План-конспект урока ИЗО в 5 классе: Декоративное искусство Древней Греции. Греческая керамика
Презентация Греческая керамикаPPT / 6.4 Мб
/data/files/z1701092827.ppt (Презентация Греческая керамика)10
План-конспект урока ИЗОв 5 классе
Тема: «Декоративное искусство Древней Греции. Греческая керамика»
Методические рекомендации:
Урок «О чем рассказали нам вазы» – один из уроков по культуре Древней Греции. С методической точки зрения урок лучше начать с развития керамики вообще и древнегреческой в частности. Именно через вазопись мы продолжим знакомство с искусством Древней Греции. Более подробно нужно остановиться непосредственно на вазописи (стили, сюжеты и т. д.). На данном уроке необходима наглядность. Считаю, что презентация PowerPoint «Керамика Древней Греции. Вазопись» вбирает в себя все: наглядность, красочность, доступность. Использование презентации помогает учащимся получить дополнительные знания о греческой керамике, о стилях ваз, о форме и назначении. При проведении урока нужно опираться на знания, полученные детьми на предыдущем уроке, где ребята познакомились с костюмом эпохи древней Греции, уроках истории, литературы. Урок по вазописи – это урок по искусству, поэтому без поэзии здесь не обойтись. На доске эпиграф и словарные слова, необходимые детям для повторения материала. На уроке детей надо заинтересовать тем, как делалось то, или иное произведение, почему оно делалось именно так, а не иначе. Урок предполагает практическую работу - роспись вазы. Это может быть роспись по шаблону, готовой заготовки или собственное творение. Такая позиция приводит к особому пониманию художественной красоты как сочетания технологии и смысла, а вазопись – это и есть идеальное сочетание формы и образа.
Цели:
Обучающая:
Знакомство с искусством Древней Греции через вазопись.
Развивающая:
Развитие ассоциативно- образного мышления, творческой фантазии.
Воспитывающая:
Воспитание нравственно- эстетического отношения к миру, искусству, истории культуры.
Задачи:
1. Формировать представление об основных видах древнегреческих ваз (чернофигурной и краснофигурной), их форме, декоре, о разнообразии орнаментов.
2. Познакомить учащихся с новыми понятиями: керамика, вазопись.
3.Способствовать развитию воображения, эстетического вкуса при изображении сюжета на эскизе вазы.
4. Формировать представление о целостной картине мира.
5. Развивать творческую активность, чувство прекрасного.
Оборудование:
Компьютер
Мультимедийный проектор
Шаблоны ваз
Памятка «Виды орнамента»
Зрительный и музыкальный ряд:
иллюстрации на тему «Древняя Греция»;
рисунки типов греческих ваз;
таблица «Виды орнамента древнегреческих ваз»;
презентация «Греческая вазопись»;
греческая народная музыка «Сиртаки»
Литературный ряд: стихи О.Тарутина из книги» Что я видел в Эрмитаже»
Оформление доски:
Эпиграф:
«О, Греция!
Из глубины веков я слышу звуки праздника.
Яви свой лик, богам подобный!
Пусть зрители увидят твое искусство!»Гомер
Термины:
Керамика - изделия из обожженной глины, пошло от названия квартала гончаров в Афинах – Керамик
Вазопись – амфора, килик,, кратер, лекиф, гидрия и т.д.
Орнамент - (от латинского – украшение) узор, состоящий из ритмически повторяющихся элементов для украшения чего-либо
Пальметта - скульптурный или живописный орнамент, напоминающий пальмовые листья Меандр - геометрический узор в виде изогнутых линий
Техники росписи (чернофигурная и краснофигурная);
Тип урока: урок формирования знаний, умений и навыков.
Формирование УУД:личностных, регулятивных, познавательных.
Структура урока:
1. Организационный момент
2. Актуализация опорных знаний.
3. Изложение нового материала
4. Закрепление, практическая работа.
5. Подведение итогов
Методы: рассказ, беседа, частично-исследовательский, частично-поисковый.
Ход урока
Организационный момент (звучит музыка).
Здравствуйте, ребята, садитесь. Мир истории и искусства полон чудес. Но есть на нашей земле особые места, которые вызывают у нас восхищение.
II. Актуализация опорных знаний
(Слайд 1)
Чтение стихотворения О. А. Тарутина «Античные вазы» из сб. «Что я видел в Эрмитаже».
Прекрасные эти античные вазы
понравились нам почему-то не сразу.
«Подумаешь вазы!» - подумали мы.
Другим были заняты наши умы.
