Cценарий игры-викторины по произведениям С. Есенина
Пояснительная записка
Игровые технологии способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, развивают интеллект. Одной из активных форм игровых технологий является тематическая викторина.
Данная викторина посвящена жизни и творчеству С.А. Есенина, проводится в
11 классе после изучения лирики. Воспитательная и образовательная ценность состоит в том, что она развивает находчивость и активность учащихся, расширяет их кругозор, содействует развитию познавательных интересов, помогает выявлять знания учащихся по литературе.
Правила викторины отвечают следующим требованиям:
1. Участники заранее не подготовлены.
2. Викторина охватывает всех учащихся. Нужно исключать такие ситуации, когда одни участники вовлечены в процесс, а другие оказываются в роли пассивных наблюдателей.
3. Викторина тематически интересна и понятна для обучающихся.
4.Задания равны по содержанию и сложности для всех.
Правила игры.
Ученики делятся на две команды. Команды отвечают на вопросы по очереди, причём, на вопрос отвечает каждый участник команды без обсуждения, самостоятельно. Если ответа нет, то команда советуется и даёт правильный ответ. Если ответ неверный, то возможность получить балл передаётся участнику следующей команды.
2
6Приготовить доску, на которой будут фиксироваться результаты игроков.
Сценарий игры-викторины по произведениям С. Есенина.
Цель: привлечь внимание обучающихся к жизни и творчеству С. А. Есенина.
Конкурс 1. «Темная лошадка»
Этот конкурс посвящен жизни и творчеству известных русских поэтов и писателей. Вы должны будете по фактам биографии, которые я вам прочитаю, определить, о ком идет речь.
1) 1799 г. Москва. Потомок эфиопского князя, учился в привилегированном учебном заведении под Петербургом. Написал роман в стихах. Повторил судьбу своего героя. (Пушкин).
2) 1814 г. Тарханы. Свободно владел французским и немецким языками, проявлял необычайные способности в математике, играл на скрипке и фортепиано, рисовал, играл в шахматы. (Лермонтов).
3) 1895 г. Константиново Рязанской губернии. Любил хаты, образа, предлагал Джиму полаять вместе на луну. Москва Кабацкая. (Есенин).
4) Считался дипломатом и государственным деятелем. Давал совет: "Молчи, скрывайся…» (Тютчев).
5) Король поэтов. Ел ананасы в игристом вине. (Игорь Северянин)
6) 1880 г. Шахматово. Брак с Менделеевой. Хотел безумно жить. «Сегодня я – гений».
( Блок)
7) Багдади 1893 г. Пощечина общественному вкусу. Четыре крика. Окна РОСТА. (Маяковский).
8) Литературная премия Этна – Таормина в Италии в 1964, доктор литературы Оксфордского университета в Англии. Перчатка на правой руке. (Ахматова)
9) Репрессированный, умер от голода, «Разговор о Данте» (Мандельштам)
10) Автор книги стихов «Костёр». Её герои – Андрей Рублёв, Африка, жираф. (Гумилёв)
Конкурс 2. «Коллоквиум»
Кто больше ответит на вопросы за 2 минуты?
Вопросы для 1-ой группы
Дата рождения Сергея Есенина.
(3 октября 1895 года)
На берегу какой реки родился поэт?
(река Ока)
Как звали сестер поэта?
(Александра, Екатерина)
В каком журнале было опубликовано 1-ое стихотворение С. Есенина?
(журнал «Мирок»)
Назовите поэму Есенина, названную женским именем?
(«Анна Снегина»)
Кто по национальности была Айседора Дункан?
(ирландка)
Как называется последнее стихотворение С. Есенина?
(«До свиданья, друг мой, до свиданья»)
В каком городе умер Есенин?
(Ленинград)
Вопросы для 2-ой группы
1)Родина Сергея Есенина?
(с. Константиново, Рязанской губернии)
2) Кому на воспитание был отдан Есенин с 2-х лет?
(Деду по матери Титову Федору Андреевичу)
3)С каким стихотворением Есенин появился в печати?
(«Белая береза»)
4)Назовите кличку собаки, которой Есенин посвятил стихотворение.
(Джим)
5)Как звали героиню цикла стихов «Персидские мотивы»?
(Шаганэ)
6)Название гостиницы, в которой прожил Есенин свои последние дни?
