Авторская программа по декоративной композиции (декоративный натюрморт)
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ПО ДЕКОРАТИВНОЙ КОМПОЗИЦИИ
DOCX / 5.69 Мб
МАУ ДО «Детская художественная школа № 1»
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ПО ДЕКОРАТИВНОЙ КОМПОЗИЦИИ (ДЕКОРАТИВНЫЙ НАТЮРМОРТ)
Параллели:
Станковая композиция, живопись, история искусств.
Составитель программы: преподаватель высший категории
СИРАЗИЕВА САГИДА ФАВЗИЕВНА
Набережные Челны.
2018 год.
Электронный вариант программы: преподаватель по компьютерной графике Шихова Алсу Ильдаровна.
Рецензент- Мухаметдинов Рият Загретдинович.
Пояснительная записка к программе декоративная композиция
« Декоративный натюрморт» в художественной школе»
Жанр натюрморта в художественных школах открывает ученикам широкие творческие возможности, формирует их образное мышление. Как самостоятельный жанр искусства, натюрморт обладает большими изобразительными возможностями, является творческой школой, где педагог ставит и решает с учащимися различные учебные и творческие задачи. Декоративная живопись развивает фантазию, воображение, чувство цвета, способствует формированию навыков имеющих большое значение в творческой работе. Декоративный натюрморт важен для формирования художественно - эстетического вкуса учащихся. Данная программа, учитывая возрастные особенности учеников, для младших классов использует образные решения и интерпретацию, цветовые эксперименты. Главной целью на данном этапе является, развитие абстрактного мышления, воображения, фантазии и самостоятельной творческой деятельности. Задачей: привитие навыков аккуратности, и ознакомление различными техниками исполнения. А третье и четвертые классы - правила стилизации и основы цветоведения, приветствуется индивидуальный подход к натюрморту. Для выполнения творческих задач требуется разносторонняя подготовка. Диапазон многообразия творческого подхода развивает мышление и интерес к изобразительному искусству. Помогает в профориентации учащегося, дает толчок в раннем этапе яркому раскрытию таланта художника. Процесс обучения тесно связан уроками станковой композиции, живописи, изучается аналоги декоративного натюрморта на уроках истории искусства. Изучение в декоративной живописи историю родного края и примеров народного творчества, в частности национального орнамента, помогает воспитанию патриотического духа у подрастающего поколения. Декоративность – особое качество художественной формы, повышающее ее эмоциональную выразительность. Также декоративность можно рассматривать как форму выражения красоты,. глубоко заложенное в эстетическом сознании народа. Изучение опыта не только обогащает и расширяет кругозор ученика, но и развивает в нем собственный потенциал самовыражения. Потому что сила настоящего творчество заключается в том, чтобы органически соединять приемы традиционного народного творчества с новым содержанием, с новыми эстетическими требованиями, умение развиваться в ногу со временим. Создание выразительного образа, тонкого вкуса, чувство ритма, цветовой гармонии являются важными составляющими в произведениях декоративного плана. В эстетике нового времени полноценной считается такая живопись, которая синтезирует содержание и декоративное начало.
Экспериментальной программе принимали участие 1-4 классы художественной школы. Состав группы переменная. Декоративный натюрморт (декоративная композиция) 34 часа в год, по одному часу в неделю. Проводится эксперимент по 0- ем классам.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА 1 - 4 класс
1 класс.
Рисунок 3 часа
Живопись 3 часа
Станковая композиция 2 часа
Лепка 2 часа
ИЗО 1 час
Декоративная композиция 1 час
1-ое полугодие –16 часов
2-ое полугодие –18 часов.
Общее количество –34 часа
2 класс.
Рисунок 3 часа
Живопись 3 часа
Станковая композиция 2 часа
Лепка 2 часа
ИЗО 1 час
Декоративная композиция 1 час.
1-ое полугодие –16 часов
2-ое полугодие –18 часов
Общее количество –34 часа
3 класс.
