12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Галина Ивкова46
Россия, Костромская обл.

Тема занятия: «Декоративные подсвечники»

Возраст: 11 - 16 лет

Цели:

1. Сформировать представление о подсвечнике, связях его художественных, технологических, функциональных качеств. Учить видеть эстетику вещи: целостность, соразмерность частей, гармонию ее контуров в пластике.

2. Развивать творческое воображение и художественный вкус. Закреплять овладения приемами лепки в процессе работы с материалом – глиной

3. Воспитывать трудолюбие, самостоятельность, аккуратность в работе.

Оборудование: Дидактический материал: иллюстративный материал, технологические карты к практической работе 2 варианта, подсвечники, компьютер .

Материалы и инструменты:

Глина, стеки, кисть, подставка для изделия, поролоновая губка, емкость для воды, ткань ,фартук.

Задание: Вылепить подсвечник

Форма: беседа, практическая работа (комбинированная).

Ход занятия

1.Организационный момент.

Выключается свет и зажигается подсвечник.

-Что вы чувствуете в данный момент?

2.Сообщение темы занятия. (в форме беседы с демонстрацией иллюстративного материала)

-Дорогие ребята! Сегодня на занятии мы с вами будем изготовлять декоративный подсвечник. Посмотрите, какие у нас здесь находятся подсвечники? (Дети рассматривают и называют из чего они сделаны)

-А что такое подсвечник?

Подсвечники, дети, – это волшебное чудо живого огня в ваших руках. А вы задумывались когда-нибудь над тем, какую дорогу прошел подсвечник от обычного горящего огонька к современному произведению искусства? История подсвечника начиналась просто. Человеку всегда хотелось больше света вокруг себя – и он использовал для этого живой огонь. Горящую стихию, казалось бы, невозможная вещь, уместили в маленьком фитильке свечи. С этого и началась долгая дорога этой волшебной выдумки человечества.

В прошлые времена, когда человек не знал электричества, но умел добывать огонь, перед ним стояла задача сохранять огонь не только для тепла и приготовления пищи, но и для освещения своего жилища. (иллюстрация)…Для того чтобы можно было переносить огонь, люди придумывали небольшие "ёмкости", "чашечки", а затем уже и "приборы" для сохранения огня. Приставку «под-» подсвечник приобрели относительно недавно, у наших предков он назывался «свечником» или «шандалом». В России называли большой, богато украшенный шандал для нескольких свечей.

Подсвечники изготавливались из разных материалов: глины, дерева, камня, мрамора, металла. Свет, рассеивающий тьму и изгоняющий вместе с нею инстинктивный страх, заключает в себе нечто волшебное. Для овладения светом человек испробовал самые разные материалы.

Известны простые лампы (показ иллюстрации) Подсвечник настольный осветительный прибор для восковой свечи. Формы и размеры подсвечников различны в зависимости от их назначения.

Подсвечники меняли формы и материалы, облачались в самые изысканные одежды резьбы и украшений, становились величественными или воздушно нежными. Но основным в подсвечниках оставался живой огонь и его животворный свет.

Небольшие, низкие, с широким поддоном-блюдцем (для предохранения от капающего воска) подсвечники с ручками, прикреплёнными к ним, служили как переносные. Высокие массивные подсвечники (большей частью парные) ставились на письменном и обеденном столах; более лёгкие и меньшего размера – на туалетном столике. Для удобства очистки подсвечника, его круглая часть с углублением в виде блюдечка, куда вставляется свеча чаще делается съёмной. Она называется профиткой.

Прошло время, и научный прогресс залил улицы городов и поселков электрическим светом, более светлым и ярким. Казалось бы, подсвечники потеряли свою значимость в современном мире светомузыки. Но, о чудо! Теперь мы смогли по-другому взглянуть на сказочную красоту и важность подсвечника. Перестав теряться в пространствах обыденности, подсвечники вышли на первые полосы романтических представлений, неся в своем прекрасном нутре маленькое горящее сердце. А мистика огня очаровала даже наиболее рациональные умы. Именно благодаря подсвечнику, мы можем на некоторое время вернуться в лоно природы и почувствовать мистическую связь с духом огня.

Подсвечники за долгое время истории очень сильно изменили свой внешний вид. Не последнюю роль в этом сыграли материалы, из которых они сделаны.

Бывают разные виды подсвечников: кованые, из керамики, соляные, из стекла, подсвечники на одну или две свечи или канделябры (для нескольких свечей), ажурные или совсем простые и др.

Кованые (металлические) подсвечники (иллюстрация)

Кованые подсвечники могут служить подставкой как для одной свечи, так и для многих, даже сотни.

Деревянные подсвечники (иллюстрация) – деревянный подсвечник может представлять собой образец художественной ручной резьбы, а может быть выточен на токарном станке. Очень часто подобные подсвечники изготовляют, беря за основу различные природные материалы: корни, ветки, тонкие стволы деревьев. Дерево обрабатывают огнестойким лаком. Но для свечки все равно необходимо металлическое гнездо.

Керамические подсвечники, которые подходят и для проведения торжественных праздников, и для создания уюта в вашем доме.

Керамические подсвечники (иллюстрации.) – это веяние истории и традиций в семье. Керамика - материал, который приближает нас к Матушке Природе. Керамические подсвечники объединяют в себе четыре стихии - Землю, Воду, Огонь и Воздух: замешанная на воде глина выжигается в пламени и закаляется дымом.

Керамические подсвечники служат подставкой от одной до пяти, в редких случаях большему, количеству свечей. Они бывают маленькими и большими, строгими без украшений и украшенными классическими или альтернативным и узорами.

