Статья на тему «Что такое креативное мышление, как научить обучающихся начальных классов мыслить креативно» (1–4 классы)

5
0
Материал опубликован 26 March в группе

ЧТО ТАКОЕ КРЕАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ, КАК НАУЧИТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ МЫСЛИТЬ КРЕАТИВНО

А.А. Леонтьев писал: «Функционально грамотный человек – это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач. в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» [2, с. 35].

Происходящие в мире глобальные изменения требуют и глобальных компетенций. Функциональная грамотность сегодня – базовое образование личности. Ребенку важно обладать:

-готовностью успешно взаимодействовать с постоянно меняющимся окружающим миром;

-возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи;

-способностью строить социальные отношения;

-совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремлением к дальнейшему образованию.

Функциональная грамотность является ключевой основой формирования универсальных учебных действий, более того, этот комплекс навыков и компетенций необходим школьнику для жизни в мире будущего.

Одним из компонентов функциональной грамотности является креативное мышление. Под креативностью сегодня подразумевают много разных вещей: это и характер человека, который придумывает идеи, это и характеристика креативного продукта, который он создал, это и сам процесс придумывания идеи.

Понятие «креатив» пришло к нам с английского языка, в переводе «творческий, созидательный». Поэтому чаще всего его используют как синоним творчества. Творчество – это частный случай креативного мышления. Так как у творческого человека (художника, писателя, композитора) для рождения идеи, появления музы или вдохновения требуется определенное время, а для креативного человека характерно появление идеи здесь и сейчас.

Что же такое креативное мышление?

Креативное мышление - это способность генерировать новые идеи и совершенствовать уже существующие идеи, поиск нестандартных путей решения задач. Это может быть и создание художественных объектов или форм. Это способность творить здесь и сейчас (не ожидая вдохновения), не дожидаясь какого-либо момента. Креативный человек – это тот, который развил в себе эту компетенцию. Он становится творцом идеи или какого-то творческого продукта.

На креативность в образовании можно посмотреть с двух сторон. Для учителя – это способность не просто передавать знания, а делать познавательный процесс увлекательным, создавая проблемные ситуации. А для учеников - это способность нестандартно решать возникающие учебные проблемы и задачи, проявлять оригинальность в деятельности.

Элементы творчества могут присутствовать во всех видах деятельности человека и присущи любому нормальному ребенку – нужно только суметь вовремя их раскрыть. Вообще, все люди креативны с самого рождения. Но по-разному развит какой-либо параметр мышления (беглость, гибкость, оригинальность). Остальные параметры тоже присутствуют, и их можно и нужно развивать. Этот процесс происходит у детей и взрослых по-разному. Как говорил А.Г. Маслоу: «Креативность – фундаментальнейшая характеристика человеческой природы, это возможность, данная каждому человеку от рождения. По мере социализации большинство из нас утрачивает способность к невинному и наивному восприятию жизни, очень немногие люди выносят ее из детства или, уже повзрослев, вновь обретают ее» [1, c.256]. Важную роль играет среда, в которой растет ребенок. Среда формирует человека, а человек в дальнейшем формирует среду. Посещение театров, музеев, цирка, зоопарка – это возможность накопления образов, которыми в дальнейшем можно будет оперировать.

Креативность свойственная детям абсолютно свободная, естественная, органичная, способна сгенерировать что-то по-настоящему особенное. Со временем она у нас определенно трансформируется. Многие люди сами ставят себе мыслительные барьеры – стараются все делать с опорой на сознание. А креативность – это скорее бессознательное мышление.

Создатель модели структуры интеллекта, американский психолог Д.П. Гилфорд, выделяет 6 параметров креативного мышления: способность к аналитическому и критическому мышлению, чтобы анализировать идеи с разных сторон; гибкость и беглость ума, чтобы генерировать большое количество идей; оригинальность и умение совершенствовать идеи, чтобы приходить к неординарным решениям и уметь вычленять из потока текущих идей одну и воплощать её в будущем. Человек, встречаясь с проблемой, «накидывает» большое количество вариантов идей, т.е. мыслит вширь, выбирая из всех предложенных альтернатив, самую лучшую идею. Д.П. Гилфорд разделил эти фазы мышления на два этапа:

дивергентное мышление, когда мы придумываем большое количество идей для решения одной проблемы;

конвергентное мышление (сужающееся), когда мы сужаем свой выбор и остаемся в итоге с одной или несколькими рабочими идеями.

