Конспект урока русского языка в 5 классе на тему «Правописание корней с чередованием гласных Е–И»
Фамилия, имя, отчество учителя: Бастракова Валентина Геннадьевна
Класс: 5
Название предмета: Русский язык
Тема урока: Правописание корней с чередованием гласных Е - И
Тип урока: Урок открытия нового знания
Цели урока:
Знать корни с чередованием гласных и условия выбора гласных и–е в корнях с чередующимися гласными.
Уметь находить орфограммы с чередованием гласных в корнях слов, объяснять их правописание, приводить примеры с изученными орфограммами.
Отличать корни с чередующимися гласными от безударной гласной в корне, проверяемой ударением.
Способствовать формированию интереса к слову и языку в целом.
Планируемые результаты обучения (в том числе и формирование УУД):
Предметные:
Формирование практических умений находить корни с чередованием Е – И и безошибочно руководствоваться условиями выбора гласной;
совершенствование навыка отличия и правописания корней с чередованием гласных и безударной гласной в корне, зависящей от ударения;
обобщение, систематизация и углубление знаний о чередующихся гласных в корне слова.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
формирование умения определять и формулировать цели и задачи урока с помощью учителя;
формирование планирования последовательности действий в процессе работы;
формирование навыков самоконтроля, самооценки и саморегуляции.
Познавательные УУД:
формирование навыка работы с различными источниками информации с целью отбора необходимого материала;
формирование умения применения знаний теоретического материала на практике, умения делать выводы;
формирование умения графически обозначать изучаемую орфограмму.
Коммуникативные УУД:
формирование умения совместного решения проблемы;
формирование умения работать в группе, в паре, самостоятельно; воспитывать уважительное отношение к мнению других;
формирование умения оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста).
обогащение словарного запаса, усложнение смысловой функции речи;
развитие учебно-познавательного интереса к русскому языку;
формирование способности самооценки своих действий.
Учебно-методический комплекс: Русский язык: 5-й класс.: учебник: в 2 частях/Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова (ии др.). – 5-е изд., перераб., - Москва: Просвещение, 2023.; мультимедийный ряд: задания по теме урока, выполненные учителем; Оценочный материал.
Этап, время, цель | Содержание учебного материала | Формы, методы и приемы работы | Формирование УУД | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1.Мотивационный этап - 2 минуты. Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности | | Фронтальная; словесный, устный, наглядный | Регулятивные: Формирование мотивации к изучению нового материала | | Настраиваются на работу, оформляют классную работу. |
2.Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии- 4 минут. Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. | Увидела рукодельница, что между деревьями огонек блестит, замерла она от страха. Потом насмелилась и вышла на полянку. А на полянке братья-месяцы костер развели. Пригласили они девочку к костру погреться и стали расспрашивать, зачем она в такую стужу одна по лесу блуждает. Рассказала она о своей беде, утирая слезы. Пожалели ее братья месяцы и растопили снега глубокие на лесной полянке и появились на ней подснежники. Словно ковром застелили они среди зимы поле, зажигаясь белыми, голубыми и розовыми оттенками. Стала собирать их рукодельница в корзину… | Фронтальная, групповая; словесный, устный, наглядный | Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в группе с учетом конкретных учебно-познавательных задач, задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | Учитель (У) приветствует учащихся, желает успехов на уроке. У. объявляет о начале изучения новой интересной темы, совпавшей с наступлением зимы. Выводит текст на доску, зачитывает его детям просит определить название сказки. Просит определить стиль и тип речи текста. У. предлагает детям тоже помочь девочке собрать корзину подснежников в ее большую корзину, которую дала ей мачеха, но для этого ребята должны будут выполнить несколько заданий. Времени у девочки только 1 час. За каждое выполненное задание каждый учащийся получает подснежник. У. просит найти в тексте слова, с безударными гласными в корне, проверяемыми ударением, и выписать их в тетрадь и на доску в столбик. У. вызывает желающих и выдает каждому по бумажному подснежнику за правильно выписанное слово. У. хвалит, стимулируя учащихся к активной работе. | Слушают и читают текст. Отвечают на вопросы Соглашаются помочь Распределяют по столбикам слова. Те учащиеся, которые выполняют работу первыми, идут к доске записывать по одному слову в один из столбиков Остальные записывают в тетрадях. |
