План-конспект урока по декоративной композиции «Подарок для мамы»
Пояснительная записка к презентации
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская художественная школа №2»
Елабужского муниципального района
План-конспект урока по декоративной композиции
1 класс
(возраст обучающихся 10 лет)
«ПОДАРОК ДЛЯ МАМЫ»
Разработала: Кузнецова О. О.
преподаватель первой
квалификационной категории
Елабуга, 2017 г.
Дата: 15.02; 22.02; 29.02. 2017
Презентация по декоративной композиции
PPTX / 2.47 Мб
Количество часов: 3 часа
Цель урока: Создать матрешку в подарок для мамы к Международному женскому дню, украшенную татарским орнаментом.
Задачи:
образовательные:
- дать практические навыки выполнения работы;
- познакомить учащихся с искусством орнамента в целом, и особенностями татарского узора в частности;
развивающие:
- развивать умение творчески мыслить;
- прививать художественный вкус;
- развивать чувство ритма, цвета, композиции;
- развивать мелкую моторику рук;
воспитательные:
- воспитывать в учащихся патриотизм, любовь к культурному наследию своего народа;
- воспитывать в учащихся усидчивость и аккуратность при выполнении работы, а также чувство ответственности за выполненную работу.
Оборудование:
- компьютер, телевизор;
- презентации к урокам;
- национальные костюмы;
- татарская народная мелодия;
- образец выполненной работы.
Материалы:
- Плита тимплекс А-4 (Заранее вырезать в форме 8-ки педагогу), ножницы, иголки, клей карандаш, тряпочка для рук, аракал, стразы.
Ход урока
1 урок
Тип урока: Изучение нового материала
План урока:
Организационный момент.
Теоретическая часть. Изложение нового материала.
Практическая часть.
Физкультминутка
Подведение итогов.
1. Организационный момент
- Приветствие учащихся, проверка подготовки рабочих мест к уроку.
2. Теоретическая часть.
- Вводная беседа об искусстве орнамента, его назначении, видах и типах (объяснение нового материала ведется с использованием презентации).
Каждый из нас не один раз в день пользуется различными предметами, посудой: чашкой, ложками, тарелками и прочим. Есть и декоративные тарелки, которыми украшают стены. Все это создают мастера, которые часто расписывают посуду самыми разнообразными и очень красивыми узорами.
Узор – это рисунок, созданный при помощи сочетаний линий, красок и теней. Узор может быть самостоятельным художественным элементом, произведением, а также и элементом орнамента (если повторить его в определенной последовательности несколько раз).
Что же такое орнамент? В переводе с латинского языка орнамент означает «украшение». Орнамент – это узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении элементов.
В зависимости от характера мотивов (что изображено?) различают следующие виды орнаментов: геометрический, растительный, зооморфный, антропоморфный.
Геометрический орнамент может состоять из линий, точек, кругов, ромбов, многогранников, звезд, крестов, спиралей и др.
Растительный орнамент составляется из стилизованных листьев, цветов, плодов, веток и др.
Зооморфный орнамент изображает стилизованные фигуры или части фигур реальных и фантастических животных.
Антропоморфный орнамент изображает стилизованные мужские, женские фигуры или части лица и тела человека.
По характеру композиции (как изображены, расположены мотивы?) различают следующие типы орнамента:
- ленточный,
- орнамент в круге,
- орнамент в квадрате, прямоугольнике,
- сетчатый.
Изделия, украшенные орнаментами играли большую роль в оформлении интерьера татарского дома. Яркие многоцветные полотенца, развешиваемые на стенах, вышитые покрывала и скатерти, футляры для книг, настенные панно с кораническими надписями, создавали особую эмоциональную атмосферу. Вышиты золотом и шёлковыми нитями знаменитые «казанские полотенца» были непременным атрибутом свадебного обряда. Полотенца дарили по случаю рождения ребёнка, их передавали по наследству из поколения в поколение.
Для вышивки характерен растительный орнамент. Традиционно изображались тюльпаны, колокольчики, незабудки, маки, гвоздики, васильки, цветы шиповника, ромашки, астры, хризантемы, георгины, пионы, розы, «турецкие огурцы». В орнамент также включались стилизованные изображения птиц, мотыльков, бабочек, пчёл, петухов, голубей. В цветовом отношении татарский орнамент яркий, многоцветный. Цветовое решение строится на контрастах сильных и чистых цветов: преобладают красный, жёлтый, чёрный, зелёный, реже – синий, голубой, оранжевый, лиловый, алый. Фон изделий чаще всего красный, чёрный, реже – жёлтый и белый. Эти цвета татары отождествляли с плодородием земли, светилом, зарёй и всем красивым в природе.
Происхождение орнамента и его древнее значение связаны с религиозным мировоззрением людей, стремившихся украшением одежды, предметов быта умилостивить злых духов, сберечься от них и придать себе силу.
Украшая свои изделия татарский народ рассказывал о себе, о своём роде, об окружающей жизни, природе.
3. Практическая часть.
