Тренинг «Космическое путешествие на планету Дружба»
Тренинг
Космическое путешествие на планету «Дружба»
Тренинг предназначен для детей младшего и старшего школьного возраста.
Цель тренинга: сплочение детского коллектива.
Задачи тренинга:
1. Формирование положительного настроя в коллективе;
Формирование взаимопонимания между детьми;
Развитие коммуникативных навыков у детей;
Создать у детей чувства принадлежности к коллективу;
Развитие дружеских качеств детей.
Количество участников: 15 – 18 человек.
Продолжительность тренинга 2 часа.
Ведущий:
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами совершим интересное и захватывающее космическое путешествие по разным планетам. Мы посетим с вами планету «Хорошее настроение», где вы сможете зарядиться позитивными эмоциями, потом на космическом воздушном шаре полетим на планету «Взаимопонимания», где вы научитесь находить компромиссы в решении трудных ситуациях, а также лучше понимать друг друга, затем планету «Общение», и в конечном итоге, мы побываем на планете «Дружба», где и закончиться наше путешествие.
Сейчас вы с планеты «Земля» отправитесь на планету «Хорошее настроение», там вас будет ждать космический волшебный шар. Но для этого вам нужно будет совершить магию. Магия будет заключаться в следующем:
«Магия слов»
Сейчас вы рассчитаетесь на "первый-второй", а затем образуете пары, в которых есть один "первый" и один "второй" номер. Затем закройте глаза и представьте себе пятибалльную шкалу. Найдите на ней ваше настроение в данную минуту. Отметьте его для себя, запомните, что это за цифра. Далее задание "первым" номерам: повернитесь к своим партнерам по паре, и сделать в их адрес несколько положительных высказываний, которые положительно настроят вас на предстоящую поездку. Например: "я очень рад, что мы с тобой в одной паре", "у тебя очень приятный голос", "мне нравится твое имя", "ты сегодня очень красивая", "у тебя очаровательная улыбка" и т. д. Затем поменяйтесь местам, и пусть пожелания скажут уже "вторые" номера. Теперь опять закройте глаза, и отметить на пятибалльной шкале свое настроение. Результаты "до" и "после" необходимо сравнить.
Замечания:
1. Играть рекомендуется с детьми не младше 10-12 лет.
2. Обязательным условием должно быть активное участие каждого игрока. 3. Можно дать минуту на обдумывание своего высказывания.
4. Не говорите детям, что нужно сказать комплимент друг другу, - положительное высказывание гораздо более широкое и емкое понятие.
Время 5- 7 минут.
Отлично, магия сработала, теперь мы на планете «Хорошее настроение». Давайте сядем в космический воздушный шар (дети садятся в круг).
Вы отправляетесь на планету «Взаимопонимание», ваш шар поднялся уже на высокую отметку. Наша Земля становится все меньше и меньше, вот теперь ее уже не видно. Но вдруг произошло непредвиденное – в оболочке воздушного шара по неизвестным причинам образовалось отверстие, через которое выходит газ, заполнявший оболочку. Шар начинает стремительно снижаться. Хорошо, что до нашей планеты осталось совсем чуть - чуть. Сейчас были выброшены за борт все мешки с балластом (песком), которые были припасены на этот случай в гондоле воздушного шара. На некоторое время падение замедлилось, но не прекратилось.
Вот перечень предметов и вещей, которые остались в корзине шара:
№ | Наименование | Вес |
1 | Канат | 50м |
2 | Аптечка с медикаментами | 5 кг |
3 | Компас | 6 кг |
4 | Консервы мясные и рыбные | 20кг |
5 | Секстант (это навигационный измерительный инструмент) для определения местонахождения по звездам | 5 кг |
6 | Винтовка с оптическим прицелом и запасом патронов | 25 кг |
7 | Конфеты разные | 20 кг |
8 | Спальные мешки (по одному на каждого члена экипажа) | |
9 | Ракетница с комплектом сигнальных ракет | 8 кг |
10 | Палатка 10-местная | 20кг |
11 | Баллон с кислородом | 50кг |
12 | Комплект географических карт | 25 кг |
13 | Канистра с питьевой водой | 20л |
14 | Радиоприемник | 3 кг |
15 | Лодка резиновая надувная | 25 кг |
Слушайте внимательно!!!
