Классный час на тему «Что значит быть толерантным»
ФИО: Филиппова Елена Андреевна
Должность: преподаватель русского языка и литературы, классный руководитель.
Место работы: ГПОУ «Ижемский политехнический техникум», п. Щельяюр, Ижемский район, Республика Коми.
Предмет: Классный час
Классный час на тему «Что значит быть толерантным?»
Цель: способствовать формированию свойств толерантной личности.
Задачи:
1. познакомить учащихся с понятием «толерантность»;
2.показать на жизненных ситуациях значимость этого понятия;
3.практиковать учащихся в умении находить компромиссы при решении конфликтных ситуаций;
4.объяснить, что такое толерантное отношение к окружающим, сверстникам.
Ход классного часа:
1.Вступительное слово
- Добрый день, студенты! Я рада приветствовать вас на классном часе в стенах нашего техникума.
Эмоциональный настрой. Студенты слушают задорную песню «Я, ты, он, она…» в исполнении О. Газманова.
«Я, ты, он, она – вместе дружная страна, вместе – дружная семья, в слове «мы» - сто тысяч «я»! так оптимистично и жизнеутверждающе начинается некогда очень популярная песня в нашей стране.
Какая эта песня по характеру? (весёлая, оптимистичная, радостная, жизнеутверждающая, задорная)
Но так жизнерадостно, когда все едины, весь народ един, может быть только в песне или, возможно, в сказке. Мы живем в огромной стране, в которой так много национальностей, так много разных характеров, так много разных лиц.
К сожалению, нетерпимость, неуважение к другой культуре, к другому образу жизни, другим убеждениям, привычкам всегда существовал и продолжает существовать в наше время не только в нашей стране, но и за ее пределами.
Как мы должны относится к друг другу в нашей огромной стране? (понимать друг друга, слышать, уступать, уважать, относится доброжелательно, сдержанно, терпимо).
Действительно, чтобы жить в мире и согласии, надо проявлять перечисленные качества личности. И самое главное, мы должны проявлять терпимость по отношению друг другу. А синонимом слова терпимость является слово толерантность.
2.Сообщение темы и цели.
Тема классного часа так и звучит «Что значит быть толерантными?». Давайте этому учиться вместе.
На этом занятии вы познакомитесь с понятием «толерантность», на жизненных ситуациях рассмотрим значимость этого понятия, будем практиковать умение находить компромиссы при решении конфликтных ситуаций.
3. Работа с раздаточным материалом. Краткий анализ стихотворения.
Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы — как истории планет.
У каждой все особое, свое,
и нет планет, похожих на нее.
А если кто-то незаметно жил
и с этой незаметностью дружил,
он интересен был среди людей
самой неинтересностью своей.
У каждого — свой тайный личный мир.
Есть в мире этом самый лучший миг.
Есть в мире этом самый страшный час,
но это все неведомо для нас.
И если умирает человек,
с ним умирает первый его снег,
и первый поцелуй, и первый бой…
Все это забирает он с собой.
Да, остаются книги и мосты,
машины и художников холсты,
да, многому остаться суждено,
но что-то ведь уходит все равно!
Таков закон безжалостной игры.
Не люди умирают, а миры.
Людей мы помним, грешных и земных.
А что мы знали, в сущности, о них?
Что знаем мы про братьев, про друзей,
что знаем о единственной своей?
И про отца родного своего
мы, зная все, не знаем ничего.
Уходят люди… Их не возвратить.
Их тайные миры не возродить.
И каждый раз мне хочется опять
от этой невозвратности кричать.
Евгений Евтушенко
Вопросы для анализа:
О чем это стихотворение? (о людях, о внутреннем мире, о том, что все люди разные)
Какова основная мысль этого стихотворения? (каждый человек индивидуален, у каждого есть какая-то изюминка, тайна, но, к сожалению, люди часто не понимают друг друга и мало знают даже о близких людях).
Вывод: поэт говорит о самоценности, уникальности личности каждого человека и о том, как часто нам не хватает внимания и понимания со стороны окружающих нас людей. Нам не хватает терпимости и уважения по отношению к друг другу, то есть толерантного поведения.
4. История понятия толерантность.
Немного из истории (читает или рассказывает заранее подготовленный ученик). 1995 год был провозглашен ЮНЕСКО годом толерантности и данное понятие признано международным, а 16 ноября объявлен днём толерантности. В отечественных документах толерантность звучит достаточно устойчиво. Так, в Законе Российской Федерации «Об образовании» отмечается необходимость содействия взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов. Значит, техникум (школа) – учебно-воспитательное учреждение. Таким образом, мы делаем вывод, что цель техникума (школы) не только давать образование, но и воспитывать.
В переводе с латинского толерантность обозначает «терпение» (записать на доске и в опорные конспекты).
5. Этимология понятия «толерантность».
Обратимся к этимологии понятия «толерантность».
На столе лежат карточки с определением слова «толерантность». Что же означает это понятие на других языках. Давайте прочитаем эти определения по очереди:
- в испанском языке – способность признавать отличные от свои собственных идеи или мнения;
- в английском языке – готовность быть терпимым, снисходительным;
- во французском языке – уважение свободы другого, его образа мыслей, поведения, политических и религиозных взглядов;
- в китайском языке –проявление великодушия в отношении других.
- арабском языке – прощение, милосердие, снисхождение, мягкость, сострадание, терпение, расположенность к другим.