Сначала взглянули на них мы, скучая,
потом мы к одной пригляделись случайно, потом загляделись…
И может быть час
никак не могли оторваться от ваз.
То вазы-гиганты, то карлики-вазы,
и каждая ваза с рисунком-рассказом!
…Герой в колеснице летит на войну.
Плывут аргонавты в чужую страну.
Персей убивает Медузу Горгону.
Афина Паллада диктует законы.
Сражается с Гектором грозный Ахилл
(и Гектор, как видно, лишается сил)…
А вот Артемида, богиня охоты,
из меткого лука стреляет в кого-то.
А это на лире играет Орфей.
А это вручают спортивный трофей.
А вот – Одиссей, подающий советы.
А это – кентавры… А это… А это…
Но мы описать и не пробуем враз
крупнейшую в мире коллекцию ваз
…Где ощущаем мы величие древней культуры. И сегодня, мы с вами отправимся в страну, искусство которой оказало особенно большое влияние на нашу современную жизнь. Скажите, пожалуйста, с чем у вас ассоциируется Греция?
(Ответы учащихся).
Давайте сформулируем тему нашего урока: «Декоративное искусство Древней Греции. Греческая керамика». (Слайд 2)
На уроке мы с вами вспомним материал, который вы изучили по истории Древнего мира, о греческой культуре, познакомимся с греческой вазописью, особенностями её выполнения и выполним эскиз вазы, используя знания, полученные на предыдущем занятии. (Слайд 3)
III. Изложение нового материала
Более трёх с половиной тысяч лет назад в Европе, в южной части Балканского полуострова, жили греческие племена. Древние греки называли свою страну Элладой, а себя - эллинами.Подобно египтянам, древние греки верили в разных богов, но изображали их в виде людей. Греки придумали много интересных мифов, легенд о своих богах .
- Какие древнегреческие мифы вы знаете? (Ответ детей)
Своим богам древние греки создавали памятники, в честь них называли города. Так, например, знаменитый город богини Афины. (Слайд 4)
- А сегодня столицей Греции какой город является?
Итак, афиняне гордились своим городом.- Вспомните, как называлось предместье Афин, где жили гончары?
(«Керамик», от греческого слова «керамос», т. е. «глина», а отсюда уже и слово «керамика» - изделие из обожженной глины).
(Слайд 5) Керамик – район, где жили гончары, где располагались гончарные мастерские. Узкие, намощенные улочки Керамика извились между глухими стенами домов с запертыми калитками. Тротуаров не было. Горожане выливали помои и выбрасывали отходы прямо на улицу. Вечером из-за грязи и зловонных луж по Керамику нельзя было ходить, не освещая дорогу смоляными факелами. Тем не менее, Керамик был известен далеко за пределами Эллады: в однообразных крытых черепицей домах жили искусные гончары и художники, создававшие великолепные расписные вазы.
Вопрос: Что означает слово «керамика»?
Ответ: Изделия, которые лепили из глины, а затем обжигали.
Керамика была спутницей всей жизни античного человека. Она стояла у его колыбели, с него делали первый глоток. Она украшала даже самую бедную хижину. В ней хранили семейные припасы. Она была наградой победителю на играх. Греческие гончары (люди изготавливали из глины вазы), занимавшие целые кварталы, города, изготавливали из глины самые разнообразные по форме, величине и назначению сосуды.
(Слайд 6) Керамика широко входила в частный и общественный быт людей античного мира. Этот период в развитии прикладного искусства связан с господством ремесла как вида творчества. В древнегреческом языке не было слов “ремесло” и “искусство”, существовало понятие “техне”, которое объединяло в себе и то, и другое. Следовательно, любая статуя на Акрополе и керамическая ваза, которыми пользовались в каждом доме, были явлением одного порядка.
(Слайд 7) Греческая керамика предназначалась для постоянного употребления, но, несмотря на свою функциональность, она искусно украшалась росписью. И форма, и размеры, и роспись сосудов – все подчинялось строгим правилам, которые художник должен был хорошо знать.
Греческие сосуды были очень разнообразны по форме и назначению.
(Слайд 8) Поиграем в игру, которая поможет нам разобраться в разнообразии форм и функций древних сосудов.
Слова «СОСУДЫ» и «ПОСУДА»- на латинском языке - «ВАЗЫ»
По-гречески глина – «КЕРАМОС», посуда из глины – «КЕРАМИКА», а роспись керамических сосудов «ВАЗОПИСЬ»
Посмотрите, у каждого из вас на столе есть рисунок с изображением греческих ваз, шаблон одной из них и описание той или иной вазы. На экране появляются слайды с изображением греческих ваз, если вы считаете, что ваш шаблон совпадает с рисунками на слайде, поднимаете руку и зачитываете описание вашей вазы.
