12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Цыкина Ольга Николаевна121
учитель изобразительного искусства, черчения, МХК и технологии МБОУ-СОШ №33 г. Орла, высшая категория, лауреат городского конкурса "Учитель года-2006",победитель областного конкурса "Учитель года -2006" в номинации "Лучшие традиции в образовании".
Россия, Орловская обл., Орел
Материал размещён в группе «Учителя ИЗО, объединяйтесь!»

                      Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение-средняя общеобразовательная школа  №33 г. Орла



Иллюстрирование на уроках изобразительного искусства.


Цыкина Ольга Николаевна,

учитель ИЗО,черчения, МХК,

высшая категория.

​​​​​​​

1. АНАЛИЗ ДЕТСКИХ РИСУНКОВ

Период, характеристика изображения

Визуальный пример

ДОИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД

1. Первый этап называют стадией «марания».

Это пробы рисования. Ребенок создает линию без «рисунка» в хаосе и нагромождении. Это стадия доэстетическая – значительная часть детского рисования подчинена не красоте, так как нет еще эстетической задачи как таковой. Часто стадию «марания» сравнивают с гулением ребенка, когда ребенок овладевает «звуковой материей»По определению К. Бюлера это «фонетика рисования». Эта стадия продолжительна и неоднородна.

t1695746744df.jpg


t1695746744aa.jpg


2. Второй этап называют стадией «каракуль». Она начинается примерно в возрасте 2х лет. Ребенок не способен установить зависимость между образом и изображением. Его больше интересует предмет, которым он рисует, чем его «рисунок»


t1695746744ab.jpg


t1695746744ac.jpg


ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД

3. Третий этап – стадия «головоногов» (примитивных изображений), появление образа

Наступает тогда, когда малыш начинает видеть в своем рисунке какой-то образ. Происходит переход от «мараний» к примитивным изображениям. Как долго она будет длиться, зависит от скорости формирования зрительно-двигательной координации, совершенствования моторного контроля. В этот период дети постигают очень важный для развития факт: с помощью линий можно создать сплошные, массивные пятна, то есть одномерное движение может образовать двухмерные массы. У ребенка появляются умения рисовать некоторые другие формы: неровные круги, нечто напоминающее многоугольники, углы, отрезки линий.

t1695746744ad.jpg


t1695746744ae.jpg


4. Четвертый этап - схематическое изображение.

Обычно она появляется у детей приблизительно с 4-5 года жизни. Существенное отличие стадии: ребёнок рисует по памяти, а не с натуры. Считается, что детский рисунок на этой стадии является как бы перечислением, схематическим рассказом об изображаемом предмете. Эта стадия тянется очень долго и проходит ряд ступеней от первых совсем примитивных схем до наполненных существенным содержанием. Л.С. Выготский считал детский рисунок на ранних этапах этой стадии предвестником письма. Но чтобы дойти до символов второго порядка – букв, ребёнку надо сделать еще одно открытие: рисовать можно не только образы, но и речь. В норме это происходит примерно в 6-7 лет.

t1695746744af.jpg

t1695746744ag.jpg

5. Пятый этап - правдоподобные изображения.

Происходит постепенный отход от схемы и появляются попытки воспроизвести достоверный вид предметов. Предметы обрастают деталями.

Одновременно обогащаются темы рисунков: появляются пейзажи, внутренний вид домов и др. На данной стадии ошибки в рисунках еще не исправляются совсем или очень редко.

Происходит постепенный отход от схемы и появляются попытки воспроизвести достоверный вид предметов. Предметы обрастают деталями.

Одновременно обогащаются темы рисунков: появляются пейзажи, внутренний вид домов и др. На данной стадии ошибки в рисунках еще не исправляются совсем или очень редко.

Самый обычный способ исправления – малыш бросает начальный рисунок и переходит к новому на новом листе. Процесс рисования пока увлекает больше, чем выполнение определенной задачи на изображение.

