Внеклассное мероприятие по физике «Что хранят черные ящики?» (7–11 классы)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №4»
Внеклассное мероприятие
по физике
«Что хранят черные ящики?»
Подготовил:
учитель физики МБОУ СШ №4
Мирзакеримова Г.И.
Внеклассное мероприятие
«Что хранят черные ящики»
"Смотри в корень!"
Козьма Прутков.
Цели: 1. заинтересовать учащихся изучением предмета физики;
2. воспитание духа соревнования, коммуникабельности, креативного мышления.
3. сформировать потребность к углублению и расширению знаний.
4. приобщать учащихся к экспериментальным заданиям.
Оборудование: высоковольтный индуктор (электрофорная машина)«черный ящик» и несколько коробок , которые вставляются одна в другую, картонные изображения: петуха, черной кошки, детской коляски, консервная банка, микрокалькулятор и изюминка.
Участники: учащиеся 7-11 классов, которые разбиваются на 2 команды по 5 человек; остальные болельщики этих команд
План-сценарий мероприятия
I. Вступление
Первый ведущий рассказывает, что такое черный ящик и каково его назначение. (В ящике упрятан конкретный прибор, предмет и надо раскрыть тайну ящика путем наводящих вопросов.)
Второй ведущий информирует о порядке проведения мероприятия .
II. Разминка
Ведущие по очереди предлагают ребятам загадки на тему "Физика вокруг нас" и к каждой загадке ставят физический вопрос. За каждый правильный ответ присваивается 1 балл. Если ответа команда не дает, то слово болельщикам.
1) Чего в шкаф не спрячешь? (Луч света)
Вопрос: Какого цвета белый свет?
Ответ: Белый свет сложный, состоит из семи цветов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового.
2) Горя не знаем, а горько плачем. Что это? (Облака)
Вопрос: Что больше: облако или его тень?
Ответ: Облако отбрасывает суживающийся к земле конус полной тени, высота которого из-за значительных размеров облака велика. Поэтому тень облака на земле мало отличается по размерам от самого облака.
3) В воде не тонет и в огне не горит. Что это такое? (Лед)
Вопрос: Когда лед может быть нагревателем?
Ответ: Когда другое тело, находящееся в соприкосновении со льдом, имеет температуру ниже его температуры.
4) Лежит на земле: ни закрасить, ни соскоблить, ни завалить. (Тень)
Вопрос: Как получить от одной палки тень разной длины?
Ответ: Нужно наклонять ее под разными углами по направлению к Солнцу.
5) Заревел медведь на все горы, на все моря. Что это такое? {Гром)
Вопрос: На улице гроза, идет сильный дождь. Какое явление мы зафиксируем раньше: услышим гром или увидим молнию?
Ответ: Раньше увидим вспышку молнии, а позднее услышим раскаты грома. Так будет потому, что скорость распространения света 300000 км/с, а звука в воздухе при нормальных условиях и 20°С - 340 м/с.
6) Что идет не двигаясь с места? (Время)
Вопрос: Всегда ли время идет с одинаковой скоростью?
Ответ: Нет; его ход зависит от скорости движения системы отсчета.
III. Раскрытие тайн "черных ящиков"
За раскрытие «черных ящиков» команде присваивается 2 балла, а за правильные ответы на вопросы ведущих по 1 баллу.
Ассистент вносят 1-й "черный ящик”.
1-й ведущий. Назовите будильник времен Александра Македонского. (Петух)
Ведущий раскрывает ящик и, к удивлению учащихся, подает отгадавшему петуха, склеенного из твердой бумаги, красиво разрисованного. А к его лапке привязана бирочка со словами: "Не дразнить, клюется!"
Ассистенты вносят "черный ящик" - второй.
2-й ведущий. Назовите первый экипаж человека. (Детская коляска.)
Раскрывают его и вынимают игрушку или картонную детскую коляску.
Вопрос: Какие силы возникают в рессорах детской коляски и каково устройство рессор, их назначение?
Ответ: возникают силы упругости. Рессоры состоят из упругих пружин. При езде по плохой дороге сохраняют плавность хода – движения в результате своей деформации.
Ассистент вносят 3-й "черный ящик”.
1-й ведущий. Продолжаем раскрывать тайны черных ящиков. Назовите заменитель футбольного мяча. Что это? (консервная банка)
Выслушав ответы (надувной шар, картофелина, бумажная коробка и другие), он извлекает из "черного ящика" консервную банку.
Вопрос: На крышке и днище банки выштампованы концентрические окружности - гофры. Каково их назначение?
Ответ: гофры дают возможность крышке и днищу сильно деформироваться при попадании, например, в теплое помещение, при этом содержимое банки может расширяться за счет ее выгибания. Если бы гофры отсутствовали, то при нагревании в банках могли бы возникнуть щели, что привело бы к порче консервов.
Вопрос: Когда футболист почувствует сильнее удар мяча: когда бежит навстречу мячу, когда бежит от мяча или когда стоит неподвижно?
Ответ: когда бежит навстречу мячу, так как в этом случае скорость мяча относительно человека в сумме больше, чем его скорость относительно земли
Еще вопрос: Почему мяч подпрыгивает, когда им ударяют о землю, а камень – нет?
Физкультминутка
2-й ведущий. Давайте проведем игру на перетягивание каната.
(Цель: дать физическое обоснование игре на перетягивание каната.)
Сначала вспомним формулировку III закона Ньютона.
Вопрос: если по законам физики на обе команды со стороны каната действуют одинаковые по модулю силы, которые направлены в противоположные стороны, то команды тоже действуют на канат с одинаковым по модулю и противоположными по направлению силами. Почему же все-таки одна из команд перетягивает канат и выигрывает?
Проводится состязание на перетягивание каната. Это состязание надо оценить двумя баллами: один - за полный и правильный ответ, другой - за победу в ловкости и силе.
Ответ: Команды действуют друг на друга через канат с равными по модулю и противоположно направленными силами. Команды стоят на полу, упираясь в его шероховатую поверхность и отталкивая землю назад. По III закону Ньютона земля действует на каждую команду с такой же по модулю, но противоположно направленной силой. Таким образом, взаимодействие команд через канат и взаимодействие каждой команды с землей обеспечивают перетягивание каната той командой, которая оказывается сильнее, т. е. сильнее опирается о землю.
Ассистент вносят 4-й "черный ящик”.
1-й ведущий. Продолжаем раскрывать тайны черных ящиков. (Задает очередной вопрос залу.) Гром и молния и днем и ночью в любую дождливую погоду. Что это?
Открывает ящик и извлекает оттуда черную кошку (можно живую!!!). На лапке ее бирочка со словами: "Погладь меня в темной комнате, пожалуйста"
2-й ведущий проводит опыт с высоковольтным индуктором (электрофорной машиной): разряд между двумя шарами.
Затем этот же ведущий задает Вопросы: (за каждый правильный ответ – 1 балл)
Какой формы бывают молнии?
Почему при вспышке молнии колеса повозки и ноги бегущей лошади кажутся застывшими на месте?
Почему молния раскалывает деревья?
Почему говорят, что молния может находить закрытые под землей клады?
Почему у альпинистов существует правило: ночуешь высоко в горах, все металлические предметы собери и положи отдельно подальше от лагеря?
Ассистент вносят 5-й "черный ящик”.
1-й ведущий. В этом ящике - "думающая" машина. Что это за машина? (микрокалькулятор)
После нескольких ответов ведущий раскрывает ящик, достает микрокалькулятор.
2-й ведущий. И наконец - изюминка нашего вечера!
Вызывает желающего распаковать 6-й "черный ящик". Учащийся сначала вынимает один, потом второй ящик, из 2-го - третий и т.д. В последнем - тарелка, на которой лежит обыкновенная изюминка. Ведущий предлагает ученику посмотреть на изюминку через двояковыпуклую линзу, предупреждая, чтобы он не говорил залу, что увидел. Затем подходят по очереди другие ребята. Когда поток желающих иссякнет, из ящика извлекают тарелку с изюминкой и показывают всем.
1-й ведущий. Это и есть изюминка нашего вечера. Большего мы вам не обещали. Чем богаты, тем и рады. Есть один маленький Вопрос: Куда "исчезла" энергия солнечного света при сушке винограда для получения изюминки?
Ответ: пошла на испарение влаги и биологические процессы.
З аключение. Оба ведущих говорят поочередно, обращаясь к ребятам: "Мы раскрыли с вами тайны только шести "черных ящиков". Надеемся, что это стало для вас интересным походом в мир природы и физики. Мы ждем предложений и вопросов для еще одной "встречи" с черными ящиками. Всего вам доброго!"
IV. Итоги вечера.
Слово председателя жюри, вручение призов.