Статья «Одаренность как одна из составляющих педагогической интеграции: наука, спорт, искусство»
Одаренность как одна из составляющих педагогической интеграции: наука, спорт, искусство.
«Одаренность – не только дар, но и испытание для ученика,
одаренный ученик – это тоже дар и тоже испытание для учителя»
В. Панов
Глобальные преобразования в обществе выявили потребность в людях творческих, неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные перед ними задачи. Сегодня успешен тот, кто может быстро реагировать на постоянные изменения в обществе. Это относится и к одаренным детям. «Одаренные дети» - это дети, «опережающие сверстников в развитии», это «некая исключительность». Именно одаренные и талантливые дети потенциал общества, именно они обеспечат его интенсивное развитие.
Возникает необходимость поиска эффективных способов обучения одаренных детей, создания условий для интеллектуального и личностного роста детей и подростков с признаками общей одаренности в общеобразовательных учреждениях разных типов. Такая задача решается за счет внесения изменений в содержание, методы и организацию обучения в рамках основного образования для одаренных детей или с помощью дополнительного образования детей.
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Портрет одаренного ребенка
1. Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задает вопросы.
2. Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы; часто предлагает необычные, нестандартные, оригинальные ответы.
3. Свободно высказывает свое мнение, настойчиво, энергично отстаивает его.
4. Обладает богатой фантазией, воображением.
5. Обладает хорошо развитым чувством юмора.
6. Обладает чувством прекрасного: уделяет внимание эстетическим, художественным характеристикам вещей и явлений.
7. Критикует конструктивно, не принимает авторитарных указаний без критического изучения.
8. Стремится к самовыражению.
Задача учителя – во-первых, увидеть способности у каждого учащегося, благодаря которым у него появляется потребность в их реализации, и, во-вторых, умело их развивать и применять на практике.
Необходимо интегрировать возможности базового и дополнительного образования, связав урочную и внеурочную деятельность детей и обеспечить в общеобразовательном учреждении единое образовательное пространство.
Интеграция (от лат. integer - целый) обозначает восстановление, восполнение, объединение частей в целое.
Интегрированный подход в образовании исходит из всеобщей объективной целостности мира и предполагает:
§ целостность формируемой личности школьника;
§ единство жизнедеятельности человека и его образования;
§ взаимосвязь наследственных, социальных и педагогических факторов;
§ целостность научно-педагогического знания;
§ целостность педагогического воздействия;
§ единство процессов развития, воспитания и обучения;
§ целостность процесса обучения (взаимообусловленность его компонентов, взаимосвязь процессов преподавания и учения, единство содержательной и процессуальной сторон обучения, межпредметные связи, взаимозависимость учебной и внеучебной деятельности);
§ взаимообусловленность теоретической и практической деятельности человека;
§ единство образования и самообразования.
Каждая из перечисленных составляющих интеграции в образовании не нова и исследована в педагогической науке. Однако рассмотрение этих элементов-систем в органической связи позволяет, с одной стороны, иначе построить образование в целом, с другой, - качественно преобразовать каждый составляющий его элемент для достижения поставленной цели. Такое рассмотрение и будет называться интегрированным подходом.
Интегрированный подход в обучении способствует не только интенсификации, систематизации учебно-познавательной деятельности, но и овладению языковой, этической, исторической, философской культурой. А тип культуры определяет тип сознания человека, поэтому интеграция актуальна и необходима в современной школе.
Взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности позволяет «усилить процессы демократизации и гуманизации жизнедеятельности одаренных учащихся, объединить школьное и внешкольное образование и воспитание детей, эффективно использовать возможности внешкольной среды». Без второго этапа учебный процесс оказывается незавершённым, т.к. без включения изучаемого содержания в жизненную практику учащихся невозможно полноценное усвоение этого содержания. Единство урочной и внеурочной деятельности учебного процесса обусловлено, прежде всего, необходимостью социализации одаренных школьников в соответствии с их индивидуальными особенностями. Внеурочное общение в большей степени, чем урок, позволяет разнообразить виды познавательной деятельности, быть свободнее в сроках и глубине познания, решать воспитательные задачи обучения.
