Презентация «Декоративная композиция»
В искусстве термин декоративность (от фр.decorative – украшать) может употребляться в двух смыслах. В первом случае декоративность выполняется на плоскости с использованием двухмерной перспективы, что хорошо показывает связь предметов с пространством например в интерьере и экстерьере зданий. Во втором случае термин декоративность прежде всего указывает на художественный метод, направленный на создание объемного художественного образа. Декоративность как выразительное средство композиции – это форминная и качественная стилизация, трансформация частей композиции или всей картины в целом, с учетом основных законов ДПИ. Декоративная композиция
Богатство растительного мира своими формами и цветовыми сочетаниями привело к тому, что растительные мотивы издавна заняли в орнаментике доминирующее положение. Богатство растительного мира своими формами и цветовыми сочетаниями привело к тому, что растительные мотивы издавна заняли в орнаментике доминирующее положение.
В декоративной работе особая роль принадлежит линейному рисунку, так как линия наиболее остро передает все нюансы пластической формы, особенности переходов одних элементов в другие, ритмическое движение этих элементов. При линейной трактовке модели различают три решения: 1) применение тонких линий одинаковой толщины (при орнаментике мотивов небольшого масштаба); 2) применение толстых линий одинаковой толщины (если рисунку нужно придать активность, напряженность, монументальность); 3) применение линий разной толщины. Такое решение рисунка обладает большими изобразительными и выразительными возможностями, но является довольно трудным. Для достижения целостности линии одной толщины должны объединяться, образовывая свой узор в рисунке, который должен противостоять узору линий другой толщины. А точнее, это должна быть композиция из линий разной толщины Пятновая трактовка мотивов способствует максимальному силуэтному обобщению форм. Это могут быть черный силуэт на белом фоне и белый силуэт на черном фоне. Художественный язык пятна строг и сдержан. Однако пятно также может выявлять бесконечное разнообразие состояний Наиболее широко используется ли-нейно-пятновая трактовка растительных мотивов (рис. 5.48). В данном случае очень важно организовать в стройную композицию пятна и линии. Пятна необходимо структурировать в единый узор, интересный уже сам по себе, по ритму и силуэту. Но также необходимо орнаментально-логически связать линии с ритмически разбросанными пятнами, чтобы те и другие, соединившись, создали целостный графический образ. Стоит заметить, что пятно может быть использовано как подкладка под линеарное решение мотива.
Трансформация форм животного мира в орнаментальные мотивы
Композиционный центр Композиционный центр
Центр композиции – это самое главное место в изображении, Это точка, куда устремляется глаз наблюдателя и которая является признаком целостности композиции. Также Центром композиции является та часть, которая достаточно ясно выражает главное в идейном содержании сюжета. Композиционный центр не обязательно может находится в геометрическом в центре изображения, и должен чем-то отличатся от остальной массы предметов. Композиционный центр совпадает с геометрическим Композиционный центр смещен
Но центр композиции не всегда изобразительно заполнен. Центр мажет оставаться пустым, быть главной цензурой в ритмическом движении групп слева и справа. Незаполненность центра останавливает внимание и требует осмысления. Это композиционный знак смысловой загадки. Так решались многие конфликтные сюжеты. Например, варианты сцены «Франциск отрекается от отиа» у Джотто и художников его круга».
Выделение композиционного цент-рл обусловлено особенностями зрительного восприятия человека, который, как правило, фиксирует внимание прежде всего на сильнодействующем «раздражителе». Когда человек смотрит на какой-либо объект (в том числе и живопись), зрение фиксируется на этом объекте, но глаз четко видит площадь изображения Только в определенном радиусе, так Называемом поле ясного видения. Вне поля ясного видения человек смутно различает предметы и может их увидеть достаточно ясно только при изменении фокуса зрения, если переведет взгляд на другие объекты или предметы. Компонуя произведение живописи и размещая определенным образом композиционный центр, художник практически режиссирует, определяет процесс восприятия произведения живописи, который начинается, как правило, с восприятия сюжетно-композиционного центра, затем переходит на второстепенные детали, обусловливающие восприятие композиционного центра, и завершается снова на восприятии композиционного центра, определяющего содержание произведения искусства. Как уже отмечалось, в искусстве встречаются разнообразные приемы размещения композиционного центра живописного изображения на плоскости. Классические примеры совпадения композиционного центра с геометрическим центром мы видим в русской иконописи, в произведениях итальянского Ренессанса, например в «Тайной вечере» Леонардо да Винчи. Подобным образом обычно построены и однофигурные композиции. Примером смещения композиционного центра относительно геометрического является «Возвращение блудного сына» Рембрандта, многие фрески Джотто, в русской живописи -картина И.Е.Репина «Не ждали», картина А.К.Саврасова «Грачи прилетели» и многие другие.
Резкое смещение композиционного центра относительно геометрического обусловлено содержанием живописного произведения. Если смысл диктует смещение композиционного центра за пределы центральной зоны живописной плоскости, то композиционный центр выделяется другими средствами: освещенностью, цветотональными контрастами, мощной акцентировкой форм элементов изображения. Расположение композиционного центра в живописи может быть как на первом, так и на втором пространственном плане, что также обусловлено содержанием произведения. В сюжетной живописи, например произведениях П.А.Федотова «Свежий кавалер» и «Завтрак аристократа», композиционный центр находится на первом пространственном плане. В натюрмортах композиционный центр располагается, как правило, на втором пространственном плане. В произведениях В.И.Сурикова «Утро стрелецкой казни» и «Боярыня Морозова» композиционный центр расположен на втором плане. В некоторых произведениях сюжетно-композиционный центр значительно удален от первого и второго планов, например в полотне А.А.Иванова «Явление Христа народу». Однако небольшая фигура одинокого Христа акцентирована соотношением с обширным пространством и толпой, ожидающей прихода Мессии. Важное значение для акцентирования композиционного центра в живописи имеет масштаб элементов изображения и их соотношение на плоскости изображения. Композиция неудачна, если элементы изображения композиционного центра оказываются слишком большими или слишком маленькими в соотношении с остальными частями изображения или с его общим размером. Практика живописи выработала также метод акцентирования композиционного центра посредством объединения элементов изображения в форму, приближенную к геометрической, например к кругу, овалу, треугольнику.
Геометрические формы в композиции художественного произведения выполняют две функции: выделения главного и объединения элементов изображения, т.е. служат средством обобщения пластических масс с целью нахождения большей выразительности изображения. Кроме того, классические геометрические формы и их сочетания вносят в изображение также свою собственную символику и настрой. Символика круга и овала, которая обычно трактуется как идея совершенства и завершенности, часто использовалась в русской иконописи. Композиция «Троицы» А.Рублева вписана в близкий к кругу, но вертикальный овал, символизирующий гармонию, возвышенность, совершенство, объединение. Группа ангелов вписана в вертикальный овал с доминирующей в группе приподнятой средней фигурой как главной.
Лещёва Светлана Николаевна
Марина Геннадьевна