12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Людмила Владимировна Марьина80
Россия, Мордовия респ., Саранск

Открытый урок - сказка по литературному чтению (обучение грамоте)

в 1 классе

Тема «Чтение слогов и слов с буквой Х».

Цели: обучающие – учить плавному слоговому чтению с переходом на чтение целыми словами; формировать понятие о родственных словах.

воспитывающая – формировать культуру речи, воспитывать бережное отношение к хлебу, уважительное отношение к труду.

развивающие – развивать наблюдательность, умение классифицировать, анализировать, сравнивать и обобщать, обогащать словарный запас.

Тип урока: совершенствование знаний, умений и навыков.

Оборудование: «Азбука» В.Г. Горецкого и др. (с.42 часть 2), компьютер, проекционный экран, рисунок Царя Каравая и девочки Гали; серия рисунков о том, как выращивают хлеб.

Использованные технологии:

1.Технология развивающего обучения ;

2. Технология развития критического мышления через чтение и письмо;

3. Информационно-коммуникационные технологии;

4.Здоровьсберегающие технологии

Планируемые результаты:

личностные

метапредметные

предметные

Активизация внимания уч-ся, собранность, включение в деловой ритм, формирование социальных и личностных ценностей, снятие напряжения, связанного с умственной и физической нагрузкой.

регулятивные

познавательные

коммуникативные

Повторение, обобщение ранее полученных знаний, систематизация новых знаний.

Формулировка цели урока, умение применять знания при выполнении самостоятельной работы, настрой на положительный результат от проделанной работы, эмоциональное завершение урока.


Формулировка

задач, обеспечивающих познавательный интерес учащихся в освоении и получении новых знаний

Умение учащихся с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, определять способы взаимодейтвия.

Ход урока 1. Организационный момент

Я рада видеть каждого из вас!
И пусть прохладой зима нам в окна дышит,
Нам будет здесь уютно, ведь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит.

-Урок у нас сегодня немного необычный. Во-первых, у нас присутствуют гости, и вы должны показать, что вы уже повзрослели, выросли, что вы уже первоклашки - настоящие ученики.

-А что бы урок прошёл хорошо и был полезным. Какими мы должны быть? Что необходимо с собой взять? (хорошее настроение)

Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните... Выдохните вчерашние обиды, беспокойство.. Вдохните в себя свежесть и красоту и чистоту белого снега, тепло солнечных лучей.

Так как у нас за окном зима, в класс к нам залетели снежинки, посмотрите какие они разные. Покажите нам ту, которая соответствует вашему настроению на уроке. Надеюсь, что хорошее настроение будет сопровождать вашу работу на протяжении всего урока и ничего его не омрачит. Пусть снежинка с хорошим настроением побудет у нас на уроке.

Свой урок сегодня я хочу начать со сказки:

2Актуализация знаний

Жила - была девочка. Она была маленькая и в школу только начала ходила, как и вы. И больше всего на завтрак она любила… А что любила -посмотрите на картинки и назовите их. (картинки на проекционном экране )

ГРУША

АПЕЛЬСИН

ЛИМОН

ЯБЛОКО

-Назовите одним словом. (фрукты.)

Выделите первые буквы этих слов и вы получите имя этой девочки. (Галя.)

3.Постановка целей и определение темы урока(разыгрывание сценки между мальчиком и девочкой)

Однажды мама посадила Галю обедать, налила суп и дала кусок хлеба. А Галя раскапризничалась (ведь она была маленькая): “Не буду есть этот противный и невкусный хлеб!” И только она так сказала, как вдруг оказалась в неведомом царстве, хлебном государстве. И правил этой страной царь. Прочитайте, как его зовут:

КАРАВАЙ. (Слово и изображение Царя Каравая на проекционном экране.)

Рассердился Каравай на Галю и сказал: “Не отпущу тебя, пока не выполнишь мои задания! ” Поможем Гале вернуться домой? Тогда настройтесь на серьёзную работу.

Для начала давайте разберёмся, что такое каравай? (видео приготовления каравая и рассказ ученика)

Каравай — это хлебобулочное изделие, которое подают на торжество в качестве угощения для всех гостей, символизирующие благополучие и достаток.

А как появился хлеб? (рассказывает ученик)

Учёные полагают, что первый хлеб испечён много веков назад. Сначала наши предки ели зёрна в сыром виде. Потом научились растирать зёрна между камнями. Полученную муку смешивали с водой. Когда люди научились добывать огонь, они стали печь лепёшки. Хлеб в доме являлся символом благополучия и богатства. Хлебом - солью всегда встречают почётных гостей.

Каким другим словом мы можем назвать каравай? Где вы можете встретить хлеб? С какой буквы начинается важное слово хлеб. Расскажите все, что знаете об этой букве. Определим тему, цель и задачи нашего урока. Это новая тема? Как же может звучать сегодняшняя тема? Сегодня продолжим совершенствовать навыки чтения и обобщим знания о букве Х.

