Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию «Чтобы людям радость дарить, надо добрым и вежливым быть»
Цель: формирование осознанного отношения к выполнению норм и правил поведения.
Задачи:
- повышать уровень знаний по этикету;
- обогащать речь учащихся; развивать умение рассказывать и слушать;
- активизировать желание быть культурным человеком;
- содействовать сплочению коллектива учащихся, созданию благоприятного психологического микроклимата.
Предварительная работа: реализация проекта «Школа Вежливых Наук».
Используемые технологии: здоровьесберегающие, ИКТ-технология, технология проектной деятельности, квест-технология.
Оборудование: мультимедийный проектор, магнитофон, воздушные шары с заданиями внутри, мольберт, карточки с заданиями. Костюм Незнайки, свеча.
Ход
Дети заходят в зал, здороваются с гостями и встают полукругом ковре.
Ведущий: Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. (Дети приветствуют гостей). А теперь смотрите только на меня и слушаете только меня.
Посмотрите друг на друга, какие вы все красивые, возьмитесь за ручки, сделайте кружок. Почувствуйте тепло рук друг друга. Чувствуете? Я предлагаю вам передать своё настроение, поприветствовав друг друга комплиментами. А поможет нам в этом свечечка! Она — как доброе солнышко в нашем сердце: от неё исходят свет и тепло (дать детям попробовать ладошкой), она подскажет вам нужные слова.
Но прежде давайте вспомним правила безопасности при использовании свечи.
1 Не подносить близко к лицу.
2 Не бросать свечу.
3 Передавать аккуратно из рук в руки.
4 Не делать резких движений.
Тренинг «Свечечка». Дети передают свечу по кругу из рук в руки и говорят добрые слова рядом стоящему. (Сашенька, ты очень весёлый; Танечка, я тебя люблю; Леночка, ты хороший друг...)
Ведущий: Теперь наше хорошее настроение останется с нами до конца дня.
Ребята, я в детстве всегда мечтала стать искателем приключений, разгадывать тайны, ходить по маршрутам, искать сокровища. А вы бы хотели стать участниками увлекательного приключения?
Тогда я предлагаю пройти вам квест – «Чтобы людям радость дарить, надо добрым и вежливым быть». Согласны?
Мы будем выполнять задания, а в шарах находить подсказки для выполнения самого интересного финального задания квеста. И так вперёд, к приключениям…
Открывается дверь, заходит Незнайка
Незнайка: Ой, сколько детей и взрослых! Наверное, здесь что-то интересное происходит? Это я удачно зашёл.
Ведущий: Здравствуй, Незнайка. (тишина)
Незнайка, разве ты не знаешь, что при встрече нужно здороваться?
Незнайка: Здороваться? Это я забыл. Сейчас…(Незнайка подходит к воспитателю с поднятой ладошкой) Здорово!
Ведущий: Нет. Так дело не пойдет. При встрече нужно говорить «Здравствуйте» или «Добрый день». И здороваться нужно со всеми.
Незнайка: А, понятно. Здравствуйте всем. А что вы тут делаете?
Ведущий: Мы собираемся пройти квест «Чтобы людям радость дарить, надо добрым и вежливым быть». Вот ты незнайка, вежливый культурный человек? Правила поведения знаешь?
Незнайка: Не знаю. А что значит правила поведения? Я вообще не люблю правила.
Ведущий: Понятно. Если хочешь, присоединяйся к нам. И мы с ребятами тебе расскажем, что такое этикет и как стать воспитанным.
Незнайка: Очень хочу. Ребята возьмете меня в игру?
Ведущий: Итак, начинаем. Первое задание.
Задание «Доскажи словечко» Приложение № 1
Ведущий: Какие вы молодцы, справились с заданием. Незнайка, видишь, сколько есть вежливых слов, которые нужно знать и говорить. Надеюсь ты запомнил.
Незнайка: Да, запомнил.
Ведущий: Чтобы взять подсказку нужно лопнуть шарик под номером 1. Выходи, Артём, бери шарик.
Незнайка: А у меня есть волшебная палочка, для лопанья шаров. (Незнайка достаёт из кармана зубочистку, отдаёт ребёнку).
1 подсказка – табличка со словом «За» (табличка вывешивается на доске).
Ведущий: Ребята, переходим ко второму заданию. Оно называется «Правила поведения в общественных местах»
Незнайка: А что и тут есть какие-то правила?
Ведущий: Да, конечно. В любом общественном месте есть определенные нормы культурного и вежливого поведения. Неужели ты не знал?
