12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
 Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовал
Антипина Ольга Владимировна203
Россия, Иркутская обл., г.Нижнеудинск
Материал размещён в группе «ФГОС НОО»

Классный час «Что значит быть толерантным». 4-й класс

учитель начальных классов Антипина Ольга Владимировна

Цель: формирование уважительного отношения к другим людям, признание различий и индивидуальности каждого.

Задачи:

познавательные:

  • Ввести и закрепить определение термина “толерантность”, углубить понимание его значения.

регулятивные и коммуникативные:

  • постановка учебной задачи;
  • развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить решения обсуждаемых проблем, дать учащимся возможность оценить степень своей толерантности.

личностные:

  • Воспитывать чувства доброты и милосердия, отзывчивости и сострадания к человеку. Воспитание толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями.

Форма проведения: групповая работа с дальнейшим общим обсуждением вопросов

В основу построения данного мероприятия положен метод эмоционального погружения, наилучшим образом способствующий достижению задач мероприятия.


Ход мероприятия

Учитель: Добрый день, уважаемые гости! Добрый день, дорогие ребята!

Учитель:

Все люди на свете разные,
Непохожие, своеобразные,
И чтобы ты их смог понять
Нужно в себе уважение к людям воспитать.

Теперь, когда мы научились
Летать по воздуху, как птицы,
Плавать под водой, как рыбы,
Нам не хватает только одного:
Научиться жить на земле, как люди...

Учитель: Какими душевными качествами должны обладать люди, живущие на планете Земля, чтобы исчезли войны, ссоры, чтобы люди не страдали и перестали ненавидеть друг друга. ( Работа в группах Дети рассаживаются в группы.)

Добрый

Умный

Смелый

Сильный

Улыбчивый

Преданный

Честный...

Учитель: I. Вступительное слово

Классный руководитель. Представьте себе, что ваш друг получил плохую оценку и очень расстроился из-за этого. Как вы поступите в такой ситуации? (Будем успокаивать, утешать.) Другими словами, вы будете сочувствовать своему другу.

- А почему вы будете сочувствовать своему другу? (Потому что мы друзья.)

- А если вы увидите ребенка, который плачет из-за того, что упал и поранился, будете ли ему сочувствовать? (Да.)

Да, я тоже буду им сочувствовать. Например, я всегда сочувствую бездомным животным, мне их очень жалко, поэтому я никогда их не обижаю. Надеюсь, вы тоже никогда не обижаете бездомных животных. Не так ли? Так какая сегодня тема урока? Какие поставим цели?

Сегодня мы поговорим о толерантности, уважении, сострадании и милосердии. Последнее время довольно часто мы слышим эти слова, но что за ними стоит, и проявляем ли мы эти чувства ?

 Китайская притча «Ладная семья»
- Послушайте притчу и скажите, зачем нужно быть толерантными.

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге
любовь;
прощение;
терпение.
И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка и спросил:
- И все?
- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.
И, подумав, добавил:
- И мира тоже.

(Дети отвечают)

Какие качества необходимы толерантному человеку? (Ответы детей)

Ученик:

Агрессия – удел бессильных,
Дорога мимо, в никуда,
Терпимость ведь не всем под силу,
Там мощь характера нужна.
Ты улыбнись с утра старушке, 
Что в транспорте на всех кричит, 
Ее проблемы – лишь игрушки,
Когда ты созидаешь мир.
Прими внутри чужое мненье,
Свободен каждый выбирать
Иди своей дорогой твердо
День толерантности справлять.

Учитель:

Работа в группах. Сейчас я предлагаю собрать на доске цветок толерантности. На лепестках написаны формы проявления толерантности, вы должны договориться и выбрать, какие лепестки будут у цветка толерантности, а какие нет:

уважение мнения и прав других

доброжелательность

желание что-либо делать вместе (сотрудничество)

уважение человеческого достоинства

чуткость, милосердие

сострадание, прощение,

агрессивность, лживость, предательство

принятие другого таким, каким он есть,

жестокость,

неуважение, нетерпимость,

эгоизм, равнодушие,

пренебрежения, (слайд)

зависть, унижение,

Игра “Приветствие”

Дети встают в круг, приветствуют друг друга как жители разных народов мира

- сложить руки на груди (как в “молитве”) и поклониться - Япония;

- потереться носами – Новая Зеландия;

- пожать друг другу руки, стоя близко друг к другу – Германия;

- показать язык – Тибет;

- крепко обняться – Россия;

- помахать рукой нашим гостям.

