Открытый урок по физике «Давление твердых тел» (9–10 классы)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №4»
Открытый урок по физике
«Давление твердых тел»
Подготовил:
учитель физики МБОУ СШ №4
Физ.диктант
1.Физика-наука о природе.
2.Дифузия происходит во всех трех агрегатных состояниях.
3.Чтобы определить цену деления, нужно взять два ближайших штриха возле которых нанесены цифры, от большего вычесть меньшее и полученное число умножить на число штрихов между ними.
4.Жидкость сохраняет и объем и форму.
5.Кратная единица в 10,100,1000 раз больше основной единицы.
6.Тело, вещество-физические термины.
7.Наблюдение и опыты-источники значений.
Изложение нового материала.
Эксперимент: Погружаю в песок гвозди шляпкой вниз, а затем острием вниз. Что вы заметили?(Давление твердых тел)
-Занесите тему урока в тетрадь, а я запишу на доске.
-А как вы думаете какие у нас цели урока?
1) Повторить изученный материал.
2) Ознакомится с правилами вычисления давления твердых тел.
3)Научиться решать задачи по новой теме.
4)Связать тему с другими школьными предметами
5) Развивать умение работать в коллективе.(Историческая справка).
Вопросами давления занимался Блез Паскаль-философ, математик, физик, теоретик XVII.Основатель первой вычислительной машины ,который является прототипом калькулятора.
Ожидаемый результат:
-учащиеся освоят правила вычисления давления твердых тел и формулы;
-формируются рефлексивные и коммуникативные.
Ход урока:
-Здравствуйте, ребята. Садитесь
Эпиграфом к уроку я взяла такие слова: «Мало знать-надо уметь применить.»
Почему, именно эти слова, потому что наш урок имеет большое практическое значение.
На доске до начала рока записана одна из домашних задач.
Перед вами таблица взаимооценки и самооценки. В течении всего урока не забывайте заполнять эту таблицу.
Физ. Диктант -взаимопроверка. Физ.диктант состоит из 7 определений, если вы со мной согласны ставим цифру 1,а если определение неправильное ,то ставим 0. У вас получится семизначное число без точек и пробелов.
Методическая разработка урока по теме: Давление твердых тел.
Цель урока:
Образовательная: ознакомить учащих с законом преломления света.
Развивающая: усовершенствовать умение учащихся навыков расчета..
Воспитательная: повысить интерес к предмету, умение общаться со сверстниками.
Здоровьесберегающая: профилактика усталости, контроль за осанкой.
Задачи урока изучить законы преломления света и научить учащихся применять данные формулы при решении задач.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы обучения: демонстрационный, словесный, решение задач.
Форма организации урока: фронтальная, практикум групповая.
Оборудование: раздаточный материал; сборник задач Перышкина, В.И Лукашик; прибор для демонстрации давлении(готовили сами учащиеся); весы; равновес; черный хлеб,
Этапы урока.
1.Организованный момент.
2.Поверка Д/З.
3.Физический диктант.
4.Изложение нового материала.
А) создание проблемной ситуации;
Б) историческая справка;
В) исследовательская работа.
5. Физминутка.
6. Закрепление изученного материала.
7. Д/З
8. Итог урока.
9. Рефлексия.
Ход урока Организационный этап.Повторный инструктаж по технике безопасности (урок по плану первый во втором полугодии).
2. Этап постановки цели. (Слайд 1 приложения 1) Как-то раз спросили розу:
“Отчего, чаруя око,
Ты колючими шипами
Нас царапаешь жестоко?[1]”
Омар Хайям
Сегодня на уроке вам предстоит узнать, что же ответила роза поэту.
3. Этап актуализации знаний.Как всегда, в начале новой темы мы с Вами вспоминаем основные факты и понятия, которые нам понадобятся. Итак (Слайд 2 из приложения 1)
Что такое сила?
От чего зависит действие силы на тело?
Демонстрация № 7-32-1 (или интерактивный демонстрационный) Приложение 2 или приложение 3 [3]
Слайд 3,4 приложения 1.
Задание. Попробуйте сформулировать тему и цель нашего урока. Чем, по-вашему, мнению мы сегодня на уроке будем заниматься?
Вы познакомитесь с новой физической величиной, которая поможет объяснить некоторые природные факты и понять устройство и принцип действия некоторых инструментов и механизмов, используемых в быту и технике.
Итак, запишите тему урока: “Давление твердых тел”. Слайд 5 приложения 1.
Перед вами перечислены основные понятия и термины, значение которых вам предстоит узнать. Это цель нашей с вами работы на уроке.