Незнайка: Знаю я все, я просто вас проверял. Могу доказать.
Ведущий: Хорошо, давай ты с ребятами покажешь как нужно себя вести в том или ином месте, а мы разберемся, все ли вы правильно сделали.
Ситуация первая «В театре»
Ситуация вторая «В кафе»
Ситуация третья «В магазине»
(мини-инсценировки)Приложение № 2
(После каждой ситуации проговариваем основные правила поведения в данной ситуации)
Незнайка: Хорошо, хорошо. Я все выучу, больше так не буду.
Ведущий: Мы справились со вторым заданием. Нужно достать подсказку. Выходи, Рита, бери шарик под номером 2. Лопай. Незнайка, где твоя волшебная палочка?
2 подсказка – табличка со словам «ваши». (табличка вывешивается на доску).
Ведущий: А мы отправляемся дальше. Третье задание «Заколдованные слова». Приложение № 3
Ведущий: Здесь вам нужно неприятные, злые слова превратить в добрые и хорошие.
(Дети подбирают антонимы к предложенным словам).
Ведущий: задание выполнено, получите подсказку. Выходи, Федя, забирай 3 шарик.
3 подсказка – табличка со словом «знания».(вывешиваем табличку на доску)
Ведущий: Следующее задание, № 4.
Каждый воспитанный человек обладает определенными качествами, мы с вами, ребята, их знаем.
Незнайка: То же, мне, молодцы, их все знают. Вот, например, любой воспитанный человек очень любит покушать, ведь неприлично приходить в гости и ничего не есть.
Ведущий: Нет, Незнайка, ты опять ошибся, воспитание и аппетит совсем не связаны.
Незнайка: А что же тогда?
Ведущий: А вот в этом задании ребятам и нужно найти качества культурного человека. Для этого задания, предлагаю разделиться на две команды. По одному, каждый участник подбегает к столику и ищет карточку с признаками воспитанного человека, прикрепляет ее на мольберт и возвращается к своей команде. Так у нас получится модель «Воспитанный человек». Задание нужно выполнять не только быстро, но и внимательно.
Эстафета. Приложение № 4
(Проговариваем признаки воспитанного человека)
Ведущий: Молодцы ребята, отлично справились с заданием. Нам нужно забрать подсказку. Выходи, Владик, бери шарик № 4, лопай.
Подсказка № 4 – слово «умения», вывешиваем на доску.
Ведущий: Переходим к следующему заданию.
Ведущий: Правила этикета складывались с давних времен. Из поколения в поколения они передавались через сказки, пословицы, поговорки, песенки, прибаутки. В этом задании нам нужно угадать пословицу по картинки и объяснить её значение.
«Угадай пословицу» Приложение № 5 (проектор)
Ведущий: Здорово, ребята. Вы опять отлично справились, вот ваша пятая подсказка.
Подсказка № 5 – табличка со словом «получите», вывешиваем на доску.
Ведущий: Пора смотреть следующее задание.
Ведущий: Мы с вами знаем, что в разных странах есть свои традиции в культурном поведении. Незнайка, а у вас в Солнечном городе есть какие-нибудь традиции?
Незнайка: Да, у нас, приходя в гости, принято приносить с собой банку варенья к чаю.
Ведущий: замечательно. А вам, ребята, в этом задании предстоит назвать традиции других стран. Справитесь?
Задание № 6 «Традиции в поведении в разных странах» Приложение № 6 (проектор)
Ведущий: Ну, вот вы и получили последнюю подсказку.
Подсказка №6 – табличка со словом «угощение.» (вывешиваем на доску).
Ведущий: Ребята, наш квест подошёл к концу. Вы прошли его с достоинством, как настоящие искатели приключений. Молодцы!
Незнайка: Ребята, спасибо вам за увлекательное приключение. Я ещё никогда не проходил квест. Вы такие молодцы, много знаете, умеете. Я у вас многому научился и теперь буду воспитанным, соблюдать правила поведения. Расскажу обо всём своим друзьям. Можно я буду почаще приходить к вам, учиться у вас?
Ведущий: Ребята, посмотрите на наши подсказки. Что получилось? Это и есть разгадка нашего квеста. (Дети читают предложение)
Ведущий: Ребята, у нас остался ещё один шарик. Давайте его лопнем. Незнайка, помоги! (Воспитатель и Незнайка лопают шарик, из которого высыпаются конфеты).
Ведущий: Ребята, спасибо вам за работу на занятии.