Найдите в рисунках с изображением греческих ваз ту вазу, о которой мы говорили, какой это номер рисунка?
( Слайд 9) Амфора - вместительный сосуд с узким горлом для хранения масла, воды и пищевых продуктов.
( Слайд 10) Пелика - античный сосуд, разновидность амфоры, имеющий тулово, раздутое книзу. В нем хранилимасло, воду и пищевые продукты.
( Слайд 11) Гидрия - древнегреческий сосуд для воды Гидрия имеет две горизонтальные ручки по бокам, за которые её удобно поднимать и поддерживать при переноске на плече, и одну вертикальную, при помощи которой ее легко наклонять.
( Слайд 12) Кратер - это большая глубокая чаша на ножке с двумя ручками. Само слово кратер происходит от древнегреческого «керраним», что в переводе означает «смешиваю», служивший для смешивания вина с водой.Для кратера, который представлял собой довольно-таки вместительный сосуд, характерна широкая горловина, две ручки по бокам и ножка.
( Слайд 13) Килик - сосуд для напитков плоской формы, стоящий на короткой ножке.
( Слайд 14) Канфар - очень похож на кубок с двумя непомерно объёмными вертикальными ручками. Наверное, не случайно, потому что из канфаров пили греческие боги: к примеру, с канфаром очень часто изображался Дионис. Нередко канфар использовался для жертвоприношений или как предмет культа.
( Слайд 15) Лекиф предназначался для хранения оливкового масла, но он использовался и как погребальный дар. Для лекифа характерно узкое горлышко и небольшая ножка.
( Слайд 16) Ойнохойя - это кувшин для вина, имеющий одну ручку, с круглым или трилистниковым венчиком, который напоминает лист клевера.
( Слайд 17) Скифос представляет собой керамическую чашу для питья, с низкой ножкой и двумя горизонтально расположенными ручками. Скифосом был мифический кубок Геракла, поэтому скифос называют ещё и кубком Геракла.
( Слайд 18) Киаф— древнегреческий сосуд с одной ручкой, напоминающий по форме современную чашку. Ручка у киафа больше и возвышается над кромкой сосуда, поскольку киафы использовались на симпосиях также для зачерпывания вина.
( Слайд 19) АЛАБАСТРОН - грушеобразный или вытянутый сосуд цилиндрической формы с округлым дном, который, в отличие от ритона, мог стоять вертикально. Алабастроны использовались для хранения ароматических веществ и жидкостей, преимущественно женщинами.
( Слайд 20) АСКОС- плоский сосуд округлой формы с ручкой на носике - применялся для хранения масел и заправки масляных ламп. Существуют формы аскосов с двумя носиками.
( Слайд 21) Лекана — древнегреческая ваза, представляющая собой плоскую чашу с одной или двумя горизонтальными ручками по бокам.
( Слайд 22) ПИКСИДА - коробочка, применявшаяся в античную эпоху для хранения косметики.
( Слайд 23) СТАМНОС — древний сосуд округлой формы, напоминающий амфору. У стамноса низкое горлышко и две горизонтальные ручки по бокам, использовались для хранения вина.
( Слайд 24)На древнегреческих вазах можно выделить орнамент и картину – сюжетную роспись.
Вопрос: Давайте вспомним, что называется орнаментом?
Ответ: Орнамент – это повторяющийся рисунок.
Орнаментом украшали менее важные части вазы – ножку и горлышко. Часто он представлял собой узор из листьев, напоминающих пальмовые – пальметта. Очень распространен был меандр – узор в виде ломаной или кривой линии с завитками. Есть предание, что давным-давно в Греции люди увидели с высокого холма русло реки. Оно извивалось, и было похоже на петлю. Так возник знаменитый греческий орнамент меандр.
ПЕДРИСУНОК на доске
Греческие сосуды покрыты орнаментом. Орнаментом украшали менее важные части вазы – ножку и горлышко.
( Слайд 25) Главную часть сосуда, его тулово, занимает картина – сюжетная роспись, на которой изображались жанровые и мифологические сцены.
По ним мы можем составить представление о том, как выглядели древние греки, об их одежде, обычаях – ведь картины на вазах изображали и мифологических героев, и бытовые сцены. В росписях прославляли именно то, что больше всего ценили, чему поклонялись. А поклонялись совершенству и красоте человека.
