12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
валентина бастракова (чурсина)20
Россия, Гурьевск (Кемеровская область)

Фамилия, имя, отчество учителя: Бастракова Валентина Геннадьевна

Класс: 5

Название предмета: Русский язык

Тема урока: Правописание корней с чередованием гласных Е - И

Тип урока: Урок открытия нового знания

Цели урока:

Знать корни с чередованием гласных и условия выбора гласных и–е в корнях с чередующимися гласными.

Уметь находить орфограммы с чередованием гласных в корнях слов, объяснять их правописание, приводить примеры с изученными орфограммами.

Отличать корни с чередующимися гласными от безударной гласной в корне, проверяемой ударением.

Способствовать формированию интереса к слову и языку в целом.

Планируемые результаты обучения (в том числе и формирование УУД):

Предметные: 

Формирование практических умений находить корни с чередованием Е – И и безошибочно руководствоваться условиями выбора гласной;

совершенствование навыка отличия и правописания корней с чередованием гласных и безударной гласной в корне, зависящей от ударения;

обобщение, систематизация и углубление знаний о чередующихся гласных в корне слова.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

формирование умения определять и формулировать цели и задачи урока с помощью учителя;

формирование планирования последовательности действий в процессе работы;

формирование навыков самоконтроля, самооценки и саморегуляции.

Познавательные УУД:

формирование навыка работы с различными источниками информации с целью отбора необходимого материала;

формирование умения применения знаний теоретического материала на практике, умения делать выводы;

формирование умения графически обозначать изучаемую орфограмму.

Коммуникативные УУД:

формирование умения совместного решения проблемы;

формирование умения работать в группе, в паре, самостоятельно; воспитывать уважительное отношение к мнению других;

формирование умения оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста).

Личностные УУД: 

обогащение словарного запаса, усложнение смысловой функции речи;

развитие учебно-познавательного интереса к русскому языку;

формирование способности самооценки своих действий.

Учебно-методический комплекс: Русский язык: 5-й класс.: учебник: в 2 частях/Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова (ии др.). – 5-е изд., перераб., - Москва: Просвещение, 2023.; мультимедийный ряд: задания по теме урока, выполненные учителем; Оценочный материал.

Этап, время, цель

Содержание учебного материала

Формы, методы и приемы работы

Формирование УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Мотивационный этап - 2 минуты. Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности



Фронтальная; словесный, устный, наглядный

Регулятивные: Формирование мотивации к изучению нового материала


Настраиваются на работу,

оформляют классную работу.


2.Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии- 4 минут.

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях.


Увидела рукодельница, что между деревьями огонек блестит, замерла она от страха. Потом насмелилась и вышла на полянку. А на полянке братья-месяцы костер развели. Пригласили они девочку к костру погреться и стали расспрашивать, зачем она в такую стужу одна по лесу блуждает. Рассказала она о своей беде, утирая слезы. Пожалели ее братья месяцы и растопили снега глубокие на лесной полянке и появились на ней подснежники. Словно ковром застелили они среди зимы поле, зажигаясь белыми, голубыми и розовыми оттенками. Стала собирать их рукодельница в корзину…






















Фронтальная, групповая; словесный, устный, наглядный

Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные
связи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в группе с учетом конкретных учебно-познавательных задач, задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Учитель (У) приветствует учащихся, желает успехов на уроке.

У. объявляет о начале изучения новой интересной темы, совпавшей с наступлением зимы. Выводит текст на доску, зачитывает его детям просит определить название сказки. Просит определить стиль и тип речи текста.

У. предлагает детям тоже помочь девочке собрать корзину подснежников в ее большую корзину, которую дала ей мачеха, но для этого ребята должны будут выполнить несколько заданий. Времени у девочки только 1 час. За каждое выполненное задание каждый учащийся получает подснежник.

У. просит найти в тексте слова, с безударными гласными в корне, проверяемыми ударением, и выписать их в тетрадь и на доску в столбик.

У. вызывает желающих и выдает каждому по бумажному подснежнику за правильно выписанное слово.

У. хвалит, стимулируя учащихся к активной работе.


Слушают и читают текст.

Отвечают на вопросы




Соглашаются помочь












Распределяют по столбикам слова.




Те учащиеся, которые выполняют работу первыми, идут к доске записывать по одному слову в один из столбиков

Остальные записывают в тетрадях.





