Сценарий игры-викторины по произведениям Сергея Есенина, посвящённой 125-летию со дня рождения поэта
Сценарий игры – викторины по произведениям Сергея Есенина, посвященной 125 – летию со дня рождения поэта.
Тема игры - викторины: «Я пришел на эту землю, чтоб скорей ее покинуть…»
Цели и задачи:
- сформировать новые знания о биографии и творчестве великого русского поэта и повторить ранее изученный материал.
- развить образное и аналитическое мышление обучающихся, их эстетические и творческие способности, читательский интерес и художественный вкус.
- совершенствовать анализ и интерпретацию литературных произведений, развить креативные способности у детей.
Аудитория: 10, 11 класс
Место и время: в читальном зале школьной библиотеки, 40 минут
Порядок выполнения и оценивания:
Игра – викторина состоит из трех этапов и супер – игры.
1 этап – «разминка»
2 этап – «верю – не верю»
3 этап – «я помню эти строки…»
4 этап – «супер – игра»
Класс делится на две команды.
Оценивание: За каждый правильный ответ на первых трех этапах игры команда получает 1 балл. В супер – игре правильный ответ оценивается в 3 балла.
Штрафы: Команда может лишить себя 1 балла за каждое выкрикивание с места и непристойное поведение ее членов.
Сценарий мероприятия:
Оргмомент. Ведущий объясняет правила игры, обучающиеся делятся на две команды, придумывают название команд.
Вступление (тихо звучит песня на стихи С. Есенина «В осеннем парке», исп. С. Безруков)
Слова ведущего:
Ребята, сегодня мы отправимся на экскурс по пути жизни и творчества известного русского поэта начала 20 века.
Его стихи оказали сильное влияние на русскую литературу и культуру, а образ самого гения вызывал споры при жизни и долго после его смерти.
Я сознательно не назвала его имени, но уверенна, что вы уже догадались о ком идет речь. Послушайте несколько строк стихотворения, и скажите, кому они принадлежат.
Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных.
По меже, на переметке,
Резеда и риза кашки.
И вызванивают в четки
Ивы - кроткие монашки.
Курит облаком болото,
Гарь в небесном коромысле.
С тихой тайной для кого-то
Затаил я в сердце мысли.
Все встречаю, все приемлю,
Рад и счастлив душу вынуть.
Я пришел на эту землю,
Чтоб скорей ее покинуть.
(на экране для проектора появляется название игры – викторины «Я пришел на эту землю, чтоб скорей ее покинуть…»)
Это стихотворение Сергея Есенина. Он написал его в 19 лет. Впереди – всеобщая известность, признание таланта, а вместе с тем тоска, душевные терзания и боль. Он служил поэзии, отдавал этому великому делу все силы, всю энергию. Его не стало слишком рано.
Ход игры:
1 этап: «РАЗМИНКА»
( фоном звучит песня «Закружилась листва золотая» на стихи Есенина)
Необходимо ответить на вопросы из биографии и творчества Сергея Есенина. Отвечает команда, участник которой первым поднял карточку (тематический планшет с портретом поэта). После каждого правильного ответа на экране появляется картинка с ответом и соответствующем фото.
- Год рождения Сергея Есенина? (1895)
- Поэт появился на свет… (село Константиново Рязанской губернии)
- Кто сыграл главную роль в воспитании поэта? (дед Сергея Есенина - Федор Андреевич Титов)
- В каком возрасте Сергей Есенин стал писать стихи? (с 9 лет)
- Какое дерево стало национальным поэтическим символом России, благодаря поэту Есенину? (береза)
- Какая главная стихия творчества Есенина? (природа)
- Кем была Айседора Дункан – вторая жена поэта по профессии? (танцовщица)
- С кем из поэтов современников, у Есенина возникла словесная борьба и противостояние? (Владимир Маяковский)
- Один из поэтов, наоборот, считал Сергея большим талантом, ввёл деревенского мальчика в литературную среду и помог ему сделать карьеру. О каком поэте идет речь? (Александр Блок)
- Какой цвет наиболее часто встречается в стихотворениях Есенина? (голубой)
- Какой прием использует автор в строке: «Голова моя машет ушами, как крыльями птица»? (метафора)
- Сколько частей в поэме «Черный человек»? (2 части)
- Где оборвалась жизнь поэта? (гостиница «Англетер» в Ленинграде)
- Последнее стихотворение С. А. Есенина? («До свиданья, друг мой, до свиданья»)
2 этап: «ВЕРЮ – НЕ ВЕРЮ»
Командам по очереди зачитывается факт из жизни поэта. Их задача согласиться или опровергнуть данную информацию. За каждый правильный ответ – 1 балл.
