Конспект мероприятия социального направления «Дарите радость людям»
Всероссийский дистанционный конкурс
педагогического мастерства
на лучший конспект мероприятия
социального направления
Конкурсная работа
«Дарите радость людям»
Подготовила:
учитель начальных классов
МБОУ ООШ с. Вадинск
Пензенской области
им. Лёвина
Белова Александра Николаевна
«Дарите радость людям»
«Я желаю вам столько радости,
сколько вы можете себе пожелать»
Шекспир
Цель: Создать условия для развития позитивных установок обучающихся на добровольческую деятельность.
Форма работы: групповая
Задачи:
Образовательные: познакомить с волонтёрской деятельностью
Развивающие: способствовать развитию внимания, памяти, мышления, умению анализировать и делать выводы.
Воспитательные: пробуждать интерес к волонтёрству; воспитывать чувство взаимопомощи, критичность мышления и доверительные отношения;
учить выслушивать мнения одноклассников, правильно реагировать на их замечания.
Планируемые результаты
Предметные:
сформулировать понятие волонтёр
обучающиеся научатся извлекать нужную информацию
проводят обобщение, делают выводы
Личностные:
развитие навыка работ в сотрудничестве
развивается учебно-познавательный интерес
развивается положительная мотивация к внеклассной деятельности
Метапредметные:
планирует свои действия в соответствии с поставленной задачей
учитывает разные мнения, интересы и обосновывает свою позицию
Формирование УУД:
Личностные:
развитие высокой творческой активности при выполнении коллективных заданий;
способность оценивать свои трудности и достижения.
Регулятивные:
способствовать развитию волевых качеств учащихся при включение детей в деятельность.
Познавательные:
Развитие умений и навыков осуществлять деятельность в разных видах и формах;
Стимулировать развитие логического мышления, памяти, внимания.
Коммуникативные:
донести свою позицию до других: участвовать в коллективном обсуждении и решении вопросов, вести коллективный поиск, сотрудничать с учителем, одноклассниками.
Обеспечение условий для формирования собственного отношения к волонтёрству.
Высказывать своё мнение, выслушивать чужие мнения, соотносить их со своим, проявлять терпимость.
Ресурсы, оборудование и материалы: Компьютер, проектор, доска, листы бумаги, цветные маркеры, ручки, карандаши, разноцветные галстуки, значки- «Я-волонтёр!»
Ход классного часа:
1.Организационный момент
- Любое занятие, урок, начинается с приветствия. Давайте поприветствуем друг друга! Как вы обычно здоровайтесь с друзьями, учителями, родителями?
Еще есть такое приветствие «Дай пять!» Кто так приветствует, мы узнаем сегодня на классном часе.
2.Сообщение темы
- Внимательно прочитайте предложения на слайде и скажите о ком идёт речь.
Этот человек – помощник, он помогает тем, кто в этом нуждается.
Этот человек сам решил делать добрые дела! Его никто не заставляет!
Этот человек вносит вклад в Олимпиаду. Он не просит денег за свою работу!
Этот человек приносит в мир тепло, добро и счастье. Он помогает людям,
животным и природе. Он живёт не только для себя!
- Кто догадался, о ком идёт речь? (На слайде выходит слово ВОЛОНТЁР)
- Ребята, так кто же такой волонтёр? (Ответы детей.)
- Волонтёр - это человек, который бескорыстно помогает людям. Он доброволец!
- Так о чём мы будем говорить сегодня?
(Кто такие волонтёры, чем они занимаются, как помогают людям, животным)
3. Основная часть
5 декабря - Международный день добровольца. Этот день считается праздником волонтеров. Открытая ладонь и сердце считаются символами волонтёрства.
- А как вы думаете, почему ладошки разного цвета? (Потому что мир создал нас всех разными)
- А вы хотите побольше узнать о работе волонтера?
- Тогда я приглашаю вас в «Школу будущего волонтера».
- А будущего потому, что волонтером можно стать только в 14 лет и к этому нужно себя готовить.
а) Виды волонтёрства
- Ребята, а в каких ситуациях нужна помощь волонтёров?
(Волонтеры нужны при экологических катастрофах, при ликвидации последствий природных стихий, даже на поиск людей привлекаются волонтёры)
- А я хочу поговорить с вами о спортивном волонтёрстве.
- Что дает спорт человеку? (Укрепление здоровья, сильное тело, здоровый дух, выносливость, закалку, учит терпению, настойчивости и т.д.)
- А в нашем классе кто-нибудь занимается каким-либо видом спорта, посещает спортивные секции? (Ответы детей.)
