Что значит быть настоящим человеком"
песняMP3 / 4.54 Мб
кл.часPPTX / 5.56 Мб
М униципальное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №16 городского округа Кинешма Методическая разработка внеклассного мероприятия. Тема: «Что значит быть настоящим человеком?» Духовно-нравственное направление. Автор: учитель начальных классов, Тараканова Марина Анатольевна. 2024г. |
Тема: «Что значит быть настоящим человеком?»
Цель: показать детям важность статуса НАСТОЯЩИЙ ЧЕЛОВЕК, воспитывать в детях стремление быть добрыми, честными, любящими свою Родину. Воспитание взаимоуважения, доброты, вежливости и нравственной ответственности за свои поступки.
Оборудование: карточки зелёного и красного цвета для игры; карточки «смайлики», индивидуальные карточки.
Ход мероприятия.
Эпиграф.
«Всё прекрасное на земле от солнца, всё хорошее – от человека».
М.М. Пришвин
Слайд 1.
Вводная беседа.
– Мудрые слова написал М.М. Пришвин «Всё прекрасное на земле от солнца, всё хорошее – от человека». Ребята, а как Вы понимаете эти слова? (ответы детей)
-Всё хорошее, что существует на Земле, создано хорошими людьми. Плохое совершают плохие люди, которые не достойны носить гордое звание – человек. Люди, когда хотят призвать кого-то стать лучше, так и говорят: «Будь человеком!»
Слайд 2-5 Кто такой настоящий человек?
Маленький мальчик гулял по парку со своим дедушкой и услышал, как молодая мачеха ругает сына, за то, что тот отдал уличной собаке целый батон колбасы: "Ты что сделал? Будешь дома сидеть за свои поступки. Каждой собаке будешь отдавать по батону? Думать надо, собака никогда голодной не останется, если надо будет, и без тебя найдет себе пищу. Ты не человек, а чудовище. Все для него, и для него! А он что? Собак кормит! Так и всю жизнь с тобой мучиться!" Дедушка не выдержал и подошел к молодой женщине: "За что же вы его так ругаете? Так нельзя! Он дело доброе сделал, за это не ругают, а хвалят! Ведь из этого мальца вырастит не человек, а чудовище, коем вы его называете, ненавидящее вас и всех в округе, если за каждый добрый проступок, вы его наказывать будете!" "А это уже не ваше дело, каким он вырастит!" - огрызнулась молодая дама и пошла прочь вместе с мальчонкой, продолжая его ругать.
- Дедушка, а мы люди?
- Люди.
- Настоящие?
- Настоящие.
- А что значит быть настоящим человеком?
- Надо родиться.
- Собака тоже рождается. Она человек?
- Нет, надо родиться человеком.
- То есть - родился со внешностью, схожей на человека, значит ты человек?
- Что бы быть настоящим человеком … (Дедушка задумался на секунду..)
Учитель: Ребята а давайте мы тоже задумаемся…
-Каким должен быть настоящий человек?
Что значит быть человеком? Мы ведь очень часто слышим:
"Человек - это звучит гордо"
"Человек с большой буквы".
Слайд 6-7.
-А что это означает? Для меня слово "человек" проявляется в его поступках. Ведь настоящий человек всегда должен прийти на помощь, тем, кто в ней нуждается, не думая о себе, своей жизни. И таких людей у нас в стране очень много.
– Я – настоящий человек! Каждый ли на Земле может так сказать про себя? – Ответим на вопрос: каждый ли может сказать про себя «Я – настоящий человек!» (нет, только тот, кто добр, имеет любящее сердце, хорошие качества характера)
-Прежде чем ответить на этот вопрос, скажите, чем, кроме внешних признаков, должен обладать человек? (у человека должны быть добрые и чистые мысли, хорошие качества характера, доброе и любящее сердце, образованный ум, он должен делать добрые дела, человек должен быть человечным)
– Скажите, так о чём пойдет речь на нашем занятии, на какую тему мы будем говорить? (о том, кого можно назвать настоящим человеком, о том, что надо помогать тому, кому трудно; об умении дружить; об уважительном отношении к старшим; о доброте и любящем сердце; о вежливости; о совершении благородных поступков, ничего не требуя взамен).
Основная часть.
Слайд 8.
– То есть, мы постараемся ответить на вопрос: что значит быть… (настоящим человеком). Это и будет темой нашего занятия. Мы поговорим о тех человеческих качествах, которые помогают каждому из нас обрести друзей, найти взаимопонимание, стать настоящим человеком.
Давайте порассуждаем- кто он и какой-настоящий человек? ( ответы детей)
-Это могут быть простые прохожие, которые не растерялись и спасли утопающего человека и Герои, которые спасают каждый день жизни людей, детей, которые из огня выносят людей или из воды . Очень хочется, чтобы таких людей было побольше, чтобы у каждого человека была ответственность не только за себя, но и за других людей.
-Настоящий человек- значит добрый, отзывчивый, помогающий людям. Это не жадный, внимательный и честный человек.
-Думаю, настоящий человек никогда не пройдет мимо старенькой бабушки, у которой в руках тяжёлая сумка с продуктами. Каждый должен быть готовым прийти на помощь даже незнакомому человеку, ведь каждый из нас хочет, что бы рядом были всегда только добрые люди.
-Быть настоящим человеком, значит делать человечные поступки. Думать не только о себе, но и о мире, который окружает тебя. Даже если ты попал в беду, не надо думать, что все должны бежать к тебе на помощь, так поступают только эгоисты. А эгоист не может быть настоящим человеком.
-В понятие "настоящий человек" каждый вкладывает свое значение. Именно это влияет на действия и поступки.
В моем понимании "настоящий человек" с уважением должен относится ко всему живому. Человек должен любить свою страну и беречь ее.
-Человек это не должность и не профессия. Быть настоящим человеком это делать добро людям и никогда их не обманывать. Быть вежливым и добрым.
- Настоящий человек - это друг, способный прийти на помощь, освободить из беды и не завидовать. Хороший человек будет примером для детей. Человек должен помогать не только своей семье, но и заботиться о других людях.
-Быть настоящим человеком означает быть воспитанным, ответственным, порядочным. У каждого человека свои правила, принципы и нормы поведения. Но, настоящий человек, умеет держать свое обещание, значит он ответственный.
- Я думаю, что настоящий человек - это хороший друг, способный всегда прийти на помощь.
-Настоящий человек должен хорошо относиться не только к себе, но и к другим людям.
-Настоящий человек должен быть воспитанным, значит знать, как вести себя в обществе, знать как делать можно, а как делать нельзя. То есть быть порядочным. Многие считают себя ответственными, воспитанными и порядочными, но на самом деле это не так. Настоящий человек должен обладать знаниями об этих качествах, значит он, должен быть еще и умным.
-Мне очень нравится утверждение известного педагога В. Сухомлинского: "Ты рожден человеком, но Человеком должен стать". Стать настоящим человеком нелегко, потому что мы живем в непростом мире, где деньги и забота о своем благосостоянии делают людей жестокими и равнодушными.
Послушайте стихотворение и скажите, каким качеством должен обладать настоящий человек.
(читает ученик)
Давайте быть внимательней друг к другу, давайте, быть терпимей и добрей.
Ведь слабому протягивая руку, становимся мы сами чуть сильней.
Давайте будем чутче и мудрее, побольше слушать, меньше говорить.
Подобно Данко или Прометею,-другим тепло сердец своих дарить.
Но даже если в твоём сердце - стужа-и если жизнь скатилась под откос -
Найди того, кому гораздо хуже-и помоги. Но лишь не вешай нос!
И чьи-то благодарные улыбки-в любой мороз вас будут согревать
И в этом мире - немощном и зыбком -вам не дадут споткнуться и упасть.
Добро творите, рук не опускайте, цените каждый миг и каждый час.
Живите радостно. И просто знайте, что многое зависит лишь от нас!
Дарите людям больше доброты, однажды она к вам вдвойне вернётся.
И счастье за это улыбнётся, и расцветут для вас весенние цветы.
Дарите людям больше доброты! Не только в дни рождения, и в будни,
Ведь каждому из нас бывает трудно-от этой ежедневной суеты.
Дарите людям больше доброты! Им говорите чаще комплименты.
И не жалейте Вы аплодисментов, когда заслуживает кто-то похвалы,
Пожалуйста дарите людям больше доброты!
- Что бы быть настоящим человеком надо иметь огромную душу и доброе сердце, совершать добрые поступки во благо другим.
(стихотворение читает ученик)
-В жестокий двадцать первый век,
во время зависти и мести,
запомни: ты же человек.
Ты не теряй ни капли чести.
Когда услышишь грубый смех,
жестокость, низость - не сломайся;
ты помни: ты ведь человек...
Так человеком оставайся.
-Ребята, мы знаем, что в литературе есть множество произведений о добрых, смелых, любящих свою Родину людях. Вот такое произведение есть у Бориса Полевого, который рассказывает нам о бесстрашном, смелом, добром, настоящем человеке Маресьеве Алексее Петровиче.
Слайд 9-11.
Алексей Петрович Маресьев – советский военный летчик-истребитель, Герой Советского Союза, вошедший в историю как человек удивительной силы духа. Подвиг Маресьева Алексея Петровича является ярким примером стойкости, мужества и безграничной веры в себя и свои силы. 4 апреля 1942 года во время очередного боевого вылета самолет Маресьева был подбит немецким летчиком. Тяжело раненый советский офицер был вынужден совершить посадку на вражеской территории. В течение трех недель он ползком пробирался к своим, питаясь лишь ягодами, шишками и корой деревьев.
Обессиленного летчика обнаружили деревенские жители, но доставить его в госпиталь смогли лишь спустя десять дней. К тому времени он был практически обречен на смерть – у молодого лейтенанта было заражение крови и ужасная гангрена обеих ног. Лётчику ампутировали ноги, но самое главное – он остался жив. Маресьеву выдали протезы – грубые и тяжелые, которые доставляли сильную боль при ходьбе. Он стал активно тренироваться, и вскоре добился отправки на фронт. В июле 1943 года Алексей Петрович совершил подвиг, сбив сразу два немецких истребителя. К концу войны на счету летчика-героя было 86 боевых вылетов и 11 сбитых немецких самолетов. При этом семь из них были уничтожены, когда Маресьев совершал вылеты на протезах.
- Какими же качествами обладал Маресьев А.П? Почему повесть названа именно так?
Слайд 12-13.
-Много подвигов было совершено во время Великой отечественной войны, многие стали героями . А можно ли стать героем в нынешнее время? В любые времена есть место подвигу, а значит и в наше время есть герои, готовые пожертвовать самым дорогим во имя родных, друзей, своей родины.
– А вспомните произведение С. Я. Маршака «Рассказ о неизвестном герое». О ком это произведение? (о простом парне, который во время пожара спас девочку)
– Почему автор называет его героем? (увидев пожар, он бросился на помощь совершенно чужому человеку; неожиданно появился и так же исчез, не ожидая благодарности, красивых слов в свой адрес; на такое способен не каждый)
– Что можно сказать об этом парне? Какой он? (храбрый, смелый, скромный)
– Так каким же должен быть настоящий человек? Перед вами листочки, подчеркните слова, характеризующие настоящего человека (работа в парах)
-Сострадание, милосердие, доброта, уважение других людей, справедливость, совесть, честь, отзывчивость, любовь к Родине, верность, честность, враньё, жадность, ответственность, злость, трусость, щедрость, готовность прийти на помощь, подлость, зависть, грубость. (Проверка)
Слайд 14-15.
Достаётся недёшево
Счастье трудных дорог.
Что ты сделал хорошего,
Чем ты людям помог?
Этой мерой измерятся
Все земные труды.
Может, вырастил деревце
В своём городе ты?
Иль под снежной порошей
Жизнь спасаешь кому?
Делать людям хорошее –
Хорошеть самому!
– Чтобы делать людям хорошее, надо прежде всего быть добрым человеком, т.к. «доброта» - это одно из важнейших качеств воспитанного человека.
Слайд 16-17 – Прочитаем хором, запомним и будем такими же.
Старайся делать добро
Люби и прощай людей
Не причиняй другому неприятностей и обид.
Поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой.
Помогай тому, кому трудно.
Будь трудолюбивым и отзывчивым.
Уважай старших, помогай малышам.
Не оскорбляй людей ни словом, ни делом.
– Уважай старших, своих товарищей. А что такое уважение? (доброжелательное отношение к человеку).
- «Относись ко всем с добром и уважением, даже к тем, кто с тобой груб. Не потому, что они достойные люди, а потому, что ты- достойный человек»- сказал когда то Конфуций.
Не зря гласит русская народная пословица «Хорошо тому, у кого доброе сердце». Ведь доброта помогает людям жить.
– Ребята, а у нас в классе есть злые, грубые дети?
Дети: Нет.
– А сейчас проверим, насколько вы знаете правила воспитанного настоящего человека. Я буду называть ситуацию, а вы определите: вежливыми, воспитанными или нет были действия в ней. Если да – поднимите зелёную карточку, если нет – красную. Работаем в паре.
Игра «Вежливо-невежливо».
Говорить грубые слова.
Обижать маленьких.
Поиграть с младшей сестрой или братом.
Поздороваться при встрече.