Существуют культовые осветительные приборы: это двухсвечники или трехсвечинк для ношения в руках при службах высшего духовенства. Кадило – подвесная лампада большого размера. Лампада - сосуд, в котором зажигают масло или свечи перед иконами. Преимущественно это подвесной сосуд на цепях, носящий название «коптильник». Иногда лампады бывают на подставках или прикрепляются к иконам или на кронштейнах.

Из глины нельзя сделать такой же подсвечник как из металла. Здесь невозможны тонкие, высокие части, затейливые воздушные завитки и пр. Глиняное изделие неизбежно будет более массивным монолитным (показ иллюстрации). С учётом этих особенностей материала – глины на этом занятии нужно слепить из глины один из предлагаемых подсвечников или свой на гончарном круге.

При выполнении этой работы необходимо учесть все закономерности, которые свойственны предметам этого рода, соблюдать последовательность выполнения задания:

Форма подсвечника

Углубление для свечи.

Подставка для устойчивости формы.

Поддон для капающего воска.

Пластическое решение формы: подсвечника.

Декорирование подсвечника.

На доске вывешиваются варианты технологических карт. (Приложение 2 технологические карты) Учащиеся индивидуально выбирают вариант подсвечника. Перед самостоятельной практической работой проводится анализ конструирования подсвечника из простейших геометрических фигур: шар, цилиндр, конус. Подчеркивается: как важно расположить эти формы в интересном сочетании, придать им движение за счет изгибов, поворотов деталей и определённого расположения больших и малых объёмов.

3. Работа с технологическими картами

-Ребята, вы сейчас должны выбрать вариант подсвечника по технологической карте, которую вы будете выполнять.

4. Проведение физкультминутки. Правила поТБ

5. Беседа с анализом образцов

-Рассмотрите внимательно подсвечник. Насколько частей надо будет разделить глину?

- Для какой части кусочек должен быть больше, для какой меньше?

- Можно слепить каждую часть отдельно. У подсвечника должно быть гнёздышко – место, куда будет вставляться свечка.

Задание: Самостоятельно выполнить в материале глина один из предложенных вариантов подсвечников, с помощью технологической карты или сделать по замыслу, используя в работе различные способы лепки и декорирования изделий.

6. Практическая работа

Последовательность изготовления подсвечника (слайд 14)

1. Подготовь глиняную массу. Масса должна быть однородной, мягкой и пластичной. Глиняную массу прессуем, чтобы из нее вышел воздух.

2. Отделяем от основного куска часть. Придаем нужную форму.

3. Из раскатанного пласта глины вырезаем мелкие детали.

4. Соедини детали, предварительно смочив место соединения водой.

5. Декорирование игрушки, если нужно сделать надрезы и т.д.

6.Практическая часть.

Использовать индивидуальный подход к учащимся. Добиваться самостоятельного решения проблем возникающих во время конструирования изделия, соединения элементов в целое, декорирования изделия и чистовой обработки изделия.

7. Итог занятия

Рефлексия / 2 мин

В заключение занятия учащиеся должны убрать своё рабочее место, сдать свои работы.


 

Приложение 1.

Иллюстративный материал к теме «Декоративные подсвечники»


 

Приложение 2

Эскиз дизайн –проект для украшения интерьера

Технологическая карта 1

(примеры моделирования подсвечников)

Технологическая карта 2

Технологическая карта подсвечник - «Птица»

1. Кусок глины

2. Кусок глины, сформованный в «морковку» - голова, туловище птицы

3. «Морковка», преобразованная в птицу

4. Хвост птицы

5. Форма птицы с хвостом

6. Налепные элементы для моделирования крыльев и хохолка

7. Налепные элементы для лепки глаз

8. Заготовка формы профитки под свечу

8а. Профитка

9. Заготовка подставки под профитку

9а. Подставка под профитку

10.Подсвечник «Птица»


 

Приложение 3

Готовые изделия

Творческие работы учащихся


 

Приложение 4

Контрольные вопросы по теме «Подсвечники»

1. Что такое подсвечник?

(Подсвечник—осветительный прибор для восковой свечи).

2. Какие виды подсвечников вы знаете?

(Канделябр, пасхальный подсвечник, бытовой подсвечник, церковный).

3. Из каких материалов выполняются подсвечники?

(Глина, алебастр, мрамор, стекло, металл, поделочные камни и др.).

4. Какие осветительные приборы являются самыми древними?

(Факел, сосуд с углем или древесной стружкой, пропитанной жирам).

5. Какое самое главное требование предъявляется к глине для работы с ней? (Ее пластичность).

6. Какой самый простой способ лепки «Чашечки»?

(Лепка из целого куска. С помощью вдавливания пальцев в глину можно получить форму «Чашечки»)

7. Как можно предотвратить высыхание глины и пальцев во время работы? (Использовать сырую тряпочку для вытирания ладоней и укрытия глины).

8. Как называется инструмент, с помощью которого наносится скульптурный декор на изделие? (Стека).

9. Какой приём в лепке из глины используется при соединении различных элементов и деталей между собой?

( Во время лепки при соединении между собой различных элементов композиции можно использовать «примазывание» с помощью шликера–полужидкой массы глины, которая наносится на склеиваемые части изделия с помощью стеки или кисти).

Опубликовано


Комментарии (1)

Садварий Жанна Владиславовна, 10.01.19 в 23:10 0Ответить Пожаловаться
Спасибо. Интересная работа.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.