«ДЕНЬ РОЖДЕНЬЕ НОВОГОДНЕЙ ЕЛКИ»
МБОУ Одинцовская гимназия №14 г. Одинцово Московской области
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
«ДЕНЬ РОЖДЕНЬЕ НОВОГОДНЕЙ ЕЛКИ»
УЧИТЕЛЬ БИОЛОГИИ КОЗАДАЕВА Л.В.
ОДИНЦОВО 2022 ГОД.
Внеклассное мероприятие относится к экологическому воспитанию школьников, цель которого о духовно-нравственном и общекультурном воспитании обучающихся и ориентирован на формирование у детей чувства доброты, коллективизма, умения делать свой выбор и совершать поступки, основываясь на нравственных ценностях.
Цель мероприятия: экологическое обучение школьников в игровых ситуациях.
Задачи:
Обучающая - значение голосеменных растений в биоценозах и жизни человека.
Развивающая - актерские навыки, работа в группах и работа с школьниками младшего возраста. развивать у детей устную речь, память, внимание, расширять кругозор.
Воспитательная - бережное отношение к природе, ответственность за сохранение органического мира в своем районе.
Планируемые результаты:
Личностные УУД: развитие доброжелательности, любознательности, чувства сопереживания к проблемам жизни животных и растений.
Предметные УУД: учатся анализировать свои действия, формулируют отве-
ты на поставленные вопросы, приобретают опыт работы в группах, получают новые знания о окружающем мире.
Метапредметные УУД: проявляют интерес к новой информации; развивает
навыки сотрудничества с другими участниками коллектива.
Участвуют 7 б класс, школьники младшего звена.
Сценарий
«День рождения новогодней елки»
Действующие лица:
Девочка Наташа
Мама Наташи
Три елки- старшая, средняя, младшая
Лесовичок
Сцена 1.
По лесу гуляет девочка с бабушкой.
Девочка Наташа: Дедушка, посмотри какая елочка! Давай попросим папу срубить ее на новый год. Она такая нарядная, пушистая, а как пахнет хвоей.
Дедушка: Наташа, елочка еще маленькая, но такая красивая. Ее рубить нельзя, она же живая.
Наташа: Ну что ты - елка это растение. Она не говорит, не дышит, не бегает.
Летом мы с тобой срезаем в саду цветы в вазу, ты же не говоришь, что они живые.
Дедушка: Мы с тобой срезаем только цветоносы, а само растение остается живое.
Наташа: Срезаем - значит им не больно. Все равно уговорю папу принести мне елочку из леса. Все, все дедушка давай послушаем, как дятел на березе стучит. Слышишь?
Дедушка: Ну, пойдем потихонечку, чтобы не испугать его.
Сцена 2.
Небольшая скамейка, подушка или большая мягкая игрушка.
Наташа ложиться спать. Засыпает.
Выходят три елки большая, средняя, маленькая.
Большая елка: Вставай, Наташа просыпайся.
Наташа: Зачем, я спать хочу.
Средняя елка: Наташа начинается большой праздник. Просыпайся.
Наташа: Ой, а вы кто?
Елки хором: Мы елки, пришли к тебе в гости.
Наташа: Вы живые или это сон?
Маленькая елка: Мы живые, а сон – не сон после решишь сама.
Мы пришли пригласить тебя на наш день рождения.
Наташа: У вас есть день рождения?
Большая елка: У каждого живущего на Земле есть свой день рожденья. У нас елок он общий. Мы празднуем его все вместе 22 декабря. Ты хочешь побывать у нас на дне рождении?
Наташа: Конечно! С радостью, я очень люблю все праздники!
Средняя: Это мы знаем, поэтому и пришли к тебе с приглашением. Пойдем скорей, ты нам поможешь в приготовлении праздника.
Наташа: Где мое красивое платье?
Маленькая елка: Надень вот – это наш лесной наряд для всех жителей леса. ( белая накидка или пушистая белая мишура)
Наташа: Что это снег? Но я замерзну и заболею!
Маленькая елочка: Нет, не заболеешь. Снег он внутри теплый, согревает все живое.
Наташа надевает накидку из снега: Ой, и правда – очень тепло.
Средняя елка: Ну что? В путь. (Уходят)
Сцена 3.
Лес. Елки. Большой пень как стол, Маленькие пенечки – стульчики.
Большая елка: А вот наш праздничный стол. Присаживайтесь. Нам нужно приготовить подарки для гостей, игры.
Наташа: Вообще-то подарки дарят именинницам. А у вас наоборот?
Средняя елка: Нет, все правильно, Мы, елки, главная защита всего живого и в наш день рождения мы дарим подарки тем, кто заботиться о нас и тому, кто не может без нас жить. Сейчас к нам будут приходить звери, и высказывать свои пожелания.
Наташа: Я не ничего не понимаю. Когда день рождения, то все балуют только тебя. Это не правильное день рождения.
Средняя елка: Подожди. Не спеши. Внимательно смотри и все поймешь.
Выводит на сцену дятел.
