Эссе «Что мы оставим в наследство потомкам?»
Что оставим мы в наследство потомкам?
Фоменко Марина Александровна
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 21 х. Лосево
муниципального образования
Кавказский район
Научная и педагогическая общественность все более осознает «экологическую недостаточность» на всех уровнях образования.
Одной из важнейших причин экологического неблагополучия является низкая экологическая культура людей, отсутствие у них экологического самосознания и четкой позиции на природоохранную деятельность. Поэтому одним из значимых путей изменения современной экологической ситуации в стране является экологическое воспитание.
Человека, наделенного экологической культурой, отличает, прежде всего, умение достигать гармонии как со своим внутренним, так и с внешним миром. В детские годы это умение формируется за счет специальных знаний, развития эмоциональной сферы и практических навыков экологической деятельности.
Изучение опыта педагогов-новаторов открывает огромные перспективы в решении данной проблемы. В частности опыт
В.А. Сухомлинского - воспитание детей через природу.
Мир природы становится неисчерпаемым источником знаний, где знания поступают в детскую голову очень сложным путём: через руки, через труд, через взаимоотношения с другими людьми, через чувства м переживания, окрашивающие действительность. Нужно использовать природу, как незаменимый источник эмоционального развития ребенка, способствовать не только познанию красивого в природе, но и в самом себе, утверждению человеческого достоинства, доброты, сопереживанию всему живому. Переживания, радость и тревога за окружающую природу рождают заботу о ней.
В своей работе я использую разные формы :
Экологические праздники, где с помощью сценических образов ребята рассказывают о правилах поведения в природе не только сверстникам, но и взрослым, что очень важно для повышения общего уровня экологической культуры.
Экологические викторины, которые помогают детям интересно общаться, развивают стремление больше узнавать окружающий мир.
Экологические игры позволяют детям быть активными участниками происходящих событий, а не просто зрителями.
Экскурсии на природу, путешествия по родному краю учат наблюдать детей , видеть красоту окружающего мира .
Исследовательские проекты - "Почему река зарастает камышом", "Куда делись раки" , "Откуда появились степные орлы"... развивают познавательную активность детей, вовлекают родителей в процесс познания.
Экологические КТД - "Родничок", "Чистые берега", "Наша речка в опасности", " Красота родной природы", "Домики для птиц", "Птичья столовая", "Народные приметы - закаты и рассветы", "Хутор, в котором я хотел бы жить" - учат ребят "видеть Землю", побуждают ребят помогать родной природе, осознавать ее значение, почувствовать красоту родного края.
Коллективное творческое дело - особый способ организации жизнедеятельности детей и взрослых, предполагающий совместную деятельность, направленную на улучшение совместной жизни.
Коллективное творческое дело (КТД) является важнейшим структурным компонентом методики коллективно-творческого воспитания.
Коллективные творческие дела - это, прежде всего полнокровная жизнь старших и младших, воспитателей и воспитанников и в то же время их общая забота об улучшении окружающей жизни, в которой педагоги выступают как старшие товарищи ребят, действующие вместе с ними и впереди них.
Это практическая забота о жизни, о самых разных ее сторонах, а не воспитание тех, кто все исполняет по сценарию педагога. КТД - это дела не для ребят и не только во имя их воспитания, это дела (и цели) самих ребят, коллектива, членом которого становится и взрослый, которые возвышают, развивают, способствуют становлению личности. Растет Гражданин - Хозяин - Друг - Работник.
Природа - лучший учитель ребенка. Приобщение к миру природы, включение детей в экологическую заботу о живом мире природы - наша задача .
Мы, педагоги, не можем чувствовать себя непричастными к проблемам общества, которое поручило нам ответственную миссию: воспитание подрастающего поколения. Взрослые, которые виноваты в экологических бедах, тоже когда-то были детьми. Обидно осознавать, что мы их не научили устанавливать причинно-следственные связи, которые приводят к экологическим проблемам и катастрофам. Нужно приложить все усилия, чтобы нынешние выпускники могли избежать ошибки, приводящие к экологическим бедствиям.
Нельзя ожидать мгновенного результата. Однако , совместная работа учителей, родителей, детей может принести свои "плоды". Каждый человек связан с природой посредством органов чувств. Научите детей любоваться природой, слышать её звуки, чувствовать её настроение, наблюдать за растениями и животными , помогите осознать, что человек - это самое разумное природное творенье на Земле.
Забыл Человек, что дом наш - Земля,
И мусор бросает он, словно свинья.
Но где ты, разумнейший Человек?
Планету спаси от экологических бед!
Если мы- педагоги будем активно пропагандировать экологическую культуру, то наши старания не пройдут бесследно. Мы должны оставить потомкам Землю пригодную для полноценной жизни. В наших руках экологическое будущее планеты!