Перед вами список с оставшимися вещами.
Вам необходимо всей командой принять коллективное решение, в какой последовательности вы будете выбрасывать эти вещи. На чистый лист напиши те предметы, которые вы решили выбросить в первую очередь, то есть наименее важные для вашей команды. Помните, что если вы принимаете выбросить какой-то предмет, то вы его выбрасываете целиком!
Помните!
Высказать свое мнение может любой член экипажа, НО КОНЕЧНОЕ РЕШЕНИЕ ПРИНИМАЕТ ВСЯ КОМАНДА.
На принятие решения у вас есть строго 10 минут и не минутой больше!!
Я желаю вам успешной работы. Главное – удачно приземлиться.
Время пошло.
Если группа сумела принять все 15 решений при 100 %-ном голосовании, надо поздравить участников и попросить их подумать над причинами успешного выхода из столь критической ситуации.
Если они не смогли принять за отведенное время все 15 решений, то ведущий объявляет, что экипаж разбился, и просит подумать над причинами, которые привели к этой катастрофе
Обсуждение:
Трудно ли было принимать коллективно решение?
Какие качества, по – вашему мнению, помогали принимать решение?
Время на игру: 20 – 25 минут.
Ребята, вы потерпели крушение на планете «Взаимопонимание». Хотите научиться понимать друг друга?? Хотите научиться видеть друг друга с помощью говорящих и молчащих зеркал?
2. «Молчащее и говорящее зеркало»
Ведущий:
Игра начинается с жеребьевки. Сейчас вам раздадут карточки. Среди этих карточек есть одна карточка со словом «игрок», одна со словом «молчащее», и одна со словом «говорящее». Кому попались данные карточки встаньте и выйдете из круга. Остальные ребята, кому попались пустные карточки – располагайтесь в линию, спиной к зеркалам. Теперь тот, кому попалась карточка со словом «игрок» встает спиной к остальным детям. Напротив «игрока» встают двое, у которых карточки «молчащее» и «говорящее». Задача «игрока» угадать человека, который будет стоять позади него. Этот человек должен стоять молча, без шума, не двигаясь. Задача зеркал: сначала показывает «молчащее» зеркало – оно может объяснять человека только при помощи жестов, мимики и различных движений, без слов. Если «игрок» не угадывает по «молчащему» зеркалу в игру включается «говорящее» зеркало – оно может рассказывать о человеке, все что про него знает, но называть его имя и пол не имеет права. После того, как «игрок» угадывает человека, начинается новая игра. Чем больше людей побывает на месте «игрока», тем быстрее мы с вами закончим и отправимся на следующую планету.
Время 15 – 20 минут.
Благодаря тому, что вы правильно выполнили это задание, мы с вами отправляемся на следующую планету под названием «Общение».
Игра «Цветные королевства»
Ребята, сядьте в круг и послушайте историю, которая произошла на планете «Общение».
На это планете существовали два королевства – Синее и Зеленое. Эти королевства были добрыми соседями. В столице каждого из них стоял дворец. В каждом дворце находились король и королева принц и принцесса, главный министр, фрейлина, начальник стражи, повар, садовник, астролог и другие, важные и не очень, персоны. Легко догадаться, что в Синем королевстве у всех жителей костюмы были синего цвета, а в Зеленом — только зеленого. Да и другие вещи в этих королевствах были соответствующих цветов. В остальном же никаких различий между королевствами не было. Даже внешне король Синего королевства был очень похож на короля Зеленого королевства, и если бы не цвет одежды, их легко было бы спутать. Однажды злая волшебница наслала на оба королевства ужасный ураган. Он был такой силы, что всех жителей, словно легкие перышки, разметало по сказочному миру. Когда ураган, наконец, затих, жители не могли понять, в каком из королевств — Синем или Зеленом — они оказались. Волшебный ураган не только все перемешал, но и лишил людей возможности различать цвета, поскольку все оказалось покрыто толстым слоем пыли. Страшнейший грохот, сопровождавший ураган, на время оглушил жителей, и они ничего не слышали. Однако всем жителям очень хотелось вернуться к своим привычным обязанностям. Ведь каждый из них помнил, кто он и в каком королевстве жил, но понятия не имел, кто находится рядом с ним.