Компетенция мыслить креативно стоит рядом с тремя другими навыками, которые входят в общий набор под названием «4-К компетенции»:

- это умение выстраивать работу в команде - коллаборация;

- умение общаться в команде – коммуникация;

- способность к критическому мышлению, когда происходит отбор одной или нескольких рабочих идей;

Каждая из этих компетенций не развивается отдельно от других. Приведем пример работы над развитием этих компетенций и этапов мышления (дивергентного и конвергентного). В начальной школе мы создаем с детьми много групповых проектов, начиная с первого класса. Перед детьми создается проблемная ситуация. Дети, придумывая идеи по ее решению в своей команде, тем самым развивают навык коллаборации (умение работать в команде). Когда они начинают «накидывать» различные идеи, происходит формирование навыка коммуникации (работа в сотрудничестве). Этот этап мышления – дивергентный. А затем, когда, мы суживаем идеи до одной рабочей, «прокачиваем» критическое мышление. На этом этапе включается конвергентное мышление. Таким образом, все четыре компетенции замыкаются друг с другом. И способствуют формированию креативного мышления.

Существуют различные техники развития креативного мышления. Их можно применять с детьми средней и старшей школы. Для того, чтобы формировать креативное мышление у учеников младших классов, достаточно с ними играть, поскольку абстрактное мышление, на котором завязано большинство методик креативного мышления развивается к достижению десятилетнего возраста ребенка. Можно использовать приемы развития креативности на разных уроках, а также во время внеурочной деятельности.

Методы и формы развития креативного мышления в начальной школе:

1. Практические. Они включают в себя моделирование (не только построение моделей, но и любых цепочек, схем, алгоритмов), упражнения и игры. Используем на уроках и в курсах внеурочной деятельности.

«Составление рассказа: связать несвязуемое». Эта игра развивает способность быстро устанавливать разнообразные, иногда совсем неожиданные связи между словами. Берутся слова, не связанные по смыслу, например, «аист», «сосна», «осока». Надо составить рассказ, в котором будет как можно больше предложений.

«Подбери прилагательное» к двум существительным, несвязанных между собой. Задача: назвать всевозможные прилагательные к одному существительному, а потом «примерить» их к другому. Например, просим назвать общее имя прилагательное к словам ум и боль (прилагательное: острый), кровь и цветок (прилагательное: красный), друг и шкаф (прилагательные: старый или новый), взгляд и куст (прилагательное: колючий)

«На что похожа буква». Например, просим назвать объекты, на которые похожа буква «О». Примерные ответы детей: она похожа на колесо, солнце, баранку, обруч, рот плачущего ребенка, дупло, остров в океане.

«Исключение 4-го лишнего». Из предложенной группы слов, три из них объединены общими признаками. Нужно назвать четвертое лишнее слово, не подходящее по смыслу. Например, птица, самолет, пчела, машина, бабочка. Этот вид работы развивает конвергентное мышление.

«Последовательные картинки». Предложенные картинки нужно расставить по порядку, соблюдая логическую последовательность. Данный вид работы развивает причинно-следственные связи.

«Дедукция» (цепь рассуждений - силлогизмы). Предлагаются задачи такого типа: Иван моложе Сергея, но старше Олега. Кто старше Сергей или Олег? Или такая задачка: у диверсанта обнаружена шифровка. В этой записке самым простым способом зашифрована секретная информация. Всмотритесь внимательно в текст и постарайтесь сообразить, что хотел шпион сообщить своему связному: «Верные друзья обещали мне ежедневно брать около магазина большие арбузы». Если взять первые буквы предложенных слов, то ребенок получит расшифровку: в доме бомба.

«Обобщения». Задание: просим назвать одним словом ряд предметов.

«Продолжи ряд чисел». Смысл задания заключается в том, чтобы понять закономерность предложенного числового ряда.

2. Словесные методы – работа с речью: рассказы, сказки, инсценировки, чтение, пересказы, сочинения. Этот метод тесно связан с читательской грамотностью.

«Придумай другой конец сказки». Например, сказка «Лиса и журавль». У этой сказки грустный конец. Детям предлагается придумать оптимистический финал сказки.

«Придумай недостающие части рассказа». Суть задания состоит в том, чтобы домыслить недостающую часть текста.

Проект групповой «Книжка-раскладушка». Цель работы: анализировать прочитанный текст, делить на смысловые части и интерпретировать его графически.

Проект групповой «Теневой театр». Данный проект дает возможность развивать фантазию и воображение ребенка. Цель работы: учиться анализировать произведение и его героев, изображать их характерные черты в силуэтах фигур для теневого театра в активном взаимодействии.

Организация литературных конкурсов юных чтецов. Дети инсценируют различные произведение.

3. Мозговой штурм, особенно эффективен после постановки проблемных ситуаций при изучении новой темы. Например, при изучении темы «Порядок действий». На доске записаны примеры, в записи которых нет скобочек, один пример со скобками. Дети дают разные ответы, возникает проблемная ситуация. Начинает поиск решения.

4. Творческое задание - наибольший творческий потенциал содержат такие виды учебных заданий, как сочинение, рисунок, поделка, придумывание заданий и упражнений, составление ребусов, головоломок, написание стихотворений.

