Профориентация для школьников. Тема: «Выбор профессии». Классный час «Мы выбираем, нас выбирают»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа №21"
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ
тема: "Выбор профессии"
Классный час «"Мы выбираем, нас выбирают"»
9 "а" класс
2015-2016 учебный год
Классный руководитель: Поштариков А.А.
Классный час "Мы выбираем, нас выбирают"
Цели:
- Сориентировать учащихся на правильный выбор будущей профессии с учётом их способностей и психологических особенностей.
- Способствовать осознанию учащихся профессиональных намерений, интересов, склонностей.
- Актуализировать основные понятия профессионального самоопределения: факторы, влияющие на выбор профессии, сферы профессиональной деятельности.
- Проанализировать типичные ошибки и затруднения при выборе профессии.
Задачи:
- Научить подростков выделять основные признаки профессии.
- Научить подростков избегать ошибок , сопутствующих выбору профессии.
- Научить оперировать основными понятиями профессионального самоопределения.
1. Слово учителя.
Приветствие класса.
Деление класса на 4 группы.
Тема нашего группового занятия "Мы выбираем, нас выбирают" Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь?
(предполагаемые ответы учащихся)
Сегодня разговор вновь будет о профессиональном самоопределении, процессе и результате самостоятельного и сознательного выбора профессии.
Каждой группе предлагается подумать над изречением и через минуту высказать своё мнение .
" Все работы хороши , выбирай на вкус" В.В.Маяковский.
" Самый несчастный из людей тот, для которого в мире не оказалось работы" Т.Карлейль.
" Если человек не знает , к какой пристани он держит путь , для него ни один ветер не будет попутным" Сенека.
" Всяк кузнец своего счастья" народная пословица.
( Учащиеся в группах совещаются и дают через минуту ответ).
2.Беседа.
В мире насчитывается около 40 000 разных профессий . Ежегодно около 25 миллионов человек меняют место работы . Около 12% из них возвращаются на своё прежнее место работы.. Означает ли это , что к выбору профессии можно идти путем проб и ошибок? А может надо сознательно готовить себя к будущей профессиональной деятельности? Как найти ту единственную свою профессию , чтобы она тебя полностью устраивала, чтобы её избрание приносило пользу людям и обществу? Жизнь человека - череда многочисленных выборов . Серьёзных, от которых зависит будущее ( например, выбор спутника жизни), и повседневных, бытовых ( например, что приготовить на ужин - запеканку или пюре с картошкой). Выбор профессии можно отнести к самым сложным . От него зависит успех в работе и карьерный рост. Если выбор профессии верный, то обучение будет сплошным удовольствием. Однако, выбирая себе профессию человек должен заранее представлять себе её специфику и возможные трудности. выбор профессии , с одной стороны - взгляд в будущее. а с другой стороны - взгляд внутрь себя: готов ли я к достижению цели?
Чтобы принять правильное решение, важно учесть основные факторы, влияющие на выбор профессии. Восемь из них были описаны известным российским психологом Е.В.Климовым. Мы с вами эти факторы сейчас назовём и поговорим о них.
1. Знания о профессиях и востребованность. Мир профессий обширен и многообразен. для выбора своей профессии необходимо познакомиться с множеством других . Информацию о профессиях , вас интересующих, можно получить из художественной литературы, газет. журналов, телепередач, кинофильмов, выставок, посвящённых рекламе учебных заведений, дней открытых дверей, встреч отдельных специалистов, с помощью сети Интернет.
2. Склонности ( интересы, мотивы труда). Человек более успешен в своей деятельности, которая ему по душе. При выборе профессии обращайте внимание на то, что доставляет вам удовольствие , чем интересно заниматься. Необходимо уяснить для себя: вы любите заниматься только любимым делом или вам необходимо общение с людьми?
3. Способности. Думаю, вы понимаете , что одного интереса к будущей профессии мало. Необходимы определённые способности. Способности- это такие свойства человека , которые являются необходимым условием для достижения успехов в той или иной области. Для того . чтобы играть на скрипке , мало одой любви к музыке, необходим ещё и абсолютный музыкальный слух. и т.д.