Дятел: Здравствуйте уважаемые ели! Мы птицы хотим поздравить вас с наступающим днем рожденья и пожелать вам расти до еще лет 400. Спасибо за укрытие от охотников, ваши елочные лапки спасают нас птиц не только от стрел, но от сильного ветра с дождем. А семена ваших шишек просто объеденье.
Наташа: Вот вам и здравствуйте, они еще и шишки ваши едят, а вы в гости приходите.
Средняя елка: Наташа, ты разве не знаешь, что когда дятел достает семена из шишки то обязательно много семян уронит, а из них вырастут наши детки – елочки.
Маленькая елочка: Спасибо тебе дятел, что бы ты хотел на наш день рожденья увидеть?
Дятел: Снежинок хоровод, над озером, где есть зеркальный лед.
(уходит)
Сцена 4.
Лес. Приходят звери.
Медведь: Дорогие елки с днем рождения вас! С меня на праздничный стол малиновый квас. Помогите елочки, наберите снежку мне на берлогу, а то уснуть в зиму не могу никак. Я под ваши лапками на сон зимний устроился, а снега мало. Плохо мне.
Старшая елка: Хорошо лесной богатырь попросим снега у зимы. К ночи ближе приходи концерт лесной будет.
(Выходит на сцену олень)
Олень: Здравствуйте красавицы елочки. С наступающим вас днем рожденья.
Спасибо за хвою вашу лекарственную, и кору смолистую, только ей и лечусь. Средняя елка: И тебе спасибо на добром слове. Что подарить тебе на день рожденья?
Олень: Веток еловых да липовых, и на том спасибо.
Наташа: Целый вечер шли зверюшки к елкам с подарками и просьбами. Но вот появился….
(Выходит Лесовичок)
Лесовичок: Доброй праздничной ночи, доброго нового года всем.
Елки: Здравствуй хозяин лесной. Проходи гостем будешь.
Лесовичок: Хочу пожелать вам елки, чтоб не тряслись иголки. Чтобы ваши стволы не познали топоры. Чтобы жить до тысячи лет и не знать стихийных бед.
Елки: Спасибо, тебе, Лесовичок.
Наташа: Я все поняла. Без вас не прожить ни маленьким растениям, ни грибам и зверям и даже ни жукам. Одних вы защищаете от холода, других от палящего солнца, третьих кормите и лечите, а четвертых просто нянчите. НО ПОЧЕМУ У ВАС у всех день рожденье в один день, да еще перед новым годом.
Старшая елка: Ты правильно подметила Наташа, что до Нового года. Потому что не все к нашему горю смогут встретить новый год.
Наташа: Почему не все?
Старшая елка: Живут на нашей планете люди, которые очень любят отмечать праздник Новый год. И к этому празднику украшают свои жилища - нами елками. Срубают сами маленькие, самые красивые. Помнишь, ты на прогулке увидела елочку - она тебе понравилась. Сегодня у нее будут больше всех подарков, так как она уйдет от нас навсегда.
Наташа: Нет, нет, я не хочу ее рубить, пусть она растет на радость всем вместе с вами.
Маленькая елочка: Я так рада, что все Наташа поняла. Спасибо тебе. На следующий год я буду выше, стройней и пушистей, а опять буду встречать с сестрами день рожденья.
Наташа: Так это ты?
Маленькая елочка: Да, это я.
Наташа: А можно я подарю тебе подарок завтра. Придем с дедушкой, и я его принесу. Это очень красивый фонарик.
Маленькая елочка: Спасибо тебе, ты уже подарили мне - ЖИЗНЬ.
Лесовичок: Ну – ка весь честной народ - встретим елок хоровод.
Напечём пирогов и блинницу нашей елке имениннице!
И подарков целый воз люд лесной тебе принес!
(ВСЕ дарят подарки елкам)
Лесовичиок: Дорогие ребята, давайте теперь разомнемся, поиграем. Елки вам слово.
Елка старшая: Приглашаем на помощь ведущих – стражников нашего леса.
( Выходят два мальчика)
Ведущий 1
Дорогие ребята! Сегодня вы многое узнали о жизни елок, поэтому наши игры сегодня не только праздничные новогодние, но и экологические жизненные.
Я вам предлагаю первую игру.
( два конверта с отдельными словами)
Давайте поделимся на две команды. Каждой команде я даю конверт со словами, из которых нужно составить пословицу. Побеждает та команда, которая первая правильно определит пословицу.
ЕСТЬ ХЛЕБА КАРАВАЙ, ТО ПОД ЕЛЬЮ РАЙ.
ОТ ЕЛИ ТОЛЬКО ЕЛЬ И РОДИТСЯ.
ЕЛЬ, СОСНА — ТЕ ЖЕ ДРОВА; ОЛАДЬИ, БЛИНЫ — ТА ЖЕ ЕДА. ЕЛЬ — НЕ СОСНА: ШУМИТНЕСПРОСТА.
ПЕРЕЛЕТНЫЙСОЛОВЕЙ: ТО НА СОСНУ, ТО НА ЕЛЬ.