В конце стадии правдоподобных изображений ребёнок начинает рисовать с натуры. Часто взрослые (даже педагоги) думают, что рисовать с натуры гораздо легче, чем по памяти. На самом деле это не так. Прийти к самостоятельному изображению предметов с натуры без помощи педагога могут немногие дети. Большинство остаётся на стадии схематического рисунка.

t1695746744ah.jpg


t1695746744ai.jpg





2. ИЛЛЮСТРИРОВАНИЕ – ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ИЗО В НШ

Значение иллюстрации для восприятия содержания литературного произведения

Дети начинают знакомство с миром ИЗО с иллюстраций в книге. Иллюстрации дополняют и углубляют содержание произведения, пробуждая в маленьком читателе те чувства и эмоции, которые вызывает в нас истинно художественное произведение, выполняют эстетическую функцию, развивают зрительное восприятие, помогают ребенку в познании мира, освоении нравственных ценностей, эстетических идеалов, способствует пониманию литературного текста, формирует представление о его теме, идее, персонажах, содержит в себе оценку событий и героев литературного действия.

Иллюстрация (от лат. illustratio - освещение, наглядное изображение) — рисунок, фотография, гравюра или другое изображение, поясняющее текст.


Термин «иллюстрация» можно понимать и в широком, и в узком смысле слова.

В широком значении – это всякое изображение, поясняющее текст.

В узком, строгом смысле иллюстрации - это произведения, предназначенные для восприятия в определенном единстве с текстом, то есть находящиеся в книге и участвующие в ее восприятии в процессе чтения. Иллюстрации в узком смысле этого слова, таким образом, или поясняют текст путем демонстрации соответствующего зрительного образа, или активно толкуют текст. Иллюстрации помогают еще до чтения сориентироваться в содержании книги, привлекая читателей.


Принципы оформления и иллюстрирования книг в первую очередь обусловлены возрастными особенностями детского восприятия. Для каждого из возрастных этапов характерны определенные особенности усвоения информации, существенно влияющие на конструкцию книги, на качество иллюстраций, решение шрифтовых композиций и т.д.


Иллюстрации и оформление книги не пассивно следуют за развитием ребенка, а продвигают, стимулируют его развитие, пробуждая в ребенке его творческие способности. Не существует резких границ между возрастными периодами ребенка, и поэтому качества, необходимые для одной возрастной группы, могут оставаться актуальными и для других возрастных периодов развития ребенка.

Современные иллюстрации в детских книгах нередко создаются по шаблону. Изображение стереотипных героев - это старый конвейерный принцип карикатуры и комиксов. Он когда-то перекинулся на мультипликацию, так как художникам проще было рисовать простых персонажей с элементарной мимикой. Книжные иллюстраторы стали подражать мультипликаторам.

Иллюстрация помогает детям войти в литературный мир, почувствовать его, познакомиться и подружиться с населяющими его персонажами, полюбить их. Так как жизненный опыт ребенка невелик, ему сложнее воссоздать в своем воображении то, о чем повествует писатель. Ему необходимо увидеть, поверить. Здесь в книгу вступает художник. Книга для ребенка начинается с иллюстраций, что служит для него стимулом освоения первых навыков чтения, а затем и для их совершенствования.

В работе с читателем-ребенком важно знать, какими средствами раскрытия литературного произведения пользуется художник-иллюстратор, для того чтобы способствовать углубленному эстетическому восприятию литературного произведения. Средством раскрытия идеи литературного произведения, является художественный вымысел, суть его состоит в том, что – это образы, события, обстоятельства, придуманные автором в произведении. И вымысел основан на жизненном опыте писателя. Он изображает не то, что случилось, а то, что может случиться. Фантазия писателя, продемонстрированная в произведении, не противостоит действительности, а является особой формой отражения жизни.


В тесной связи с раскрытием идейного смысла литературного произведения находится характеристика образов героев - задача, которую решает художник-иллюстратор практически в каждой книге. К средствам образной характеристики относятся: графическое изображение героя, передача психологического состояния героя через мимику, позу, жест, а также с помощью пейзажа, интерьера и даже цвета. Все эти художественные характеристики, направленные на раскрытие идейно-образного содержания литературного произведения, большой резерв для понимания его содержания.


Восприятие детьми литературных произведений предполагает постижение его идейно-образного содержания, и таких художеств. особенностей, как ритм, язык, композиция. Книжная иллюстрация своими средствами способствует их раскрытию. Ритм является основой речевого членения стихотворных произведений. Ритмическая организация стиха характеризуется повторяющимися элементами, что определяет присущую этим произведениям стройность, легкость движения. Восприятие юным читателем ритмической структуры стихотворного произведения - важное условие воспитания творческого читателя.