 

Учитель:

В первую очередь толерантность проявляется дома и в школе. Все знают, что нужно жить дружно, но иногда трудно сдержаться, когда мы видим недостатки других. В школе, как и везде, все разные: есть маленькие, большие, худые, полные, в очках и без очков, разных национальностей. Почему мы иногда подсмеиваемся друг над другом? Все люди имеют право достойно жить на планете и не страдать от презрения и оскорблений.

Учитель. Давайте поучимся проявлять толерантность в разных ситуациях.

                Каждая группа получает задание с описанием ситуации. Вам нужно  посоветоваться, постараться услышать каждого и высказать общее решение, как вести себя в различных случаях.

1 ситуация.

На перемене при игре тебя кто–то сильно толкнул. Как ты поступишь с обидчиком?

2 ситуация.

Ребята в классе показывали друг другу свои мобильные телефоны. У Паши телефона нет. Ребята стали над ним смеяться. Твои действия?

3 ситуация.

Твой друг заглянул без разрешения в твой дневник и начал рассказывать ребятам, какие у тебя отметки. Как ты поступишь?

4 ситуация.

У вас в классе странный мальчик. Он смешно говорит, совершает необычные поступки, но не делает никому зла. Ребята после уроков начали его дразнить. Твои действия?

Дети обсуждают в группах ситуации, выбирают представителя (с помощью   учителя)    и высказывают общее решение группы.
 

Учитель: Что значит быть толерантным? Значит быть каким? Давайте попробуем составить правила толерантного общения (работа в группах) и напишем эти правила эти правила на листах.

Правила толерантного общения: (слайд)

1. Уважай собеседника.

2. Старайся понять то, о чем говорят другие.

3. Отстаивай свое мнение тактично.

4. Ищи лучшие аргументы.

5. Будь справедливым, готовым признать правоту другого.

6. Стремись учитывать интересы других.

Ученик:

Не стой в стороне равнодушно, 
Когда у кого-то беда. 
Рвануться на выручку нужно 
В любую минуту, всегда. 
И если кому-то поможет 
Твоя доброта и дружба твоя, 
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит 
На свете живешь ты не зря!

 «На какого сказочного героя я похож»

Я буду по очереди бросать мяч каждому из вас, а вы должны бросить мяч обратно мне и назвать имя сказочного героя, на которого вы хотите быть похожим.
 

Так почему же зачастую, встретив на улице не похожих на нас людей, мы можем засмеяться, показать пальцем. А ведь мы все с вами люди, независимо от национальностей, физических различий. Почему так мало «особых детей» учится с нами вместе в школе, почему мы не встречаем их в кино, театрах, кафе, скверах. Как вы думаете, что происходит сегодня в нашем обществе, а ведь общество это каждый из нас, что этих людей нет, как будто их не существует - вопрос аудитории.

Да, к сожалению, это так. Мы слишком зациклились на себе, на своих желаниях и оглянуться вокруг, подумать, как живут другие нам некогда. А ведь так в цивилизованном обществе быть не должно. Мы все единое целое, мы целая система, и надо понять, что когда кому-то плохо, и ты не обращаешь на это внимание, это неправильно, ведь когда-нибудь и тебе может стать плохо, никто из нас не застрахован от инвалидности, в любой момент нашей жизни может случиться трагедия, и дети с синдромом Дауна и аутизма рождаются у абсолютно здоровых родителей, причем один ребенок может родиться здоровый, а второй с диагнозом. А вы все будущие мамы и папы.

Просмотр фильма

Рефлексия: Скажите, что бы вы сделали для этих людей?

Тест: оцените насколько вы толерантны!

- Пусть эти слова станут для вас жизненным девизом: (читаем хором с экрана)

Мы разные – в этом наше богатство, (слайд)

Мы вместе – в этом наша сила!

Большое всем спасибо за работу!
 

Опубликовано в группе «ФГОС НОО»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.