Статья «Чирлидинг — это спорт или искусство?!»
Чирлидинг – это спорт или искусство?!
Щукина Галина Евгеньевна, старший методист,
Дубова Зинаида Дмитриевна, педагог дополнительного образования КГБУ ДО «Алтайский краевой дворец творчества детей и молодежи», г. Барнаул
В Российской Федерации с 2007 по 2017 годы чирлидинг существовал как самостоятельный вид спорта, сочетающий в себе элементы спортивной гимнастики, полётной и силовой акробатики и хореографии.
В 2017 году произошло объединение чирлидинга и чир спорта, в результате чего определились два направления: «акробатическое» (чирлидинговое) и «чир-перфоманс» (артистическое/танцевальное).
Так как чир спорт – это молодой и динамично развивающийся вид, название дисциплин ещё не устоялось и периодически изменяется.
До недавнего времени в обществе существовал определенный стереотип «чирлидерши-танцовщицы» и чирлидинг – это «танцы с помпонами». Как ни банально, именно в образе «чирлидерши из группы поддержки» и кроется сложность восприятия чирлидинга как вида спорта в обществе и профессиональной спортивной среде.
Сегодня, в соответствии с Правилами вида спорта "Чир спорт" (утв. приказом Министерства спорта РФ от 5 февраля 2018 г. N 84), определены дисциплины «чир-перфоманса»:
чир-джаз-двойка;
чир-джаз-группа;
чир-фристайл-двойка;
чир-фристайл-группа;
чир-хип-хоп-двойка;
чир-хип-хоп-группа;
и спортивные дисциплины чирлидинга:
чирлидинг-группа;
чирлидинг-группа-смешанная;
чирлидинг-стант;
чирлидинг-стант-смешанный (чемпионат и первенство России в данной дисциплине не проводятся);
чирлидинг-стант-партнерский (чемпионат и первенство России в данной дисциплине не проводятся).
Значит чирлидинг – это спорт и искусство в одном флаконе?! Видимо, так оно и есть!
Попытаемся разобраться. Соревнования проводятся и по артистическим дисциплинам, и по акробатическим. Соответственно, чирлидер должен быть физически подготовлен и, что немаловажно, обладать артистизмом, в классическом понимании этого слова. Если рассматривать артистизм как искусство «переживания, проживания, пропускания через себя», как способность «оказываться в новом образе», как изящество, одухотворенность, как игру воображения и ощущение внутренней свободы, то все это можно увидеть в выступлении чирлидеров, в направлении «перфоменс», в дисциплинах чир-джаз, чир-фристайл, чир-хип-хоп.
Конечно, выступлениям на концертах, соревнованиях предшествует большая предварительная работа. Прежде всего, это образовательный процесс с изучением и отработкой основных базовых элементов чирлидинга, акробатики, гимнастики, и конечно, как классического танца, так и уличных танцевальных стилей (хип-хоп, локинг, брейк, хаус, электро и т.д).
Искусство и спорт давно применяются в системе средств педагогического воздействия на личность. При этом используемые на практике формы педагогической работы с обучающимися обычно предполагают его активное включение либо в занятия спортом, либо в какие-то виды духовной деятельности — искусство, науку и т.п. Как правило, спортивная деятельность и искусство способны органично дополнить друг друга в системе средств педагогического воздействия,
Отсюда вытекает общая концепция дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Ступени чирлидинга», по которой ведутся занятия с обучающимися школы чирлидинга «Флай» – создание условий для продвижения обучающихся к образцам физического и эстетического совершенства через интеграцию спорта и танцевального искусства. Эти две формы человеческой активности предоставляют огромные возможности для обучения, совершенствования и самовыражения; обе они имеют древние традиции, исторические корни; и артист, и спортсмен ориентируются на творчество и индивидуальный стиль; для спортсменов и артистов характерно возвышенное состояние сознания и духа.
Регулярные занятия чирлидингом позволяют детям и подросткам приобретать различные двигательные умения и навыки, развивать эстетическую, эмоционально-волевую сферу, закладывают прочные основы для развития физических качеств и творческих способностей, формируют красивые осанку и телосложение, способствуют ритмичной, слаженной деятельности различных систем человеческого организма.
В дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Ступени чирлидинга» учебный план построен таким образом, что обучению чирлидингу и хореографии посвящены самостоятельные, и в тоже время взаимосвязанные с концепцией программы темы занятий основных разделов. Так, например, обучающиеся первого года обучения знакомятся, а затем отрабатывают «прыжки в чир спорте», «уличные стили хореографии», «акробатическую дорожку», «классическую хореографию», «технику выполнения пирамид» и т.д. Обучающиеся последующих годов обучения более подробно погружаются в хореографическое и акробатическое направления программы, оттачивая спортивное и артистическое мастерство. Промежуточными и итоговыми результатами освоения программы являются выступления. Будь то спортивные соревнования или хореографические конкурсы. И здесь немаловажным фактором успешности в продвижении и развитии команды чирлидеров принадлежит разработке и построению программы выступления. Все упражнения должны быть хореографически гармоничны, логически и эстетически согласовываться с ритмом и настроением музыкального сопровождения. Обязательна логическая синхронность или гармония отношений между участниками команды в течение всего выступления.
Чирлидеры, каждый в отдельности и вся команда в целом должны продемонстрировать способность эмоционально выражать настроение музыки, используя мимику (лицо) для передачи сюжета (замысла) выступления.
Логика упражнений не должна нарушаться прерываниями или несогласованностью движений. Паузы должны быть логичными и не разрушать плавного течения упражнения, подчеркивая при этом пунктуацию музыкальных фраз. И здесь мы плавно подошли к еще одному виду искусства – музыке. Музыка, музыкальность являются неотъемлемыми составляющими в подготовке чирлидера. И не случайно они знакомятся с понятием «музыкальный квадрат».
Для хореографии понятие «музыкальный квадрат» – это единица музыкального метра, чаще всего равная 4, 8, 16, 32 тактам. В музыке, используемой для хореографии, встречаются также шеститактовые и двенадцатитактовые фразы, но гораздо реже, бывают также и удлиненные фразы.
При постановке номера хореограф учитывает музыкальный квадрат и согласует свою хореографию с музыкальной формой. Перед началом работы над постановкой хореографу необходимо рассчитать количество тактов в квадрате, «услышать» законченность фразы, периода и наложить хореографическую лексику на музыку, не теряя при этом смысловой нагрузки композиции.
Так же и в чирлидинге: при разучивании танцевальных комбинаций в тренировочном процессе и постановке номера тренер (педагог) учитывает музыкальный квадрат и согласует последовательность движений с музыкальной формой. Неуместно начинать новую танцевальную (чирлидинговую) комбинацию в конце музыкальной фразы или заканчивать ее на третьем такте восьмитактового периода. Бывает, что комбинация «не ложится» на музыку, это значит, что педагогу необходимо верно подсчитать количество и периодичность движений в комбинации, будь то хореографическая либо чирлидинговая постановка.
Хореография чирлидера либо всей команды должны создавать неповторимую индивидуальность и уникальность. Все движения должны выполняться с полной амплитудой, с максимальным использованием возможного пространства.
Необходимо продумать взаимодействие членов команды, разнообразие в перестроениях. При интерпретации музыки должна изменяться скорость движения (медленно, средне, быстро, прерывисто, плавно). Необходимо продемонстрировать разнообразие базовых положений и движений рук, шагов, прыжков, поворотов, рисунков и перемещений.
То есть, в программе могут присутствовать станты, пирамиды, чир-прыжки, акробатическая дорожка и хореография, а это значит, что программа выступления должна быть спортивно-художественным представлением. Все упражнения должны быть хореографически гармоничны, логически и эстетически согласовываться с ритмом и настроением музыкального сопровождения. И важным здесь является как физическая готовность чирлидеров, так и их двигательная и хореографическая подготовка и культура.
Таким образом, занятия чирлидингом создают условия для формирования эстетического поведения, красоты тела, воспитания музыкальности и художественного вкуса. Музыкальное сопровождение занятий, выступлений, прежде всего, развивает музыкальный слух, чувство ритма, согласованность движений с музыкой, способствует развитию координации движений, танцевальности, ритмичности, раскрепощенности, эмоциональности и совершенствованию двигательных качеств.
Вывод напрашивается сам собой – чирлидинг – это вид спорта, сочетающий в себе в равной степени два вида деятельности – творческую и спортивную. И не нужно их противопоставлять и разделять. Единство спорта и искусства и есть – чирлидинг!
Потамошнева Наталья Алексеевна