Важно также постараться донести до читателя и раскрытие иллюстрацией композиционного приема, положенного в основу литературного произведения. Ощутив с помощью иллюстраций композицию литературного построения, детям легче воспринимать и само литературное произведение в единстве его идейного содержания и художественной формы.

Последнее средство - это отражение иллюстрацией языка литературного произведения. Язык - важнейшее выразительное средство. Язык иллюстрации - это язык изобразительного искусства. Поэтому так важно научить ребенка чувствовать язык искусства, соответствие между стилем (языком) иллюстрации и стилем (языком) литературного произведения.

Соответственно целям, которые преследует изображение, иллюстрации можно поделить на научно-познавательные (карты, планы, схемы, чертежи и т. п.) и художественно-образные (истолкование литературного произведения средствами книжной графики).

Иллюстрации могут быть пояснительным изображением к тексту, дополняющими текст, и изображением почти полностью самостоятельным, иногда даже подчиняющим себе текст. Существуют иллюстрации, сочетающие в себе черты научно – познавательные и художественно – образные.

В зависимости от размера и расположения в книге выделяют следующие виды иллюстраций:

Обложка;

Фронтиспис;

Заставка;

Полосная иллюстрация (во всю страницу);

Полуполосная иллюстрация;

Разворотная иллюстрация (на две страницы);

Оборонная иллюстрация (небольшой рисунок, окруженный текстом);

Рисунки на полях;

Иллюстрация – концовка;

Шмуцтитул

Иллюстрации на обложке или переплете отражают самое главное в литературном произведении. Изображение на обложке может относиться к определенному важнейшему моменту текста или отражать в целом характер произв. Чаще встречаются обложки второго типа. Важно, чтобы рисунок на обложке не был просто иллюстрацией к названию, так как не всегда заглавие книги характеризует ее идейное содержание.

Обложка это – мягкое бумажное покрытие книги, а также элемент ее художественного оформления.

Книжный блок – это то, что находится под обложкой. «Блоком» называют все странички книги, собранные вместе. Он же показывает, что перед нами: брошюра (издание, в котором 48 страниц или менее) или все-таки книга. Он соединяется с переплетной крышкой с помощью такого элемента конструкции книги, как форзац, который тоже может быть украшен рисунком или орнаментом.

В оформлении книги может использоваться суперобложка – дополнительная бумажная обложка, которая надевается на основную обложку книги.

При оформлении суперобложки художник использует как лицевую ее сторону, так и обратную, а также два клапана и корешок. Здесь можно применять различные виды композиции иллюстраций (панорамная, фрагментарное изображение и др.)

Иллюстрация – фронтиспис (франц. frontispice, от лат. frons (frontis) - лоб или передняя сторона и specie, spicio - смотрю) – это изображение в книге, помещённое на левой странице перед титульным листом. Фронтиспис обращён "лицом" к титулу. Обычно на фронтисписе помещают портрет автора книги или её главного героя, а то и просто красивую иллюстрацию, как бы предваряющую то, о чём вы узнаете, когда прочтёте книгу.

Титульный лист содержит главные сведения о данной книге: название, имя автора, название и адрес выпускающего издательства, год выпуска.

Иногда перед титульным листом бывает авантитул (первая страница двойного титула). Обычно, он менее информативна, иногда на нем размещают логотип издательства.

По сравнению с обложкой титульный лист, как правило, оформляется более светлыми шрифтами и меньших кеглей. Это объясняется, наряду с традиционно большей текстовой нагрузкой титула, главным образом тем, что функции титульного листа и обложки различные. В титульном листе почти целиком отсутствует «плакатный» момент, ярко выраженный в ряде обложек, которые могут рассматриваться на ином расстоянии, чем текст (витрина, книжная горка и т.д.). Кроме того, титульный лист, являясь неотъемлемой частью книжного блока, должен строиться по тем же основным композиционным принципам, что и текстовые полосы.

Иллюстрации–заставки – это картинка (чаще всего - рисованная), которая открывает текст. Она стоит перед главой или всей книгой, сообщая нам её главную тему. Заставка может быть тематической, сюжетной, иллюстрирующей текст, а может быть декоративной, состоящей из нескольких росчерков пера или причудливого орнамента. Это решает художник, оформляющий книгу и стремящийся передать её характер, дух произведения.