( Слайд 26) Мы рассмотрели, что изображалось на керамике. А теперь давайте представим себе, как в большой мастерской художники и подмастерья работают под руководством гончара, являющегося и собственником и главным специалистом своего заведения. Покровительницей гончарного дела считалась богиня Афина. Вот о чем просили ее мастера.
Внемли молитвам, Афина,
Десницею печь охраняя.
Дай, чтобы вышли на славу
Горшки и бутылки и миски!
Чтоб обожглись хорошенько
И прибыли дали довольно.
( Слайд 27) В мастерской ремесленника изготавливали вазы разных стилей. Перед вами две вазы, вышедшие из мастерской древнегреческого гончара. Посмотрите, по форме они похожи, а чем они отличаются друг от друга? (стили росписи)
( Слайд 28) Наиболее древний стиль – геометрический.В IX – VIII вв. до н. э. В вазописи складывается геометрический стиль, единственным украшением которого был линейно-геометрический орнамент из узоров-знаков в виде квадратов, треугольников и окружностей. Появляется излюбленный греческий орнамент – меандр – узор в виде непрерывной изломанной под прямым углом линии, а затем и волнообразный орнамент – критская волна. ( Слайд 29)
( Слайд 30) Ковровый стиль характерен для области Коринфа. В VII в. до н. э в Коринфе возникает особый стиль вазописи, вобравший в себя восточные мотивы.
Геометрические узоры уступают место растительным мотивам. Широко применяются пальметты, стилизованные цветы и бутоны лотоса, образуя пояса и кольца. ( Слайд 31)
( Слайд 32) Если фон вазы оранжево-красный, а фигуры черные, то называется этот стиль чернофигурным. В основе рисунка силуэт. На чернофигурных сосудах детали силуэтов процарапывались по лаковой поверхности. Тело женских фигур окрашивается в белый цвет.
Во второй половине VI в. до н. э.первенство в керамике перешло к Афинам. Афинская керамика преобладала на античном рынке более 2оо лет. Первым стилем афинской вазописи стал чернофигурный стиль. ( Слайд 33)
Это светлый (красный) фон и черные изображения. На сырой сосуд краской наносили рисунок. Линии, которые должны были остаться красными, процарапывали стилом. Затем сосуд закладывали в печь и в определенный момент закрывали в печи все отверстия, и сосуд становился черным. После этого температуру в печи понижали, отверстия открывали. Покрашенные места оставались черными, а непокрашенные – красными.
Позже, чернофигурную роспись сменила более совершенная – краснофигурная. ( Слайд 34)
Около 530 века до н. э. Афинские мастера создали более совершенный краснофигурный стиль росписи керамики, который постепенно стал вытеснять чернофигурную роспись.Сами фигуры оставляются в теплом цвете глины, а фон покрывается блестящим черным лаком. На черном фоне покрытого лаком сосуда эффектно выделялись неокрашенные светлые фигуры цвета глины. Детали уже не процарапывали, а прорисовывали тонкой черной линией. Эта техника позволяла более свободно изображать фигуры людей и животных. Голову человека и на чернофигурных и на краснофигурных вазах изображали в профиль.(Слайд 35)
Сюжеты древнегреческих ваз ( Слайд 36)
В культуре и цивилизации Древней Греции огромную часть составляла керамика.
Сосуд постепенно переставал таить в своей глубине нечто неведомое, а все больше становился отражением реальной жизни. Греческая мифология была главным источником сюжетов всех вазописцев. На вазах также изображены жанровый сцены, которые дают нам ценные сведения о том, как жили древние греки, чем занимались, о чем мечтали.
Прекрасные расписные вазы были любимы греками и известны далеко за пределами Греции. К сожалению, время не пощадило античные вазы – многие из них разбились. Но благодаря кропотливому труду археологов некоторые вазы удалось склеить, и по сей день, они радуют нас совершенными формами и блеском черного лака.
1V Закрепление, практическая работа. (Слайд 37)
ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ: Представьте себя в роли древнегреческих художников. Формы ваз уже выбраны, шаблоны лежат перед вами и вам нужно ОБВЕСТИ ШАБЛОН, КАРАНДАШОМ НАНЕСТИ КОНТУР РИСУНКА, ВЫПОЛНИТЬ КРАСКАМИ ФОН ВАЗЫ, А ЗАТЕМ РАСПИСАТЬ В ЛЮБОМ СТИЛЕ.
Вопрос: С чего мы с вами начнем работу по созданию вазы? (Слайд 38,39,40)
Ответ:
Необходимо выбрать форму вазы. ( «Лекало греческих ваз») (шаблоны)
Разделить её на ярусы, где будет располагаться орнамент (ножка и горлышко).
