Тематическое занятие «День народного единства»
День народного единстваPDF / 2.87 Мб
Тематическое занятие
«День народного единства»
Антонинкова Татьяна Васильевна,
учитель начальных классов
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение “Средняя общеобразовательная школа № 25”
2023 год
Пояснительная записка.
Тематическое направление: “Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности”, определено в соответствии с направлениями воспитательной деятельности, обозначенными в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р).
Тема воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора (актуальность) “День народного единства”.
В современном мире происходит изменение не только внешних атрибутов культуры, но и трансформация ценностных ориентаций, прежде всего у подрастающего поколения. Интенсивное развитие инновационных процессов в общественной, экономической, политической жизни страны ставит перед образованием новые проблемы, как в масштабах государства, так и конкретного образовательного учреждения.
Национальный проект РФ “Образование” ставит одной из целей - Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций.
Сохранение исторической памяти, своего культурного наследия в России является особенно актуальным, когда мир стоит на пороге формирования нового миропорядка, глобализации и превалирующих цифровых коммуникаций. Именно сейчас для российского народа важно сохранить свою историю, культуру, самосознание, а это возможно при системном разностороннем воспитании подрастающего поколения.
Актуальность и воспитательная направленность классного часа “День народного единства” - вопросы патриотического и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в наше время встают очень остро. Современные дети чаще увлечены информатизацией и общением в социальных сетях, поэтому необходимо уделять больше внимания мероприятиям, воспитывающим патриотизм; формирующим российскую идентичность людей, живущих на территории нашей страны, дружбе и взаимовыручке.
Тема и содержание воспитательного мероприятия затрагивают проблемы единения людей, принятия и объединения всех граждан, для защиты Родины, независимо от национальности и происхождения позволяют детям узнать некоторые аспекты истории нашей страны.
Целевая аудитория воспитательного мероприятия (с указанием возраста/класса) - обучающиеся 3-4 класса (дети в возрасте 9-10 лет).
Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя (связь с другими мероприятиями, преемственность) - классный час проводится в рамках цикла внеурочных занятий “Разговоры о важном” и является неотъемлемой и обязательной частью основной образовательной программы. Целесообразно его проведение в преддверии российского государственного праздника – Дня народного единства. Содержание классного часа направлено на формирование общекультурных ценностей, систематизацию исторических знаний, развитие социально значимых навыков, обучающихся младшего школьного возраста. В программе воспитания классного руководителя особое внимание уделяется формированию нравственно-ориентированных представлений: знаний о культурно-историческом наследии родины, некоторых исторических фактов и об их влиянии на развитие страны, памятных датах. При этом воспитательная работа патриотического характера осуществляется классным руководителем, в соответствии с календарем памятных дат текущего учебного года.
Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия.
Цель – обеспечить у учащихся понятий российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; изучения истории своего народа; воспитание чувства ответственности, долга перед Родиной, уважения к государственным праздникам России, друг к другу, к различным национальностям.
Задачи:
дать общее представление об истории возникновения праздника и событиях;
формировать ответственность за судьбу Родины;
расширять кругозор учащихся;
развивать умение делать выводы, обобщать;
воспитывать интерес к изучению истории своей страны, чувство гордости и уважения к защитникам государства.
Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора - информационно-познавательная, диалоговая.
Педагогическая технология/методы, приемы, используемые для достижения планируемых результатов.
Методы - фронтальная и групповая работа, репродуктивный метод обучения.
Приемы - интерактивный, словесные, наглядные, практические.
Планируемые результаты
Предметные УУД: сформировать первоначальное представление о многообразии языков и культур на территории Российской Федерации; понимать воспринимаемую информацию, содержащуюся в предложенном тексте; определять основную мысль воспринимаемого текста; передавать содержание воспринимаемого текста путем ответа на предложенные вопросы; использовать диалогическую форму речи; уметь начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание собеседника; отвечать на вопросы и задавать их; строить устные монологические высказывания в соответствии с учебной задачей; находить информацию, заданную в тексте в явном виде; формулировать простые выводы, интерпретировать и обобщать содержащуюся в тексте информацию.