Создание творческих проектов, например, «Япония», «Деревня», «Витрина магазина» на уроках изобразительно искусства и технологии.

Создание иллюстраций к художественным произведениям.

Конкурс творческих поделок из пластилина.

Проект «Подари вещам вторую жизнь». Из старых вещей создают новые объекты.

Проект «Народное декоративно-прикладное творчество с элементами новизны». Предполагает создание авторского творческого объекта на основе народных промыслов.

5. Учебные исследования.

Участие в школьных исследовательских проектах. Например, на уроках окружающего мира обучающиеся создают проект «Моя родословная», фоторепортаж «Мой город» (для создания этой творческой работы, обучающиеся изучают достопримечательности нашего города, а затем отбирают нужную информацию)

6. Развитие дивергентного мышления.

«Друдлы». Детям предлагаются различные закорючки, из которых они создают образы.

«Придумать слова с заданной буквы». Например, просим назвать слова, которые начинаются на букву «а», оканчиваются буквой «т», или слова, в которых третья буква «с».

«Перечисли объекты с заданным признаком». Например, просим назвать объекты белого, зеленого цвета, круглой формы и т.д.

«Перечисли все возможные способы использования кирпича». Если ответы будут примерно такими: строительство дома, школы, печки – это свидетельствует о хорошей беглости мышления, но недостаточной гибкости. Если же предложить использовать кирпич, чтобы придерживать дверь, заколотить гвоздь, то это будет свидетельствовать об оригинальности мышления.

Результатом развития креативного мышления является:

- более качественное осознание изучаемого материала;

- перевод знаний из пассивных в активные;

-интеграция и перенос знаний, алгоритмов, способов действий, способов рассуждений в новую проблемную ситуацию;

- формирование читательской грамотности.

Главным результатом использования практики креативного мышления можно считать то, что школьники приобретают опыт успешной деятельности, разрешения проблем, принятия решений, позитивного отношения к учебной деятельности. Также важным итогом становится учение в общении или учебном сотрудничестве. Показателем успешной результативности являются активность в мероприятиях и многочисленные победы учащихся в творческих конкурсах. Это конкурсы, проекты, викторины, как индивидуальные, так и коллективные. Тем самым подтверждается мысль о том, что креативное мышление способствует всестороннему развитию личности и познавательному интересу.

Таким образом, в основе креативного мышления лежат: умение генерировать идеи, воображение, построение аргументации, выделение дефицита информации и поиск, формулирование собственных идей и развитие чужих, оценка собственных предположений и суждений, принятие целей группы и оценка общего результата. Если мы хотим помочь учащимся развивать эти компетенции, необходимо так организовать учебный процесс, чтобы они делали это постоянно. Любой школьный урок или внеурочная деятельность – это место, где ученики могут получать новые знания не в готовом виде, а самостоятельно приобретать и создавать знания, учиться управлять собой и работать в команде, создавать творческий продукт.


 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

Маслоу А. Мотивация и личность / Пер. А.М. Татлыбаевой. – СПб.:Евразия, 1999. 480 с.

Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / под ред. А. А. Леонтьева. М.: Баласс, 2003. 367 с.

Основы психодиагностики. Учебное пособие для студентов педвузов / под общ. редакцией А.Г. Шмелева — Москва, Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996 - 544 с. С.200

Развитие креативного мышления в школе: методики и практики — курс Учительской Яндекс.Учебника. Источник: https://clck.ru/39fDMw

Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 1 класс / сост. Е.В. Языканова. – 7-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2013. 79 с. (Серия «Учебно-методический комплект»)

Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 2 класс / сост. Е.В. Языканова. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2013. 108 с. (Серия «Учебно-методический комплект»)

Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 3 класс / сост. Е.В. Языканова. – 9-е изд., стереотип.– М.: Издательство «Экзамен», 2014. 125 с. (Серия «Учебно-методический комплект»)

Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 4 класс / сост. Е.В. Языканова. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2013. 122 с. (Серия «Учебно-методический комплект»)

Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей, 1 класс: Рабочие тетради: В 2-х частях / О.А. Холодова. – 7-е изд., перераб. – М.: Издательство РОСТ, 2021. 56с.

Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей, 2 класс: Рабочие тетради: В 2-х частях / О.А. Холодова. – 7-е изд., перераб. – М.: Издательство РОСТ, 2020. 56с.

Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей, 3 класс: Рабочие тетради: В 2-х частях / О.А. Холодова. – 7-е изд., перераб. – М.: Издательство РОСТ, 2023. 144с.

Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей, 4 класс: Рабочие тетради: В 2-х частях / О.А. Холодова. – 7-е изд., перераб. – М.: Издательство РОСТ, 2021. 64с.


 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации