12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Масленникова Ирина Валерьевна1600
Я учитель математики. Стаж работы 25 лет
Россия, Саратовская обл., c. Запрудное Питерский район

Классный час «Что значит быть порядочным человеком?»

Цель: формирование ценностного отношения школьников к нравственной   категории «порядочность».

Задачи: 

1. Уяснение сущности и содержания понятия «порядочный человек»;

2. Соотнесение идеальных представлений школьников о порядочности с реальными поступками окружающих людей и событиями жизни и выявление на этой базе противоречий и проблем;

3. Моделирование собственного поведения подростков в соответствии с их представлениями о порядочности.

 

Этап подготовки:

     Анкетирование учащихся класса и обобщение полученной информации.

 Подчеркните поступки, которые вы считаете непорядочными. Пронумеруйте их в последовательности от самого непорядочного к менее непорядочному. По желанию – прокомментируйте ваш выбор.

1.      Употребление наркотиков   

2       Плохое воспитание детей    

3       Жестокое обращение с животными       

4       Пьянство  

5       Хамство, грубость, нецензурная брань 

6       Обогащение за счет других 

7       Проституция      

8        Деловая необязательность

9       Уклонение от уплаты налогов

10     Уклонение от службы в армии              

11     Присвоение найденных вещей и денег

12     Супружеская измена

13     Безбилетный проезд

14     Аборт       

 Для проведения данного классного часа дети разбиваются на 4 группы.

 

Цитаты на доску:

1. Человек всегда должен оставаться человеком.

2. Человека можно убить, но у него нельзя отнять честь.

3. Нужно верить в себя и оставаться самим собой.

Ведущий:  тема нашей сегодняшней встречи – «Что значит быть порядочным человеком?»  

 Ведущий: Мы с группой ребят изучили ваши ответы .  Вот как распределились ваши голоса ( Демонстрация  слайда с результатами опроса).

Огласить результаты  анкеты. Сделать вывод о том, насколько верны представления детей о непорядочности, возможна дискуссия .

 Ведущий: А вот что говорит о понятии «порядочность» словарь: «ПОРЯДОЧНОСТЬ – честность, неспособность к низким, аморальным, антиобщественным поступкам. Порядочность  – важнейшее качество личности, способствующее профилактике не только социальных, но и внутриличностных конфликтов. Порядочность – более значимое качество человека по сравнению с профессионализмом». 

Ведущий: А  теперь мы предлагаем вам в группах обсудить некоторые ситуации и  огласить ваши действия в подобной ситуации. Каждая группа получает одну ситуацию.

Ситуации: (условие – отвечать честно!)

1.     Зима. Вы идёте по улице и видите следующую картину: на снегу неподвижно лежит человек, глаза закрыты. Одет он небрежно. Возможно, бомж или пьяный. Прохожие равнодушно проходят мимо. Ваши действия.

2.     Вы проверяете чек на продукты. Сдача оказалась больше положенного. Как вы поступите, обнаружив ошибку.

3.     Ночью под окном заработала чья-то сигнализация. Вы вышли на балкон посмотреть и через некоторое время осознали, что у орущей машины открыта дверца. Потом дверца закрылась, и от машины побежал парень. Сигнализация орать перестала. Вы спокойно уходите спать или…?

4.     В Макдональдсе вы зашли в кабинку туалета и обнаружили, что кто-то забыл сумку на крючке (в ней кошелёк с деньгами, документы). В туалете кроме вас никого нет. Ваши действия?

Ребята обсуждают в группах ситуации, затем озвучивают свои ответы.  Остальные могут присоединиться и высказать своё мнение. Если их ответы не будут соответствовать понятию «порядочность», учитель должен обратить внимание, что порядочный человек в данной ситуации поступил бы иначе (рассказать, как).

Ситуации для фронтального опроса:   

- клептомания (зависит ли от человека его желание)

- ради адреналина (поймают или нет)

- набрать без разрешения ведро песка у соседа, который привез машину для стройки

- получая неофициальные доходы, не уплачивать алименты

- накопать картошки на колхозном поле

- «У нас кончилась бумага, скрепки и скотч. Завтра принесу немного с работы. Нам нужно еще что-нибудь?» Какой вывод сделает ребёнок из этого монолога мамы? (Ребенок делает вывод: допустимо красть у того, кто богаче тебя. Быть нечестным  – это нормально).

 Затем  ведущий предлагает общую ситуацию для всех групп.

В интернете мы наткнулись на историю, рассказанную одним молодым человеком. Послушайте её.

У меня было несколько билетов на спортивное соревнование, которое мне по
личным причинам не удавалось посетить. И я решил их продать, выставив на
Ebay с длительностью аукциона в 1 день, при этом изложив вышеуказанную
причину продажи и четко указал, что билеты должны обязательно быть
подобранными у меня из рук в руки в течение 24 часов (так как игра
должна была состояться вечером в день окончания аукциона, и времени на
отправку по почте не будет). Некая дама выиграла аукцион за $600 в 10
часов утра за день до игры. Но к пяти часам вечера она так и не ответила
на мои многочисленные имэйлы с просьбой выйти на связь с целью обмены
билетов на деньги. Наконец, в 9:30 вечера я получаю такую строчку на
мой имэйл: "Я за них переплатила, и мой муж не разрешает мне тратить
такие деньги. Извини. Хорошего время провождения! :)"

Я попытался объяснить, что за такое короткое время я уже не смогу их
продать, так как аукцион заканчивается рано утром следующего дня (к тому
же остальные проигравшие аукцион покупатели уже мне отказали). Но она
сказала что мол "... Не мои проблемы. Это Ebay, а не автодилер. Если
хочу, то могу отказаться". Я так и не понял, причем здесь автодилер...

Вопрос группам: как вы оцените поведение персонажей в данной ситуации; как можно было бы поступить; как вы считаете, как поступил молодой человек, узнав об отказе женщины выкупить билеты.

Ребята отвечают.

Ведущий: а теперь послушайте окончание этой истории.

Естественно, я очень расстроился, так как я остался с билетами на игру,
которую не увижу. И вот тут-то у меня и созрел план.
Я открыл еще один профайл на Ebay, назвав его "Payback" ("Расплата"), и
послал ей сообщение: "Привет, я увидел, что Вы выиграли аукцион на 4
билета. Дело в том, что я чертовски хотел их заполучить, но не успел
вовремя добраться до компа. Собирался повести семью на игру, и если Вы
согласитесь, то я с радостью куплю их у Вас за $1000. Я понимаю, что Вы
уже наверно все запланировали и их не продадите, но я подумал, чем черт
не шутит. "
В 11:30 вечера она пишет на адрес Payback: "Я продам, но за $1100, не
меньше. Могу тебя встретить на стадионе, если хочешь. Дай мне свой номер
телефона".
В 11:35 вечера Payback отвечает: "По рукам, вот мой телефон... "
(Спасибо Google Voice за одноразовый номер). Она позвонила через пару
минут и заставила Payback "пообещать" ей, что не откажется от сделки.
Подчеркнув при этом, что она потеряет кучу денег, если он откажется.
Payback естественно пообещал, что на такое в жизни не способен.
В 11:45 вечера она пишет (уже мне лично): "Ладно, я их куплю. Но ты
должен будешь сам привезти их ко мне сегодня ночью, я уже нашла деньги".
К полночи я подъехал к порогу ее дома. Она оказалась противной и грубой,
что меня не удивило. Не помогло ситуации и то, что я попросил еще $20 за
доставку. Стало еще более неловко, и
она в буквальном смысле швырнула в меня 31-ой купюрой по $20. Я
пересчитал деньги и вручил ей билеты, поблагодарил за покупку, был
послан на  три буквы, и, получив на прощанье средний палец, уехал домой.

На следующий день, около 10 утра, она позвонила Payback чтоб убедиться,
что сделка движется по плану. Но Payback сказал, что не может пойти на
игру и что договор отменяется. У нее моментально сорвало крышу, и я
клянусь, что она начала не просто шипеть, а излагаться на каком-то
демоническом языке. Но Payback обьяснил, что "Мэм, не мои проблемы. Это
Ebay, а не автодилер".

 Больше я  о ней не слышал, не знаю, пошла ли она на игру или нет.
Совершил ли я аморальный поступок? Судите сами.

Вопрос группам: как бы вы ответили на вопрос этого молодого человека? (Отвечают).

 

Ведущий: мы предлагаем вашему вниманию аргументы: (соответствующие слайды)

Честь — бесчестие. Верность — предательство.

 1)    Поэт Джон Браун получил от русской императрицы Екатерины проект Просвещения, но приехать не смог, потому что заболел. Однако он уже получил от нее деньги, поэтому, спасая свою честь, покончил жизнь самоубийством. (Как иначе можно было поступить в этом случае?)

2)    Во время катастрофы «Титаника» пассажиров первого класса в первую очередь сажали в шлюпки, но барон Гуггенхайм уступил свое место в шлюпке женщине с ребенком, а сам тщательно побрился и с достоинством принял смерть.

3)     Во время Крымской войны некий командир бригады (минимум — полковник, максимум — генерал) обещал дать в приданое за своей дочерью половину того, что он «экономит» из сумм, отпускаемых на его бригаду. Стяжательство, воровство, предательство в армии привели к тому, что, несмотря на героизм солдат, страна потерпела позорное поражение.

4)    Во время покушения на царя Александра II взрывом бомбы повредило карету. Кучер умолял государя не выходить из нее и скорее ехать во дворец. Но император не мог бросить истекающих кровью охранников, поэтому вышел из кареты. В это время прогремел второй взрыв, и Александр II  получил смертельное ранение.

5)    Один путешественник рассказывал о том, что эскимосы подарили ему большую связку сушеной рыбы. Торопясь на судно, он забыл ее в чуме. Вернувшись через полгода, он нашел эту связку на прежнем месте. Путешественник узнал, что племя пережило тяжелую зиму, люди сильно голодали, но никто не посмел тронуть чужое, боясь навлечь на себя бесчестным поступком гнев высших сил.

6)    Древние вавилоняне, желая наказать провинившегося человека, стегали кнутом его одежду. Но от этого преступнику не было легче: тело-то он сохранял, зато обесчещенная душа истекала кровью.

7)    Парижане во время Второй мировой войны нашли очень действенный способ борьбы с фашистами. Когда вражеский офицер входил в трамвай или в вагон метро, то все дружно выходили. Немцы, видя такой молчаливый протест, понимали, что им противостоит не жалкая кучка несогласных, а целый народ, спаянный ненавистью к захватчикам.

8)    Во время Второй мировой войны немцы подговорили одного уголовника за большое денежное вознаграждение сыграть роль известного героя Сопротивления. Его посадили в камеру к арестованным подпольщикам, чтобы он узнал у них все необходимые сведения. Но уголовник, ощутив заботу незнакомых людей, их уважение и любовь, внезапно отказался от жалкой роли доносчика, не стал выдавать услышанные от подпольщиков сведения и был расстрелян.

9)    В 70-х годах 20 века чешский хоккеист М. Новы, как лучший игрок команды, получил в подарок «Тойоту» последней модели. Он попросил выплатить ему стоимость автомобиля и разделил деньги между всеми членами команды.

 Ведущий: Всё, о чём мы говорили до сих пор – была теория. А теперь давайте начнём практику становления порядочными людьми.  Мы приглашаем вас в «Музей обидных воспоминаний» и предлагаем вспомнить и коротко (в 2-3 предложениях) описав, «сдать в музей» воспоминание о собственном непорядочном поступке. Делая это, вы   идёте к добрым переменам и снимаете груз со своей души.  

 Ведущий: Спасибо вам за участие.  Мы надеемся, что наш разговор был не напрасным. Подумайте о сказанном сегодня. Нам хочется верить, что мы станем  порядочными людьми и будем умножать добро в этом прекрасном мире. Любите людей, помните о своем высоком предназначении. Именно об этом прекрасные стихи  Эдуарда Асадова.

 Ведущий 1-й. Э.Асадов

КОГДА МНЕ ВСТРЕЧАЕТСЯ В ЛЮДЯХ ДУРНОЕ..

 Рефлексия.

Можно предложить детям высказаться: что им наиболее запомнилось из этого классного часа, что произвело наибольшее впечатление, с какими мыслями они уходят с этого мероприятия.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.