"Чудесный мир карельской сказки"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Петрозаводского городского округа
«Детский сад № 38 «Румяные щечки»
"Чудесный мир карельской сказки"
Занятие в рамках «Родительский клуб»
Автор-составитель:
Хотеева Мирья Ивановна
воспитатель высшей квалификационной категории,
Петрозаводск
2024
Название занятия | Родительский клуб "Чудесный мир карельской сказки" |
Целевая аудитория | Родители |
Актуальность | Сказка - один из основных жанров устного народного творчества. Они пришли к нам из далекой древности. Знакомство с народными карельскими сказками позволяет родителям не только проникнуться красотой и поэтичностью языка, но и развить познавательный интерес, понять особенности национального карельского характера. Также сказки обладают воспитательными функциями. Посредством их чтения родители узнают мир, познают особенности отношений между людьми и знакомятся с такими человеческими качествами как: добро, любовь, сострадание, уважение, взаимопомощь. Очень важна среда, которую создаёт сказка для её восприятие родителями. Поэтому мы стремимся использовать современные методы и приёмы работы по ознакомлению родителей с народной карельской сказкой, что учит родителей умению нестандартно, оригинально воспринимать содержание сказок, отражать его во всех видах творческой деятельности. Этапы работы со сказкой: Вся деятельность проходит в форме игры. 1. Знакомство. Сначала мы знакомим родителей с самой сказкой, рассматриваем иллюстрации, просматриваем видео сказки. 2. Создание проблемной ситуации. Создание проблемной ситуации учит мыслить и творчески усваивать знания, находить выход из создавшейся ситуации - открывать новые ещё неизвестные знания. В решении проблемных моментов родителям интересно преодолевать сказочные препятствия и выполнять сказочные задания. 3.Слушание и обсуждение Слушание и обсуждение сказки с последующей ее драматизацией дают родителям возможность понять этнопсихологические особенности людей, узнать традиции и обычаи карельского народа, познакомиться с бытом и укладом их жизни. В процессе ознакомления с карельскими сказками, мы стараемся подвести родителей к пониманию, что вечные категории «добро» и «зло» не имеют национальных особенностей. Приёмы работы: «Узнай сказку по песенке героев» Предлагаем родителям выполнить творческие задания: Составить рисунок по точкам. Соединяя точки, родитель получает рисунок героя сказки или предмета из сказки, вспоминает эту сказку, рассказывает ее. Восстановить последовательность к сказке. Составив логическую последовательность по опорным картинкам, родители воссоздают основное содержание сказки. Нарисуй сказку. Родители рисуют иллюстрации к знакомым или своим авторским сказкам, используя нетрадиционные способы. Применение данных методов и приемов способствуют развитию познавательной активности, учат действиям, с помощью которых осуществляется творчество. В результате у родителей расширятся интерес к театрально-игровой, художественно-эстетической деятельности. Они становятся более чувственными и эмоциональными, заинтересованными в образовательном процессе. |
Цель | Раскрытие творческого потенциала родителей посредством знакомства с карельскими народными сказками |
Оборудование |
Приложение:
1.Карельская сказка «Матти – весельчак»
Жили старик со старухой. Было у них два сына. Старшего звали Тойво. Хороший он был, работящий, только уж очень хмурый. Никогда не засмеётся, никогда не запоёт, одно знает — трубку курит, дым пускает. Рыбу на озере ловит — молчит, сосну в лесу рубит — молчит, лыжи мастерит — молчит. За это его и прозвали Тойво-неулыба.
А младшего звали Матти. Хороший он был парень. Работает Матти — песни поёт, разговаривает — весело смеётся. Умел он и на гуслях-кантеле играть. Как начнёт струны пощипывать, как заиграет плясовую — никто на месте не устоит, у всех ноги сами собой в пляс идут. За это его все и звали Матти-весельчак.
Поехал раз Тойво в лес по дрова. Отвёл сани в сторону, выбрал хорошую сосну и давай рубить. Пошёл по лесу стук да треск.
А возле сосны медвежья берлога была.
Проснулся хозяин-медведь:
— Это кто стучит? Кто мне спать не даёт?
Вылез из берлоги, глядит: парень сосну рубит, щепки из-под топора во все стороны летят.
Ух, рассердился медведь:
— Ты зачем в моём лесу стучишь, спать не даёшь? Зачем куришь-дымишь? Вон убирайся!
Да как встанет на дыбы, да как хватит Тойво лапой — только куртка затрещала.
Тойво от страха топор выронил, сам по снегу покатился, перекувырнулся да прямо в сани и свалился.
Испугалась лошадь, дёрнула и понесла сани по сугробам, по пням, по полянам, да и вывезла Тойво из лесу. Вот оно как было.
Приехал Тойво домой — ни дров, ни топора, куртка разорвана и сам еле жив. Ну да что поделаешь! А дрова-то нужны — печку топить нечем.
Собрался в лес Матти-весельчак. Взял топор да кантеле, сел в сани и поехал. Едет — играет и песню поёт.
Приезжает Матти-весельчак в лес и видит: стоит сосна, с одного боку надрублена, а рядом на снегу топор лежит.
«Эге, да это мой братец Тойво рубил!»
Отвёл Матти сани в сторону, поднял топор, хотел было сосну рубить, да раздумал.
«Дай-ка сначала на кантеле поиграю — веселей работа пойдёт».
Вот он какой был, Матти-весельчак!
Сел на пенёк да и заиграл. Пошёл по лесу звон. Проснулся хозяин-медведь:
— Кто это звенит? Кто уши щекочет?
Вылез из берлоги, видит: парень на кантеле играет, шапка на затылке, брови круглые, глаза весёлые, щёки румяные — сам песню поёт.
Хотел он на Матти броситься, да не смог: ноги сами так в пляс и просятся — удержу нет!
Заплясал медведь, затопал, заревел:
— Ух, ух, ух, ух!
Перестал Матти играть на кантеле. Перевёл медведь дух и говорит:
— Эй, парень, научи меня на кантеле играть!
— Можно, — говорит Матти-весельчак. — Отчего не научить.
Сунул кантеле медведю в лапы. А у медведя лапы толстые, бьёт он по струнам — ох, как скверно играет!
— Нет, — говорит Матти, — плохо ты играешь! Надо тебе лапы тоньше сделать.
— Сделай! — кричит медведь.
— Ну, будь по-твоему!
Подвёл Матти медведя к толстой ели, разрубил её топором, в щель клин вставил.
— Ну-ка, хозяин, сунь лапы в щель да держи, пока я не разрешу вынуть!
Сунул медведь лапы в щель, а Матти топором по клину как стукнет! Вылетел клин, медведю лапы-то и прищемило. Заревел медведь, а Матти смеётся:
— Терпи, терпи, пока лапы тоньше станут!
— Не хочу играть! — ревёт медведь. — Ну тебя с кантеле твоим, отпусти меня!
— А будешь людей пугать? Будешь из лесу гнать?
— Не буду! — ревёт медведь. — Только отпусти!
— Ну ладно, отпущу.
Загнал Матти клин в щель, вытащил медведь лапы и скорее в берлогу забрался.
— Смотри, — говорит Матти, — не забудь своё обещание! Не то приеду — напомню тебе!
Нарубил Матти полные сани сосновых дров и поехал из лесу. Едет, сам на кантеле играет да песни поёт.
Вот он какой, Матти-весельчак!
С тех пор медведь на людей перестал нападать. Как услышит голос да стук топора, думает:
«Уж не Матти ли это приехал?»
И лежит в своей берлоге тихо и смирно.
3.«Нарисуй по точкам героя сказки»