Рисунок 4 часа
Живопись 3 часа
Станковая композиция 2 часа
Лепка 1 час
ИЗО 1 час
Декоративная композиция 1 час
1-ое полугодие-16 часов
2-ое полугодие-18 часов
Общее количество часов 34 часа
4 класс
Рисунок 4 часа
Живопись 3 часа
Станковая композиция 2 часа
Лепка 1 час
ИЗО 1 час
Декоративная композиция 1 час
1-ое полугодие 16 часов
2-ое полугодие 18 часов
Общее количество часов 34 часа
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Умение пользоваться необходимыми материалами и инструментами начального художественного образования.
Выполнить самостоятельно творческий натюрморт.
Для успешного выполнения такого задания учащийся должен овладеть следующими знаниями и навыками:
а) Грамотно вести выполнение поэтапной, последовательности задания.
б) Умело располагать изображение на листе (компоновать).
в) Владеть правилами цветоведения и стилизации.
г) Уметь обобщать, добиваться цельности в изображении натюрморта.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ.
1.Мольберты.
2.Планшеты.
3.Стулья.
4. Софиты.
5. Доска, мел, указка, тряпка.
6. Натурный фонд, содержащий предметы, необходимые в постановках.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Декоративная композиция. Г.М. Логвиненко.
Основы дизайна. Султанов Т. Г.
Теория и методика обучения изобразительному искусству. Т. Шагова.
Учебно-тематический план (по годам обучения)
1 класс
№ |
тема |
Цели и задачи |
Практическое задание |
Количество часов |
||
1-ое полугодие |
||||||
1 |
Основы цветоведения |
Цель: познакомиться на практике с последовательностью спектрального расположения цветов. Задачи: -познакомить учащихся понятием «живопись» и »декоративная живопись»; -основные материалы «декоративной живописи» и в том числе декоративного натюрморта; -понятие об основных цветах; -научить организовать рабочее место; - показать приемы декоративной живописи;
|
Натюрморт осенний из фруктов и овощей с оживлением (творческая задача) -выполнить 3 растяжки основных цветов в цветовом решении декоративного натюрморта от светлого к темному; Материалы: гуашь, бумага А3 формата, кисти различного размера.
|
Количество часов: 8 часов (1час теория, 7 часов практическое задание.)
|
||
2 |
Составные цвета и способы их получения.
|
Цель: познакомиться на практике составными цветами. Задачи: -познакомить учащихся с понятием «составные цвета» и способом их получения. -научить добиваться в работах плавного перехода одного цвета в другой (равномерное пропорциональное смешивание цветов);
|
Творческое задание натюрморт «Цветы» -выполнить натюрморт применением трансформации формы; -заполнить предметы в натюрморте и фон тремя цветовыми растяжками от синего к желтому (зеленый), от синего к красному (фиолетовый), от красного к желтому (оранжевый); Материалы: бумага формата А3, гуашь, кисти различного размера.
|
Количество часов: 8часов (1 час теория, 7часов практическое задание.)
|
||
3 |
Локальный цвет предмета. Силуэт.
|
Цель: -практическое знакомство с живописно-декоративной системой построения формы цветом. Задачи: -объяснить понятие «локальный цвет»; -закрепить понятие «насыщенность и светосила» - выработать навыки смешивания красок на палитре; -совершенствовать навыки декоративного письма;
|
натюрморт с игрушкой (комнатный цветок) -написать декоративный натюрморт на разных по цвету и по тону фоне; Материалы: бумага формата А3 листа, гуашь, кисти различного размера.
|
Количество часов: 9 часов (1час теория,8 часов практика).
|
||
4. |
Теплые, холодные, контрастные цвета.
|
Цель: -познакомиться на практике с группой холодных, теплых, дополнительно контрастных цветов. Задачи: -показать разнообразие теплых, холодных, контрастных цветов и их оттенков; -объяснить принцип цветового контраста;
|
натюрморт с белом термосом на цветном фоне (теплый, холодный, контрастный) - выполнить натюрморт в цветовом сочетании основных трех цветов; - показать изменение белого цвета термоса на цветном фоне; Материалы: бумага А 3 листа, гуашь, кисти различного размера.
|
Количество часов: 9 часов(1 час теория, 9 часов практическая работа)
|
||
2-ое полугодие |
||||||
5. |
Название темы: Локальный цвет предмета. Силуэт. Название темы: Теплые, холодные, контрастные цвета.