(Англетер)
7)Как звали детей Сергея Есенина?
(Юрий, Константин, Татьяна)
8)К какому направлению можно отнести творчество поэта?
(имажинизм)
Конкурс 3. «Дерево»
Вспомните образы деревьев, которые встречаются в стихах Есенина.
1.Я не скоро, не скоро вернусь!
Долго петь и звенеть в пурге.
Стережёт голубую Русь
Старый клён на одной ноге.
(«Я покинул родной дом…»)
«Клён ты мой опавший, клён заледенелый…»
2.Без шапки, с лыковой котомкой,
Стирая пот свой, как елей,
Бреду дубравою сторонкой
Под тихий шелест тополей.
(«Без шапки, с лыковой котомкой…»)
3.Уже не будут листвою крылатой
Надо мною звенеть тополя.
(«Да! Теперь решено…»)
4.Здесь всё так же, как было тогда,
Те же реки и те же стада.
Только ивы над красным бугром
Обветшалым трясут подолом.
(«Ночь и поле, и крик петухов…»)
5.И мне в окошко постучал
Сентябрь багряной веткой ивы,
Что б я готов был и встречал
Его приход неприхотливый.
(«Пускай ты выпита другим…»)
6.Черёмуха душистая
С весною расцвела.
И ветви золотистые,
Что кудри завила.
(«Черёмуха»)
5)Троицыно утро, утренний канон
В роще по березкам белый перезвон.
Тянется деревня с праздничного сна,
В благовесте ветра хмельная весна.
(«Троицыно утро»)
7.Тот, кто видел хоть однажды
Этот край и эту гладь,
Тот почти березке каждой
Ножку рад поцеловать.
(«Мелколесье. Степь и дали…»)
8.Вижу сад в голубых накрапах,
Тихо август прилег ко плетню.
Держат липы в зеленых лапах
Птичий гомон и щебетню.
(«Эта улица мне знакома»)
9.Ведь знаю я и знаешь ты,
Что в этот отсвет лунный, синий
На этих липах не цветы -
На этих липах снег да иней.
(«Какая ночь! Я не могу…»)
10)Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть.
(«Не жаль мне лет, растраченных напрасно»)
11)Эх вы, сани! Что за сани!
Звоны мерзлые осин.
У меня отец - крестьянин,
Ну, а я - крестьянский сын.
12)По дорогам усохшие вербы
И тележная песня колес...
Ни за что не хотел я теперь бы,
Чтоб мне слушать ее привелось.
(«Неуютная жидкая лунность»)
13)Равнодушен я стал к лачугам,
И очажный огонь мне не мил,
Даже яблонь весеннюю вьюгу
Я за бедность полей разлюбил.
(«Неуютная жидкая лунность»)
14)Только видели березь да цветь,
Да ракитник, кривой и безлистый,
Да разбойные слышали свисты,
От которых легко умереть.
(«Низкий дом с голубыми ставнями»)
15)Ах, эти вишни!
Ты их не забыла?
И сколько было у отца хлопот,
Чтоб наша тощая
И рыжая кобыла
Выдергивала плугом корнеплод.
(«Письмо сестре»)
16)Где-то за садом, несмело,
Там, где калина цветет,
Нежная девушка в белом
Нежную песню поет.
(«Вот оно, глупое счастье...»)
Конкурс 4. «Зазеркалье»
В названии известных стихотворений Есенина слова заменили на противоположные им по смыслу. Попробуйте восстановить зашифрованные таким образом истинные названия.
1. «Я приду тогда к вам целиком» («Мы теперь уходим понемногу…»)
2. «Молчит весна – нет отклика» («Поет зима — аукает… »)
3. «Жалко, все зову и плачу» («Не жалею, не зову, не плачу… »)
4. «Ты обмани меня» («Я обманывать себя не стану… »)
5 . «Посмотри на него с улыбкой» ("Не гляди на меня с упреком...")
6. «Завел разговоры бор сосновый » («Отговорила роща золотая…»)
7. «Кошке Чкалова» («Собаке Качалова »)
8. «Белый зверь» («Черный человек »)
9.«Ясен день, а спать так хочется» («Темна ноченька, не спится… »)
10.«Ты забудешь, неверная, забудешь» («Я помню, любимая, помню… »)
11.«Ноги нелюбимой…» («Руки милой — пара лебедей… »)
12.«Уютная солнца твердь» («Неуютная жидкая лунность… »)
Конкурс 5. «Литературоведческий термин»
Определите средства выразительности в следующих строчках Есенина:
(Раздаются участникам команды на карточках).