Метапредметные УУД:
Регулятивные: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий; корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Познавательные: сопоставлять информацию, представленную в разных видах объединять объекты по определенному признаку; формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного сравнения; согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде.
Коммуникативные: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать свое мнение; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; ответственно выполнять свою часть работы.
Личностные УУД: испытывать чувства сострадания и ответственности, сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны; осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности; проявлять уважение к своему и другим народам; признавать индивидуальность каждого человека;
Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия (кадровые, методические, материально-технические, информационные и др.).
Кадровые ресурсы: классный руководитель, классные волонтерские группы (учащиеся);
Материально-технические: классный кабинет, ПК, проектор, экран, сеть Интернет, мягкий мяч или игрушка, карточки с текстом; кейсы “Народности” (на каждую группу 5 кейсов); карточка с облаком слов на листе формата А4; карандаши или ручки (Приложения).
Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей.
Данная методическая разработка классного часа может быть востребована классными руководителями не только МБОУ “СОШ № 25” г. Новомосковска, но и педагогами других субъектов РФ.
2. Основная часть.
Описание подготовки воспитательного мероприятия.
На подготовительном этапе классный руководитель подготавливает, используя приложения
интерактивную презентацию,
печатные кейсы;
карточки с текстом;
карточки с облаком слов для работы в группах.
Описание проведения воспитательного мероприятия (сценарий, конспект, дидактическая карта мероприятия и др.).
Этапы Классного часа, методы и приемы | Содержание деятельности классного руководителя при проведении классного часа «День народного единства». | Содержание деятельности обучающихся при проведении классного часа |
1. Вступи-тельная часть 1.1. Созда-ние позитивной атмосферы (мобилизация) | Все внимание включаем. Классный час наш начинаем. Сквозь века мы пролетаем, Свою историю запоминаем. Постараемся понять, Про страну свою узнать. Педагог приветствует детей: - Добрый день, уважаемые ребята! Рада видеть вас всех в хорошем настроении. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. У меня в руках мягкий мячик, который необходимо передать и сказать доброе, ласковое слово своему товарищу. Учитель бросает мячик первому обучающемуся и произносит, например, добрый или красивый. Дети по аналогии продолжают игру. При необходимости учитель помогает наводящими вопросами. | Обучающиеся приветствуют друг друга улыбкой. Передают мяч со словами. |
1.2. Актуа-лизация и опреде-ление темы классно-го часа (целеполога-ние) | Садитесь. Сегодня мы работаем в группах. Вспомним правила работы в группе: (слайд 2) Говорим тихо, спокойно. Работают все. Договариваемся: если письменное задание – как будем выполнять, кто записывает, кто выступает. В выступлении говорить от двух лиц: мы решили, мы думаем... Когда закончили выполнение задания поднимаем руку. Не перебиваем, не выкрикиваем. Не забываем оценить работу друг друга и поблагодарить. Посмотрите на доску. Учитель обращает внимание на слайд 3 презентации. – Отгадайте ребус Правильно. Это слово ЕДИНСТВО Так что же это за слово? Послушайте, что нам говорит толковый словарь. Учитель обращает внимание на слайд 4 презентации, с ребусом. ЕДИНСТВО - слово многозначное. 1. Общность, полное сходство. 2. Цельность, сплочённость. 3. Неразрывность, взаимная связь. | Звучат варианты ответов. |