Полосная, полуполосная, разворотная и оборочная иллюстрации, а также рисунки на полях располагаются внутри текста. Выбор формата иллюстрации определяется в зависимости от значимости иллюстрируемого события, образа и т. д. содержание иллюстраций, расположенных внутри текста, обычно имеет прямое отношение к предшествующему или последующему за ними тексту. Для больших разворотных или полосных иллюстраций выбирают наиболее важные события произведения, а менее значимые отображают на маленьких оборочных иллюстрациях или рисуют на полях.

Полосная иллюстрация – иллюстрация, расположенная на весь лист без текста и занимающая целиком печатные полосы, но не выходящая на поля;

полуполосная – занимает половину полосы,

разворотная – иллюстрация, занимающая целый разворот книги, то есть две полосы, находящиеся друг напротив друга.

Оборонная иллюстрация – это небольшой рисунок, вокруг которого размещается текст, также это могут быть рисунки на полях, изображающие менее значимые события.

Выбор формата иллюстраций определяется в зависимости от важности иллюстрируемого события, образа и т.д. Содержание таких иллюстраций обычно имеет прямое отношение к предшествующему или последующему за ними тексту. Для больших разворотных или полосных иллюстраций выбирают важные события произведения, а менее значимые - изображают на маленьких оборонных иллюстрациях или рисуют на полях.

Иллюстрации–концовки – помещают в конце частей, глав или всей книги. Они также, как и заставки, могут быть сюжетно-тематическими, орнаментально-декоративными или символическими. Заставки и концовки должны быть выполнены в одном стиле, так как они взаимосвязаны и часто находятся рядом на книжном развороте.

Шмуцтитул – специальная страница, предваряющая раздел книги. Как правило, шмуцтитул содержит краткое название этой главы, части, эпиграф и т.д. Обычно располагается на правой печатной полосе с пустым оборотом. По исполнению может быть рисованным, наборным, декоративным, сюжетно-иллюстративным, комбинированным – в зависимости от типа издания. При экономном оформлении издания шмуцтитул заменяется шапкой.

Иллюстрации выполняются в различных техниках:

- Живописные материалы (акварель, гуашь, акрил);

- Графические материалы (уголь, сангина, соус, ретушь, итальянский карандаш);

Самый древний способ иллюстрирования – это использование печатной графики. Линогравюра, ксилография, литография, гравюра на картоне, гравюра резцом на меди, офорт и др.

- Коллаж – техника создания художественного произведения, когда различные материалы крепятся на основу и воспринимаются как фрагмент реальности.

- Аппликация. Кусочки какого-либо материала (ткань, бумага, мех, соломка и т.п.) нашиваются, наклеиваются на ткань, бумагу, картон. Созданные таким образом изображения или орнамент придают произведению особую рельефность и выразительность.

- Пластилинография, монотипия, граттаж.

- Фотомонтаж – композиция, составленная из фотографий и их фрагментов, иногда дополненная графическими элементами. Применяется в ХХ в. в печатной графике, плакате.

- компьютерная графика:

«Растровое изображение — это файл данных или структура, представляющая собой сетку пикселов или точек цветов (обычно прямоугольную) на компьютерном мониторе, бумаге и других отображающих устройствах и материалах.

Ве́кторная гра́фика — это использование геометрических примитивов, таких как точки, линии, сплайны и многоугольники, для представления изображений в компьютерной графике.

Трёхмерная графика (3D, 3 Dimensions, русск. 3 измерения) — раздел компьютерной графики, совокупность приемов и инструментов (как программных, так и аппаратных), предназначенных для изображения объёмных объектов. Больше всего применяется для создания изображений на плоскости экрана или листа печатной продукции в архитектурной визуализации, кинематографе, телевидении, компьютерных играх, печатной продукции, а также в науке и промышленности.

Для украшения литературного текста используются виньетки ((уменьшительное от фр. vigпe - виноградная лоза) - небольшой рисунок с орнаментальным растительным мотивом (первоначально виноградной лозой), используемый в качестве заставки, концовки, украшения на титульном листе, обложке, переплете) и инициалы (буквица – крупная, отличная от прочих, первая буква главы, раздела или целой книги).

По характеру связи с текстом, иллюстрации можно разделить на:

Повествовательные - точно раскрывающие содержание в многолистных сериях. Это могут быть портреты, иллюстрации действия, психологические иллюстрации, дающие характеристику героев (жесты, мимика, поступки и т.д.)

