Тематическое занятие «День народного единства»

8
0
Материал опубликован 16 June 2023

​​​​​​​
День народного единстваPDF / 2.87 Мб







Тематическое занятие

«День народного единства»















Антонинкова Татьяна Васильевна,

учитель начальных классов

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение “Средняя общеобразовательная школа № 25”







2023 год

Пояснительная записка.

Тематическое направление: “Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности”, определено в соответствии с направлениями воспитательной деятельности, обозначенными в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р).

Тема воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора (актуальность) “День народного единства”.

В современном мире происходит изменение не только внешних атрибутов культуры, но и трансформация ценностных ориентаций, прежде всего у подрастающего поколения. Интенсивное развитие инновационных процессов в общественной, экономической, политической жизни страны ставит перед образованием новые проблемы, как в масштабах государства, так и конкретного образовательного учреждения.

Национальный проект РФ “Образование” ставит одной из целей - Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций.

Сохранение исторической памяти, своего культурного наследия в России является особенно актуальным, когда мир стоит на пороге формирования нового миропорядка, глобализации и превалирующих цифровых коммуникаций. Именно сейчас для российского народа важно сохранить свою историю, культуру, самосознание, а это возможно при системном разностороннем воспитании подрастающего поколения.

Актуальность и воспитательная направленность классного часа “День народного единства” - вопросы патриотического и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в наше время встают очень остро. Современные дети чаще увлечены информатизацией и общением в социальных сетях, поэтому необходимо уделять больше внимания мероприятиям, воспитывающим патриотизм; формирующим российскую идентичность людей, живущих на территории нашей страны, дружбе и взаимовыручке.

Тема и содержание воспитательного мероприятия затрагивают проблемы единения людей, принятия и объединения всех граждан, для защиты Родины, независимо от национальности и происхождения позволяют детям узнать некоторые аспекты истории нашей страны.

Целевая аудитория воспитательного мероприятия (с указанием возраста/класса) - обучающиеся 3-4 класса (дети в возрасте 9-10 лет).

Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя (связь с другими мероприятиями, преемственность) - классный час проводится в рамках цикла внеурочных занятий “Разговоры о важном” и является неотъемлемой и обязательной частью основной образовательной программы. Целесообразно его проведение в преддверии российского государственного праздника – Дня народного единства. Содержание классного часа направлено на формирование общекультурных ценностей, систематизацию исторических знаний, развитие социально значимых навыков, обучающихся младшего школьного возраста. В программе воспитания классного руководителя особое внимание уделяется формированию нравственно-ориентированных представлений: знаний о культурно-историческом наследии родины, некоторых исторических фактов и об их влиянии на развитие страны, памятных датах. При этом воспитательная работа патриотического характера осуществляется классным руководителем, в соответствии с календарем памятных дат текущего учебного года.



Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия.

Цель – обеспечить у учащихся понятий российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; изучения истории своего народа; воспитание чувства ответственности, долга перед Родиной, уважения к государственным праздникам России, друг к другу, к различным национальностям.

Задачи:

дать общее представление об истории возникновения праздника и событиях;

формировать ответственность за судьбу Родины;

расширять кругозор учащихся;

развивать умение делать выводы, обобщать;

воспитывать интерес к изучению истории своей страны, чувство гордости и уважения к защитникам государства.

Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора - информационно-познавательная, диалоговая.

Педагогическая технология/методы, приемы, используемые для достижения планируемых результатов.

Методы - фронтальная и групповая работа, репродуктивный метод обучения.

Приемы - интерактивный, словесные, наглядные, практические.

Планируемые результаты

Предметные УУД: сформировать первоначальное представление о многообразии языков и культур на территории Российской Федерации; понимать воспринимаемую информацию, содержащуюся в предложенном тексте; определять основную мысль воспринимаемого текста; передавать содержание воспринимаемого текста путем ответа на предложенные вопросы; использовать диалогическую форму речи; уметь начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание собеседника; отвечать на вопросы и задавать их; строить устные монологические высказывания в соответствии с учебной задачей; находить информацию, заданную в тексте в явном виде; формулировать простые выводы, интерпретировать и обобщать содержащуюся в тексте информацию.

Метапредметные УУД:

Регулятивные: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий; корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

Познавательные: сопоставлять информацию, представленную в разных видах объединять объекты по определенному признаку; формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного сравнения; согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде.