Инструкция:
Представьте себе, что вы оказались на месте жителей этих королевств. Давайте попробуем разрешить возникшую перед ними проблему. Вы хотите помочь жителям этих королевств? Тогда вам надо сыграть в одну очень интересную игру. Есть одно самое главное правило этой игры – ВО ВРЕМЯ ТОГО, КАК ВЫ БУДЕТЕ ИГРАТЬ, РАЗГОВАРИВАТЬ КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ!!! Всем понятно???? Тогда всё, игра началась, вы перестаете общаться между собой с помощью слов, должна быть абсолютная тишина.
Сейчас вы по очереди вытянете карточку и узнаете, какая роль досталась вам в нашей игре — повара или, скажем, главного министра. Цвет надписи на карточке подскажет, к какому королевству вы относитесь. Важнейшее условие — никому не показывайте свою карточку! Посмотреть карточки можно только по моей команде.
Ведущий. Теперь, когда карточки находятся у вас, приготовьтесь... Одновременно поднимите карточки, посмотрите, что там написано, и сразу снова положите их “рубашкой” вверх.
Слева от меня (ведущий показывает) будет располагаться от меня будет располагаться Синее королевство, справа – Зеленое.
Ваша задача:
Найти свое королевство по цвету, но помните разговаривать нельзя, шептаться нельзя, нельзя показывать пальцем на цвет (остальными частями тела можно), нельзя рисовать цвет королевства в воздухе. Искать нужно с помощью жестов, мимики, различных движений и, конечно же, с помощью вашей логики.
Теперь, вы нашли свое королевство по цвету. Сейчас вам нужно решить последнюю задачу.
Вы видите на плакате расположение персонажей в шеренге. Ваша задача, молча, без слов, расположиться в данной последовательности. То есть…слева направо 1. начальник стражи, 2. король, 3. королева и.т.д.
После того как обе шеренги выстроятся друг против друга, ведущий предлагает игрокам предъявить доставшиеся им карточки и назвать свою роль. Тем самым выявляется успешность (или неуспешность) выполнения задания.
Затем организуется обсуждение по следующим вопросам:
• Что помогло вам найти свое место?
• Какие трудности возникли и как вы их преодолевали?
• Какие способы взаимодействия с другими участниками вы использовали?
• Кто, по вашему мнению, нашел удачный способ договориться без слов?
• Удалось ли кому-то, не нарушая правила, достаточно легко справиться с трудностями?
Время 40 минут.
Наконец, мы с вами добрались до последней планеты, которая называется «Дружба». Сядьте в круг и послушайте меня внимательно:
На планете «Дружба» существуют некоторые правила:
1. Друга ищи, а найдешь, береги.
2. Нос задирать – друзей потерять.
3. Прислушивайся к мнению друга, когда что-то делаете вместе.
4. Умей договориться с друзьями.
5. Умей поделиться с друзьями хорошим настроением.
6. Не радуйся неудачам друга, лучше приди на помощь в трудную минуту.
Давайте познакомимся с понятием «дружба».
Ведущий начинает задавать вопросы детям.
Вопросы для обсуждения:
- Как вы понимаете слово «дружба»?
- Кто такой друг?
- Что значит «дружить»?
- Есть ли определённые правила дружбы?
- «Друг», «приятель», «товарищ» - одно ли значение у этих слов?
В конце нашего путешествия, я предлагаю вам создать свод законов дружбы для вашего коллектива. Придумайте и запишите их на этом листе. В дальнейшем следуйте данным законам.
Примерные законы:
1. Помогай другу в беде.
2. Умей с другом разделить радость.
3. Не смейся над недостатками друга.
4. Останови друга, если он делает что-то плохое.
5. Умей принять помощь, совет, не обижайся на критику.
6. Не обманывай друга.
7. Умей признать свои ошибки, помириться с другом.
8. Не предавай своего друга.
9. Относись к своему другу так, как тебе хотелось бы, чтобы относились к тебе.
Теперь завяжите законы ленточкой и пусть этот свод храниться в вашем коллективе.
Всем спасибо!!! Наше путешествие закончилось на планете «Дружба»!!!.