3.Выявление места
и причины затруднения
, постановка цели деятельности - 6 минут.

Создание проблемной ситуации, эвристическая беседа

Деревьями, огонек, блестит, замерла, полянку, развели, пригласили, лесу, рассказала, своей, беде, утирая, пожалели, растопили, снега, ковром, застелили, они, зажигаясь, собирать.













Цель урока: Умение находить слова с чередованием в корнях и объяснять условия чередования.











Фронтальная; словесный, устный, наглядный


Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные
связи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

У. предлагает подобрать к данным словам проверочные и записывает на доску, организуя актуализацию материала по теме «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением». За правильные ответы раздает подснежники

У. помогает ребятам сделать вывод: все ли слова подчиняются этому правилу?

У. называет группу корней с чередованием гласных Е – И и условия их написания

У. Предлагает одному учащемуся объяснить правописание гласных в корнях. Выдает подснежник за правильный ответ.

Предлагает сформулировать цель, помогает наводящими вопросами. Выдает подснежники за работу.


Подбирают проверочные слова.








Делают вывод.




Записывают корни с чередованием в тетради для правил.

Объясняет написание.





Формулируют цель урока.



Получают мотивацию на изучение темы урока.









4.Целеполагание. Построение проекта (плана) выхода из затруднения (открытие нового знания) - 4 минуты.

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Беседа по вопросам


Цель урока: Умение находить слова с чередованием в корнях и объяснять причины чередования.


Задачи урока:

-Уметь безошибочно разделять слова с чередованием от слов с проверяемыми гласными в корне ударением.

- Выучить девять корней с чередованием наизусть.





Соб…рай по ягодке – наб…решь кузовок. За все б…рется, да не все уд…ется. Знал бы, где упасть, с…ломки бы подст…лил. Надежда ум…рает последней. Не всё то зол…то, что бл…стит.




Фронтальная, в парах; словесный, устный, наглядный

Познавательные: осознают познавательную задачу и самостоятельно извлекают необходимую информацию
из прослушанного объяснения учителя и учебника.
Регулятивные: раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности; контроль и коррекция.

 Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах с учетом конкретных учебно-познавательных задач,  учатся задавать вопросы для уточнения последовательности работы.

После ответов учащихся учитель показывает задачи на слайде и нацеливает ребят на успешное изучение нового материала.

Предлагает объединиться в пары, поработать над следующим заданием.

Выписать только слова с чередованием гласных Е – И в корне. Выделить кони, суффиксы, подчеркнуть орфограммы.

Организует и сопровождает деятельность учащихся.

Фронтальная проверка. После выполнения учащимися работы учитель задает вопросы на понимание учебного материала.

Учащиеся, не сделавшие ни одной ошибки, получают подснежники.

Формулируют задачи урока. Получают мотивацию на изучение темы урока.

Работают в парах.









Отвечают на вопросы.











5.Реализация построенного проекта - 4 минуты.

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Обсуждение результатов исследовательского проекта, подготовленного учащимися

Соб…рался, зам…р, заж…гаются, ст…лет, бл…стает, выч…тал, подп…рать, прот…рал, выд…рали.















Фронтальная, индивидуальная; словесный, устный, наглядный

Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию.

Регулятивные: действуют по
плану, контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки;
различают способ и результат действий; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы, обосновывать свою точку зрения.

Составить одно простое предложение, используя одно из данных слов. Подчеркнуть грамматическую основу.



Просит некоторых ребят зачитать предложения, назвать грамматические основы и пропущенные гласные в корне, обосновать.



У. хвалит, стимулируя учащихся к активной работе.
















Составляют предложения.





Зачитывают, обосновывают.










6.Первичное закрепление с комментированием во внешней
речи
– 6 минут.

Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике.

Заж…гать в ночи, соб…рать мед, бл…стательная победа, ст…рать с доски, расст…лать скатерть, уд…рать без оглядки, проч…тать в книге, зам…р от восторга, зап…р в комнате, заж…гать свечу, прим…рить друзей, зам…рять длину, пировать за столом.






Индивидуальная, фронтальная; словесный, устный, наглядный

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины, пути преодоления.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность с учетом конкретных учебно-познавательных задач, учатся задавать вопросы для уточнения последовательности работы.