4. Уровень притязания и самооценка. Это важный внутренний регулятор поведения человека, в том числе и планировании карьеры. Например, девочка хочет стать актрисой, как бабушка. Но эта девочка не любит читать литературу и учить стихи наизусть и т.д.
5. Мнение родителей и семьи. Этот фактор тоже немаловажен. Обычно близкие люди принимают активное участие в выборе профессии. Порой им виднее со стороны , какой вы. Их советы могут подтолкнуть к анализу.
6. Мнение друзей и одноклассников. Не стоит выбирать учебное заведение по принципу : я хочу и далее учиться с другом. Прислушиваясь к советам друзей или родителей , важно помнить, что выбор профессии - это ваш личный выбор.
7. Мнение учителей и классного руководителя. При выборе профессии старшекласснику полезно учесть мнение учителей о его возможностях. Опытом и советом педагогов не стоит пренебрегать , ведь они наблюдают за вами несколько лет и хорошо знают ваши индивидуальные способности и возможности. В школах работают психологи, они могут с помощью тестов и заданий определить ваши способности и склонности. Можно обратиться в центры профконсультаций, в центры занятости.
8. ЛПП - личный профессиональный план. Это то , чего старшеклассник хочет добиться в жизни и в профессии в частности. Самому ответить на вопрос: для чего мне это нужно и нужно ли вообще? Надо продумать и запасной план если возникнут трудности ( психического, материального, физического плана).
В целом выбор профессии считается оптимальным , если в составлении личного профессионального плана учтены все перечисленные факторы , а сам план включает как основной, так и запасные варианты.
Что такое имидж? Поразмыслите над этим словом в течение 1 минуты. Напишите на карточке свои ассоциации, связанные с этим словом. ( Обсуждение в группах: существует ли имидж у людей той или иной профессии, важно ли его иметь при устройстве на работу, соблюдать на работе).
3. Игра "Угадай профессию"
Цель в жизни имеют все люди. Любая цель может быть достижима только посредством труда. Перед каждым вырисовывается своя перспектива в жизни. Иначе ничего не оправдает наше существование. Мы крепнем духовно и физически по мере возвышения наших целей. И чем выше цель, чем чище и бескорыстнее становится человек, тем лучше он трудится.
Очень часто мы представляем себе какую-либо профессию, но конкретно рассказать об её особенностях не можем. Вот мы сейчас и узнаем особенности некоторых профессий.
Задание группам: изучить таблицу, загадать профессию и закодировать её, т.е. проставить в каждой ячейке последней колонке нужную цифру, которая подходит к вашей профессии, по сигналу передать другой группе (по кругу). Группа, изучив, должна отгадать, какая же профессия закодирована.
Учащиеся работают, звучит медленная мелодия.
Теперь настало время узнать, какую профессию загадала каждая группа.
Вы хорошо потрудились. А мы продолжаем разговор о труде.
4. Обсуждение.
Труд в удовольствие - коварный миф. Труд есть прежде всего работа. Её суть раскрывается в таких понятиях, как трудно, трудный, трудности. Подлинный, а не мнимый труд не может быть идентичен игре, забаве. Он всегда требует больших затрат физической, нервной, интеллектуальной энергии, требует преодоления самого себя. Он всегда связан с напряжением, с усилием, с усталостью. И всё-таки здорово, когда сам процесс труда захватывает, увлекает, становится радостным. И ещё лучше, если труд твой увлекает тебя всю жизнь.
Раньше было проще. Отец пашет землю и учит пахать своих сыновей. У ремесленника и сыновья будут учиться ремесленному делу. Девочки осваивали исконно женские специальности: выпечку хлеба, прядение, шитьё, вязание.
Сейчас каждый стоит у штурвала своей жизни. Некоторые не всегда правильно выбирают верный путь и "садятся на мель".
Что такое призвание, как вы считаете?
Это внутренний голос, который помогает тебе выбрать профессию.
Это способности, к которым человек предрасположен.
Это наивысшая степень взаимосоответствия конкретного человека и его работы.
Безусловно, у каждого человека есть природные задатки: врождённая музыкальность, способности к техническому творчеству, к изобразительному искусству, к шитью и т.д. Но все задатки надо развивать, надо много трудиться, чтобы достичь желаемого уровня.
