12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Барабанова Оксана Михайловна559
Россия, Челябинская обл., Миасс

Что такое межполушарное взаимодействие и как его развивать?

    Межполушарное взаимодействие — особый механизм объединения ЛП и ПП в единую интегративную, целостно работающую систему, формирующийся  под влиянием как генетических, так и средовых факторов.

    Всем известно, что мозг состоит из двух полушарий: левого и правого. У кого-то функционирует лучше левая часть, у кого-то правая, а самый хороший вариант, когда функционируют и правая, и левая половина мозга.
Левое полушарие мыслит логически, а правое – творчески. Совершенно очевидно, что человеку необходимо и то, и другое. Поэтому с самого детства желательно развивать межполушарные связи.

Если межполушарное взаимодействие несформировано: происходит неправильная обработка информации и у ребенка возникают сложности в обучении:

проблемы в письме;

устной речи;

запоминании информации;

счете как в письменном, так и в устном;

в целом восприятии учебной информации.

Причин может быть много, вот несколько из них:

болезни матери, стресс (примерно с 12 недель беременности);

родовые травмы;

болезни ребёнка в первый год;

длительный стресс;

 общий наркоз.

По каким признакам можно определить несформированность межполушарного взаимодействия:

зеркальное написание букв и цифр;

псевдолеворукость;

логопедические отклонения;

неловкость движений;

агрессия;

плохая память;

отсутствие познавательной мотивации;

инфантильность.

Помогут в этом специальные упражнения. Они не только скоординируют работу полушарий мозга, но также будут способствовать развитию мышления ребенка.

«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга»

Дети развиваются играя, получая удовольствие от взаимодействия друг с другом, стараясь победить, соревнуясь, учитывая на будущее свои ошибки.

Игровые технологии повышают интерес и мотивацию, помогают не бояться ошибок, развивают коммуникацию. Ведь игра — это естественное состояние и потребность любого ребенка.

Нейропсихологические игры могут использовать не только специалисты на своих занятиях, но и родители в домашних условиях. Но совсем необязательно иметь какие-либо нарушения в развитии. Игры в любом случае это полезно и интересно для каждого. Дети развиваются играя. Им важно взаимодействовать со сверстниками, учиться работать в команде и за самого себя, видеть свои ошибки и делать выводы.
При применении нейроигр и упражнений на занятиях у детей улучшается память, самоконтроль поведения, повышается концентрация внимания, происходит формирование пространственных ориентаций, повышается уверенность в своих силах.

Выполнять упражнения лучше каждый день, хотя бы по 5-10 минут.

Упражнение «Ухо-нос»

Левой рукой берёмся за кончик носа, а правой — за противоположное ухо, т.е. левое. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук

«Зеркальное рисование» 

Положите на стол чистый лист бумаги, возьмите по карандашу. Рисуйте одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки. При выполнении этого упражнения вы должны почувствовать расслабление глаз и рук, потому что при одновременной работе обоих полушарий улучшается эффективность работы всего мозга.

Мы предлагаем ряд таких игр:

Напольная игра «Руки-ноги» где идет взаимодействие рук и ног.

Игра с мячом «В паре»

*способствует развития внимания

*эта игра многофункциональная

*формирует стойкие мотивации и произвольный интерес

*направлена на партнерское взаимодействие между детьми

Дети развиваются играя, получая удовольствие от взаимодействия друг с другом.

Игры на балансире с мячом

*направлены на координацию движения

*чувство баланса

*высливость и терпение

Игра «Покажи как Я»

Главным инструментом при выполнении «гимнастики для мозга» являются руки. Действуя двумя руками, развиваются оба полушария. Упражнения для развития межполушарного взаимодействия необходимо выполнять каждый день, хотя бы по 5-10 минут. Сначала выполнять упражнения будет тяжело и сложно, поэтому торопиться не надо, а когда начнет получаться, можно увеличить и темп.

Игра «Быстрые дорожки»

направлена на развитие межполушарных связей

на синхронизацию работы полушарий

она способствует улучшению запоминания

улучшению восприятия речи

Игра «Чудесный песок»

Руки-пальцы и песок – будешь грамотным дружок!

Для формирования и развития межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста мы рекомендуем кинезиологические упражнения.

Они не только координируют работу мозга, но и также способствуют развития мышления ребенка.

Игра «Волчок»

направлена на взаимодействие двух рук одновременно

развитие мелкой моторки рук, моторики пальцев.

 

Игра «Волшебные дорожки»

формирует пространственные представления

развивает память и внимание

контроль обеих рук

развивает самоконтроль ребенка

развивается зрительно-моторная координация (глаз-рука)

последовательное выполнение действий

Развивается слуховое и зрительное внимание, которое позволяет быстро переключиться с одной деятельности на другую, что способствует быстрому включению ребенка в занятие.

Ребенок учиться чувствовать пространство, свое тело.

Игра «Бесконечность»

Одним из вариантов межполушарного взаимодействия является работа двумя руками одновременно, в процессе чего активизируются оба полушария, и формируется сразу несколько навыков: согласованность движений рук и согласованность движений глаз. А если мы параллельно отрабатываем и правильное произношение звука – то еще и и согласованность языка.

Дети развиваются играя, получая удовольствие от взаимодействия друг с другом, стараясь победить, соревнуясь, учитывая на будущее свои ошибки.

Игра «Пальчиковый Твистер»

Игрока раскладывают игровое поле на столе. Ведущий кидает сразу два кубика и называет нужный палец и цвет.

Каждый участник расставляет пальцы согласно выброшенным кубикам.

Побеждает тот кто выполнит все задания.

 

Нейроигры и упражнения мы применяем еще для автоматизации оставленных звуков, развития фонематического восприятия, навыков словообразования и словоизменения, развития познавательных способностей, усвоения лексических тем, развития моторики.

Исходя из вышеизложенного и предложенных игр, можно сделать вывод, что работа с использованием нейроигр и упражнений, внесла много положительных моментов в общее и речевое развитие детей.

Как показывает практика, на отработку каждого упражнения нужно не более двух-трёх дней. Это сначала, кажется, что это невозможно, но потом координируются и развиваются межполушарные связи.

Делайте упражнения вместе с детьми. Это весело и полезно. Эти упражнения очень полезно выполнять не только детям, но и взрослым.

Кроме улучшения межполушарных связей, упражнения во многом влияют на развитие памяти, внимания, мышления

Важно!

Упражнения должны выполняться непринуждённо, в спокойной обстановке.

 Желаю вам успехов!

 

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.