- Далее преподаватель предлагает выполнить необычный подарок для мамы на 8 Марта в виде 8-ки. (устное описание последовательности выполнения работы в нетрадиционной технике аппликации и украшения паетками).
- Заготовленную матрешку-неваляшку дети обклеивают пленкой аракал.
- Ребята, посмотрите, бабушка решила помочь с подарком на мамин день и прислала нам в помощь свой сундучок с узорами.
- Каждый учащийся выбирает для себя фрагмент татарского орнамента подойдя к сундучку и обводит на цветной пленке аракал, сложив на пополам, после возвращает шаблон в сундучок и берет новый. Так пока не заполнит всю нижнюю часть неваляшки. (Преподаватель корректирует работу учащихся, помогая составить композицию орнамента).
Физкультминутка.
«Помощники»
Раз, два, три, четыре,
Мы посуду перемыли:
Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварешку.
Мы посуду перемыли:
Только чашку мы разбили,
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился.
Ложку мы чуть-чуть сломали,
Так мы маме помогали.
(Описание физкультминутки: Удары кулачками др. о друга.
Одна ладонь скользит по другой.
Загибают пальчики, начиная с большого.
Одна ладонь скользит по другой.
Загибают пальчики, начиная с большого.
Удары кулачками друг о друга.)
- Теперь необходимо обклеить края матрешки-неваляшки паетками на клей «Титан».
В конце урока ведется обсуждение сделанной работы.
_ На сегодня это все. У нас получились интересные матрешки-неваляшки, но нам еще предстоит закончить украшение орнамента паетками. Всем спасибо за урок.
2 урок
Тип урока: комбинированный.
План урока:
1. Организационный момент.
2. Изложение нового материала.
3. Практическая часть.
4. Физкультминутка
5. Подведение итогов.
Домашнее задание
1. Организационный момент
- Приветствие учащихся, проверка подготовки рабочих мест к уроку.
2. Теоретическая часть.
Повторение знаний об искусстве орнамента, его назначении, видах и типах.
Изделия, украшенные орнаментами играли большую роль в оформлении интерьера татарского дома. Яркие многоцветные полотенца, развешиваемые на стенах, вышитые покрывала и скатерти, футляры для книг, настенные панно с кораническими надписями, создавали особую эмоциональную атмосферу. Вышиты золотом и шёлковыми нитями знаменитые «казанские полотенца» были непременным атрибутом свадебного обряда. Полотенца дарили по случаю рождения ребёнка, их передавали по наследству из поколения в поколение.
Для вышивки характерен растительный орнамент. Традиционно изображались тюльпаны, колокольчики, незабудки, маки, гвоздики, васильки, цветы шиповника, ромашки, астры, хризантемы, георгины, пионы, розы, «турецкие огурцы». В орнамент также включались стилизованные изображения птиц, мотыльков, бабочек, пчёл, петухов, голубей. В цветовом отношении татарский орнамент яркий, многоцветный. Цветовое решение строится на контрастах сильных и чистых цветов: преобладают красный, жёлтый, чёрный, зелёный, реже – синий, голубой, оранжевый, лиловый, алый. Фон изделий чаще всего красный, чёрный, реже – жёлтый и белый. Эти цвета татары отождествляли с плодородием земли, светилом, зарёй и всем красивым в природе.
Происхождение орнамента и его древнее значение связаны с религиозным мировоззрением людей, стремившихся украшением одежды, предметов быта умилостивить злых духов, сберечься от них и придать себе силу.
Украшая свои изделия татарский народ рассказывал о себе, о своём роде, об окружающей жизни, природе.
3. Практическая часть.
- После того как вся поделка заполнена элементами татарского орнамента, их декорируют по краю стразами контрастных оттенков используя канцелярские гвоздики.
Физкультминутка.
«Помощники»
Раз, два, три, четыре
Мы посуду перемыли:
Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварешку.
Мы посуду перемыли:
Только чашку мы разбили,
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился.
Ложку мы чуть-чуть сломали,
Так мы маме помогали.
(Описание физкультминутки: Удары кулачками др. о друга.
Одна ладонь скользит по другой.
Загибают пальчики, начиная с большого.
Одна ладонь скользит по другой.
Загибают пальчики, начиная с большого.
Удары кулачками др. о друга.)
Далее учащиеся заканчивают декорировать матрешку-неваляшку. В конце урока ведется обсуждение работ.
Домашнее задание: Подготовить по желанию небольшое выступление по теме урока.
3 урок
Тип урока: Обобщающий.
План урока:
1. Организационный момент.
2. Теоретическая часть. Закрепление пройденного материала.
3. Практическая часть.
4. Физкультминутка
5. Подведение итогов.
1. Организационный момент
Здравствуйте ребята и уважаемые гости урока! Я рада вас приветствовать на открытом уроке «Подарок маме».
Проверка присутствующих, проверка готовности к уроку.
2.Теоретическая часть.
На прошлом занятии домашним заданием было подготовить небольшие номера желающим выступить по теме урока.
(Девочки в национальных костюмах читают стихи).