4. Работа по теме урока. (Задание на проекционном экране)

Дорога к караваю очень сложная, потребуются все ваши знания и умения, сообразительность. "Мозговой штурм"

1)- Каравай даёт первое задание. Дорогу в свою страну Каравай завалил необычными камнями.

Посмотрите, что вы заметили на камнях? (буквы: а,о,у,э,и,ы.н,м,л,с,р,в,к,т)

На какие две группы их можно разделить? (гласные и согласные) Чем звук отличается от буквы? Какие бывают гласные? Какие гласные смягчают впереди стоящий согласный? Назовите хитрые гласные? В чем хитрость? О чём говорят гласные в слове? Что знаете о согласных? Назовите звонкие согласные! глухие!

Перед нами снежное поле. (аудиозапись вьюги и анимированная картинка)Метёт вьюга, снег залепляет нам глаза. Чтоб преодолеть эту трудность, надо выполнить задание: если услышите твёрдый звук х- поднимаете синюю карточку, мягкий -зелёную: храбрость, смех, орехи, хищник, хилый, хомяк, лопух.

Назовите слово синоним к слову -хилый? (слабый) Антоним? (сильный) Что такое синоним?Антоним?

Путь преграждают нам...

Прочитайте названия жителей его страны, они пустят нас в свою страну,если выполним задание..

БУЛКИ

ПИРОГИ

КАЛАЧИ

БАРАНКИ

ЛЕПЁШКИ

ПРЯНИКИ
БАТОНЫ

Есть ли в этих словах нужная буква?

- Как назвать одним словом прочитанные слова ? (Хлеб.)

Внимательно посмотрите на эти слова и скажите, что у них общего. (Эти слова обозначают много предметов и не одушевлённые.)

На воротах в страну каравая висят много замков, на них слова. Чтоб они открылись, надо выполнить задание

Следующее задание. Прочитайте слова:

ХЛЕБ

ХЛЕБНЫЙ

ХЛЕБУШЕК

ХЛЕБОРОБ

ХЛЕБНИЦА

Как можно эти слова назвать ? Почему?

Вывод: у них есть общая часть, общее в значении, это родственные слова.

Объясните, чем отличаются слова хлеб и хлебушек? Ворота мы открыли и попали в волшебную страну.Нас ждёт много ещё испытаний.Чтоб мы не замёрзли ,давайте разомнёмся.

5.Физкультминутка.

Чтоб мы не замёрзли в дороге, давайте разомнёмся и отдохнем.

6. Закрепление.

Перед замком дремучий лес. Чтоб он расступился, надо выполнить еще задание.

На карточке посмотрите запись. Прочитайте про себя. Что это за запись? (предложение.Пословица) Кто прочитает чётко?

1 группа читает быстро и чётко.

2 группа с вопросительной интонацией.

3 группа с восклицанием.

Кто объяснит смысл?

Люди хлеб в полях лелеют, сил для хлеба не жалеют.

7.Работа с текстом. Чтение текста «Хлеб всему голова» Сначала учитель читает. Потом сильные дети. (на карточке)

Хлеб - всему голова !-говорят у нас в народе.

Почему это так? Потому что человек может обойтись без много, а без хлеба - не может. И редко кто из нас думает, как много труда требуется, чтобы хлеб посеять и убрать, прежде чем он окажется у нас на столе в виде мягкого, душистого батона или калача.

- Просит Каравай объяснить, почему хлеб всему голова. Послушайте рассказ, следите за тем, чтобы потом прочитать как можно лучше.

Как о хлебе говорят в народе?

Без чего не может обойтись ни один человек?

Что должен сделать хлебороб до того, как батон или калач окажется у нас на столе?

Как нужно относиться к хлебу?

Найдите в тексте самое длинное предложение. Прочитайте его.

Прочитаем вывод:

НЕ ВЕЛИК КУСОК ПИРОГА, А СТОИТ МНОГО ТРУДА.

- Как вы понимаете эти слова?

Долог путь хлеба от поля до твоего стола. Тысячи людей вложили свой труд, знания и сердце, чтобы из маленького зернышка получился пышный румяный каравай. Помни всегда об этом!

8.Обобщение.

Понравились Караваю ваши ответы, отпустил он Галю, но напоследок сказал ей. Как вы думаете, что? (Бережно относись к хлебу, в него вложен труд многих людей.) Что пожелаем всем детям нашей школы, которые кушают в столовой?

9. Рефлексия. Покажите ту снежинку, которую мы отпустим на волю, но отражает ваше настроение в конце урока.

На прощание я хочу подарить корзинку с баранками, печеньем и пряниками. Но не простые, а с заданиями.

Пряники –выучить стихотворение о хлебе.

Печенье – составить рассказ, который заканчивался бы словами

Дело наспех – сделано на смех.

Бублики – найти пословицы о хлебе.

 10. Итог урока.

Вот и подходит к концу наш урок.
Что вам запомнилось?
Вспомните и скажите, с какой буквой мы учились читать слова?
О чём расскажите дома?
12. Рефлексия.

Давайте в знак уважения к гостям и выразим своё гостеприимство, угостим их своим караваем. 





















Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.