Коммуникативные: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать свое мнение; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; ответственно выполнять свою часть работы.

Личностные УУД: испытывать чувства сострадания и ответственности, сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны; осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности; проявлять уважение к своему и другим народам; признавать индивидуальность каждого человека;

Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия (кадровые, методические, материально-технические, информационные и др.).

Кадровые ресурсы: классный руководитель, классные волонтерские группы (учащиеся);

Материально-технические: классный кабинет, ПК, проектор, экран, сеть Интернет, мягкий мяч или игрушка, карточки с текстом; кейсы “Народности” (на каждую группу 5 кейсов); карточка с облаком слов на листе формата А4; карандаши или ручки (Приложения).

Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей.

Данная методическая разработка классного часа может быть востребована классными руководителями не только МБОУ “СОШ № 25” г. Новомосковска, но и педагогами других субъектов РФ.



























2. Основная часть.

Описание подготовки воспитательного мероприятия.

На подготовительном этапе классный руководитель подготавливает, используя приложения

интерактивную презентацию,

печатные кейсы;

карточки с текстом;

карточки с облаком слов для работы в группах.

Описание проведения воспитательного мероприятия (сценарий, конспект, дидактическая карта мероприятия и др.).

Этапы

Классного часа, методы и приемы

Содержание деятельности классного руководителя при проведении классного часа «День народного единства».

Содержание деятельности обучающихся при проведении классного часа

1. Вступи-тельная часть

1.1. Созда-ние позитивной атмосферы (мобилизация)


Все внимание включаем.

Классный час наш начинаем.

Сквозь века мы пролетаем,

Свою историю запоминаем.

Постараемся понять,

Про страну свою узнать.

Педагог приветствует детей:

- Добрый день, уважаемые ребята! Рада видеть вас всех в хорошем настроении. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь.

У меня в руках мягкий мячик, который необходимо передать и сказать доброе, ласковое слово своему товарищу.

Учитель бросает мячик первому обучающемуся и произносит, например, добрый или красивый. Дети по аналогии продолжают игру. При необходимости учитель помогает наводящими вопросами.

Обучающиеся приветствуют друг друга улыбкой.









Передают мяч со словами.







1.2. Актуа-лизация

и опреде-ление темы классно-го часа (целеполога-ние)

Садитесь. Сегодня мы работаем в группах. Вспомним правила работы в группе: (слайд 2)

Говорим тихо, спокойно.

Работают все.

Договариваемся: если письменное задание – как будем выполнять, кто записывает, кто выступает.

В выступлении говорить от двух лиц: мы решили, мы думаем...

Когда закончили выполнение задания поднимаем руку.

Не перебиваем, не выкрикиваем.

Не забываем оценить работу друг друга и поблагодарить.

Посмотрите на доску.

Учитель обращает внимание на слайд 3 презентации.

Отгадайте ребус

t1686905419aa.png

Правильно. Это слово ЕДИНСТВО

Так что же это за слово? Послушайте, что нам говорит толковый словарь.

Учитель обращает внимание на слайд 4 презентации, с ребусом.

ЕДИНСТВО - слово многозначное.

1. Общность, полное сходство.

2. Цельность, сплочённость.

3. Неразрывность, взаимная связь.



















Звучат варианты ответов.






1.3. Осозна-ние недос-таточ-ности имею-щихся знаний

Давайте обобщим. Так что же такое единство? Что означает слово “ЕДИНСТВО”

Учитель выслушивает варианты ответов детей.

У каждой группы есть карточка с облаком слов. Вам необходимо найти слова, которые, по-вашему мнению, являются синонимами слова ЕДИНСТВО и выписать их рядом. (слайд 5)

t1686905419ab.png

Каждая группа поочередно называет по одному синониму. Если есть сходство ответов, в других группах этот вариант зачеркивают. Во избежание повторов.

Молодцы, правильно нашли все синонимы.

Единство, особенно народное — это единомыслие всего населения страны…

Варианты ответов.



Работа в группах. (Выписывают необходимые слова рядом с облаком на этом же листе слова - спаянность, единство, сходство, дружба, сплоченность, слитность.


