Открытый урок - сказка по литературному чтению (обучение грамоте) в 1 классе Чтение слогов и слов с буквой Х»
Открытый урок - сказка по литературному чтению (обучение грамоте)
в 1 классе
Тема «Чтение слогов и слов с буквой Х».
Цели: обучающие – учить плавному слоговому чтению с переходом на чтение целыми словами; формировать понятие о родственных словах.
воспитывающая – формировать культуру речи, воспитывать бережное отношение к хлебу, уважительное отношение к труду.
развивающие – развивать наблюдательность, умение классифицировать, анализировать, сравнивать и обобщать, обогащать словарный запас.
Тип урока: совершенствование знаний, умений и навыков.
Оборудование: «Азбука» В.Г. Горецкого и др. (с.42 часть 2), компьютер, проекционный экран, рисунок Царя Каравая и девочки Гали; серия рисунков о том, как выращивают хлеб.
Использованные технологии:
1.Технология развивающего обучения ;
2. Технология развития критического мышления через чтение и письмо;
3. Информационно-коммуникационные технологии;
4.Здоровьсберегающие технологии
Планируемые результаты:
личностные | метапредметные | предметные | ||
Активизация внимания уч-ся, собранность, включение в деловой ритм, формирование социальных и личностных ценностей, снятие напряжения, связанного с умственной и физической нагрузкой. | регулятивные | познавательные | коммуникативные | Повторение, обобщение ранее полученных знаний, систематизация новых знаний. |
Формулировка цели урока, умение применять знания при выполнении самостоятельной работы, настрой на положительный результат от проделанной работы, эмоциональное завершение урока. | Формулировка задач, обеспечивающих познавательный интерес учащихся в освоении и получении новых знаний | Умение учащихся с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, определять способы взаимодейтвия. |
Я рада видеть каждого из вас!
И пусть прохладой зима нам в окна дышит,
Нам будет здесь уютно, ведь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит.
-Урок у нас сегодня немного необычный. Во-первых, у нас присутствуют гости, и вы должны показать, что вы уже повзрослели, выросли, что вы уже первоклашки - настоящие ученики.
-А что бы урок прошёл хорошо и был полезным. Какими мы должны быть? Что необходимо с собой взять? (хорошее настроение)
Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните... Выдохните вчерашние обиды, беспокойство.. Вдохните в себя свежесть и красоту и чистоту белого снега, тепло солнечных лучей.
Так как у нас за окном зима, в класс к нам залетели снежинки, посмотрите какие они разные. Покажите нам ту, которая соответствует вашему настроению на уроке. Надеюсь, что хорошее настроение будет сопровождать вашу работу на протяжении всего урока и ничего его не омрачит. Пусть снежинка с хорошим настроением побудет у нас на уроке.
Свой урок сегодня я хочу начать со сказки:
2Актуализация знаний
Жила - была девочка. Она была маленькая и в школу только начала ходила, как и вы. И больше всего на завтрак она любила… А что любила -посмотрите на картинки и назовите их. (картинки на проекционном экране )
ГРУША
АПЕЛЬСИН
ЛИМОН
ЯБЛОКО
-Назовите одним словом. (фрукты.)
Выделите первые буквы этих слов и вы получите имя этой девочки. (Галя.)
3.Постановка целей и определение темы урока(разыгрывание сценки между мальчиком и девочкой)
Однажды мама посадила Галю обедать, налила суп и дала кусок хлеба. А Галя раскапризничалась (ведь она была маленькая): “Не буду есть этот противный и невкусный хлеб!” И только она так сказала, как вдруг оказалась в неведомом царстве, хлебном государстве. И правил этой страной царь. Прочитайте, как его зовут:
КАРАВАЙ. (Слово и изображение Царя Каравая на проекционном экране.)
Рассердился Каравай на Галю и сказал: “Не отпущу тебя, пока не выполнишь мои задания! ” Поможем Гале вернуться домой? Тогда настройтесь на серьёзную работу.
Для начала давайте разберёмся, что такое каравай? (видео приготовления каравая и рассказ ученика)
Каравай — это хлебобулочное изделие, которое подают на торжество в качестве угощения для всех гостей, символизирующие благополучие и достаток.
А как появился хлеб? (рассказывает ученик)
Учёные полагают, что первый хлеб испечён много веков назад. Сначала наши предки ели зёрна в сыром виде. Потом научились растирать зёрна между камнями. Полученную муку смешивали с водой. Когда люди научились добывать огонь, они стали печь лепёшки. Хлеб в доме являлся символом благополучия и богатства. Хлебом - солью всегда встречают почётных гостей.
Каким другим словом мы можем назвать каравай? Где вы можете встретить хлеб? С какой буквы начинается важное слово хлеб. Расскажите все, что знаете об этой букве. Определим тему, цель и задачи нашего урока. Это новая тема? Как же может звучать сегодняшняя тема? Сегодня продолжим совершенствовать навыки чтения и обобщим знания о букве Х.