Выполнение сюжетного рисунка - Помогать в выполнении рисунка вам будут иллюстрации, напоминающие о том, как одевались древние греки и музыка.
Во время вашей работы будет звучать национальная греческая музыка - танец “Сиртаки”.
Вы можете расписать вазу в любом понравившемся вам стиле краснофигурном или чернофигурном, используя геометрические узоры (меандр, пальметта - на доске) К концу урока вы должны будете не только расписать вазу, но и ответить на вопросы.
(Вопросы на доске.) (Слайд 41)
Название сосуда.
Стиль (геометрический, ковровый, краснофигурный, чернофигурный)
Композиция (вид орнамента, сюжет)
V. Выполнение задания
VI. Подведение итогов урока. (Слайд 42)
Сегодня на уроке мы побывали в Древней Греции и вернулись с красивыми вазами.
Вопрос:Какие виды ваз мы с вами узнали?
Ответ: Амфора, гидрия, кратер, килики, лекифы…….
Вопрос: С какими стилями вазописи мы с вами познакомились?
Ответ: Геометрический стиль, ковровый стиль, чернофигурный стиль, краснофигурный стиль.
Вопрос: Какие цвета использовались в вазописи?
Ответ: Красный и черный.
Вопрос: Чем отличаются вазы чернофигурного стиля от краснофигурного стиля?
Ответ: По фону. Краснофигурная роспись подразумевает черный фон и светлое изображение, чернофигурная – светлый (красный) фон и черные изображения
Давайте посмотрим на нашу с вами коллекцию ваз. (Уч-ся показывают свои вазы и отвечают на вопросы).
Домашнее задание для интеллектуалов: (Слайд 43)
Узнай больше о греческих сосудах, найди и выпиши в тетрадь значение следующих слов: «симпосий», «билингва», «гнафия»
Амфора - вместительный сосуд с узким горлом для хранения масла, воды и пищевых продуктов. |
Пелика - античный сосуд, разновидность амфоры, имеющий тулово, раздутое книзу. В нем хранили масло, воду и пищевые продукты. |
Гидрия - древнегреческий сосуд для воды Гидрия имеет две горизонтальные ручки по бокам, за которые её удобно поднимать и поддерживать при переноске на плече, и одну вертикальную, при помощи которой ее легко наклонять. |
Кратер - это большая глубокая чаша на ножке с двумя ручками. Само слово кратер происходит от древнегреческого «керраним», что в переводе означает «смешиваю», служивший для смешивания вина с водой.Для кратера, который представлял собой довольно-таки вместительный сосуд, характерна широкая горловина, две ручки по бокам и ножка. |
Килик - сосуд для напитков плоской формы, стоящий на короткой ножке. |
Канфар - очень похож на кубок с двумя непомерно объёмными вертикальными ручками. Наверное, не случайно, потому что из канфаров пили греческие боги: к примеру, с канфаром очень часто изображался Дионис. Нередко канфар использовался для жертвоприношений или как предмет культа. |
Лекиф предназначался для хранения оливкового масла, но он использовался и как погребальный дар. Для лекифа характерно узкое горлышко и небольшая ножка. |
Ойнохойя - это кувшин для вина, имеющий одну ручку, с круглым или трилистниковым венчиком, который напоминает лист клевера. |
Скифос представляет собой керамическую чашу для питья, с низкой ножкой и двумя горизонтально расположенными ручками. Скифосом был мифический кубок Геракла, поэтому скифос называют ещё и кубком Геракла. |
Киаф— древнегреческий сосуд с одной ручкой, напоминающий по форме современную чашку. Ручка у киафа больше и возвышается над кромкой сосуда, поскольку киафы использовались на симпосиях также для зачерпывания вина. |
АЛАБАСТРОН - грушеобразный или вытянутый сосуд цилиндрической формы с округлым дном, который, в отличие от ритона, мог стоять вертикально. Алабастроны использовались для хранения ароматических веществ и жидкостей, преимущественно женщинами. |
АСКОС- плоский сосуд округлой формы с ручкой на носике - применялся для хранения масел и заправки масляных ламп. Существуют формы аскосов с двумя носиками. |
Лекана — древнегреческая ваза, представляющая собой плоскую чашу с одной или двумя горизонтальными ручками по бокам. |
ПИКСИДА - коробочка, применявшаяся в античную эпоху для хранения косметики. |
СТАМНОС — древний сосуд округлой формы, напоминающий амфору. У стамноса низкое горлышко и две горизонтальные ручки по бокам, использовались для хранения вина. |