Наука быстро развивается, увеличивается количество информации, которой необходимо овладеть человеку. Усвоить всю эту информацию один раз и на всю жизнь невозможно, это непрерывный процесс, направленный на формирование единой картины мира. Поэтому одаренным детям необходимо дать средства для самостоятельного и непрерывного самообразования. Необходимо обеспечить не только усвоение основ знаний и способов деятельности, но и обучить таким умственным действиям, которые помогут одаренным школьникам самостоятельно решать жизненные задачи различного уровня сложности.
Следовательно, интегрированный подход предполагает комплексное исследование образовательной среды с одновременным изучением его составляющих. Только при таком подходе к образованию можно обеспечить целостное развитие одаренной личности.
Рассмотрим модель развития и поддержки одарённых детей на основе интегрированного подхода.
Для поддержки одаренных детей необходимо использовать:
1. Индивидуальный подход на уроках;
2. Дополнительные занятия с одаренными учащимися;
3. Участие в школьных, районных, республиканских олимпиадах;
4. Психологические консультации, тренинги, тестирование;
5. Конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали, спортивные соревнования;
6. Посещение предметных и творческих кружков по способностям, а также спортивных секций по интересам;
7. Использование современных средств информации;
8. Создание детских портфолио.
Данная модель включает в себя предложения школы, организацию непосредственно учебного процесса на уроке, свободу выбора индивидуальной работы, разработку индивидуальных и групповых стратегий обучения, а так же предложения дополнительных образовательных учреждений.
Ядром интеграции является исследовательская активность детей, обеспечивающая их самостоятельную исследовательскую деятельность, поощрение и развитие которой обуславливает большие развивающие возможности.
Исследовательская активность школьника, проявляемая в разных формах, рассматривается как основное проявление креативности в детском возрасте, обеспечивает самостоятельное открытие мира школьником. В процессе же творческого развития школьника его исследовательская активность преобразуется в более высокие формы, обеспечивая возможность для перехода к следующему этапу развития, поэтому при обучении одаренных школьников мы можем использовать интегрированный подход.
Одна из основных задач образовательного процесса в школе состоит в том, чтобы найти такие способы организации образовательного процесса, которые соответствовали бы возрастным этапам психофизиологического и социального развития учащихся, а также задаче устранения перегрузок учащихся. Одним из основных направлений в деятельности по укреплению здоровья учащихся в школе является организация и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий в школьном режиме.
Важной особенностью в работе с одаренными детьми является то, что учитель сам должен соответствовать высокой квалификации, обладать огромным интеллектуальным потенциалом и запасом знаний, что требует от него постоянного самообразования, обучения на различных курсах, участия в работе методических советов, в семинарах профессионального сообщества. Таким образом, педагогическая деятельность – это проявление постоянного разностороннего творчества.
Интеграция представляется одним из перспективнейших инновационных приёмов, способных решить многие из проблем современного образования. Развитие системы образования должно происходить путём интеграции, но важно при этом понимать, что этот процесс может и должен происходить не от предметно-целостного образования к интегрированному, а от внутрипредметной интеграции к межпредметной.
Интеграция вбирает в себя не только содержание учебных предметов, и не только все прочие компоненты процесса обучения, и даже не только образовательный процесс. Интеграции подлежат все уровни и все плоскости образования и жизнедеятельности человека.
Реализация интегрированного подхода позволит более грамотно организовать процессы обучения и воспитания и более целенаправленно влиять на развитие одаренного ребёнка.
Необходимо подчеркнуть, что, бесспорно, каждый ребенок должен иметь возможность получить в школе такое образование, которое позволит ему достигнуть максимально возможного для него уровня развития. Чтобы это реализовать, необходим системный подход к обучению, своевременная диагностика способностей, соответствующее их потребностям программно-методическое обеспечение, а также профессионализм учителя, способного работать с мотивированными и одаренными учащимися. Без атмосферы единства учащихся, учителей и родителей работа немыслима. Только вместе мы достигнем нужной высоты.
В заключении хочется обратиться к педагогам с такими словами:
Одаренность - конечно дар,
Богом данный, данный свыше.
Одаренность - это огонь,
Не гасите его, поддержите его.
Талантливых учеников и неиссякаемого творчества в вашей работе!