- В 2018 году в Республике Корея проходила Зимняя Олимпиада. Такая же Олимпиада прошла в России в 2014 году в городе Сочи, проведению которой помогали 25 тысяч волонтеров из разных стран мира.
- Волонтеры помогали ориентироваться всем приезжим, указывали адреса гостиниц, сидели за компьютерами, обеспечивали связь, привлекались к уборке спортивных арен, работали в пищеблоках. И даже помогали подбадривать зрителей и поддерживали наших спортсменов.
- И сразу, вслед за основной Олимпиадой, наступает время Паралимпиады.
- Кто знает, что это за соревнование? (Соревнование спортсменов-инвалидов)
б) Эксперимент
- Давайте проведем небольшой эксперимент. Выходите, становитесь в круг.
- Я буду давать вам задание, а вы будете выполнять.
1 задание: Заведите за спину обе руки. Сомкните их в замок. А теперь попытайтесь поправить прическу, растегнуть себе пуговицу.
- Получилось? Почему?
2 задание: Учитель говорит на языке жестов «У меня есть мама»
- Вы поняли, что я сказала? Почему?
4 задание: Подогните правую ногу. Попрыгайте на месте. А можете вы также, на одной ноге, добраться до своего дома? Почему нет?
- Спасибо. Садитесь, ребята.
- Легко ли вам было выполнять задания? Почему? (Нам не хватало части тела или органа)
- Т.е. вы были ограничены в своих действиях.
- Так что же является главным в жизни для человека? (Физическое здоровье)
- А легко ли спортсменам-инвалидам? (Им очень трудно)
- Но они сильны духом и это позволяет им добиваться высоких результатов.
-Люди-инвалиды ограничены в своих возможностях, поэтому существует еще один вид – это инклюзивное волонтёрство. Это поддержка и оказание помощи людям-инвалидам.
в) Волонтерские акции
Сейчас мы с вами выполним задания. Они помогут вам понять суть волотёрской работы.
Учитель раздаёт каждой группе детей галстук и говорит:
- Галстук – это один из атрибутов волонтёрства. По галстуку и значку на нем, вы должны определить направление волонтерства.
1 группа – зеленый галстук
2 группа – красный галстук с Георгиевской ленточкой
3 группа – желтый
Дети встают и поясняют свое направление волонтёрства.
1 группа – волонтеры природы
2 группа – волонтеры Победы
3 группа – волонтеры за ЗОЖ
- Какие дела волонтёров уже совершили вы?
Дети выходят, показывают и говорят:
- Мы – волонтеры природы, смастерили кормушки для птиц.
- Мы – волонтеры Победы, сделали штендеры с портретами наших прадедов для «Бессмертного полка» в День Победы.
- Мы – волонтеры за ЗОЖ, создали рекламный плакат, в котором призываем к здоровому образу жизни и отказу от вредных привычек.
г) Жест «Дай пять!»
-Молодцы! Я предлагаю вам сделать жест «Дай пять!»
-Повернитесь к соседу справа …жест «Дай пять!»
-Повернитесь к соседу слева …жест «Дай пять!»
-Этот жест сейчас мы выполнили в знак того, что вы выполнили эту работу и довольны этим.
- И именно таким жестом, только таким, приветствуют друг друга волонтёры.
Быть волонтером - это круто!
Ведь если силы есть - нельзя им пропадать.
А лучше тратить их во благо - людям помогать.
Приятно видеть благодарность в лицах тех,
Кто для Победы Родины ковал успех!
Приятно видеть счастье радости в глазах детей,
И мир от этого становится светлей.
Ведь так приятно людям помогать,
И не за деньги, без награды – просто так!
д) А теперь я предлагаю вам вырастить САД РАДОСТИ.
Поразмышляйте, можно ли заставить человека дарить радость?
Помните, только то, что ты даешь другим людям бескорыстно, может вернуться к тебе бумерангом.
Распределите положительные и отрицательные качества.
(Отрицательные качества: (жестокость, лживость, лень, злоба, безразличие, безделье, глупость, жадность, склочность, невежество, малодушие…)
Положительные качества: (аккуратность, ответственность, храбрость, благородство, смелость, оптимизм, правдивость, любознательность, внимательность, верность, самостоятельность, целеустремлённость, человечность)
- Прикрепите эти слова на корни дерева – добрые слова – это корни.
(На экране появляются корни дерева в виде ладошек, с написанными качествами)
- Каждой группе я даю карточки, на которых напечатаны качества личности. Вы, посоветовавшись, отбираете те, которыми можно охарактеризовать волонтёра.