Толкнуть, не извиниться.
Помочь пожилому перейти дорогу.
Заплатить за проезд в автобусе.
Помыть дома посуду, сходить в магазин.
Жаловаться на других.
Не уступить место в автобусе взрослому.
Сказать «спасибо».
– Молодцы, хорошо знаете правила воспитанности. А только ли вежливым, добрым, хорошим должен быть настоящий человек? (ответы уч-ся)
Слайд 18:
«Сейте разумное, доброе, вечное…» – сказал когда-то поэт Н.А. Некрасов. Эти слова могут стать прекрасным девизом для вас.
– Чтобы делать добро, надо, прежде всего, им обладать. У каждого человека свой путь к доброте. Она нам не даётся с рождения, не передаётся по наследству. Необходимо стараться упорно, день за днём, воспитывать в себе её – доброту. Доброта начинается с любви к людям. Сердцем вдохни, не утрать радость любви, силу добра.
– Сделав добро, наслаждайтесь тем, что другому человеку стало хорошо, комфортно. «От добра добра не ищут», - гласит русская народная пословица. Хорошо бы научиться искренне дарить добро, не ожидая какой-то выгоды и ответа. Если вы научитесь этому, вы – настоящий человек.
Дарите радость и улыбки. Давайте сейчас улыбнёмся друг другу и споём замечательную песню «Быть человеком»
Исполняется песня «Быть человеком» Владимира Мигули.
Нам от самого порога жизнь раскинула пути.
Выбирай свою дорогу и по ней к судьбе иди.
Пусть к тебе придёт удача, если честно ты прожил.
Пусть судьба тебе назначит то, чего ты заслужил.
Только помни, только помни.
В грохоте и ритме века.
Самая главная в жизни профессия -
Быть человеком.
Только помни, только помни.
В жизни прожитой дороги
Очень уж порой круты.
Мы к себе бываем строги
За собою жжём мосты.
Ненавидим мы и любим,
Разрушаем и творим.
И в жару и в холод лютый
Мы друг другу говорим.
Только помни, только помни.
В грохоте и ритме века.
Самая главная в жизни профессия -
Быть человеком.
– Ребята, надо ли брать пример с человека, у которого в душе грубость, эгоизм, злость, недоверие к людям? (нет, грубый, злой человек не может быть примером для людей)
Давайте посмотрим интересный ролик о доброте. https://www.youtube.com/watch?v=WKTclpVW5jc
3. Заключительная часть.
Игра в слова
-Что человек должен беречь смолоду? (честь).
-Что должно жить в сердце каждого человека? (любовь).
-Должна быть у каждого человека. (совесть).
-Человек без … становится пустым (вера).
-У доброго человека большое …(сердце).
-Как вы думаете, можно ли эти слова отнести к настоящему человеку?
– Конечно, ребята, настоящий человек должен обладать большим добрым сердцем, быть честным по отношению к себе и к окружающим, готовым всегда прийти на помощь людям, которые в этом нуждаются, любить свою Родину, быть готовым встать на её защиту.
(стихотворение читает учитель)
-Настоящий человек деньгами не богат,
Он в них кумира видеть не умеет.
Сокровища души – его бесценный клад,
Который никогда не оскудеет.
Настоящий человек умеет отдавать
И оттого становится богаче.
Настоящий человек не станет унывать,
Решая в жизни сложные задачи.
Настоящий человек лишь добрые дела творит,
Отвергнув мелочные страсти.
Настоящий человек не может делать зла.
И потому я всем желаю счастья.
– Наше занятие подходит к концу. Скажите пожалуйста, а какие вы в жизни? Приведите примеры о своём настоящем поступке? (ответы уч-ся)
– Я желаю каждому из вас вырасти хорошим, вежливым, добрым, настоящим человеком.
– Хотелось бы узнать ваше мнение. – Если сегодня наше занятие вам понравилось, вы возьмёте для себя полезное и нужное, поднимите карточку с улыбающимся смайликом; если нет, то с грустным.
Я благодарю Вас за работу и от всего сердца желаю всего наилучшего. Старайтесь и вы благодарить людей за всё хорошее, что они вам делают. Я надеюсь, что каждый из вас будет настоящим человеком и будет дарить только радость для окружающих.
Слайд 20-21:
– Наше занятие хочу закончить словами великого русского писателя К.Г. Паустовского «Человек должен быть умён, прост, справедлив, смел и добр. Только тогда он имеет право носить это высокое звание – человек». НАСТОЯЩИЙ ЧЕЛОВЕК.