3.Выявление места Создание проблемной ситуации, эвристическая беседа | Деревьями, огонек, блестит, замерла, полянку, развели, пригласили, лесу, рассказала, своей, беде, утирая, пожалели, растопили, снега, ковром, застелили, они, зажигаясь, собирать. Цель урока: Умение находить слова с чередованием в корнях и объяснять условия чередования. | Фронтальная; словесный, устный, наглядный | Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | У. предлагает подобрать к данным словам проверочные и записывает на доску, организуя актуализацию материала по теме «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением». За правильные ответы раздает подснежники У. помогает ребятам сделать вывод: все ли слова подчиняются этому правилу? У. называет группу корней с чередованием гласных Е – И и условия их написания У. Предлагает одному учащемуся объяснить правописание гласных в корнях. Выдает подснежник за правильный ответ. Предлагает сформулировать цель, помогает наводящими вопросами. Выдает подснежники за работу. | Подбирают проверочные слова. Делают вывод. Записывают корни с чередованием в тетради для правил. Объясняет написание. Формулируют цель урока. Получают мотивацию на изучение темы урока. |
4.Целеполагание. Построение проекта (плана) выхода из затруднения (открытие нового знания) - 4 минуты. Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Беседа по вопросам | Цель урока: Умение находить слова с чередованием в корнях и объяснять причины чередования. Задачи урока: -Уметь безошибочно разделять слова с чередованием от слов с проверяемыми гласными в корне ударением. - Выучить девять корней с чередованием наизусть. Соб…рай по ягодке – наб…решь кузовок. За все б…рется, да не все уд…ется. Знал бы, где упасть, с…ломки бы подст…лил. Надежда ум…рает последней. Не всё то зол…то, что бл…стит. | Фронтальная, в парах; словесный, устный, наглядный | Познавательные: осознают познавательную задачу и самостоятельно извлекают необходимую информацию Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, учатся задавать вопросы для уточнения последовательности работы. | После ответов учащихся учитель показывает задачи на слайде и нацеливает ребят на успешное изучение нового материала. Предлагает объединиться в пары, поработать над следующим заданием. Выписать только слова с чередованием гласных Е – И в корне. Выделить кони, суффиксы, подчеркнуть орфограммы. Организует и сопровождает деятельность учащихся. Фронтальная проверка. После выполнения учащимися работы учитель задает вопросы на понимание учебного материала. Учащиеся, не сделавшие ни одной ошибки, получают подснежники. | Формулируют задачи урока. Получают мотивацию на изучение темы урока. Работают в парах. Отвечают на вопросы. |
5.Реализация построенного проекта - 4 минуты. Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Обсуждение результатов исследовательского проекта, подготовленного учащимися | Соб…рался, зам…р, заж…гаются, ст…лет, бл…стает, выч…тал, подп…рать, прот…рал, выд…рали. | Фронтальная, индивидуальная; словесный, устный, наглядный | Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию. Регулятивные: действуют по Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы, обосновывать свою точку зрения. | Составить одно простое предложение, используя одно из данных слов. Подчеркнуть грамматическую основу. Просит некоторых ребят зачитать предложения, назвать грамматические основы и пропущенные гласные в корне, обосновать. У. хвалит, стимулируя учащихся к активной работе. | Составляют предложения. Зачитывают, обосновывают. |