4. Работа по теме урока. (Задание на проекционном экране)
Дорога к караваю очень сложная, потребуются все ваши знания и умения, сообразительность. "Мозговой штурм"
1)- Каравай даёт первое задание. Дорогу в свою страну Каравай завалил необычными камнями.
– Посмотрите, что вы заметили на камнях? (буквы: а,о,у,э,и,ы.н,м,л,с,р,в,к,т)
На какие две группы их можно разделить? (гласные и согласные) Чем звук отличается от буквы? Какие бывают гласные? Какие гласные смягчают впереди стоящий согласный? Назовите хитрые гласные? В чем хитрость? О чём говорят гласные в слове? Что знаете о согласных? Назовите звонкие согласные! глухие!
Перед нами снежное поле. (аудиозапись вьюги и анимированная картинка)Метёт вьюга, снег залепляет нам глаза. Чтоб преодолеть эту трудность, надо выполнить задание: если услышите твёрдый звук х- поднимаете синюю карточку, мягкий -зелёную: храбрость, смех, орехи, хищник, хилый, хомяк, лопух.
Назовите слово синоним к слову -хилый? (слабый) Антоним? (сильный) Что такое синоним?Антоним?
Путь преграждают нам...
Прочитайте названия жителей его страны, они пустят нас в свою страну,если выполним задание..
БУЛКИ
ПИРОГИ
КАЛАЧИ
БАРАНКИ
ЛЕПЁШКИ
ПРЯНИКИ
БАТОНЫ
Есть ли в этих словах нужная буква?
- Как назвать одним словом прочитанные слова ? (Хлеб.)
Внимательно посмотрите на эти слова и скажите, что у них общего. (Эти слова обозначают много предметов и не одушевлённые.)
На воротах в страну каравая висят много замков, на них слова. Чтоб они открылись, надо выполнить задание
Следующее задание. Прочитайте слова:
ХЛЕБ
ХЛЕБНЫЙ
ХЛЕБУШЕК
ХЛЕБОРОБ
ХЛЕБНИЦА
Как можно эти слова назвать ? Почему?
Вывод: у них есть общая часть, общее в значении, это родственные слова.
Объясните, чем отличаются слова хлеб и хлебушек? Ворота мы открыли и попали в волшебную страну.Нас ждёт много ещё испытаний.Чтоб мы не замёрзли ,давайте разомнёмся.
5.Физкультминутка.
Чтоб мы не замёрзли в дороге, давайте разомнёмся и отдохнем.
6. Закрепление.
Перед замком дремучий лес. Чтоб он расступился, надо выполнить еще задание.
На карточке посмотрите запись. Прочитайте про себя. Что это за запись? (предложение.Пословица) Кто прочитает чётко?
1 группа читает быстро и чётко.
2 группа с вопросительной интонацией.
3 группа с восклицанием.
Кто объяснит смысл?
Люди хлеб в полях лелеют, сил для хлеба не жалеют.
7.Работа с текстом. Чтение текста «Хлеб всему голова» Сначала учитель читает. Потом сильные дети. (на карточке)
Хлеб - всему голова !-говорят у нас в народе.
Почему это так? Потому что человек может обойтись без много, а без хлеба - не может. И редко кто из нас думает, как много труда требуется, чтобы хлеб посеять и убрать, прежде чем он окажется у нас на столе в виде мягкого, душистого батона или калача.
- Просит Каравай объяснить, почему хлеб всему голова. Послушайте рассказ, следите за тем, чтобы потом прочитать как можно лучше.
Как о хлебе говорят в народе?
Без чего не может обойтись ни один человек?
Что должен сделать хлебороб до того, как батон или калач окажется у нас на столе?
Как нужно относиться к хлебу?
Найдите в тексте самое длинное предложение. Прочитайте его.
Прочитаем вывод:
НЕ ВЕЛИК КУСОК ПИРОГА, А СТОИТ МНОГО ТРУДА.
- Как вы понимаете эти слова?
Долог путь хлеба от поля до твоего стола. Тысячи людей вложили свой труд, знания и сердце, чтобы из маленького зернышка получился пышный румяный каравай. Помни всегда об этом!
8.Обобщение.
Понравились Караваю ваши ответы, отпустил он Галю, но напоследок сказал ей. Как вы думаете, что? (Бережно относись к хлебу, в него вложен труд многих людей.) Что пожелаем всем детям нашей школы, которые кушают в столовой?
9. Рефлексия. Покажите ту снежинку, которую мы отпустим на волю, но отражает ваше настроение в конце урока.
На прощание я хочу подарить корзинку с баранками, печеньем и пряниками. Но не простые, а с заданиями.
Пряники –выучить стихотворение о хлебе.
Печенье – составить рассказ, который заканчивался бы словами
Дело наспех – сделано на смех.
Бублики – найти пословицы о хлебе.
10. Итог урока.
Вот и подходит к концу наш урок.
Что вам запомнилось?
Вспомните и скажите, с какой буквой мы учились читать слова?
О чём расскажите дома?
12. Рефлексия.
Давайте в знак уважения к гостям и выразим своё гостеприимство, угостим их своим караваем.
| | |