В России мест красивых много,
Но Татарстан - мне всех милей!
Царица здесь одна - природа.
Здесь много рек, озер, полей.
Леса богатые, густые.
Восходы солнца - краше всех!
И люди честные, не злые.
Здесь часто слышен звонкий смех.
Тут матушка Казань - столица.
В округе много городов...
И невозможно не влюбиться
В наш Татарстан. В наш край хлебов.
Три матери у каждого есть из нас.
1-это мама.
2-это Родина
3-это Природа
У неё для всех хватит доброты
И мы живём, запечатлев навеки
В душе её прекрасные черты-
Поля, луга, леса и реки!
Наступает мамин праздник,
Наступает женский день.
Знаю: любит мама очень
Розы, маки и сирень.
Только в марте нет сирени,
Роз и маков не достать…
А ведь можно на матрешке
Все цветы нарисовать!
Приколю картинку эту
Я над маминым столом,
Утром маму дорогую
Обниму
И расцелую,
И поздравлю с Женским днем!
А сейчас вашему вниманию прозвучит одна из любимых песен татарского народа, которая называется «Туган як». К сожалению первой исполнительницы, Васили Фаттаховой недавно не стало. Но ее песня продолжает жить и радовать нас. Сейчас перед вами выступят ученицы 1 класса.
Туган якка юл тотамын
Туган як, туган як.
Иң гүзәл газиз якка
Туган як, туган як.
Җир җиләкләре пешкән чак,
Туган як, туган як
Ашыгам каенлыкка,
Туган як, туган як.
припев:
Талпына куңел, талпына ашкына
Ярсуына түз, түз генә,
Каенлыкта җиләк пешкән,
Тиз үрелеп өз генә.
Чәчәкләрнең нинди юк,
Туган як, туган як.
Хуш исле аллы-гөлле,
Туган як, туган як.
Бу якларга беркайда да,
Туган як, туган як.
Һич тиңнәр булмас төсле,
Туган як, туган як.
припев:
Прекраснейв мире нет земли
Это наш край родной
Здесь поют всем соловьи
Это наш край родной
И березы и цветы
Это наш край родной
В роще спеют ягоды
Это наш край родной
Где бы ни был я, в край родной я вернусь
И в чужой стране не задержусь
Здесь родился я, здесь земля моя
Я всегда в свой край вернусь
припев:
Где бы ни был я, в край родной я вернусь
И в чужой стране не задержусь
Здесь родился я, здесь земля моя
Я всегда в свой край вернусь
Закрепление знаний о татарском орнаменте с помощью опроса с использованием презентации.
Вопросы:
Что такое орнамент?
Определите тип орнамента?
Определите вид орнамента?
Какие характерные мотивы татарского орнамента вы знаете?
Какие цвета используются в татарском орнаменте?
Какой из орнаментов является татарским и почему?
3. Практическая часть.
Основную работу мы с вами уже сделали. Но наши матрешки-неваляшки все еще безликие. Осталось лишь вдохнуть в них жизнь, сделав им личики.
Практическое задание:
- Для завершения работы необходимо наклеить глаза и губы.
-Нарисовать маркером нос и ресницы.
- Приклеить подставку.
Прежде чем приступить к работе, вспомним технику безопасности на уроке.
4. Физкультминутка.
«Помощники»
Раз, два, три, четыре,
Мы посуду перемыли:
Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварешку.
Мы посуду перемыли:
Только чашку мы разбили,
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился.
Ложку мы чуть-чуть сломали,
Так мы маме помогали.
(Описание физкультминутки: Удары кулачками др. о друга.
Одна ладонь скользит по другой.
Загибают пальчики, начиная с большого.
Одна ладонь скользит по другой.
Загибают пальчики, начиная с большого.
Удары кулачками др. о друга.)
5. Подведение итогов.
Законченные работы, учащиеся выставляют на импровизированную выставку.
- Посмотрите, какие красивые матрешки-неваляшки у нас получились. Думаю, это прекрасный подарок для ваших мам к празднику, вы со мной согласны? Ребята, как вы думаете, что можно еще сделать в такой технике? Вы можете создать уникальные необычные подарки для ваших друзей и близких: они оценят их по достоинству, а вы будете удивляться и удивлять оригинальностью своих изделий. Желаю вам творческих успехов, всем спасибо за урок!
Литература:
Г. Ф. Валеева-Сулейманова "Декоративное искусство Татарстана. 1920-е - начало 1990-х годов". Монография - Казань: Издательство "Фэн". 1995 г.
Н. М Сокольникова Краткий словарь художественных терминов. – Обнинск, 1996 г.
3. С. В. Суслова, Р. Г. Мухамедова. Народный костюм татар Поволжья и Урала (середина XIX – начало ХХ вв.). Историко-этнографический атлас татарского народа. – Казань, 2000. – 312 с.
4. Н. Сергеева. Татарская вышивка. - Казань, 2005г.-43с.
5. А.Х. Халиков Татарский народ и его предки. – Казань: Татарское книжное.