Метафорические - обобщающие мысли автора в символической форме, остро выражающие смысл всего произведения или его части. Это иллюстрации не всегда непосредственно связанные с близлежащим текстом, идут не по сюжетной, а по ассоциативной линии.

Среди них можно выделить такие виды иллюстраций:

настроения или состояния - их воздействие эмоциональное, подобное музыке, такие иллюстрации часто выполняют к стихотворениям;

аллегорические - к сказкам, басням, эпосу, передающие аллегорические мысли автора иносказательно или конкретно;

синтетические - иллюстрации, представляющие собой соединение разновременных и разнопространственных моментов одной композиции и др.

Все виды иллюстраций в пределах одного типа могут совмещаться и переплетаться, это только способствует более полному раскрытию литературного содержания, повышает его художественно-образную выразительность.

2. Воображение стимулируется жизненными потребностями и мотивами и осуществляется с помощью особых психических действий, называемых приемами создания образов.

К ним относятся: агглютинация, аналогия, акцентирование, гиперболизация, типизация, придача и перемещение.








термин

определение

визуальные пример

агглютинация 

представляет собой создание новых образов путем соединения различных частей, качеств и свойств реальных объектов, несовместимых в повседневной жизни, или же включения привычного объекта в несвойственный ему ситуационный контекст

П.Рубенс Персей и Андромеда

t1695746744aj.jpg


Мультипликация – Котопес

t1695746744ak.png


аналогия

это создание нового образа по сходству с известным. При этом сохраняются общие принципы строения и функционирования объекта, но изменяются какие-то элементы.

Прием аналогии также широко применяется в техническом творчестве. Например, по аналогии с птицами люди придумали летательные устройства.

Самолет - птица

t1695746744al.jpg


Кошка – подушка

t1695746744am.jpg

Младенец – кукла-пупсик

t1695746744an.jpgt1695746744ao.jpg

акцентирование

(заострение) является приемом создания образов воображения путем подчеркивания, определенных свойств, черт, сторон различных явлений. Одна из форм акцентирования – такое выделение одного из свойств образа, который является не только главенствующим, но и универсальным, уникальным, характеризующим образ в его цельности (практически все главные герои художественных произведений, аллегоризм образов).

Л.Владимирский

Буратино

t1695746744ap.png



гиперболизация

это классический художественный приём, который заключается в том, что художник намеренно преувеличивает некоторые черты и характеристики персонажа


t1695746744aq.jpg


А.Ломаев Дюймовочка

t1695746744ar.jpg


типизация

прием обобщения множества родственных объектов с целью выделения в них общих, повторяющихся, существенных признаков и воплощения их в новом образе. Этот прием широко используется в художественном творчестве, где создаются образы, отражающие характерные черты определенной группы людей (социальной, профессиональной, этнической)

В.Васнецов

t1695746744as.jpg


В.Сутеев Доктор Айболит

t1695746744at.png

придача

заключается в том, что объекту приписываются (придаются) не свойственные ему качества или функции

В.Васнецов Ковер-самолет

t1695746744au.jpg


перемещение

субъективное помещение объекта в новые ситуации, в которых он никогда не был, не может быть вообще или в которых субъект его никогда не видел

Ванька в тридевятом царстве

t1695746744av.jpg


Алиса в стране чудес Дж.Тенниел

t1695746744aw.jpg


Все приемы работают, как единая система. При создании одного образа могут использоваться несколько из них.








3. Известные отечественные художники-иллюстраторы детской книги

ФИО

визуальные примеры


Иван Билибин

t1695746744ax.jpg

t1695746744ay.jpg

Виктор Васнецов

t1695746744ba.jpg


t1695746744bb.jpg


Юрий Васнецов

t1695746744bd.jpg



t1695746744be.png



Алексей Пахомов


t1695746744bg.jpg



t1695746744bh.jpg


Евгений Чарушин

t1695746744bj.jpg


t1695746744bk.jpg


Владимир Сутеев

t1695746744bm.jpg

t1695746744bn.jpg



4. Этапы работы художника-иллюстратора как ориентир для определения последовательности выполнения иллюстраций учащимися.


художники- иллюстраторы

учащиеся

1

Чтение произведения 1 раз для получения общего впечатления о произведении, получения целостной картинки.

