Деловая игра по профориентации «Биржа труда» (9–11 классы)
Филиал ГБОУ «Опочецкая специальная (коррекционная) школа-интернат»
Пояснительная записка
к внеклассному занятию
по профориентации
Деловая игра
«БИРЖА ТРУДА»
Разработала:
Ю.С.Воробьева,
учитель профильного труда.
д.Шушково,
2015 год
Цель: проведение профориентационной работы, направленной на социализацию выпускников коррекционных школ , с перспективой их трудоустройства, выявление умения вести собеседование, коммуникативных способностей учащихся.
Задачи:
способствовать формированию представлений о работе биржи труда;
формировать представления о поведении при трудоустройстве;
воспитывать деловые качества, способствующие получению положительного результата при собеседовании (вежливость, деликатность, внимательность, пунктуальность и т.п.).
Методическое оснащение занятия;
Дидактическое обеспечение:
- методическая информация о работодателях;
- карта работодателя, карта соискателя;
- информация о вакансиях;
- буклеты о профессиях.
Предварительная работа:
проведение бесед с учениками о многообразии и назначении профессий;
беседы о значении и создании резюме, его видах, практические занятия по созданию резюме;
беседы о поведении во время собеседования, о требованиях закона при трудоустройстве несовершенно летних;
способствование психологическому настрою учащихся на участие в занятии.
УЧАСТНИКИ «БИРЖИ ТРУДА»
Соискатели –учащиеся выпускного класса.
Работодатели (представители фирм и организаций)-учителя.
Консультант-психолог – психолог школы-интерната.
Юрист-консультант – социальный педагог.
Задача для учащихся - трудоустройство не менее, чем в 4 х организациях.
Задача для педагогов:
Способствовать трудоустройству соискателей.
Анализ предпочтений профессий и сфер деятельности учеников.
Анализ приемов и отказов соискателям.
Составление плана работы на будущее по профориентации.
Группу учащихся во время игры сопровождает руководитель группы (педагогический работник, пользующийся доверием детей). Перед началом игры , в отдельном помещении, руководитель группы с учащимися оговаривает цели и правила игры, готовят необходимые для поступления на работу, документы, составляют резюме (по желанию детей), оговаривают интересующие вопросы.
Обязательно напомнить детям, что при возникновении спорных вопросов следует обращаться к юристу-консультанту ( предпочтительно-социальный педагог учреждения) и (или) к психологу-консультанту ( психолог школы).
В отдельном кабинете организуется офис «Биржи труда»: оформляется вывеска с названием, расставляется мебель для работы и для отдыха( по необходимости), оформляется стенд «Доска объявлений», место для размещения рекламных буклетов, брошюр или газет и т.д. В этом же помещении педагоги (работодатели) организуют места для приема претендентов на работу. Для этого необходимо иметь: вывеску с названием фирмы или организации, бейджик с инициалами представителя для общения, карту работодателя (для учета претендентов), письменные принадлежности.
Работу офиса «Биржи труда» организует и регулирует руководитель «Биржи труда» организатор игры (человек, в совершенстве знающий правила игры).
Ход игры проходит по следующий схеме:
- в офис «Биржи труда» заходят участники-соискатели по числу работодателей или
по желанию учащихся вся группа сразу;
- руководитель группы и руководитель «Биржи труда» помогают определиться с
выбором места трудоустройства, формированием очереди, контролируют работу
работодателей, соблюдение законных прав детей и т.п.;
- тем учащимся, которые ждут очереди для трудоустройства, предлагается для
ознакомления печатная реклама о профессиях и т.п.. главное, чтобы все участники
игры были задействованы.
Оптимальное время для проведения игры- 60-90 минут.
По окончании игры можно организовать совместное чаепитие, за которым можно непринужденно обсудить проведенное мероприятие.
Методическое оснащение занятия
А. Материалы для стенда "Биржа труда"
Лист1.
Перечень документов,
необходимых
для трудоустройства
Паспорт
СНИЛКС
ИНН
Медицинская справка
Свидетельство или диплом об окончании учебного заведения.
Резюме
Свидетельства об окончании, каких – либо, курсов, тренингов и т.п.
Собеседование –
это планируемый разговор, чаще всего между двумя людьми, и преследующий определенную цель.
СОБЕСЕДОВАНИЕ
Как правило, собеседование проходит в несколько этапов. Сначала Вам предлагают заполнить анкету, рассказать о своем опыте работы, образовании, своих притязаниях и планах на будущее. Если по всем формальным признакам Вы подходите для имеющийся вакансии, то Вас приглашают для профессионального собеседования. Профессиональное собеседование может проходить с 1-3 экспертами или же Вам предложат пройти профессиональный тест или задание. И, в случае успешного подтверждения Вашей квалификации, на следующем этапе собеседования - с Вами встречается руководитель организации или лицо, ответственное за принятие решения о закрытии данной вакансии.
Лист3.
ПОДГОТОВКА К СОБЕСЕДОВАНИЮ.
1. Узнайте, как можно больше об организации, куда идете на собеседование и о предстоящей работе.
2. При себе на собеседование имеете резюме, а также оригиналы или копии дипломов, свидетельств и других документов, подтверждающих Вашу квалификацию.
3. Рассчитайте время на дорогу до организации, чтобы не опаздывать. Тогда у Вас будет возможность присмотреться к офису, к тому, что в нем делается и лучше узнать фирму.
4. Распланируйте свое время так, чтобы не нервничать, если собеседование затягивается.
5. Ваша одежда на собеседование должна быть нейтральной, т.е. придерживайтесь в одежде делового стиля - строгий фасон, спокойные цвета.
6. Подготовьте ответы на наиболее вероятные профессиональные и личностные вопросы.
7. Подумайте над обсуждением вопроса об оплате труда.
8. Заготовьте вопросы, которые интересуют Вас. Эти вопросы для многих интервьюеров не менее важны, чем Ваши ответы.
Лист4.
Вот несколько практических рекомендаций для успешного прохождения собеседования.
1. Как правильно сесть.
Сядьте на собеседование с работодателем (интервьюером) на одном уровне, то есть друг напротив друга, лицом к лицу. Если предлагаемый Вам стул стоит не лучшим образом, переставить его так, чтобы создать удобное пространство для общения. Такое поведение - демонстрация Вашей уверенности, инициативы и организаторской жилки.
2. Поза.
Старайтесь быть на собеседование повернутым к интервьюеру, чтобы он ощущал Вашу заинтересованность и активное участие в диалоге. Поза должна быть достаточно открытой. Руки лучше положите на стол или на колени. Плохо, если руки все время соединены "в замок" или спрятаны под столом. Ноги лучше ставить прямо и уверенно, не скрещивая под стулом. Поза "нога на ногу" некоторым интервьюерам не нравиться, однако, если для Вас это привычная поза и сам интерьер так сидит то и Вам, скорее всего, можно это сделать,
3. Зрительный контакт.
Внимательно смотрите на собеседование на интервьюера, Вы не только лучше поймете его, но и произведете впечатление заинтересованного человека, уверенного в своих силах. Отведенный в сторону взгляд это не только потеря информации, но и элемент жалкого внешнего вида. Ваша речь становится более убедительной, если Вы будете смотреть на интервьюера. Наблюдая за мимикой, позой и движениями интерьера, Вы легче может понять, как он воспринимает Ваши слова, и при необходимости скорректировать свой ответ.
4. Жестикуляция.
Умеренная и уместная жестикуляция на собеседование делает Вашу речь более убедительной.
5. Паузы.
Умение держать паузы на собеседование насыщает Вашу речь убедительностью. Иногда интервьюер может использовать паузу в качестве испытания претендента на работу. Вы ответили на вопрос интервьюера, а он молчит. Создается стрессовая ситуация и тот, кто не выдерживает стресса, часто пытается дополнить свой ответ, а это часто работает против кандидата. Спокойно выдержанная пауза добавляет уверенность Вашему ответу и демонстрирует Вашу готовность к продолжению беседы.
6. Мимика.
Если Вы улыбаетесь на собеседование, то у Вас больше шансов показаться благополучным и уверенным в себе человеком. Однако, не следует улыбаться постоянно. И улыбка должна быть уместной. Когда улыбка приходит на Ваше лицо достаточно часто, в том числе в паузах, которые Вы делаете после Ваших ответов, это обычно воспринимается хорошо.
7. Как отвечать на вопросы.
- Выслушайте вопрос до конца, не перебивая.
- Старайтесь показать внимание и интерес к вопросу.
- Отвечайте на поставленный вопрос, если уверены, что правильно поняли его. Интервьюер иногда формулирует вопрос довольно пространно и тогда его лучше спросить: "Правильно ли я Вас понял? Вас интересует то-то и то-то? Или "Вы спрашиваете то-то". После этого интервьюер уточняет вопрос и тем самым помогает Вам правильно ответить.
- Продолжительность Вашего ответа не должна продолжаться более 2-3 минут. Если вопрос сложный, то отвечайте на него "тезисно" и скажите, что готовы дать развернутую информацию, если это потребуется.
- Не отклоняйтесь от сути вопроса: даже если вопрос таков, что Ваш ответ получается очень кратким, не смущайтесь.
- Не говорите очень тихо и очень громко. Слишком тихий голос может создать у интервьюера впечатление, что Вы неуверенный в себе человек.
ПАМЯТКА
Для того чтобы сделать правильный выбор, необходимо придерживаться алгоритма выбора профессии:
Изучить как можно больше профессий.
Выявить, какие профессии пользуются спросом на рынке труда в нашем городе.
Проанализировать, какие личностные качества необходимы для успешной работы в этой профессии, соотнести с возможностями.
4.Выбрать наиболее подходящую профессию.
5.Подробно изучить эту профессию, изучить возможности приобретения этой профессии.
6.Найти возможность практически попробовать свои силы (кружки по интересам, секции, факультативы, элективные курсы и др.).
Лист6.
Профессия –
это вид трудовой деятельности человека, который требует определенной подготовки, определенного уровня знаний, специальных умений и при этом служит источником дохода, т.е. это труд, который люди выбирают себе на всю жизнь.
«Профессия –
это деятельность, посредством которой данное лицо участвует в жизни общества и которая служит ему главным источником средств к существованию».
В.Г. Макушин
Лист7. |
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ- вид занятия в рамках одной профессии (напр., специальность врача - хирург, терапевт и т. д.). Большой Энциклопедический словарь - "СПЕЦИАЛЬНОСТЬ" |
Лист8.
Цель работодателя – найти самого подходящего кандидата на рабочее место.
Лист9.
Цель соискателя –
доказать, что он и есть тот самый кандидат
и идеально подходит на заявленную вакансию.
Лист10.
Чтобы люди находили радость в работе, необходимы три условия:
работа должна быть им по силам;
она не должна быть изнуряющей;
ей должен сопутствовать успех.
Дж.Рескин
Лист11.
Вакансии "Биржи труда"
Уборщица
Гардеробщица
Курьер
Кассир
Овощевод
Оператор машинного доения
Санитарка
Медсестра общей практики
Заведующий отделом
Официант
Сборщик мебели
Грузчик
Продавец-консультант
Сторож (охранник)
Секретарь (Рекламный агент)
Штукатур-маляр
Подсобный рабочий
Водитель легкового автомобиля
Тракторист
Столяр
Повар (кулинар)
Продавец - кассир
Пастух
Оператор кормоцеха
Экскурсовод
Б. Материалы для представителей фирм-работодателей.
Кафе «СЛАСТЕНА»
Вакансии
Повар (кулинар)
Уборщица
Гардеробщик
Курьер
Официант (2 вакансии)
Посудомойка
Сторож (охранник)
Подсобный рабочий
Водитель легкового автомобиля
Магазин «Для ВАС»
Вакансии
Уборщица
Кассир
Заведующий отделом
Грузчик
Продавец-консультант
Сторож (охранник)
Подсобный рабочий
Водитель легкового автомобиля
Продавец - кассир
Фирма «УЮТ»
Вакансии
Уборщица
Гардеробщица
Курьер
Кассир
Сторож (охранник)
Секретарь (Рекламный агент)
Штукатур-маляр (2 вакансии)
Подсобный рабочий
Водитель легкового автомобиля
Турфирма «МЕЧТА»
Вакансии
Уборщица
Курьер
Кассир
Заведующий отделом
Сторож (охранник)
Секретарь (Рекламный агент)
Водитель легкового автомобиля
Экскурсовод (2 вакансии)
Фотограф
АГРОФИРМА
Вакансии
Уборщица
Курьер
Овощевод
Оператор машинного доения
Заведующий отделом
Грузчик
Продавец-консультант
Сторож (охранник)
Секретарь (Рекламный агент)
Подсобный рабочий
Водитель легкового автомобиля
Тракторист
Пастух
Оператор кормоцеха
ДОМ ОТДЫХА
Вакансии
Уборщица
Гардеробщица
Кассир
Санитарка
Медсестра общей практики
Заведующий отделом
Официант
Сторож (охранник)
Секретарь (Рекламный агент)
Подсобный рабочий
Водитель легкового автомобиля
Повар (кулинар)
Организатор отдыха
(вечера, дискотеки, мероприятия)
Экскурсовод
КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК
Вакансии
Уборщица
Курьер
Кассир
Заведующий отделом
Консультант-кассир
Сторож (охранник)
Секретарь (Рекламный агент)
Водитель легкового автомобиля
МЕБЕЛЬНАЯ ФАБРИКА
Вакансии
Уборщица
Гардеробщица
Курьер
Сборщик мебели
Грузчик
Продавец-консультант
Сторож (охранник)
Секретарь (Рекламный агент)
Подсобный рабочий
Водитель легкового автомобиля
Тракторист
Столяр
Продавец - кассир
Экскурсовод
Название фирмы или организации оформляется на отдельном листе и располагается на месте приема представителя работодателя. Так же на отдельном листе оформляется лист вакансий так,чтобы соискатель мог ознакомится с ним взяв его в руки.
У каждого представителя работодателя должен находиться перечень вопросов для собеседования представителю рекомендуется задавать вопросы соискателю из этого перечня).
Перечень вопросов для собеседования
1.Расскажите немного о
себе.
2. Как смотрите на жизнь: какие видите в ней сложности и как с ними
справляетесь?
3. Чем Вас привлекает работа у нас в данной должности?
4. Почему Вы считаете себя достойным занять эту должность? В чем Ваши
преимущества пере другими кандидатами?
5. Каковы Ваши сильные стороны?
6. Каковы Ваши слабые стороны?
7. Почему Вы ушли с предыдущей работы?
8. Почему Вы решили переменить место работы?
9. Получали ли Вы другие предложения работы?
10. На сколько успешно Вы прошли собеседование в других местах?
11. Hе помешает ли Ваша личная жизнь данной работе, связанной с дополнительными
нагрузками (ненормированный рабочий день, длительные или дальние командировки,
постоянные разъезды)?
12. Как Вы представляете свое положение через пять (десять) лет?
больше, чем все остальные, вместе взятые.
13. Какие изменения Вы бы произвели на новой работе?
14. К кому можно обратиться за отзывом о Вашей работе?
15. Hа какую зарплату Вы рассчитываете?
16. Что Вы можете рассказать о своих профессиональных связях, которые могли бы
использовать на новой работе?
17. Как Вы повышаете свою профессиональную квалификацию?
18. Чем Вы любите заниматься в свободное время?
19. В какие сроки могли бы приступить к новой работе?
20. Какие вопросы есть у Вас?
Представителям работодателя запрещается:
- задавать вопросы, способные нарушить психическое состояние собеседника, порочащие его личность и достоинство;
- вести беседу в грубой форме;
- провоцировать собеседника на конфликт.
У каждого представителя фирмы или организации должна быть "Карта работодателя", в которую он заносит данные:
- Название фирмы, организации
- Имя, фамилия соискателя
- Желаемая должность
- Принят (на каких условиях)
- Причина отказа.
Например:
Карта работодателя
Кафе "Сластена"
Имя, фамилия соискателя Иванов Иван |
Желаемая должность Официант |
Принят (на каких условиях) Нет |
Причина отказа По состоянию здоровья (плохо считает деньги). |
- Имя, фамилия соискателя (сверху)
- Название фирмы или организации
- Желаемая должность
- Принят (на каких условиях)
- Причина отказа.
Название фирмы или организации
Мебельная фабрика
Желаемая должность
Продавец - кассир
Принят (на каких условиях)
с испытательным сроком 2 месяца
Причина отказа
нет
Г. Материалы агитационного направления (могут располагаться на стенде или в виде буклетов, листовок и т.д). Содержание этих материалов должны:- опираться на местные потребности, условия, предложения и возможности на рынке труда;
- ознакомить с возможностями получения профессионального образования в данном регионе;
- нести ознакомительную информацию о профессиях и т.д.
Субботина Светлана Львовна