Урок в форме деловой игры "Престижные профессии. Мифы и реальность" (10–11 класс)
Внимание! Ниже воспроизведена только текстовая часть урока.
Архив ZIP (количество файлов: 3 общий размер: 2,29 Мб)
Автор: Анна Валенкова, Елена Кириенко, Елена Смертюк
|
Деловая игра
"Престижные профессии. Мифы и реальность"
(для учащихся 10-11-х классов)
Составители: Валенкова Анна Николаевна - главный специалист научно-методического отделения; Кириенко Елена Валентиновна - главный специалист отделения содействия профессиональному самоопределению молодежи; Смертюк Елена Владимировна – заведующий отделением образовательных программ и персонал-технологий.
Омск-2010
Пояснительная записка
Одним из важнейших решений в жизни человека является выбор профессии. Однако выбирать профессию человеку приходится в юном возрасте, когда еще не накоплен необходимый жизненный опыт, когда трудно адекватно оценить свои возможности и способности, спроецировать себя в будущее.
Изучение ведущих мотивов профессиональных предпочтений показывает, что, несмотря на увеличение числа выпускников образовательных учреждений, для которых основополагающим в выборе профессии является реализация своих способностей, потенциала, у 24,7% молодых людей (по данным социологического исследования БОУ "Омский центр профориентации") срабатывает стереотип получения модной, престижной профессии, в результате выпускники школ зачастую выбирают престижные вузы и модные специальности, ориентируясь на подразумеваемые за ними высокое социальное положение и достаток, которые рассчитывают обрести вместе с профессией. Таким образом, каждый четвертый выпускник при выборе профессии руководствуется внешними мотивами, ориентируясь на моду, социальный (общественный) статус - влияние, уважение, значимость, авторитет, и экономический статус (доходность).
Формируемые социумом ценностные представления о значимости образования, карьеры, престиже профессии разрушаются уже на выходе из системы образования, когда полученная престижная профессия не всегда оказывается востребованной на рынке труда.
Осознанный выбор профессии предполагает рефлексию – подхожу ли я для этой профессии, а она для меня.
Деловая игра "Престижные профессии. Мифы и реальность" предназначена для старшеклассников, выбирающих профессию. В ходе деловой игры старшеклассники проанализируют такой мотива выбора профессии, как престижность, рассмотрят критерии определяющие престиж, трудности, с которыми сталкивается выпускник выбирающий модные профессии, простроит шаги достижения высокого уровня оплаты труда.
В результате групповой работы учащиеся выстроят алгоритм осознанного выбора профессии, включающего изучение и сопоставления профессии и собственной личности: своих интересов, способностей, личностных особенностей, здоровья с содержанием деятельности, трудностями, условиями, предметом труда, ответственностью, рисками.
В конце занятия учащимся раздается буклет, с кратким содержанием занятия для закрепления полученных знаний.
Цель:Обучить алгоритму анализа профессии и технологии профессионального выбора.
Задачи:
- Рассмотреть понятие престижности профессии, основные критерии.
- Смоделировать цепочку шагов по достижению высокого уровня оплаты труда в профессиях врач, юрист.
- Проанализировать трудности, с которыми может столкнуться выпускник, выбирающий престижную профессию.
- Создать портрет конкурентоспособной личности на рынке труда.
- Рассмотреть возможные варианты трудоустройства врача, юриста.
- Выстроить алгоритм анализа выбора профессии.
- Рассмотреть мифы и реальности престижных профессий.
Оборудование: мультимедиа, маркеры, ватманы (2 шт.), карточки (приложение 1-3), портрет личности, конкурентоспособной на рынке труда (приложение 4), пазлы (приложение 5), Дартс (приложение 6, 7).
Категория участников: учащиеся 10-11 классов.
Место проведения– общеобразовательное учреждение (школьный кабинет).Заранее подготавливается игровое пространство – 2 рабочих зоны.
Основной замысел игры: Каждый школьник при выборе профессии руководствуется тем или иным мотивом. И не всегда выпускник осознает, что побуждает его выбрать именно эту профессию. В ходе игры учащиеся выполняют задания, направленные на создание алгоритма выбора профессии, с учетом анализа основных ее составляющих (общение, ответственность, условия труда, риски, содержание деятельности). Через призму престижности профессии учащиеся научатся анализировать тот или иной мотив и оценивать возможные последствия своего выбора.
Ожидаемый результат: В ходе групповой работы учащиеся актуализируют свои основные мотивы, научатся анализировать профессию, сопоставлять ее со своими интересами, способностями, личностными особенностями, здоровьем, а также планировать свое профессиональное будущее.
Методы работы: деловая игра.
Критерий эффективности: В завершение игры учащиеся высказывают свое мнение о том, как нужно выбирать профессию, чтобы исключить возможные ошибки и не разочароваться в своем выборе. Для получения обратной связи используется "Дартс". Из предложенных четырех принципов выбора профессии учащиеся выбирают один, отражающий их отношение к будущему профессиональному выбору. Ведущий обрабатывает полученные результаты.
Полностью урок можно скачать в начале страницы
Воспроизведение материалов на других сайтах возможно только с использованием гиперссылки на данную страницу или на главную страницу сайта www.moeobrazovanie.ru
Администрация сайта «УРОК.РФ»
Администрация сайта «УРОК.РФ»
Рангулова Ландыш Талгатовна
Вертела Ольга Александровна