1.3. Осозна-ние недос-таточ-ности имею-щихся знаний | Давайте обобщим. Так что же такое единство? Что означает слово “ЕДИНСТВО” Учитель выслушивает варианты ответов детей. У каждой группы есть карточка с облаком слов. Вам необходимо найти слова, которые, по-вашему мнению, являются синонимами слова ЕДИНСТВО и выписать их рядом. (слайд 5) Каждая группа поочередно называет по одному синониму. Если есть сходство ответов, в других группах этот вариант зачеркивают. Во избежание повторов. Молодцы, правильно нашли все синонимы. Единство, особенно народное — это единомыслие всего населения страны… | Варианты ответов. Работа в группах. (Выписывают необходимые слова рядом с облаком на этом же листе слова - спаянность, единство, сходство, дружба, сплоченность, слитность. |
2. Основ-ная (содер-жатель-ная) часть 2.1. Комму-никация | Мне кажется, люди, живущие в России, должны осознать себя как народ. Мы не всегда относимся к своим согражданам дружелюбно, можно сказать больше безразлично, если не сказать враждебно. Вот простой пример. Если бы 100-150 лет назад в дом постучался бы незнакомый человек и попросился на ночлег – его бы непременно приютили, накормили и уложили спать. Не посмотрели бы ни на национальность путника, ни на то, бедно или богато он одет. Сейчас же большинство из нас даже на порог не пустит незнакомца – по вполне понятным причинам: мы не знаем, чего можно ожидать от незваного гостя. Сейчас нет единства, нет отношения к своему народу как к родному человеку. А ведь слова «народ» и «родной» – однокоренные. Я привела крайний пример, чтобы показать, насколько далеки мы от идеала. Мы должны возродить доброе отношение друг к другу, которое было испокон века присуще русскому народу. Достичь такого идеала в современном мире сложно, но это не значит, что мы должны опустить руки и перестать к нему стремиться. Начиная с 2005 года в нашей стране отмечается праздник 4 ноября - День народного единства. | |
2.2. Смысловое чтение | Давайте обратим внимание на карточки с текстом. Прочитайте его и обсудим. Текст Перенесемся с вами на 400 лет назад. Не сразу Россия стала сильным государством, постепенно возрастало могущество страны. В суровых испытаниях и битвах закалялась воля, и крепло единство народа Почти 400 лет назад страна, как единое государство, распалось, прекратило свое существование. Череда бедствий, жестокая засуха, чудовищный голод, эпидемия чумы – совпали с полным расстройством управления. Когда Русь пришла в состояние не только крайней нищеты и раздробленности, но и полной криминализации – бесчисленные разбойничьи шайки практически захватили тогда всю территорию. Часть государства была захвачена польскими и шведскими интервентами. В 1610 г. напали на нас поляки. Захватили Москву и главную крепость столицы – Кремль. Москвичи стали сопротивляется, захватчики подожгли Москву, и она вся выгорела. Уцелели только каменные церкви и Кремль, где укрывались захватчики. Казалось, нашему государству пришёл конец. Трудно было жителям Москвы, захватчики разрушили их дома, осквернили храмы. Но нашлись храбрые люди – староста из Нижнего Новгорода Козьма Минин и князь Дмитрий Пожарский. Собрали они войско, помолились Небесной Заступнице иконе Пресвятой Богородицы и пошли освобождать столицу России - Москву и главную крепость - Кремль. Вся Русская земля встала против захватчиков и предателей. Начались бои за Москву. Князь Пожарский оказался талантливым полководцем. А Козьма Минин, не жалея жизни, сражался под стенами столицы, как простой ратник. Два месяца сражались русские воины и 4-го ноября разбили врага, выгнали его из Кремля. 4 ноября поляки открыли ворота Кремля и сдались! Русь снова стала самодержавной, то есть, независимой. Произошло это 4 ноября 1612г. С тех пор 4 ноября мы отмечаем праздник Казанской иконы Богородицы, которая чудесно помогла нашим воинам, и День народного Единства. Когда настали мирные времена, новый царь щедро наградил Минина и Пожарского. Но лучшей наградой стала память народная. Недаром памятник им стоит на Красной площади - в самом сердце России. А еще такой памятник установлен в Нижнем Новгороде. Вопросы для обсуждения: Как вы понимаете словосочетание “смутное время”? Кто был у власти в этот период? Как вы считаете, что происходило в стране в этот