|
Цель: -практическое знакомство с живописно-декоративной системой построения формы цветом. Задачи: -объяснить понятие «локальный цвет»; -закрепить понятие «насыщенность и светосила» - выработать навыки смешивания красок на палитре; -совершенствовать навыки декоративного письма; Цель: -познакомиться на практике с группой холодных, теплых, дополнительно контрастных цветов. Задачи: -показать разнообразие теплых, холодных, контрастных цветов и их оттенков; -объяснить принцип цветового контраста;
|
Практическое задание: натюрморт с игрушкой (комнатный цветок) -написать декоративный натюрморт на разных по цвету и по тону фоне; Материалы: бумага формата А3 листа, гуашь, кисти различного размера.
Практическая работа: натюрморт с белом термосом на цветном фоне (теплый, холодный, контрастный) - выполнить натюрморт в цветовом сочетании основных трех цветов; - показать изменение белого цвета термоса на цветном фоне. Материалы: бумага А 3 листа, гуашь, кисти различного размера.
|
Количество часов: 9 часов (1час теория,8 часов практика). Количество часов: 9 часов(1 час теория, 9 часов практическая работа)
|
||
6. |
Трехцветная цветовая гармония построенная на противопоставлении трех основных цветов. 2 класс |
Задачи: -объяснить трех цветовую гармонию; -научить правильно подбирать цвет по цветовому кругу; -выработать навыки декоративного письма; -выполнить натюрморт с использованием трехцветной гармонии;
|
Практическая работа: Натюрморт с чучелом птицы. Материалы: бумага А3. гуашь, кисти различного размера. |
Количество часов: 9 часов,1 час- теория,3 часа- |
||
7.
|
Стилизация и стиль. 3 класс |
Цель: -овладеть навыками стилизации и обобщения в натюрморте, научиться стилистически, трансформировать предметов; Задачи: - Добиваться плоскостности изображения, цельности восприятия натюрморта. - Совершенствовать навыки декоративного письма.
|
Практическая работа: Тема: Членение плоскости на части. Натюрморт «Музыка» -поиски натюрморта выполняется в карандаше, затем делается окончательный вариант .в карандашную композицию вводится орнамент. Материалы: бумага А2, гуашь, кисти различного размера.
|
Количество часов: 18 часов, 1 час - теория, 15 часов - практическая работа.
|
||
8.
|
Стилизация 4 класс |
Цель: изучение приема стилизации. Задачи: -Добиваться плоскостности изображения. -Создавать эффект нарядности и декоративности натюрморта.
|
Практическая работа: Тема: Насыщение натюрморта орнаментом. «Натюрморт праздничный» Материалы: Бумага формата А2, гуашь, кисти.
|
Количество часов: 17 часов практическая работа,1 час теория.
|
||
Содержание учебного материала
Декоративная композиция (декоративный натюрморт)
1класс, 1 полугодие.
Общее количество часов- 16, в том числе теоретических и практических. 1-ое полугодие
Общее количество часов- 18, в том числе теоретических и практических. 2-ое полугодие
1.Название темы: Основы цветоведения.
Цель: познакомиться на практике с последовательностью спектрального расположения цветов.
Задачи:
-познакомить учащихся понятием «живопись» и »декоративная живопись»;
-основные материалы «декоративной живописи» и в том числе декоративного натюрморта;
-понятие об основных цветах;
-научить организовать рабочее место;
- показать приемы декоративной живописи;
Практическое задание: Натюрморт осенний из фруктов и овощей с оживлением (творческая задача) ;
-выполнить 3 растяжки основных цветов в цветовом решении декоративного натюрморта от светлого к темному;
Материалы: гуашь, бумага А3 формата, кисти различного размера.
Количество часов: 8 часов (1час теория, 7 часов практическое задание.)
2.Название темы: Составные цвета и способы их получения.
Цель: познакомиться на практике составными цветами.
Задачи:
-познакомить учащихся с понятием «составные цвета» и способом их получения.