2. Основ-ная (содер-жатель-ная) часть


2.1. Комму-никация


Мне кажется, люди, живущие в России, должны осознать себя как народ. Мы не всегда относимся к своим согражданам дружелюбно, можно сказать больше безразлично, если не сказать враждебно.

Вот простой пример. Если бы 100-150 лет назад в дом постучался бы незнакомый человек и попросился на ночлег – его бы непременно приютили, накормили и уложили спать. Не посмотрели бы ни на национальность путника, ни на то, бедно или богато он одет. Сейчас же большинство из нас даже на порог не пустит незнакомца – по вполне понятным причинам: мы не знаем, чего можно ожидать от незваного гостя.

Сейчас нет единства, нет отношения к своему народу как к родному человеку. А ведь слова «народ» и «родной» – однокоренные. Я привела крайний пример, чтобы показать, насколько далеки мы от идеала. Мы должны возродить доброе отношение друг к другу, которое было испокон века присуще русскому народу. Достичь такого идеала в современном мире сложно, но это не значит, что мы должны опустить руки и перестать к нему стремиться.

Начиная с 2005 года в нашей стране отмечается праздник 4 ноября - День народного единства.


2.2. Смысловое чтение


Давайте обратим внимание на карточки с текстом. Прочитайте его и обсудим.

Текст

Перенесемся с вами на 400 лет назад.

Не сразу Россия стала сильным государством, постепенно возрастало могущество страны. В суровых испытаниях и битвах закалялась воля, и крепло единство народа

Почти 400 лет назад страна, как единое государство, распалось, прекратило свое существование. Череда бедствий, жестокая засуха, чудовищный голод, эпидемия чумы – совпали с полным расстройством управления. Когда Русь пришла в состояние не только крайней нищеты и раздробленности, но и полной криминализации – бесчисленные разбойничьи шайки практически захватили тогда всю территорию. Часть государства была захвачена польскими и шведскими интервентами.

В 1610 г. напали на нас поляки. Захватили Москву и главную крепость столицы – Кремль. Москвичи стали сопротивляется, захватчики подожгли Москву, и она вся выгорела. Уцелели только каменные церкви и Кремль, где укрывались захватчики. Казалось, нашему государству пришёл конец.

Трудно было жителям Москвы, захватчики разрушили их дома, осквернили храмы. Но нашлись храбрые люди – староста из Нижнего Новгорода Козьма Минин и князь Дмитрий Пожарский.

Собрали они войско, помолились Небесной Заступнице иконе Пресвятой Богородицы и пошли освобождать столицу России - Москву и главную крепость - Кремль.

Вся Русская земля встала против захватчиков и предателей. Начались бои за Москву. Князь Пожарский оказался талантливым полководцем. А Козьма Минин, не жалея жизни, сражался под стенами столицы, как простой ратник.

Два месяца сражались русские воины и 4-го ноября разбили врага, выгнали его из Кремля. 4 ноября поляки открыли ворота Кремля и сдались! Русь снова стала самодержавной, то есть, независимой.

Произошло это 4 ноября 1612г. С тех пор 4 ноября мы отмечаем праздник Казанской иконы Богородицы, которая чудесно помогла нашим воинам, и День народного Единства. Когда настали мирные времена, новый царь щедро наградил Минина и Пожарского. Но лучшей наградой стала память народная. Недаром памятник им стоит на Красной площади - в самом сердце России. А еще такой памятник установлен в Нижнем Новгороде.

Вопросы для обсуждения:

Как вы понимаете словосочетание “смутное время”?







Кто был у власти в этот период?

Как вы считаете, что происходило в стране в этот период?

Кто напал на Москву?

Какие храбрецы собрали народ?





Что произошло через 2 месяца сражений?




Когда это произошло?


Где находится памятник славным руководителям сражения?


Обучающиеся отвечают на вопросы, используя в своих ответах текст или цитаты из него.

Роса состоит из росинок,

Из капелек пара – туман,

Песок из мельчайших песчинок,

Россия – из россиян.

Давно мы по духу едины

И связаны общей судьбой,

И знамя единства водило

Всех нас и на труд, и на бой.

Работа в группах по чтению текста.























































Варианты ответов:

Череда бедствий, жестокая засуха, чудовищный голод, эпидемия чумы

никого

Разбойни-чество и т.п.

