Деловая игра «Мы выбираем профессию» (Профориентация в 9 классе)
Итоговая деловая игра “Мы выбираем профессию»
Цель:
Способствовать формированию готовности к самоопределению учащихся при выборе профессии.
Способствовать формированию у учащихся навыков и умений самоопределения и самореализации, навыков работы в коллективе.
Задачи по формированию УУД:
1) Личностные:
- осознание своих мотивов, потребностей, стремлений, желаний и побуждений;
- осознание собственных качеств личности и уровня их сформированности.
2) Познавательные:
- умение видеть проблему;
- умение ставить вопросы;
- умение выдвигать гипотезы;
- умение наблюдать;
- умение делать выводы и умозаключения;
- умение производить оценку полученных результатов;
- умение представления результатов.
3) Коммуникативные:
- умение слушать и слышать друг друга;
- умение выражать свои мысли;
- умение интересоваться чужим мнением и высказывать собственное;
- умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения;
- умение определять цели и функции членов группы;
- умение планировать общие способы работы;
- умение производить обмен знаниями между членами группы;
- способность брать на себя инициативу.
4) Регулятивные:
- способность справляться с жизненными задачами;
- умение планировать цели и пути их достижения;
- умение устанавливать приоритеты;
- способность осуществления контроля и управления временем;
- умение принимать решения;
- способность к самооценке.
Ход деловой игры:
Вступительное слово:
Ведущий:
В нашей жизни огромное значение имеет выбор. Мы выбираем каждый день: что надеть, что сказать. Часто нам приходится делать и более значительный выбор: супруга, профессии, власти. Часто вся наша последующая жизнь зависит от того, какой выбор мы сделаем. Многие психологи и социологи считают, что большинство проблем у людей возникают из-за того, что они не умеют делать осознанный выбор.
Сегодня мы будем говорить о выборе профессии. Среди нас есть те, кто уже определился с будущей профессией, но есть и такие ребята, для кого этот вопрос остается открытым.
Профессий в мире десятки тысяч. Какую выбрать? Как выбирать? Что нужно учитывать при выборе профессии?
Ну, хорошо определился, выбрал, поступил, получил диплом. Но это не значит, что ты будешь работать по этой профессии. По данным статистики, до 80% людей работают не по специальности, указанной в дипломе. За последние 15 лет больше половины жителей России поменяли профессию. Почему так происходит? Хорошо это или плохо? Можно ли выбрать профессию на всю жизнь?
Сегодня мы попытаемся хотя бы ненамного приблизиться к решению этой задачи.
В течение месяца мы с вами работали в этом направлении:
Отвечали на вопросы анкет,
1 группа посетила ЦЗН,
2 группа встретилась с психологом и врачом,
3 группа побывала в учебных заведениях Череповца: Череповецком лесомеханическом техникуме, металлургическом колледже, техническом лицее, медицинском училище.
2. Слово предоставляется группе 9 «б» класса.
Предлагаем вам задание для обсуждения в группах:
Первая ситуация:
Чтобы человеку легче было ориентироваться в мире профессий, ученые разделили их на 3 типа, в зависимости от предмета труда:
Человек-природа.
Человек-техника.
Человек-человек.
Внимание, задание для групп:
Подберите как можно больше примеров профессий определенного типа.
1 группа – «Человек-природа», 2 группа «Человек-техника, 3 группа – «Человек-человек». А болельщики могут принести своей команде дополнительные баллы, назвав профессии, которых нет в списке группы.
(3 мин.)
Время истекло. Какие профессии вы подобрали? Слушаем ваши ответы.
Примерные ответы детей:
- Ветеринарный врач, агроном, ландшафтный дизайнер, зоотехник, кинолог, геолог, мелиоратор и т.п. – 1 группа.
- Водитель, слесарь, инженер, конструктор, летчик, машинист, электрик, строитель, автослесарь и т.п. – 2 группа.
- Учитель, врач, журналист, продавец, воспитатель и т.п. – 3группа.
Вторая ситуация, (ее может представить 2 человек):
Как в капле воды можно увидеть море, так в любом рукотворном предмете можно увидеть профессии людей, чей труд вложен в этот предмет. Как узнать, какие профессии сейчас нужны? Посмотрите вокруг себя, и вам всё станет ясно.
Составьте список профессий, которые нужны для изготовления таких предметов:
- школьная парта – 1 группа;
- школьный учебник – 2 группа;
- булочка – 3 группа.
Ведущий: Болельщики могут принести своей команде дополнительные баллы, назвав профессии, которых нет в списке группы.
(В течение 3 минут дети обдумывают ответы.)
Время истекло. Слушаем ваши ответы.
Какие профессии повторяются? (Водитель, инженер, техник, конструктор, электрик, бухгалтер.) О чём это говорит? (О том, что на них есть спрос, это нужные профессии.)
Ведущий 2.
Но людей всех этих профессий кто-то учил и лечил, кто-то строил эти заводы и фабрики, кто-то ремонтировал водопроводные краны, кто-то убирал в помещениях, поэтому к нужным профессиям мы причислим и учителя, врача, строителя, сантехника, и т.п.
Можно сказать, что любая рукотворная вещь, которая нас окружает – это результат труда многих людей разных профессий. И пока мы пользуемся партами, учебниками, чашками, и другими вещами, эти профессии будут нужны.