У. предлагает посоревноваться между рядами. Нужно по очереди выходить к доске (бегать нельзя!) по одному человеку и вставлять буквы в слова, Графически обозначать орфограмму. У. предупреждает, что два слова не относятся к изучаемому правилу, поэтому к ним нужно будет подобрать проверочные слова.

Учащиеся того ряда, который закончит первым и сделает все без ошибок, получают по подснежнику.

У. хвалит, стимулируя учащихся к активной работе.



У. вместе с ребятами исправляют ошибки и комментируют орфограмму.














Учащиеся соревнуются, отрабатывая навык правописания.



Находят слова, не относящиеся к изучаемому правилу.

Рассуждают, отрабатывают навык правописания.



Физ. минутка - 1 минута

Влево – вправо повернись И в подснежник превратись!

Вот подснежники проснулись, улыбнулись, потянулись,

Раз – росой они умылись,

Два – изящно покружились,

Три – нагнулись и присели,

И на солнце поглядели.

Влево – вправо повернись и в ребяток превратись!

Групповая

У. мотивирует на дальнейшую работу.

Выполняют физ. упражнения.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону – 5 минуты.

Обобщение полученных на уроке сведений, самооценивание


Индивидуальная, фронтальная; словесный, устный, наглядный

Познавательные:  выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме.

Регулятивные: учатся понимать и принимать учебную задачу; планируют и корректируют свою деятельность, адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины, пути преодоления.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения материала и давать объяснения своим одноклассникам в затруднительных случаях.

Работа с материалом учебника. Упр. 725





У. демонстрирует слайд с выполненным упражнением.


У. просит поднять руку тех ребят, у кого задание не вызвало затруднений и тех, кто столкнулся с некоторыми трудностями.

Просит озвучить ребят затруднения и предлагает другим ребятам помочь им в их разрешении. Корректирует объяснения ребят.

Кто не ошибся ни разу, получает подснежник.

Учатся самостоятельно обобщать и применять на практике полученные знания.


Самопроверка по ключу на слайде.


Поднимают руки.

Разъясняют затруднения.

8. Включение в систему знаний и повторение - 5 минут. Повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний.

Загораться ярко –

сверкать на солнце –

подниматься в гору –

оцепенеть от страха –

закрыть на замок –

убегать от гусей –

увлечься чтением -

Фронтальный,

словесный, устный, наглядный

Познавательные:
структурирование знаний; построение самостоятельных рассуждений на тему урока

Регулятивные:
принятие и сохранение учебной задачи;
оценка правильности выполнения своих суждений и суждений одноклассников; выполнение учебных действий в материализованной громкоречевой и умственной форме.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы.


На раздаточных карточках и на экране представлены предложения. Учитель предлагает заменить словосочетания синонимами с чередованием гласных Е – И в корне. И прокомментировать свой выбор. Получают подснежник за правильный ответ.



У. предлагает обратиться к первоначальному тексту и найти в нем слова с чередованием гласных Е – И в корне и объяснить их написание. Получают подснежник за правильный ответ.


Учащиеся записывают по одному у доски, комментируя, остальные записывают в тетрадях.





Закрепляют.

9. Рефлексия учебной деятельности (итог урока) – 3 минуты. осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной (а в случае, если ошибок не было, самостоятельной) деятельности.







Домашнее задание

Со всеми ли задачами, поставленными на уроке, справились?

Что не поняли? Почему?

- Вопросы и пожелания, возникшие в связи с темой урока.


Фронтальная

Регулятивные: анализируют, адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины, пути преодоления; моделируют, проектируют предстоящую деятельность, взаимодействуют; осознают смысл их собственной деятельности и взаимодействия; осознают смысл корректировки своей деятельности; учатся адекватно воспринимать оценку со стороны взрослых и сверстников, анализировать причины успеха/неуспеха;

Коммуникативные: учатся оценивать свои результаты, учатся оценивать результаты других корректно.

Проведение рефлексивного анализа учебной деятельности 











У. благодарит ребят за активную работу на уроке, за помощь девочке-рукодельнице. Просит назвать количество подснежников у каждого учащегося. Выставляет отметки и обосновывает их.















Упр. 726. Выучить девять корней с чередованием наизусть



Оценивают собственную деятельность на уроке;

фиксируют неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности; фиксируют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности; намечают цели последующей деятельности.

Обсуждают и записывают домашнее задание.






Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.