- Когда Есенину исполнилось 2 года, его мать бросила отца и уехала работать в Рязань. (да, верно)
- В школе Сергей учился хорошо, но из-за плохого поведения был оставлен на второй год. (верно)
- Сергей Есенин никогда не видел членов царской семьи, да и сами Романовы не были почитателями поэта. (не верно, в 1916 году Есенин выступал на концерте в присутствии членов императорской семьи со своими стихами. В благодарность ему подарены золотые часы с гербом и золотой цепочкой.)
- В декабре 1924 года во время путешествия по Кавказу Есенин знакомится с молодой учительницей из Батуми, которая вдохновила поэта на написание самого знаменитого стихотворения из цикла «Персидские мотивы». (верно, этой женщиной стала Шаганэ Тальян, стихотворение «Шаганэ, ты моя, Шаганэ»)
- Поэма «Черный человек» построена по принципу монолога. На протяжении всей поэмы используется литературный прием – метафора. (не верно, поэма написана по принципу диалога, в ней использован литературный прием – рефрен)
- Цикл стихотворений Сергея Есенина «Любовь хулигана» открывается с произведения «Письмо к женщине». (не верно, цикл открывает другое стихотворение «Заметался пожар голубой»)
3 этап: «Я ПОМНЮ ЭТИ СТРОКИ…»
Командам выдаются карточки, в которых написано несколько стихотворений Сергея Есенина с пропущенными строчками и словами. Необходимо заполнить пропуски. За каждое правильно заполненное стихотворение – 1 балл.
1 карточка
Белая береза
Под моим окном
… снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
………..
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят ….
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает …
…. серебром. (Принакрылась, Снежною каймой, снежинки, ветки, Новым)
Если крикнет рать святая:
"Кинь ты …, живи в …!"
Я скажу: "Не надо …,
Дайте …. мою". ( Русь, раю, рая, родину)
Отговорила роща ….
Березовым, веселым языком,
И журавли, ……,
Уж не жалеют больше ни о ком.
Кого жалеть? Ведь каждый в мире …..-
Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.
О всех ушедших грезит конопляник
С широким ….. над голубым прудом. (золотая, печально пролетая, странник, месяцем)
2 карточка
Черемуха ….
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что …., завила.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в …..
А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, …. маленький
Серебряный ручей.
Черемуха душистая,
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
…. горит. (душистая, кудри, серебре, струится, На солнышке)
До свиданья, … , до свиданья.
Милый мой, ты……...
Предназначенное расставанье
…….. впереди. (друг мой, у меня в груди, Обещает встречу)
Я нарочно иду ….. ,
С головой, ……… , на плечах.
Ваших душ безлиственную осень
Мне нравится в потемках освещать.
Мне нравится, когда каменья брани
Летят в меня, как град рыгающей … ,
Я только …… тогда руками
Моих волос качнувшийся пузырь. (нечесаным, как керосиновая лампа, грозы, крепче жму)
4 этап: СУПЕР – ИГРА
Командам предстоит поочередно ответить еще на один вопрос. За правильный ответ – 3 балла.
Вопрос для 1 команды: В каком журнале были опубликованы первые стихи Сергея Есенина? (в детском журнале «Мирок»)
Вопрос для 2 команды: Как назывался первый сборник стихов Сергея Есенина? («Радуница»)
Подведение итогов.
(фоном звучит отрывок песни на слова С. Есенина « Московский озорной гуляка»)
Подсчитывается количество баллов, которые набрали команды. Награждение победителей.