Внеклассное мероприятие «Чудесный мир народной игрушки»
Муниципальное учреждение дополнительного образования «Центр эстетического воспитания детей»
«Чудесный мир народной игрушки» (лекционный материал) Педагог дополнительного образования: Степанова Е.А. «Кто в детстве в куклы не играл, тот счастья не видал» (народная мудрость) «Чудесный мир русской народной игрушки» Любовь к России впитывается с материнским молоком, а крепнет она от созерцания русской природы, знакомства с ее героическим и трагическим прошлым, от изучения величавой архитектуры, от прикосновения к русским традициям. А мастеров, славящихся своими золотыми руками, на Руси издавна было немало. Их ремесло становилось семейным промыслом, а округу, где проживали мастера, делало знаменитым на весь свет. Тряпичные куклы Кукла—первая среди игрушек. Она, известная с глубокой древности, остаётся вечно юной. На нее не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Всюду, где селится и живёт человек, кукла — неизменный его спутник. Она проста, но в этой простоте таится великая загадка. Кукла не рождается сама. Её создаёт человек. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего её народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы. С давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа. Игра в куклы поощрялась взрослыми, т.к. играя в них, ребёнок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья. Кукла на Руси появилась более 1000 лет назад. Самые первые куклы делались из золы, которую брали из очагов и смешивали с водой. Потом скатывали шарик и прикрепляли к нему юбку. Такая кукла называлась «Баба» - женское божество. "Баба" передавалась по женской линии от бабушки к внучке, она дарилась в день свадьбы. Такая кукла была оберегом женщины, дома, очага. При переезде эту куклу обязательно брали с собой. И эта традиция была нормой еще до тридцатых годов прошлого века. Ещё одну очень древнюю куклу женщины делали, когда остригали свои волосы и клали их в небольшой мешочек. Таких кукол помещали рядом с больным человеком, и он быстро выздоравливал. Этими куклами не играли. Они хранились в сундуках и передавались в день свадьбы. Сейчас известно 90 видов кукол. Народная тряпичная кукла была не просто игрушкой, она несла в себе определённую функцию: считалось, что такая кукла охраняет детский сон и оберегает ребёнка от злых сил. Часто куклу делали безликой. По старинным поверьям, в кукле без лица (т.е. без души) не может поселиться нечистая и не принесет ни ребенку, ни взрослому человеку вреда. Игрушка не была стандартна даже в пределах одной улицы. В каждой семье её делали по-своему. Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сёстры. С пяти лет такую потешку уже могла делать любая девочка. Куклу делали с большим старанием. Так как по ней судили о вкусе и мастерстве хозяйки. Богородская игрушка По утверждению историков, резьбой по дереву в XVII веке занимались крестьяне многих сел, в том числе в Сергиевом Посаде и Богородском. Игрушечный промысел зародился здесь под влиянием Троице-Сергиева монастыря — в то время одного из крупнейших центров художественных ремёсел Московской Руси. Местные мастера вырезали из дерева фигурки людей и животных. Нередко такие фигурки имели символическое значение. Медведь, персонаж многих народных сказок, по языческим верованиям, был символом могущества. Козёл олицетворял добрую силу, покровительствовал урожаю. Баран и корова символизировали плодородие, олень — изобилие, удачный брак. Тавлинская игрушка
В Мордовии в селе Подлесная Тавла делают уникальные деревянные игрушки, иногда даже целые композиции: сказочных персонажей, пастухов, охотников — вырезают каждую деталь с ювелирной точностью. Фигурки людей одеты в национальные рубахи, на которых тщательно прорисованы узоры. Игрушки вырезаются из мягких пород дерева и имеют некоторое сходство с богородской игрушкой, но со своим, особым, колоритом. Творческий коллектив, развивая традиции мордовской народной резьбы, создал самобытный (тавлинский) стиль художественной обработки дерева. Применяются оригинальная пластика форм, своеобразные технические приёмы резьбы и фактура порезок. Скульптурам, декоративным маскам и движущимся игрушкам из неокрашенного дерева на мордовские народные темы и сюжеты из сельской жизни присущи лаконичность и условность формы, выразительность образов. Центральное место в работах тавлинских мастеров занимает образ человека в различных жизненных ситуациях, часто наполненных юмором. В украшении одежды персонажей, подставок для игрушек мастера широко используют орнаментальные мотивы геометрического характера. Преимущественно техника исполнения — контурная и 3-гранно-выемчатая резьба. Дымковская игрушка Вятский край и его деревня Дымково лепили из глины. Дымковская глиняная игрушка – самый яркий представитель глиняных промыслов России. Дымковские мастера лепили упитанных барынь под зонтиками, розовощеких кавалеров на коне, жанровые сценки народных гуляний или семейного чаепития. Лепились и животные: коровы, бараны, козлы, овцы, петушки. Игрушки довольно просты в исполнении, но как они раскрашены! На чисто-белом фоне сияют изумрудно-зеленый, оранжевый, желтый, малиновый, синий цвета, блестит сусальное золото. До сих пор все куклы из Дымково изготавливаются и расписываются только вручную. Каждая игрушка является авторской работой, воплощением внутреннего мира и душевной гармонии мастера. Все игрушки существуют в единственном экземпляре, что делает их еще более привлекательными и ценными. Филимоновская игрушка
Любая из этих игрушек радует своего хозяина, потому что сделана с доброй душой и добрыми руками. А самое главное – игрушка из России до сих пор жива и любима. И пусть так остается еще долгие-долгие годы. Каргопольская игрушка
Каргопольская глиняная игрушка как художественное явление сегодня по праву занимает одно из первых мест среди российских народных промыслов игрушки. Большая заслуга в этом принадлежит известным мастерам из д. Гринево: Ивану Васильевичу Дружинину (1887 - 1949г.г.) - талантливому мастеру - классику каргопольской игрушки и Ульяне Ивановне Бабкиной ( 1889 - 1977г.г.) - самой знаменитой мастерице. Изделиям этих мастеров свойственны лучшие черты старых каргопольских игрушек. В прошлом они отличались архаичностью образов, наивной условностью лепки и примитивной, но живописной раскраской в 2 - 3 цвета. Фигурки монументальны, неподвижны. В большинстве своем это одиночные фигурки, которые лепились из одного куска глины, налепных деталей было немного. Формы предельно упрощены. Именно в лепке лежит секрет выразительности каргопольских игрушек. В пластике и орнаменте "глиняных баб" Ивана Дружинина сохранилась ощутимая связь с древнейшей традицией земледельческого культа, с образом языческой богини Матери - покровительницы плодородия, защитницы урожая, дома, семьи. Основная тема творчества Ульяны Бабкиной - образы окружающей её повседневной жизни, образ человека северной деревни. Меткие по пластическому решению, радостные по росписи, игрушки воплощают естественную радость жизни. Уже у Бабкиной появляются несвойственные ранее для каргопольской игрушки характеристики: движение, усложненность пластического решения, расширение тематики и сюжетные игрушки. Своим художественным наследием она являет живую преемственную связь времён. В 50-60 г.г. 20 века она одна во всей округе продолжала заниматься лепкой игрушки. Ульяна Ивановна Бабкина жила в покинутой всеми деревне Гринево, расположенной в 17 километрах от Каргополя. Восемьдесят девять лет - всю жизнь делала мастерица свои "бобки" (местное название игрушки), то под протяжно распеваемую сказку, то под задорную частушку, то под напев старинной песни, перекликавшейся с образами глиняных фигурок. Она часто дарила игрушки детям или несла на ярмарку в Каргополь. Русская матрешка
Наиболее распространены пятиместные матрешки, хотя встречаются и куклы на 15 мест. Стоили первые игрушки баснословных денег, и, хотя предназначались для детских игр, покупали их чаще взрослые состоятельные люди. Очень полюбили нашу Матрену иностранцы – вывозилась кукла целыми коробами. По сей день девочка Матрена остается традиционным «сувениром из России», и, несмотря на то, что в избытке выпускаются заводские матрешки, высоким спросом пользуется ручная работа. Любая из этих игрушек радует своего хозяина, потому что сделана с доброй душой и добрыми руками. А самое главное – игрушка из России до сих пор жива и любима. И пусть так остается еще долгие-долгие годы. Народная игрушка-часть нашей культуры, она несет в себе эмоциональную память о прошлом, сохраняет приметы настоящего. Понять и почувствовать это ребенку поможет посещение музея изобразительных искусств МУДО «ЦЭВД», где организована выставка народных игрушек. |
Подготовила: педагог дополнительного образования Степанова Е.А.