период? Кто напал на Москву? Какие храбрецы собрали народ? Что произошло через 2 месяца сражений? Когда это произошло? Где находится памятник славным руководителям сражения? Обучающиеся отвечают на вопросы, используя в своих ответах текст или цитаты из него. Роса состоит из росинок, Из капелек пара – туман, Песок из мельчайших песчинок, Россия – из россиян. Давно мы по духу едины И связаны общей судьбой, И знамя единства водило Всех нас и на труд, и на бой. | Работа в группах по чтению текста. Варианты ответов: Череда бедствий, жестокая засуха, чудовищный голод, эпидемия чумы никого Разбойни-чество и т.п. поляки Козьма Минин и князь Дмитрий Пожарский поляки открыли ворота Кремля и сдались 4 ноября 1612 года в Москве и Нижнем Новгороде |
2.3. Мотивация к саморазвитию, семей-ной комму-ника-ции, темати-ческому исполь-зова-нию ИКТ | Мы с вами очень часто путешествуем или классом, или с родителями. И когда мы иногда приезжаем в какую-либо местность, то должны знать традиции того народа или народности, которая там проживает. Чтобы не смущать тех, к кому приехали в гости, и самим чувствовать себя комфортно. - А теперь обратите внимание на конверты у вас на столах. У каждой группы обучающихся конверты (кейсы), в которых каточки с изображением народного костюма, национальных блюд, народных промыслов, народных праздников и достопримечательностей местности народа. 1 кейс - русские.
2 кейс - татары. 3 кейс - жители Чукотки.
4 кейс - жители Чечни.
5 кейс - чуваши.
Откройте конверт № 1. Рассмотрите внимательно все карточки из этого конверта. Как вы считаете о каком народе нам расскажет данный конверт и почему вы так считаете. Обучающиеся открывают конверт нужного номера и обсуждают в группах, затем дают обоснованный ответ. Допускается дополнение детьми из других групп. Также прорабатываем другие кейсы. При ответе выводим необходимый слайд 6-10. Вы правильно узнали народы, которые проживают на территории нашей страны. | Обучающиеся в группах обсуждают народность, опираясь на содержание кейса. При ответе обосновывают свой выбор опять с опорой на содержание кейса. |
2.4. Работа с исполь-зова-нием инфор-мационного оборудования | Посмотрите на карту. (слайд 11) Вспомним какие еще народы и народности населяют территорию нашей страны. Назовите национальности детей, обучающихся в нашей школе и классе. По возможности обучающиеся могут поприветствовать на своем языке, или исполнить народную песню. | Обучающиеся называют другие народности. Обсуждение возможных вариантов ответов. |
3. Заключительная часть | Правильно, и все мы проживаем на территории нашей необъятной родины - России. Единство России! Здесь наций немало, Их более сотни! И ТО – не предел! Народы Россия от бед укрывала, А это, известно, могучих удел! Здесь - русские, чукчи, калмыки, татары… Да стоит ли нации все называть? Единство России поём мы недаром – Историю нашу нельзя забывать! Даже в селе небольшом проживают Немцы, марийцы, мордва, чуваши, Наций соседей и знать не желают, Просто им дарят частицу души! Знаю, что мне бескорыстно поможет Друг - молдаванин, товарищ – казах; Пусть злопыхателям сердце не гложет То, что Россия в надёжных руках! Исстари люди вставали заслоном, Если враги Русь пытались сгубить; Было всегда нерушимым законом: Нашей Отчизне свободною быть! Пусть процветает единство России, Пусть все народы, как братья, живут; Только в единстве – великая сила, Сила, что люди Отчизне дают! Екатерина Сидорова Давайте подведем тог нашего занятия. Какой праздник отмечает наша стран 4 ноября? Почему он носит такое название? А какое название дали бы вы этому празднику? Что, по-вашему, единство? | Ответы обучающихся. |
4. Рефлексия | Возьмёмся за руки, и все вместе произнесём слова: Главное - вместе! Главное - дружно! Главное - с сердцем, горящим в груди! Нам равнодушие не нужно! Злобу, обиду прочь гони! Слайд 12 Запомните это чувство единения и сохраните его на всю жизнь. Будьте достойны своих славных предков. Всего вам доброго! | Берутся за руки, образуя круг и произносят речевку. |