Пончик, блинчик, птенчик.

Помощник, мощный, хищник.

Без ь.

Буквосочетания - НЧ, ЩН пиши без ь.

Буквосочетания чк, чн, чт, нч,щн- это орфограммы. Они пишутся без ь: точка, речной, почта, помощник, птенчик, женщина.

Цель: организовать актуализацию изученных способов действий, необходимых для выполнения задания.

УУД:

познавательные (общеучебные - выделение необходимой информации),

логические ( построение цепочки рассуждений, доказательство);

личностные ( принимать

ценности - природа, Родина)

коммуникативные (оформлять свои мысли в устной речи, участвовать в совместном решении задачи)

 

Цель: организовать побуждающий диалог по проблемному объяснению нового знания, организовать уточнение и согласование темы урока

УУД:

познавательные (постановка и формулирование проблемы)

регулятивные (целеполагание, планирование)

логические ( анализ, обобщение)

Цель: организовать усвоение нового способа действий с проговариванием во внешней речи

УУД:

познавательные ( общеучебные извлечение необходимой информации из выполненных заданий; логическое построение цепочки рассуждений)

коммуникативные ( планирование сотрудничества с учителем, умение наблюдать и делать свои выводы, умение выражать свои мысли)

регулятивные (определять план выполнения заданий)

5.Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Наш Курский край знают во всём мире, например, по курскому соловью.

А есть ли ещё что-то, что можно назвать визитной карточкой Курского края?

( мнения)

Вывод: визитной карточкой нашего края, наряду с голосистым соловьём и пахучей антоновкой, является Кожлянская игрушка. Мы с вами работаем над созданием проекта «Курские народные промыслы». Пока собираем материал по крупицам на уроках чтения, окружающего мира. Ваня заинтересовался глиняной игрушкой, и мы сегодня попросим его чуть-чуть рассказать об этом.

 

Богато Курское народное искусство. Гончарный промысел — один из самых старейших. Им славились деревни Кожля и Дроняево.

В Кожле зародилась и глиняная игрушка-свистулька. Лепили ее из дроняевской синей глины. После обжига глина меняла цвет на белый, а потом фигурки расписывали фиолетовым (синим), красным, желтым и зеленым цветом. На Кожлянской игрушке нет «налепов», то есть отдельных деталей, прикрепленных на игрушку. Фигурки очень разнообразны — это барышни, всадники на конях и множество зверюшек. Весной игрушками-свистульками прогоняли зиму и закликали солнышко.

Мастером своего дела по сей день остается хранительница ремесла Валентина Ковкина, которой уже 88 лет.

Спасибо, Ваня. Ты умница.

А сейчас работаем в парах.

У вас есть карточка. Рассмотрите её. Составьте устный рассказ по опорным словам.

(учитель ходит и слушает, наклоняясь к парам)

Первыми были…

(Слушаем рассказ, дети дают оценку).

 

6.Домашнее задание.

Я предлагаю вам дома написать мини-сочинение, используя эту карточку.

На обратной стороне слова-помощники, вы можете их использовать, можете подобрать другие. Но не забудьте выполнить задание.

7.Итог урока:

Какие новые орфограммы с шипящими вы узнали?

О чём сегодня, придя, домой, вы расскажете своим родным?

8. Рефлексия.

-Ребята, с помощью полосок покажите мне, как вам работалось на уроке?

Наше солнышко наблюдало за вашей работой, оно говорит вам всем спасибо и дарит свои лучики. А я вам тоже говорю «СПАСИБО ЗА УРОК!»

Мини - презентация «Кожлянская игрушка».

Кожлянская игрушка

-родина - село Кожля ;

-яркие, красочные, забавнаые

свистульки, птички, уточки ;

-цвета-зелёный, жёлтый, красный ,фиолетовый(синий) ;

-узоры-цветочки, листочки, полоски;

-визитная карточка Курского края

,

Дети рассказывают, что усвоили на уроке.

Жёлтая - интересно, красная – трудно.

Цель: организовать выполнение обучающимися заданий на новый способ действия.

УУД:

Регулятивные ( волевая саморегуляция)

познавательные (общеучебные – рефлексия, контроль и оценка)

личностные (действие смыслообразования, установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом)

Цель: организовать выявление типов заданий, где возможно использовать новый способ действий.

УУД:

Логические (выдвижение гипотез и их обоснование);

Личностные (принятие ценностей - Родина, гордость за неё, знание «старины, промыслов родного края);

Познавательные (общеучебные - умение отвечать на вопросы, задавать вопросы, осознанное построение высказываний) коммуникативные (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли).

Цель:

организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке.

УУД:

Познавательные (осознанное построение высказываний).

Регулятивные (контроль, оценка)

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Тип урока - комбинированный. Задачи: образовательные: - систематизировать знания обучающихся о твёрдых и мягких согласных звуках, о правописании буквосочетаний с шипящими звуками. Конкурс "Вводный урок"!

16 March 2017

Работа не соответствует теме конкурса

17 March 2017