Существует большое количество вариантов классификаций профессиональной деятельности, типов профессий. В нашей стране наиболее распространённой является классификация академика Е.А. Климова.
5. Подведение итогов.
Какие же ошибки сопутствуют выбору профессии?
А на вопрос, как же получить желаемую профессию вы можете уже сказать сами.
Что необходимо учитывать при осознанном выборе профессии?
Попрошу вас продолжить незаконченные предложения:
" Я узнал, что моя будущая профессия ..."
" Я думаю, что после сегодняшнего разговора ..."
" Я надеюсь, что в будущем ..."
Предлагаю в группах обсудить, сформулировать и записать тему следующего классного часа из цикла "Мир профессий"
Предлагаю составить тезаурус по теме.
6. Заключение.
В заключении нашего разговора, мне хочется пожелать вам, чтобы каждый из вас выбрал себе ту профессию, которая даст вам возможность лучше всего раскрыть свои способности: профессию, к которой у вас лежит душа, в которой вы почувствуете себя полезным людям, и по-настоящему счастливым.
Для вас ребята, время пришло! Бывают случаи, когда закончив школу, выпускник ещё не определился. Ничего страшного. Главное - относиться к выбору профессии надо как к началу нового жизненного этапа. Всякий путь начинается с первого шага. И именно его сделать сложнее всего. Однако это необходимо потому что, как известно, "под лежачий камень вода не течёт". Ещё Л.Н. Толстой говорил: "Важно не то место, которое мы занимаем, а то направление, в котором мы движемся".
Обращаю ваше внимание на роль выбора профессии в жизни человека.
Закончить наш с вами практикум по выбору профессии хочется словами К.Э Циолковского "Стремление к космическим путешествиям заложено во мне известным фантазёром Жюлем Верном, он пробудил работу мозга в этом направлении. Возникли желания, а за желаниями возникла деятельность ума".
Литература:
1. Н.И Ерёменко "Классные часы. 9 класс" Волгоград. "Учитель-АСТ", 2005г.
2. Л.П. Морозова "Классные часы 10 класс" Волгоград. "Учитель-АСТ", 2005г.
3. О.А. Махаева, Е.Е. Григорьева "Я выбираю профессию"(комплексная программа активного профессионального самоопределения школьников) Москва УЦ "Перспектива", 2000 г.
4. С.В. Чернов "Азбука трудоустройства" Москва. "Вита", 2007 г.
Ошибки при выборе профессии:
- Увлечение только внешней стороной профессии без учёта её «минусов»;
- Выбор профессии из соображения престижности в обществе;
- Только на основании высокой оплаты труда;
- Под влиянием ближайшего окружения, без особых собственных желаний;
- Отождествление учебного предмета с профессией;
- Перенос позитивного отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на саму профессию;
- Выбор профессии «за компанию» с друзьями;
- Неумение (без учёта индивидуальных способностей) разобраться в своих личных качествах (склонностях, способностях, подготовленности и т.д.)
- Незнание или недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии;
- Предрассудки относительно некоторых важных для общества профессий, занятия которыми иногда считаются недостойными, неприличными.
Как получить желаемую профессию:
- поставить перед собой цель и стремиться достичь её;
- необходимо получить хорошие знания;
- поступить и успешно закончить ВУЗ;
- необходимо предварительно попробовать себя в избранной профессии;
- нужно любить эту профессию.
При осознанном выборе профессии необходимо учитывать:
- Интересы;
- Склонности;
- Способности;
- Готовность (пригодность к чему-либо;
- Возможности (средства, условия, обстоятельства, необходимые для чего-либо;
- Природные особенности;
- Здоровье;
- Потребность общества в избираемой профессии.
Тезаурус по теме:
Профориентация – определение человеком своего места в профессиональном мире |
Цель профориентации – взвешенный, самостоятельный выбор проф.деятельности. |
Профессия – род трудовой деятельности, требующий определённой подготовки и являющийся обычно источником существования |
Специальность – вид занятия в рамках одной профессии |
Квалификация – степень годности к какому-либо виду труда, уровень подготовленности. |