Интерактивный модуль Давление твердого тела [3] (Приложение 4, слайд 6 приложения 1) (В модуле много страниц, переключаемые соответствующими кнопками на слайде презентации).
4. Этап введения знаний.До сегодняшнего урока мы изучали случаи, когда сила, действовавшая на тело, была приложена к телу лишь в одной точке. Мы так и говорили: “Точка приложения силы”. Теперь мы приступаем к изучению ситуаций, когда сила, действующая на тело, приложена к телу во множестве точек, то есть действует на некоторую площадь поверхности этого тела.
Силу, прикладываемую перпендикулярно поверхности, называют силой давления. По своей природе сила давления может быть любой, кроме силы трения, которая направлена параллельно поверхности.
Необходимо добавить, что твердые тела передают силу давления, сохраняя ее направление. Благодаря этому свойству твердых тел, мы можем воздействовать твердым инструментом на обрабатываемое тело в нужном направлении: копать землю лопатой, резать ножом различные материалы, и т.д.
Величина, характеризующая действие силы в зависимости от площади, на которую она действует, называется давлением.
Интерактивный модуль_Результат действия силы на тело + звук (приложение 5) [3]
Давление – это скалярная физическая величина, равная отношению силы давления, приложенной к данной поверхности, к площади этой поверхности.
Обозначают давление прописной латинской буквой р.
Чтобы определить давление, надо силу, действующую перпендикулярно поверхности, разделить на площадь этой поверхности.
Запишем формулу:
где р – это давление, F – сила давления, S – площадь опоры.
Интерактивный модуль Формула (Приложение 6, слайд 7 приложение 1) [3]
За единицу давления принимается давление, которое производит сила 1 Н, действующая на поверхность площадью 1м2 перпендикулярно этой поверхности. Эта единица имеет и собственное название и обозначение: . Она называется паскалем в честь французского ученого Блеза Паскаля. (Слайд 8, 9 приложение 1)
Посмотрите таблицу, в которой приведены примеры давлений, встречающихся в природе, быту и технике. (Слайды 10 и 11 приложения 1).
Величина давления имеет большое значение не только в жизни человека, но и в жизни животных. Например, заяц, оказывающий давление в 1,2 кПа может сравнительно легко убежать от волка, который оказывает давление 12 кПа, по рыхлому снегу, но не спасется от него на твердой почве. (Слайд 12, приложения 1).
Человеку тоже тяжело передвигаться по снегу, поэтому он использует лыжи.
Посмотрите внимательно на формулу давления .
Между силой давления и давлением существует прямо пропорциональная зависимость, то есть чем больше сила, тем больше давление и наоборот, чем меньше сила, тем меньше давление.
Если говорить о зависимости давления от площади опоры, то здесь наблюдается обратно пропорциональная зависимость, то есть чем больше площадь опоры, тем меньше давление и наоборот, чем меньше площадь соприкосновения тел, тем давление больше.
Таким образом, можно сделать вывод: чтобы увеличить давление следует…..
Чтобы уменьшить давление следует…
Примеры увеличения и уменьшения давления.
Интерактивный модуль Увеличение и уменьшение давления (Приложение 7, Слайд 13, приложения 1) [3]
Задание классу: Приведите свои примеры, когда давление необходимо увеличить или уменьшить.
Слайды 14, 15 приложения 1.
5. Этап обобщения и первичного закрепления и систематизации знаний.Решение задачи:
Определите давление, которое оказывает на арену цирковой слон, стоящий на одной ноге. Масса среднего слона 3,5 тонны, площадь подошвы 700 см2.
Слайд 16 приложения 1.
6. Этап подведения итогов обучения.Какая цель стояла перед нами на этом уроке?
Достигнута ли наша цель?
Что нового Вы узнали на уроке?
Какова практическая и личная значимость изучаемого вопроса?
Отметьте положительные моменты урока.
Что можно было сделать еще лучше?
7. Этап определения домашнего задания и инструктажа по его выполнению.Домашнее задание к уроку. Приложение 8.
8. Рефлексия.Помните стихотворение в начале урока. Кто может объяснить с точки зрения физики, почему же шипы розы колючие?
В заключение, учитель обобщает ответы учащихся, оценивает работу на уроке и делает вывод о достижении цели урока всем классом.
– Спасибо за работу.
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
http://spaces.ru/diary/?r=diary/read&BP=1&id=2026493285&link_id=49650884012&sid=9293137762386801
http://www.nevabuket.ru/articles/floristika.php – картинка букета роз на первом слайде приложения 1.
Библиотека цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/