1.Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось (сравнение)
2.Загорелась зорька красная
В небе темно – голубом (эпитет)
3.Поет зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка (метафора)
5. Много дум я в тишине продумал,
Много песен про себя сложил (анафора)
6.Золотою лягушкой луна распласталась на тихой воде! (сравнение)
7.Уже все чуяли грозу.
Уже все знали что‑то (синтаксический параллелизм)
8.Прибрела весна, как странница,
С посошком в лаптях берестяных (олицетворение)
9.И стоит береза
В сонной тишине (эпитет)
10.Расскажи мне, скольких ты ласкала?
Сколько рук ты помнишь? Сколько губ? (риторический вопрос)
11. Пахнет рыхлыми драченами;
У порога в дежке квас (диалектизмы)
12. Когда у матери стянув краюху хлеба,
Кусали мы с тобой ее по разу (просторечия)
13. Ну, целуй меня, целуй,
Хоть до крови, хоть до боли (лексический повтор)
14. Еду. Тихо. Слышны звоны под копытом на снегу (парцелляция)
Конкурс 5. «Продолжи стихи…»
Группам поочередно предлагаются строки стихов.
1.Белая береза под моим окном
(Принакрылась снегом, точно серебром)
2. Заметался пожар голубой,
Позабылись родимые дали.
(В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить)
3. Вы помните, вы все, конечно помните.
(Как я стоял, приблизившись к стене)
4.Ты жива еще, моя старушка.
(Жив и я, привет тебе, привет)
5. Мне осталась одна забава:
Пальцы в рот, да веселый свист.
(Прокатилась дурная слава,
Что похабник я и скандалист)
6. Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
(Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою»)
7. Отговорила роща золотая
(Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком)
8. Клён ты мой опавший, клён заледенелый,
(Что стоишь, нагнувшись, под метелью белой?)
9. Дай, Джим, на счастье лапу мне,
(Такую лапу не видел я сроду)
10. Утром в ржаном закуте,
Где златятся рогожи в ряд,
(Семерых ощенила сука,
Рыжих семерых щенят).
Конкурс 6. «Что? Где? Когда?»
1.В 1916 году появился первый сборник Есенина «Радуница». Что означает это слово?
(Ра́доница, Ра́дуница — день первого после Пасхи общецерковного поминовения усопших в народной традиции восточных славян).
2. В 1921 году Есенин знакомится с танцовщицей Айседорой Дункан. Куда они отправляются в путешествие? (После свадьбы Есенин путешествовал по Германии, Бельгии, Франции, Италии, США).
3. Идейным литературным оппонентом Есенина был поэт, который принадлежал к футуристам. Поэты могли публично принижать творчество друг друга, однако каждый из них был высокого мнения о таланте другого. Назовите его имя. (Маяковский).
4. В 1916 г. С.А. Есенина призывают в армию. Какую должность получает поэт в Царскосельском военно-санитарном поезде № 143? (Получает назначение санитаром).
5. Как можно связать имена Есенина и Пугачева? (Поэма «Пугачев», 1921).
6. Яблочный Спас — день в народном календаре славян, приходящийся на 19 августа. Являлся одним из первых праздников урожая; день, с которого, согласно поверьям, природа разворачивалась от лета к осени и зиме. Какое отношение он имеет к Есенину? (Стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная…». Пахнет яблоком и медом. По церквам твой кроткий Спас).
7. Что связывает Л.Н. Толстого и С.А. Есенина? (В 1924 году Есенин женится на Софье Толстой, внучке писателя).
8.Чернила и кровь. На какие факты из биографии поэта указывают эти детали? (За день до смерти Есенина в гостинице навестил Вольф Эрлих – ленинградский поэт и один из его самых любимых в последние годы друзей. Сергей пожаловался ему на отсутствие в номере чернил и подарил на память стихотворение «До свиданья, друг мой, до свиданья…», написанное на обрывке бумаги кровью).
Мажова Светлана Александровна
Селиванова Галина Геннадьевна