1 группа | 2 группа | 3 группа |
заботливый | справедливый | отзывчивый |
добросовестный | вежливый | жизнерадостный |
понимающий | доброжелательный | честный |
бескорыстный | великодушный | надёжный |
самолюбивый | грубый | мстительный |
жадный | завистливый | злопамятный |
- Прикрепите плоды – эти качества личности на крону дерева в виде
сердечек со словами:
(На экране появляется крона дерева в виде ладошек с сердечками, с написанными качествами)
(Каждая группа говорит хором) - Мы считаем, что волонтёр должен быть ….
- Правильно. Молодцы! Именно этими качествами должен обладать волонтёр.
-А почему вы не все карточки использовали? (на них написаны плохие качества)
- Может быть таким волонтёр?
- Нет!
- Верно!!!
Учитель: Поговорим ещё об одном качестве волонтёра
Слово это серьёзное,
Главное, важное.
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.
В нём забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нём стремленье
На помощь прийти вновь и вновь.
Это качество в сердце у многих живёт
И о боли других позабыть не даёт.
И оно поважней, чем лица красота.
Догадались, что это?
Все хором: Доброта!
(Из словаря С. И. Ожегова понятие доброты)
- А какого человека можно назвать добрым?
Обсуждение вопроса (ответы детей)
- Добрый человек – это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь.
- Добрый человек бережёт природу, любит птиц и зверей, помогает им выжить в зимнюю стужу.
- Добрый человек старается быть аккуратным, вежливым и уважительным в общении с товарищами и взрослым.
- Он старается помочь другим людям в трудную минуту, в каких-то делах.
- Не грубит, не делает того, что обидит окружающих, жалеет животных, помогает им.
Учитель: Но добрым важно быть не на словах, а на деле. Сейчас мы посмотрим сценку о мальчике, который мечтал совершить доброе дело. Прослушайте внимательно и подумайте, получилось ли у него это - решать вам.
Автор: Готов для человечества он многое свершить …
Мальчик: Но торопиться нечего, зачем же тут спешить?
Автор: Пока еще он подвига себе не приглядел.
Мальчик: У нас ведь, что поделаешь, нет подходящих дел!
Автор: Дед от простуды лечится, лекарство дать велит.
Мальчик: Но он не человечество, он старый инвалид.
Автор: По дому Настя мечется, гуляй, мол, с ней с утра!
Мальчик: Она не человечество, а младшая сестра!
Когда судьбой назначено, Вселенную спасти,
К чему сестренку младшую на скверике пасти?!
Автор: Пока еще он подвига себе не приглядел ….
Мальчик: У нас ведь, что поделаешь, нет настоящих дел!
Автор: В своем платочке клетчатом в углу ревет сестра ….
Сестренка: Я тоже человечество и мне гулять пора!
Учитель: Как вы думаете, есть ли настоящая доброта в этом мальчике?
Учитель: А какие добрые дела он мог совершить? (Ответы детей)
Учитель:
- Доброта в человеке - это солнце. Пусть оно освещает наш сад! (макет солнца – круг).
- Посмотрите, чего не хватает в нашем солнышке?
- Лучиков.
- Солнышко есть, но оно у нас не сияет. Сделаем так, чтобы солнце засияло ярко – ярко. Давайте составим с вами правила доброты, пользуясь которыми мы станем по-настоящему добрыми. (макеты с лучиками-ладошками лежат на столе у детей)
(Ребята составляют правила «Спешите делать добро»)
Совершать хорошие дела просто так, из хороших побуждений.
Любить людей знакомых и незнакомых, не обижать их.
Призывать окружающих хорошо относиться друг к другу.
Делать добро для близких и друзей.
Не завидовать.
Не вредничать.
Не грубить.
Заботиться о младших.
Помогать старшим.
Быть природе другом.
Главное правило доброты: Сделал доброе дело – забудь!
Сделали тебе доброе дело – помни всю жизнь!
- Посмотрите, как засияло наше солнышко, таким же солнечным, светлым бывает добрый человек.
- Доброта – это стремление человека дать счастье всем людям.
- Помните, что доброта, милосердие выработались человечеством в течение столетий для того, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость. Надо так жить каждому из нас.
- А всегда ли так было? (Дети закрывают глаза ладошками)
И создал Бог небо и Землю.
Но Земля была безвидна и пуста!
И тьма витала над ней!
И были люди слепы и равнодушны к чужой беде!
И не могли они прозреть и не могли найти выход из этой тьмы!
(меняется музыка, появляется Ангел Добра)
И послал Бог Ангела Добра на Землю!
И прозрели люди! (дети открывают глаза)
И стали они вершить добрые дела!
Так в нашем мире появились волонтёры!
Учитель:
- Давайте запустим в наш сад Птицу Радости.
