Предварительный просмотр презентации

В искусстве термин декоративность (от фр.decorative – украшать) может употребляться в двух смыслах. В первом случае декоративность выполняется на плоскости с использованием двухмерной перспективы, что хорошо показывает связь предметов с пространством например в интерьере и экстерьере зданий. Во втором случае термин декоративность прежде всего указывает на художественный метод, направленный на создание объемного художественного образа. Декоративность как выразительное средство композиции – это форминная и качественная стилизация, трансформация частей композиции или всей картины в целом, с учетом основных законов ДПИ. Декоративная композиция

Богатство растительного мира своими формами и цветовыми сочетаниями привело к тому, что растительные мотивы издавна заняли в орнаментике доминирующее положение. Богатство растительного мира своими формами и цветовыми сочетаниями привело к тому, что растительные мотивы издавна заняли в орнаментике доминирующее положение.

В декоративной работе особая роль принадлежит линейному рисунку, так как линия наиболее остро передает все нюансы пластической формы, особенности переходов одних элементов в другие, ритмическое движение этих элементов. При линейной трактовке модели различают три решения: 1) применение тонких линий одинаковой толщины (при орнаментике мотивов небольшого масштаба); 2) применение толстых линий одинаковой толщины (если рисунку нужно придать активность, напряженность, монументальность); 3) применение линий разной толщины. Такое решение рисунка обладает большими изобразительными и выразительными возможностями, но является довольно трудным. Для достижения целостности линии одной толщины должны объединяться, образовывая свой узор в рисунке, который должен противостоять узору линий другой толщины. А точнее, это должна быть композиция из линий разной толщины Пятновая трактовка мотивов способствует максимальному силуэтному обобщению форм. Это могут быть черный силуэт на белом фоне и белый силуэт на черном фоне. Художественный язык пятна строг и сдержан. Однако пятно также может выявлять бесконечное разнообразие состояний Наиболее широко используется ли-нейно-пятновая трактовка растительных мотивов (рис. 5.48). В данном случае очень важно организовать в стройную композицию пятна и линии. Пятна необходимо структурировать в единый узор, интересный уже сам по себе, по ритму и силуэту. Но также необходимо орнаментально-логически связать линии с ритмически разбросанными пятнами, чтобы те и другие, соединившись, создали целостный графический образ. Стоит заметить, что пятно может быть использовано как подкладка под линеарное решение мотива.

Трансформация форм животного мира в орнаментальные мотивы

Композиционный центр Композиционный центр

Центр композиции – это самое главное место в изображении, Это точка, куда устремляется глаз наблюдателя и которая является признаком целостности композиции. Также Центром композиции является та часть, которая достаточно ясно выражает главное в идейном содержании сюжета. Композиционный центр не обязательно может находится в геометрическом в центре изображения, и должен чем-то отличатся от остальной массы предметов. Композиционный центр совпадает с геометрическим Композиционный центр смещен

Но центр композиции не всегда изобразительно заполнен. Центр мажет оставаться пустым, быть глав­ной цензурой в ритмическом движе­нии групп слева и справа. Незаполненность центра останавливает внимание и требует осмысления. Это компози­ционный знак смысловой загадки. Так решались многие конфликтные сюже­ты. Например, варианты сцены «Фран­циск отрекается от отиа» у Джотто и художников его круга».

Выделение композиционного цент-рл обусловлено особенностями зри­тельного восприятия человека, ко­торый, как правило, фиксирует внимание прежде всего на сильнодей­ствующем «раздражителе». Когда человек смотрит на какой-либо объект (в том числе и живопись), зрение фиксируется на этом объекте, но глаз четко видит площадь изображения Только в определенном радиусе, так Называемом поле ясного видения. Вне поля ясного видения человек смутно различает предметы и может их уви­деть достаточно ясно только при изменении фокуса зрения, если пере­ведет взгляд на другие объекты или предметы. Компонуя произведение живописи и размещая определенным образом композиционный центр, художник практически режиссирует, определяет процесс восприятия произведения живописи, который начинается, как правило, с восприятия сюжетно-композиционного центра, затем переходит на второстепенные детали, обусловли­вающие восприятие композиционного центра, и завершается снова на вос­приятии композиционного центра, определяющего содержание произве­дения искусства. Как уже отмечалось, в искусстве встречаются разнообразные приемы размещения композиционного центра живописного изображения на плоскос­ти. Классические примеры совпадения композиционного центра с геометри­ческим центром мы видим в русской иконописи, в произведениях итальянс­кого Ренессанса, например в «Тайной вечере» Леонардо да Винчи. Подобным образом обычно построены и однофигурные композиции. Примером смещения композицион­ного центра относительно геометри­ческого является «Возвращение блуд­ного сына» Рембрандта, многие фрес­ки Джотто, в русской живописи -картина И.Е.Репина «Не ждали», картина А.К.Саврасова «Грачи приле­тели» и многие другие.

Резкое смещение композиционного центра относительно геометрического обусловлено содержанием живописно­го произведения. Если смысл диктует смещение композиционного центра за пределы центральной зоны живопис­ной плоскости, то композиционный центр выделяется другими средства­ми: освещенностью, цветотональными контрастами, мощной акцентировкой форм элементов изображения. Расположение композиционного центра в живописи может быть как на первом, так и на втором пространствен­ном плане, что также обусловлено содержанием произведения. В сюжет­ной живописи, например произведени­ях П.А.Федотова «Свежий кавалер» и «Завтрак аристократа», композицион­ный центр находится на первом прост­ранственном плане. В натюрмортах композиционный центр располагается, как правило, на втором пространст­венном плане. В произведениях В.И.Сурикова «Утро стрелецкой казни» и «Боярыня Морозова» композицион­ный центр расположен на втором плане. В некоторых произведениях сюжетно-композиционный центр значи­тельно удален от первого и второго планов, например в полотне А.А.Ива­нова «Явление Христа народу». Одна­ко небольшая фигура одинокого Христа акцентирована соотношением с обширным пространством и толпой, ожидающей прихода Мессии. Важное значение для акцентирова­ния композиционного центра в живо­писи имеет масштаб элементов изобра­жения и их соотношение на плоскости изображения. Композиция  неудачна, если элементы изображения компози­ционного центра оказываются слиш­ком большими или слишком малень­кими в соотношении с остальными частями изображения или с его общим размером. Практика живописи выработала также метод акцентирования компо­зиционного центра посредством объе­динения элементов изображения в форму, приближенную к геометричес­кой, например к кругу, овалу, треуголь­нику.

Геометрические формы в компози­ции художественного произведения выполняют две функции: выделения главного и объединения элементов изображения, т.е. служат средством обобщения пластических масс с целью нахождения большей выразительности изображения. Кроме того, классичес­кие геометрические формы и их соче­тания вносят в изображение также свою собственную символику и наст­рой. Символика круга и овала, которая обычно трактуется как идея совершен­ства и завершенности, часто использо­валась в русской иконописи. Компози­ция «Троицы» А.Рублева вписана в близкий к кругу, но вертикальный овал, символизирующий гармонию, возвышенность, совершенство, объеди­нение. Группа ангелов вписана в вертикальный овал с доминирующей в группе приподнятой средней фигурой как главной.

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Спасибо! Интересный материал.

11 September 2017

Рада, что вам понравилось)

11 September 2017