Ведущий 2
Следующая игра направлена на ваше чуткое ухо и ловкие пальцы. У каждой команды коробка с нитями дождя. Игроки от команды, по очереди должны нанизать – завязать, как можно больше дождинок на веревку за одну минуту.
Ведущий 2
Помните ребята, что лес и елки задерживают снег на земле, а значит, сохраняют почву от промерзания.
Ведущий 3
Следующая игра. Перед вами два ларца с конфетами за правильные ответы и два с вопросами. По очереди каждый игрок из команды берет вопрос и на него отвечает. За правильный ответ получает конфеты.
1. Определите где иголки ели, где сосны. (два конверта с иголками)
2. Кто любит влажную почву из глины ель или сосна?
3. Кто растет на полусухой влажной песчаной почве?
4. У кого веки растут от земли: у ели или сосны?
5. Среди хвойных растений есть растение с ягодошишкой?
6. Что больше всего боится ель при своей жизни?
7. Что больше всего боится сосна при своей жизни?
8. У какого хвойного дерева опадают иголки зимой?
Ведущий 4
Знаете ли вы такие слова из песни: У леса, на опушке жила……?
Давайте сейчас наткем полотна для защиты ели зимой. Я приглашаю по четыре игрока из каждой команды. Вот вам серебряный дождь. Попробуйте переплести нити, чтобы у вас получилось полотно. Побеждает лучший.
Ведущий 1
В этой игре участвует вся команда. У каждой команды в наличии в коробочке имеется «ладошки» - веточки елки. Кто быстрее и красивей соберет елку на доске, тот и победил. Сейчас посовещайтесь, и по моей команде начнем. Три – четыре. ( Заранее вырезаются из цветной бумаги контуры обведенных ладоней человека. К каждой ладошке прикрепляется канцелярская скрепка. Елка формируется на магнитной доске. Вариант второй – ватман и клеящий карандаш.)
Ведущий 2
А вот ребята иголки нашей елки и сосны. Каждой команде мы даем одинаковое количество иголок и сосны и ели. В одной руке иголка сосновая в другой еловая. Как вы их будете держать ваша дело. По команде каждый из команды, построенной в шеренгу, подбегает к шарикам и при помощи иголки его лопает. У кого больше лопнувших шаров, тот и победил.
Ведущий 3
Сейчас команды получат пословицы и крылатые выражения. В строках спрятано слово, ЕЛЬ, буквы идут друг за другом. При помощи карандаша вы выделяете слово ЕЛЬ. Кто за определенное время найдет больше слов, тот и победил. У вас три минуты.
:: Я ЕЙ ТОЛКУЮ О СЕЛЬСКОМ ДЕЛЕ, А ОНА: ПИРОГИ ПОДГОРЕЛИ.
:: ВНИМАТЕЛЬНЫЙ СЛУШАТЕЛЬ ВДОХНОВЛЯЕТ ОРАТОРА.
:: ЯЗЫК ГОВОРЯЩЕГО НЕЛЬЗЯ СХВАТИТЬ.
:: ЯЗЫК НАШ — ВРАГ НАШ, А РОТ — ГУБИТЕЛЬ.
:: ЧЕГО НЕЛЬЗЯ, ТОГО И ХОЧЕТСЯ.
:: ЯЗЫК ОБСТОЯТЕЛЬСТВ ЯСНЕЕ ЯЗЫКА СЛОВ.
:: ВО СВЯТОЙ ЧАС, ДА В АРХАНГЕЛЬСКИЙ! В ДОБРЫЙЧАС!
:: ВОДА И МЕЛЬНИЦ УЛОМАЕТ.
:: ШМЕЛЬ ПРОСКОЧИТ, А МУХА УВЯЗНЕТ .
:: ШМЕЛЬ НА АРОМАТ ЦВЕТКА ЛЕТИТ.
:: ЧУЖОЙ ДУРАК — ВЕСЕЛЬЕ, А СВОЙ — БЕСЧЕСТЬЕ.
:: ЧЕГО НЕЛЬЗЯ, ТОГО НЕЛЬЗЯ.
Ведущий 4
А теперь отгадываем загадки по елку. Игроки поднимают руки. Кто быстрей догадался и дал верный ответ, та команда получает балл.
Я прихожу с подарками, блещу огнями яркими, нарядная, забавная, на Новый год я главная.
(Елка)
Что же это за девица: не швея, не мастерица, ничего сама не шьет, а в иголках круглый год.
(Елка)
Ну и платье! Сплошь иголки. Носят это платье...
(Елки)
Ведущий 4
Давай еще раз повторим игру по составлению пословиц. Каждой команде я даю конверт со словами, из которых нужно составить пословицу. Побеждает та команда, которая первая правильно определит пословицу.
1. Перед Новым годом - елка, после Нового года - палка.
2. Какая палка - не мечтает стать ёлкой в Новый год!!!
Старшая елка.
Ребята вот и закончился наш праздник, пора и честь знать. А вам в новом году удачи, счастья, здоровья, отличных оценок.
И еще берегите нас - ваших елок.