Птица Радости песню поет
Птица Радости – счастье несет.
Мы должны помнить, что добро и добрые поступки всегда вознаграждаются
добрым отношением к нам родных, близких и совсем незнакомых людей, а ещё наших домашних животных, да и самой природы. Давайте дарить добро людям и природе, и нам всем вместе будет жить лучше.
Живите и дарите радость людям
Не завтра, не сегодня, а сейчас.
И не теряйте ни одной минуты...
Ведь жизнь дается только раз.
Помните:
В жизни можно по–разному жить,
В горе можно и в радости.
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно так: на рассвете встать
И, помышляя о чуде,
Рукой обожжённой солнце достать
И подарить его людям!
Жизнь – это я, это мы с тобой.
Жить и гордиться своей судьбой.
Людям и счастье, и радость дарить
Жить надо так, чтобы ярко светить.
Стремитесь открыть хоть однажды
Звезду счастья и радости в каждом.
Любите жизнь! И живите с удовольствием!
Рефлексия
- Подходит к концу наше занятие в Школе будущего волонтёра.
- Вы сегодня узнали, кто такие волонтеры, какими они должны быть, приняли участие в волонтёрских акциях.
- Волонтёрский дух витал в нашем зале.
- Я уверена, что в вас зажглась пусть пока маленькая искорка волонтёрства.
Вывод: - А теперь скажите мне, продолжите фразу, волонтёр – он какой?:
(по цепочке)
В – волевой, весёлый, вежливый, верный
О – отзывчивый, общительный, откровенный
Л – любознательный, лучезарный, ласковый
О – ответственный, отважный, оптимистичный,
Н – надёжный, независимый, неподкупный
Т - талантливый, толерантный (терпимый), трудолюбивый
Ё - Е – естественный, то есть не искусственный, а настоящий друг
Р – работоспособный, решительный, радость несущий.
Все высказывания, которые вы выбрали, объединяются в одно слово «Волонтёрство». Еще древними мудрецами сказано, что дает больше всех тот, кто дает не от избытка, а от желания помочь. Присоединившись к волонтерскому движению, вы приобретаете огромное количество новых знакомств, расширяете круг общения, у вас появляются новые интересы!
- Почему нужно жить в радости? (Чтобы быть оптимистом, чтобы было весело и интересно, чтобы жизнь играла всеми красками)
- Как мы порадовали сегодня друг друга?
(Вырастили САД РАДОСТИ с ДЕРЕВОМ, СОЛНЦЕМ и ПТИЦЕЙ РАДОСТИ)
- Что взяли для себя?
(Мы будем делать добрые дела и дарить друг другу радость, чтобы стать волонтёрами)
- Так заботьтесь о своем саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами.
- Открой глаза и поищи, где человек нуждается хоть немного в твоём участии, в твоём времени, в твоём дружеском расположении, может быть, ты окажешь дружескую услугу человеку, чувствующему себя одиноко. Надо частичку своей жизни отдавать другим. Как ты это сделаешь, зависит от тебя и от обстоятельств. Не будь равнодушным! Будь добровольцем, будь волонтёром!
Я желаю вам
Заботиться о людях
Добро творить повсюду.
Обществу полезным быть
Радость ближнему дарить
Образ жизни здоровый всем вести
Волонтера титул с гордостью нести
ЬМягко трудности преодолеть
Ему, тебе, всем нам огромное сердце иметь!
И, напоследок, я приглашаю вас в наш САД РАДОСТИ. Здесь тепло, уютно. Я хочу, чтобы вы встали поближе друг к другу, взялись за руки, закрыли глаза и почувствовали тепло и доброту, которые согревают ваши сердца. Откройте глаза, протяните ладони вперед и улыбнитесь. Я хочу, чтобы мы, в заключение, собрали воедино все наши добрые дела, мысли и поступки. Я хочу подарить вам свою любовь, тепло и доброту, которое называется одним словом - счастье!
- А почему оно такое маленькое?
- Оно только мое. Хочешь кусочек?
- Наверное.
- Давай ладошку, я поделюсь с тобой. (учитель кладёт в руку каждого сердечко в ладошках)
- Ой, оно такое теплое! А руки обжечь можно?
- Руки обжигает боль. Счастье не может обжечь. Нравится?
- Очень. Спасибо. А если я с кем-то поделюсь?
- Тогда у тебя прибавится своего. Поделись своим кусочком счастья со всеми, кому ты его желаешь! И не важно, сколько вернется, ведь радость и счастье не продается.
- Делюсь!!! (Дети раздают сердечки всем присутствующим под сопровождение песни «Дорогою добра»)