-научить добиваться в работах плавного перехода одного цвета в другой (равномерное пропорциональное смешивание цветов);
Практическая работа: Творческое задание натюрморт «Цветы»
-выполнить натюрморт применением трансформации формы;
-заполнить предметы в натюрморте и фон тремя цветовыми растяжками от синего к желтому (зеленый), от синего к красному (фиолетовый), от красного к желтому (оранжевый);
Материалы: бумага формата А3, гуашь, кисти различного размера.
Количество часов: 8часов (1 час теория, 7часов практическое задание.)
Декоративная композиция (декоративный натюрморт) 1 класс. 2 полугодие
3, Название темы: Локальный цвет предмета. Силуэт.
Цель:
-практическое знакомство с живописно-декоративной системой построения формы цветом.
Задачи:
-объяснить понятие «локальный цвет»;
-закрепить понятие «насыщенность и светосила»
- выработать навыки смешивания красок на палитре;
-совершенствовать навыки декоративного письма;
Практическое задание: натюрморт с игрушкой (комнатный цветок)
-написать декоративный натюрморт на разных по цвету и по тону фоне;
Материалы: бумага формата А3 листа, гуашь, кисти различного размера.
Количество часов: 9 часов (1час теория,8 часов практика).
4. Название темы: Теплые, холодные, контрастные цвета.
Цель:
-познакомиться на практике с группой холодных, теплых, дополнительно контрастных цветов.
Задачи:
-показать разнообразие теплых, холодных, контрастных цветов и их оттенков;
-объяснить принцип цветового контраста;
Практическая работа: натюрморт с белом термосом на цветном фоне (теплый, холодный, контрастный)
- выполнить натюрморт в цветовом сочетании основных трех цветов;
- показать изменение белого цвета термоса на цветном фоне;
Материалы: бумага А 3 листа, гуашь, кисти различного размера.
Количество часов: 9 часов(1 час теория, 9 часов практическая работа)
2 класс
Предмет «декоративный натюрморт»
Количество часов: 1-ое полугодие -16 часов,2-ое полугодие-18 часов.
1.Тема: Основы цветоведения.
Цель:
-познакомиться на практике особенностями цветового круга и применением правил на практике.
Задачи:
-научить видеть и анализировать различные характеристики цвета;
-научить находить разнообразие оттенков одного цветового ряда;
-выработать навыки работы гуашью;
-объяснить понятие «монохром»
Практическая работа «Натюрморт с восточным кувшином»
-цветовой вариант должен быть аккуратным;
-соблюдать тональные контрасты;
Материалы: бумага А3,гуашь, кисти различного размера.
Количество часов: 8 часов, теория -1 час, практическая работа-7 часов.
Тема: «цветовая гармония, хомеохромия» (гармония на пределах малого интервала)
Цель: изучение на практике цветовую гармонию, научить применить на практической работе.
-понятие о цветовой гармонии;
-характеристика хомеохромии или гармонии в пределах малого интервала;
-выработать навыки работы гуашью;
Практическая работа: Натюрморт из трех бытовых предметов (музыкальный)
Материалы: бумага А3, гуашь, кисти различного размера.
Количество часов: 8 часов,1 час- теория,7 часов - практика.
3..Тема: Ахроматический цвет (белый, серый, черный)
Цель: изучение свойств ахроматических цветов и уметь применить на практике.
Задачи:
-знакомство ахроматическими цветами;
-свойства ахроматических цветов в цветовой гармонии;
-сформировать навыки графической работы;
-совершенствовать навыки работы гуашью;
Практическая работа: Натюрморт из трех бытовых предметов и драпировки.
Материалы: бумага, гуашь, кисти различного размера.
Количество часов:9 часов,1 час- теория, 9 часов- практическая работа.
4.Тема: Трехцветная цветовая гармония построенная на противопоставлении трех основных цветов.
Задачи:
-объяснить трех цветовую гармонию;
-научить правильно подбирать цвет по цветовому кругу;
-выработать навыки декоративного письма;
-выполнить натюрморт с использованием трехцветной гармонии;
Практическая работа: Натюрморт с чучелом птицы.
Материалы: бумага А3. гуашь, кисти различного размера.
Количество часов: 9 часов,1 час- теория,3 часа- практическая работа.
3 класс
Предмет «Декоративный натюрморт»
Количество часов: 1-ое полугодие- 16 часов,2-ое полугодие- 18 часов.