1 Выбор сюжета (выбор моментов для будущей иллюстрации, создание образов героев)

2

Чтение произведения 2 раз для выбора моментов для иллюстраций, создания образов героев.

2 Компоновка (композиция)

3

Изготовление макета – проекта будущей книги. Уточняется количество рисунков, ритм чередования, место и размер.


4

Придумывание образов действующих лиц.


5

Определить, где происходит действие.


6

Определение «мизансцены»: кто сидит, кто стоит, как повернуты друг к другу, что держат в руках.


7

Прорисовка рисунка без применения тона.


8

Прорисовка света и тени.


9

Прорисовка эскизов (нашлепков) в цвете, чтобы определить цветовую гамму.

3 Набросок без применения тона


10

Исполнение оригинала иллюстрации

4 Выполнение рисунка в карандаше или цвете





Учебники по ИЗО (2 уч.), класс по выбору, уроки ИЛЛЮСТРИРОВАНИЯ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ


Шпикалова 4кл

Неменский 3кл


Тема:

Год - двенадцать месяцев впереди. Иллюстрация к сказке

Твои книжки

Задачи:

- вспомнить основные цвета цветового круга: простые и составные;

- рассмотреть понятия теплые и холодные цвета, изучить особенности их получения;

- научиться анализировать пейзажи, используя новые понятия о цвете;

- овладеть такими понятиями как иллюстрация, художник-иллюстратор, теплый цвет, холодный цвет, набросок; и внести их в глоссарий;


- рассмотреть детские книги и иллюстрации в них;

- познакомиться с понятиями обложка, иллюстрация, художник-иллюстратор, книжка-игрушка;

- придумать, набросать и нарисовать обложку для будущей книжки.

Творческое задание:

нарисовать иллюстрацию к произведению С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев»

Нарисовать обложку для книги или сделать свою книжку-малышку

Художественные материалы и оборудование

Лист А4, карандаш, ластик, кисти, краски (акварель или гуашь), палитра, баночка для воды

Лист А4, карандаш, ластик, кисти, краски (акварель или гуашь), палитра, баночка для воды

Визуальный ряд (стр. учебника)

Стр. 76-79

Стр. 34-39




4. Кроссворд для одного урока из перечисленных в задании №5

Учитывать возраст уч-ся и их знания на этот период.


- Разгадав кроссворд, вы узнаете какую работу мы выполним на уроке.

1




5



К




Х



О


3


У



М


И

4

Д



П

2

Л

В

О

6

7

О

Б

Л

О

Ж

К

А

З

И

Ю

Д

Н

Н

В

И

Л

С

А

И

И

Т

Ц

И

Т


К

Г

О

И

Б

Р



А

Р

Я

И

А






Н

Т







О







Р






1. Сочетание и расположение на листе частей в единое целое в изобразительном искусстве – это …

2. Автор иллюсрации к сказке «Царевна-лягушка» (в учебнике)

3. Художник, который создает изображения к художественному произведению

4. Вещество, необходимое для работы с акварелью

5. Как называется автор картин

6. Источник знаний, лучший подарок – это

7. Человек, который создает произведение. Писатель другим словом.


СТИЛИЗАЦИЯ

Стилизация - один из художественных методов ИЗО, основанный на способе творческой интеграции осмысления и отражения окружающей жизни, отличном от реалистического; обобщение изображаемых фигур и предметов с помощью условных приемов. Стилизация характерна для орнамента, где она превращает объект изображения в мотив узора.

Выполнить подборку природных и стилизованных (фантастических, сказочных) образов (растения, животные, птицы, человека).

Реалистическое изображение (фото)

Стилизованное изображение

(художники- иллюстраторы, народное и ДПИ, совр. дизайн)


t1695746744bp.jpg

t1695746744bq.jpg

t1695746744br.jpg



t1695746744bt.jpg



t1695746744bu.jpg



t1695746744bv.jpg



t1695746744cc.jpg



t1695746744cd.jpg


t1695746744ce.jpg


t1695746744cf.jpg





t1695746744ci.jpg



t1695746744cj.png


t1695746744ck.jpg



t1695746744co.jpg




t1695746744cp.jpg



t1695746744cq.jpg






1. Решите кроссворд, и узнайте, как называется один из приемов создания декоративной композиции в разных техниках и материалах, в котором одна форма частично накладывается на другую. Этот прием выглядит так:

t1695746744ct.jpg

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11



Ф



К

Н

Л

В

А


А




О

И

Т


К

М

Л


Л

Ю


В

А

Р


Е


Л

Р


А

К

С

О

Р

С

М

И

М


Р

Г

О

Т

С

А

С

О

Н

О

В

Е

Р

Л

Е

П

П

И

Н

Г

Р

И

Л

А

Л

Р

И

И

Р

О

Т

Т

Ь

Ф

А


С

Д

О

Т


Р


И

Ж

Ь

О

В

И


А

К


Г

К

П


Ж

А

Р

А

И




А

Я


Ф




*


«Тихая жизнь». Жанр ИЗО. Картина, героями которой являются неодушевленные предметы

 Произведение декоративного искусства изобразительного или орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения оконного проёма.

Живописный художественный материал, основным свойством которого является прозрачность.

Вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки.

Технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в создании живописных или графических произведений путём наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, а также - произведение, целиком выполненное в этой технике.

Инструмент для письма и рисования при помощи краски, стекающей из резервуара к наконечнику из пористого материала (нейлон или войлок).

Искусство декорирования красками и кистью какой-либо поверхности.

Инструмент для выполнения точных чертёжных работ. Состоит из небольшой трубки и баллончика для туши. Внутри трубки расположена тонкая игла, через которую подается краска.

Живописная техника (прием), основанная на нанесении тонких полупрозрачных красочных слоев друг на друга для получения нужного оттенка цвета.

Графическая техника, выполняющаяся одним отпечатком. 

Искусство изготовления аппликаций из скрученных длинных и узких полос бумаги в спиральки; бумажная филигрань.



Оверлеппинг - это частичное совпадение или наложение одной формы на другую. Возможны два случая оверлеппинга:

1. Один объект находится впереди другого и контур переднего изображается полностью, а находящийся на дальнем плане частично перекрыт и его контур перекрывается в двух местах. Незавершенность способствует сплоченности и непрерывности. Контур одной из изобразительных частей заблокирован в двух точках пересечения. Объект, имеющий непрерывный сплошной контур, будет восприниматься находящимся впереди другого, а объект с прерванным контуром займет заднюю позицию.

2. Один объект находится впереди другого, но контуры обоих предметов изображаются полностью, т.к. одно и то же пространство принадлежит сразу двум объектам (или нескольким для группы предметов). Завершенность разрушает, исчезает пространственность, т.к. пока контуры пересекаются, но не прерывают друг друга, пространственный эффект ослаблен. Такая неопределенность уничтожает соподчинение главного и второстепенного, переднего и дальнего в первом случае. Обе изобразительные единицы являются одновременно и целыми, и сокращенными, обе находятся и на переднем плане, и сзади. Пропадает ясность взаимных отношений одного объекта с другим. Изображение каждого предмета претендует на завершенность, но его целостность нарушается вторжением другого, при этом непонятно, какой именно объект вторгается.

2. Подберите визуальные примеры, иллюстрирующие прием оверлеппинга в разных художественных техниках и материалах.

Графика

t1695746744cu.jpg

Живопись (натюрморт)


t1695746744cv.jpg

Живопись

Архитектура в пейзаже

А.Лентулов

t1695746744cw.jpg


Витраж

t1695746744cx.jpg








ДПИ (пэчворк)


t1695746744cy.jpg



Батик


t1695746744cz.jpg


Аппликация (декоративный натюрморт)

t1695746744da.jpg

Живопись (портрет)

П.Пикассо Сидящая женщина

t1695746744db.jpg


Бытовой жанр А.Лентулов

t1695746744dc.jpg






Примерный список литературы:

Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учеб. Пособие для студ. высш. Пед. учеб. Заведений. – 2 – е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 368 с., 12 л. ил.: ил.

Сокольникова Н.М. Методика преподавания изобразительного искусства: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Н.М.Сокольникова. - 5е изд., перераб. и доп. - М.: Издат. центр «Академия», 2012. - 256 с., с. ил. - (Сер. бак).

Сокольникова Н.М. Художники книги и дети: монография: пособие для учителей: Для совершеннолетних, общего характера / Сокольникова. – М.: Мегатрон, 1997. – 184 с. : ил.

И другие.

t1695746744dd.pngt1695746744de.png





Опубликовано в группе «Учителя ИЗО, объединяйтесь!»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.