Слово предоставляется 2 группе - психологов и врачей,
Представитель группы знакомит с результатами работы с помощью презентации (Приложение 2).
Затем представитель группы предлагает ситуации для обсуждения:
Ситуация 1
«Самый лучший выбор».
Профессий в мире десятки тысяч, но это не значит, что нужно перебирать все, чтобы найти одну единственную.
Профессиональное самоопределение – от слова «предел» - граница. Значит, нужно как-то ограничить круг профессий, из которых придётся выбирать. Эти границы очерчены формулой «хочу-могу-надо».
Как правильно выбрать профессию? Вот что советует психолог.
Психолог – член группы:
Во-первых, будущая работа должна быть в радость, а не в тягость («хочу»).
Во-вторых, вы должны обладать набором профессионально важных для этой работы качеств: интеллектуальных, физических, психологических («могу»).
В-третьих, эта работа должна пользоваться спросом на рынке труда («надо»).
Представим себе «хочу», «могу» и «надо» в виде трёх окружностей (показывает рисунок № 1).
В окружность «хочу» попали наши цели, жизненные планы – реальные, конкретные, позитивные.
В окружность «могу» мы впишем наши таланты, способности, возможности.
В окружность «надо» попали профессии, которые нужны на рынке труда именно сейчас.
Посмотрите на рисунки. Каждый из этих рисунков означает вариант выбора. На первом рисунке окружности не пересекаются. На втором у них есть небольшая область пересечения. На третьем – они практически накладываются друг на друга – очень много точек соприкосновения.
№ 1.
№ 2.
№ 3.
Проблемная ситуация.
Группам выданы тексты, описывающие 3 ситуации, необходимо определить какое положение окружностей характеризует 1,2 или 3?
- Лена хочет быть «как все». Чтобы была семья, дом, дети. Звезд с неба она не хватает и талантами не блещет. Но ей нравится возиться с детьми, а у них в городе постоянно не хватает воспитателей в детских садах. Она и решила стать воспитателем. И попала в точку. (№ 2).
- Саша хочет быть программистом. Компьютер он знает, как свои «пять пальцев», читает книги по программированию, сделал свой сайт. А информационные технологии сейчас востребованы везде, так что выбор Саши оказался самым удачным. (№ 3).
- Таня пока не знает, чего она хочет, способностей и талантов у неё особых нет, да и на поиски их не хватает времени. Но от богатства и славы не отказалась бы. В общем, хочется ей «делать то, чего делать не может в ситуации, когда это никому не надо. Кстати таких чудаков немало – больше половины всех выпускников. Только они об этом пока не знают». (№ 1).
Как же у Саши получился такой удачный выбор? Окружность «надо» у всех одинаковая, значит, все дело в наших «хочу» и «могу».
Примерные ответы детей:
- У Тани в сфере «хочу» и «могу» пустота, а значит, она не сможет выбрать профессию «по душе».
- У Лены выбор оказался удачным, но это не очень прочный выбор. Если она переедет в другой город, где воспитателей будет достаточно, она не сможет найти работу.
Что бы вы посоветовали Тане и Лене?
Примерные ответы детей:
- Тане нужно всё-таки разобраться в своих целях, приоритетах, нужно изучить себя, узнать свои сильные и слабые стороны.
- Лене нужно подумать о запасном варианте, может быть, получить дополнительное образование.
Ответы команд оценивает жюри.
Юмористическая пауза.
Ведущий. Придумайте интересное начало пословицы, заработайте дополнительные баллы для своей группы.
… тот пойдёт служить на флот.
…того ждет везде почёт.
… счастье в жизни обретёт.
… тому в жизни повезёт.
… в жизни далеко пойдёт.
… радость людям он несёт.
… до больших чинов дойдёт.
… тот достигнет всех высот.
… в президенты попадёт.
Слово предоставляется 3 группе из 9 «в» класса.
Представитель группы рассказывает с помощью презентации об учебных заведениях города, где можно продолжить образование после 9 класса. Приложение 3.(Презентация)
Вопросы для обсуждения от 3 группы:
Представитель группы: «Какие качества больше всего ценят руководители? Каких руководителей больше всего ценят работники? Какую работу можно считать идеальной? Предлагаю обсудить эти вопросы в группах и придумать продолжение предложения».
Каждой группе выдает задания:
1 группа: Вы – руководители крупной фирмы. Сформулируйте требования к идеальному работнику и завершите предложение:
Идеальный работник должен …
2 группа: Вы – работники этой фирмы. Как вы представляете себе идеального директора? Завершите предложение:
Идеальный руководитель должен …
3 группа: Вы – выпускники 9 класса. Мечтаете о будущем. Как выглядит для вас идеальная работа? Завершите предложение:
Идеальный выпускник должен …
(В течение 3 минут дети обдумывают ответы.)
Ведущий: Время истекло. Слушаем ваши предложения. Как же выглядит идеальный руководитель, идеальный работник и идеальная работа? (Представители групп выступают).
Жюри подводит итоги, определяет команду победителя.
Ведущий: Итак, наша встреча подошла к концу. Заполните, пожалуйста, небольшую анкету. По вашим ответам мы узнаем, помог ли наш проект в выборе профессии, что было наиболее интересным и важным, чему вы научились.