Название темы: Стилизация и стиль.
Цель:
-овладеть навыками стилизации и обобщения в натюрморте, научиться стилистически, трансформировать предметов;
Задачи:
-Понятие стилизации и стиля.
-Утрирование природной формы в натюрморте.
-Совершенствовать навыки декоративного письма.
Практическая работа: Натюрморт с букетом сухих роз на фоне картины.
Материалы: бумага А 2, бумага для эскизов, гуашь, кисти различного размера.
Количество часов:16 часов,1 час - теория, 15 часов - практическая работа.
2.Тема: Членение плоскости на части.
Задачи:
- Добиваться плоскостности изображения, цельности восприятия натюрморта.
- Совершенствовать навыки декоративного письма.
Практическая работа: Натюрморт «Музыка»
-поиски натюрморта выполняется в карандаше, затем делается окончательный вариант .в карандашную композицию вводится орнамент.
Материалы: бумага А2, гуашь, кисти различного размера.
Количество часов: 18 часов, 1 час - теория, 15 часов - практическая работа.
4класс
Предмет «декоративный натюрморт»
Количество часов: 1-ое полугодие 16 часов, 2 - ое полугодие 18 часов.
Название темы: Приемы для усиления декоративности. (Оверлеппинг, членение плоскости на части, дробление изображения, введение модули, насыщение орнаментом.)
Цель: изучение приемов стилизации.
Практическая работа:
Натюрморт из 5- ти предметов быта введением постоянного модуля и фиксация его цветом.
Задача:
-Добиваться плоскостности изображения.
-Создавать эффект нарядности и декоративности.
-Эскизы, поиски выразительных форм,
-Выполнить натюрморт дроблением изображения на мелкие участки.(это может быть модуль какого кусочка созданного искусственном делением
,мазок импрессиониста или кусок смальты и. т. д.
Материалы: бумага А2 формата, гуашь, кисти.
-Количество часов: 16 часов.
Тема: Насыщение натюрморта орнаментом.
Цель: изучение приема стилизации.
Практическая работа:
«Натюрморт праздничный»
Задачи:
-Добиваться плоскостности изображения.
-Создавать эффект нарядности и декоративности натюрморта.
Материалы: Бумага формата А2, гуашь, кисти.
Количество часов: 17 часов практическая работа,1 час теория.
МАУ ДО «Детская художественная школа № 1»
ПРИЛОЖЕНИЕ
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ПО ДЕКОРАТИВНОЙ КОМПОЗИЦИИ (ДЕКОРАТИВНЫЙ НАТЮРМОРТ)
Составитель: Сиразиева Сагида Фавзиевна
Город Набережные Челны 2018 год
О натюрморте.
Натюрморт-наиболее излюбленный жанр в искусстве многих современных художников. Натюрморты пишут на пленэре, в интерьере ,простые и сложные постановки, традиционные и остросовременное аранжированные наборы предметов из повседневного обихода человека. В картине натюрморте художники стремятся показать мир вещей , красоту их форм, красок, пропорций. Запечатлеть свое отношение к этим вещам. При этом в натюрмортах отражается человек, его интересы культурный уровень и сама жизнь.
Составление натюрморта предполагает умение изображать форму различных предметов, используя светотень, перспективу, законы цвета.
Основой составления натюрморта является такой подбор предметов, при котором общее содержание и тема его выражены наиболее четко.
Существует несколько видов натюрмортов:
-сюжетно - тематический;
-учебный;
-учебно - творческий;
-творческий;
Натюрморты различают:
-по колориту (теплый, холодный)
-по цвету (сближенные, контрастные)
-по освещенности (прямое освещение, боковое освещение ,против света)
-по месту расположения (натюрморт в интерьере, в пейзаже)
-по времени исполнения (краткосрочный - «нашлепок», долговременный – многочасовые постановки.)
- по постановке учебной задачи (реалистический, декоративный и. т. д.)
Натюрморт в пейзаже (на пленэре ) может быть двух типов: составленный в соответствии с избранной темой, другой - естественной, «случайной». Он может быть как самостоятельным, так и являться составной частью жанровой картины или пейзажа. Нередко пейзаж или жанровая картина сами лишь дополняют натюрморт.