6.Первичное закрепление с комментированием во внешней Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. | Заж…гать в ночи, соб…рать мед, бл…стательная победа, ст…рать с доски, расст…лать скатерть, уд…рать без оглядки, проч…тать в книге, зам…р от восторга, зап…р в комнате, заж…гать свечу, прим…рить друзей, зам…рять длину, пировать за столом. | Индивидуальная, фронтальная; словесный, устный, наглядный | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины, пути преодоления. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность с учетом конкретных учебно-познавательных задач, учатся задавать вопросы для уточнения последовательности работы. | У. предлагает посоревноваться между рядами. Нужно по очереди выходить к доске (бегать нельзя!) по одному человеку и вставлять буквы в слова, Графически обозначать орфограмму. У. предупреждает, что два слова не относятся к изучаемому правилу, поэтому к ним нужно будет подобрать проверочные слова. Учащиеся того ряда, который закончит первым и сделает все без ошибок, получают по подснежнику. У. хвалит, стимулируя учащихся к активной работе. У. вместе с ребятами исправляют ошибки и комментируют орфограмму. | Учащиеся соревнуются, отрабатывая навык правописания. Находят слова, не относящиеся к изучаемому правилу. Рассуждают, отрабатывают навык правописания. |
Физ. минутка - 1 минута | Влево – вправо повернись И в подснежник превратись! Вот подснежники проснулись, улыбнулись, потянулись, Раз – росой они умылись, Два – изящно покружились, Три – нагнулись и присели, И на солнце поглядели. Влево – вправо повернись и в ребяток превратись! | Групповая |
| У. мотивирует на дальнейшую работу. | Выполняют физ. упражнения. |
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону – 5 минуты. Обобщение полученных на уроке сведений, самооценивание | | Индивидуальная, фронтальная; словесный, устный, наглядный | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме. Регулятивные: учатся понимать и принимать учебную задачу; планируют и корректируют свою деятельность, адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины, пути преодоления. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения материала и давать объяснения своим одноклассникам в затруднительных случаях. | Работа с материалом учебника. Упр. 725 У. демонстрирует слайд с выполненным упражнением. У. просит поднять руку тех ребят, у кого задание не вызвало затруднений и тех, кто столкнулся с некоторыми трудностями. Просит озвучить ребят затруднения и предлагает другим ребятам помочь им в их разрешении. Корректирует объяснения ребят. Кто не ошибся ни разу, получает подснежник. | Учатся самостоятельно обобщать и применять на практике полученные знания. Самопроверка по ключу на слайде. Поднимают руки. Разъясняют затруднения. |
8. Включение в систему знаний и повторение - 5 минут. Повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний. | Загораться ярко – сверкать на солнце – подниматься в гору – оцепенеть от страха – закрыть на замок – убегать от гусей – увлечься чтением - | Фронтальный, словесный, устный, наглядный | Познавательные: Регулятивные: Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы. | На раздаточных карточках и на экране представлены предложения. Учитель предлагает заменить словосочетания синонимами с чередованием гласных Е – И в корне. И прокомментировать свой выбор. Получают подснежник за правильный ответ. У. предлагает обратиться к первоначальному тексту и найти в нем слова с чередованием гласных Е – И в корне и объяснить их написание. Получают подснежник за правильный ответ. | Учащиеся записывают по одному у доски, комментируя, остальные записывают в тетрадях. Закрепляют. |
9. Рефлексия учебной деятельности (итог урока) – 3 минуты. осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной (а в случае, если ошибок не было, самостоятельной) деятельности. Домашнее задание | –Со всеми ли задачами, поставленными на уроке, справились? – Что не поняли? Почему? - Вопросы и пожелания, возникшие в связи с темой урока. | Фронтальная | Регулятивные: анализируют, адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины, пути преодоления; моделируют, проектируют предстоящую деятельность, взаимодействуют; осознают смысл их собственной деятельности и взаимодействия; осознают смысл корректировки своей деятельности; учатся адекватно воспринимать оценку со стороны взрослых и сверстников, анализировать причины успеха/неуспеха; Коммуникативные: учатся оценивать свои результаты, учатся оценивать результаты других корректно. | Проведение рефлексивного анализа учебной деятельности У. благодарит ребят за активную работу на уроке, за помощь девочке-рукодельнице. Просит назвать количество подснежников у каждого учащегося. Выставляет отметки и обосновывает их. Упр. 726. Выучить девять корней с чередованием наизусть | Оценивают собственную деятельность на уроке; фиксируют неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности; фиксируют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности; намечают цели последующей деятельности.
Обсуждают и записывают домашнее задание. |