поляки

Козьма Минин и князь Дмитрий Пожарский

поляки открыли ворота Кремля и сдались

4 ноября 1612 года

в Москве и Нижнем Новгороде



2.3. Мотивация к саморазвитию, семей-ной комму-ника-ции, темати-ческому исполь-зова-нию ИКТ



Мы с вами очень часто путешествуем или классом, или с родителями. И когда мы иногда приезжаем в какую-либо местность, то должны знать традиции того народа или народности, которая там проживает. Чтобы не смущать тех, к кому приехали в гости, и самим чувствовать себя комфортно.

- А теперь обратите внимание на конверты у вас на столах.

У каждой группы обучающихся конверты (кейсы), в которых каточки с изображением народного костюма, национальных блюд, народных промыслов, народных праздников и достопримечательностей местности народа.




1 кейс - русские.

t1686905419ac.pngt1686905419ad.pngt1686905419ae.pngt1686905419af.pngt1686905419ag.png

2 кейс - татары.

t1686905419ah.pngt1686905419ai.pngt1686905419aj.pngt1686905419ak.pngt1686905419al.png


3 кейс - жители Чукотки.

t1686905419am.pngt1686905419an.pngt1686905419ao.jpgt1686905419ap.pngt1686905419aq.png




4 кейс - жители Чечни.

t1686905419ar.pngt1686905419as.pngt1686905419at.pngt1686905419au.pngt1686905419av.png

5 кейс - чуваши.

t1686905419aw.pngt1686905419ax.pngt1686905419ay.pngt1686905419az.pngt1686905419ba.png

Откройте конверт № 1. Рассмотрите внимательно все карточки из этого конверта.

Как вы считаете о каком народе нам расскажет данный конверт и почему вы так считаете.

Обучающиеся открывают конверт нужного номера и обсуждают в группах, затем дают обоснованный ответ. Допускается дополнение детьми из других групп.

Также прорабатываем другие кейсы.

При ответе выводим необходимый слайд 6-10.

Вы правильно узнали народы, которые проживают на территории нашей страны.

Обучающиеся в группах обсуждают народность, опираясь на содержание кейса.

При ответе обосновывают свой выбор опять с опорой на содержание кейса.

2.4. Работа с исполь-зова-нием инфор-мационного оборудования

Посмотрите на карту. (слайд 11) Вспомним какие еще народы и народности населяют территорию нашей страны.

Назовите национальности детей, обучающихся в нашей школе и классе.

По возможности обучающиеся могут поприветствовать на своем языке, или исполнить народную песню.


Обучающиеся называют другие народности.

Обсуждение возможных вариантов ответов.

3. Заключительная часть


Правильно, и все мы проживаем на территории нашей необъятной родины - России.

Единство России! Здесь наций немало,

Их более сотни! И ТО – не предел!

Народы Россия от бед укрывала,

А это, известно, могучих удел!

Здесь - русские, чукчи, калмыки, татары…

Да стоит ли нации все называть?

Единство России поём мы недаром –

Историю нашу нельзя забывать!

Даже в селе небольшом проживают

Немцы, марийцы, мордва, чуваши,

Наций соседей и знать не желают,

Просто им дарят частицу души!

Знаю, что мне бескорыстно поможет

Друг - молдаванин, товарищ – казах;

Пусть злопыхателям сердце не гложет

То, что Россия в надёжных руках!

Исстари люди вставали заслоном,

Если враги Русь пытались сгубить;

Было всегда нерушимым законом:

Нашей Отчизне свободною быть!

Пусть процветает единство России,

Пусть все народы, как братья, живут;

Только в единстве – великая сила,

Сила, что люди Отчизне дают!

Екатерина Сидорова

Давайте подведем тог нашего занятия.

Какой праздник отмечает наша стран 4 ноября?

Почему он носит такое название?

А какое название дали бы вы этому празднику?

Что, по-вашему, единство?

Ответы обучающихся.













4. Рефлексия

Возьмёмся за руки, и все вместе произнесём слова:

Главное - вместе!

Главное - дружно!

Главное - с сердцем, горящим в груди!

Нам равнодушие не нужно!

Злобу, обиду прочь гони!

Слайд 12

Запомните это чувство единения и сохраните его на всю жизнь. Будьте достойны своих славных предков.

Всего вам доброго!

Берутся за руки, образуя круг и произносят речевку.





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.