Натюрморт в интерьере предполагает расположение предметов в окружении большого пространства, где объекты натюрморта находятся в сюжетном соподчинении с интерьером.
Сюжетно - тематический натюрморт подразумевает объединение предметов темой, сюжетом.
Учебный натюрморт. В нем, как сюжетно – тематическом необходимо согласовать предметы по размеру ,тону, фактуре. Раскрыть конструктивные особенности предметов, изучить пропорции и выявить закономерности пластики различных форм. Учебный натюрморт носит также название академический или как говорили выше, постановочный. Учебный натюрморт отличается от творческого натюрморта, строгой постановкой цели: дать обучающимся основы изобразительной грамоты, способствовать активизации их познавательных способностей и приобщать к самостоятельной творческой работе.
В декоративном натюрморте основной задачей является выявление декоративных качеств натуры, создание общего впечатления нарядности. «Декоративный натюрморт не есть точное изображение натуры, а размышление по поводу данный натуры:- это отбор запечатление самого характерного, отказ от всего случайного, подчинение строя натюрморта конкретной задаче художника»
Основной принцип решения декоративного натюрморта является превращение пространственной глубины изображения в условное плоское пространство. В то же время, возможно использование нескольких планов, которое необходимо располагать в пределах небольшой глубины.
Декоративный натюрморт дает возможность развития цветовой гармонии, ритма, количественный и качественный соразмерности цветовых плоскостей в зависимости от их интенсивности, светлоты и фактуры.
В процессе обучения возможности стилизации в композиции будут отрабатываться на конкретных постановках, так как любая теория мертва без практических упражнений. Начинать выполнение практических заданий с эскизов в старших классах. Нужно изучить постановку с различных точек зрения, так как неожиданный ракурс может натолкнуть на композиционную идею. Максимально разнообразить эскизно поисковый этап. Когда стиль пластики определился, делаются композиционные варианты в целом. Для того чтобы добиться выразительности и остроты изображения нужно рассматривать некоторые формы трансформации:
Любой натюрморт может быть переработан фантазией и способность подметить главное характерное: можно утрировать природную форму доведя ее до максимальной остроты, например, предельно округлить пузатенький кувшин активно вытянуть удлиненную форму груши, подчеркнуть пластику предметов нанесением декоративного рисунка.
Возможно изменение пропорций как внутри одного предмета, так и между несколькими.
Допускаются различного рода условности: предметы можно подвешивать в воздухе, преломлять форму, изгибая и наклоняя в стороны, устанавливая их на мнимой плоскости. Один и тот же предмет может восприниматься с нескольких точек зрения, например, основание кувшина изображается фронтально, а горлышко развернуть как на него смотреть сверху или блюдце фруктами показана сбоку (передняя половин ) и сверху (дальняя половина) что дает увидеть лежащие на блюдце фрукты.
Можно передвигать предметы в композиции и менять их местами. Увеличивать или уменьшать их количество, вводить дополнительные объекты, добавлять недостающие драпировки или фрукты для заполнения пространства, но главное сохранить суть и узнаваемость постановки.
Если необходимо показать перспективу в натюрморте, то делать это надо достаточно условно.
К поиску цветовых вариантов следует подойти обдуманно. Можно сохранить цветовой колорит данной постановки, полностью меняя при необходимости только лишь тональные отношения. Можно также значительно дополнять новыми сочетаниями. Применять активные контрасты или мягкие тональные сочетания зависит от пластического хода постановки. Динамический ритм рубленных плоскостей, имеет смысл подчеркнуть тональными и цветовыми контрастами взаимодополнительных цветов. В мягкой пластике изгибающихся форм существующие контрасты можно сгладить колоритом родственных сочетаний или введением орнаментальных рисунков. Если в композиции участвуют формы строгих сочетаний лучше использовать статику, симметрию с использованием нежного спокойного колорита родственных цветов, малоактивных контрастов и если есть необходимость, членение композиционной плоскости на равные части. Любая стилизованная композиция во избежание вялости должна иметь композиционный центр или доминанту. Натюрморте это может быть предмет, группа предметов или цветовое пятно, но предпочтение лучше отдать предметам.
Приложение к программе