- в русском языке – способность терпеть что-то или кого-то, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей, мягко относиться к их промахам, ошибкам.
- Давайте подумаем, что объединяет эти определения?
Эти определения объединяет, то что «толерантность» во всех языках объясняется, как терпимость, уважение взглядов окружающих тебя людей.
- Так что же такое, быть толерантным?
Это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положениям, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.
6. Работа на доске и в тетрадях. А теперь, исходя из этих определений, составим кластер, дополняя их собственными примерами.
МИЛОСЕРДИЕ
СОСТРАДАНИЕ
ПРОЩЕНИЕ
УВАЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДОСТОИНСТВА
УВАЖЕНИЕ ПРАВ ДРУГИХ
ТОЛЕРАНТНОСТЬ
ДОБРОТА
СОТРУДНИЧЕСТВО
ТЕРПИМОСТЬ (К ЧЕМУ?) К ЧУЖОМУ МНЕНИЮ, ВЕРЕ, ПОВЕДЕНИЮ
7. Работа с раздаточным материалом.
Ребята, перед вами пять незаконченных предложений. Вы должны подумать над ними и дописать эти недоконченные предложения.
Когда я вижу кого-то из ребят в нелепой ситуации, то я…
Если кто-то надо мной смеется, то я…
Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я…
Когда меня постоянно перебивают, то я…
Когда мне не хочется общаться с одногруппниками (одноклассниками), то я…
Интерпретация предложений:
Отрицательный результат:
Положительный результат:
Отрицательный результат:
Положительный результат:
Отрицательный результат:
Положительный результат:
Отрицательный результат:
Положительный результат:
Отрицательный результат:
Положительный результат:
8. Дискуссия:
Что вы чувствуете, когда вам дают оценку, не зная вас?
Что вы ощущаете, когда человек, с которым вы не согласны, оскорбляет вас?
Согласны ли вы с мнением, что нужно отвечать уважением на уважение? Что вы чувствуете, когда человек, к которому вы хорошо относитесь, отвечает вам грубостью?
Если вас обидели, должны ли вы в с свою очередь обидеть этого человека?
Помогают ли уважение и терпимость гармонизировать отношения между странами? И как?
Помогают ли уважение и терпимость гармонизировать отношения между национальностями? И как?
Считаете ли вы себя неконфликтным человеком? Как это проявляется в отношениях с окружающими?
Вывод: (можно под запись) конфликты в нашей жизни неизбежны, можно сказать, что они являются частью нашей жизни. У всех у нас бывают ссоры даже с теми, кого мы любим. Однако не стоит доводить простое недоразумение до скандала и драки.
Можно ли выйти из конфликтной ситуации с помощью толерантного поведения, сохранив собственное достоинство и не унизив другого?
9. Работа с раздаточным материалом. Прочитайте описания ситуации и определите, присутствует в них насилие или нет. Аргументируйте свой ответ.
Старшеклассник не пропускает в столовую ученика младших классов, закрывая собой проход.
Парень и девушка поссорились. Она хочет уйти. Он хватает ее за руки и не отпускает.
Староста уговаривает ответственного за дежурство отчитаться на линейке.
Ученики дерутся на перемене.
Девочка обзывает свою подругу.
Учащиеся отвечают, дискутируют, приводят свои примеры.
10.Теперь давайте пофантазируем. Упражнение «Давайте пофантазируем…»
Представьте, что наступит время, когда все люди на Земле станут совершенно одинаковыми (рост, цвет волос и глаза, одежда, сумма знаний и т. д.)
Каким будет этот мир? Как люди в нем будут жить?
Хорошо или плохо, что мы все разные?
Как жить в мире, где столько разных людей?
Различия дополняют и обогащают общество. Чтобы жить в мире, людям надо научиться жить, решая проблемы и задачи на основе сотрудничества.
11. Правила толерантного общения:
Уважай собеседника.
Старайся понять то, о чем говорят другие
Отстаивай свое мнение тактично.
Ищи лучшие аргументы.
Будь справедливым, готовым признать правоту другого.
Стремись учитывать интересы других.
Прощай
Уважай права другого
Уважай человеческое достоинство
Принимай другого таким, каков он есть
Сострадай
Проявляй терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.
- Я надеюсь, что правилами толерантного общения вы впредь будете пользоваться.
- Мы не сможем в одночасье сделать толерантным ни свое поведение, ни поведение других людей. Однако важен даже самый первый шаг в этом направлении.
12. «Первый шаг в воспитании толерантности»
Попробуйте назвать то качество толерантной личности, которое вы хотели бы воспитать в себе в первую очередь. Это и будет первым шагом в воспитании толерантности в каждом из вас.
13. Рефлексия.
- что вы поняли для себя из нашего занятия?
- о чем задумались?
- какие выводы сделали?
Спасибо за активное участие. Думаю, что наш классный час помог вам разобраться с понятием толерантность. Надеюсь вы будете терпимее к окружающим людям.
14. Список литературы:
1.Артюхова И.С. «Воспитательная работа с подростками».
2. Герасимова В.А. «Хорошие манеры»
3. Каменева Н.Г. «Все - разные, все - равные!»
4. Кравченко А.И. «Обществознание»
5. Мищенко Н.М. «Воспитание толерантности: проблемы, суждения, оценки»
6. Тисленкова И.А. «Нравственное воспитание в средней школе»