Конспект занятия для детей старшего дошкольного или младшего школьного возраста «Закат»
Конспект занятия для детей старшего дошкольного или младшего школьного возраста «ЗАКАТ»
Картина «Закат».
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ: 40 минут
ВОЗРАСТ: 6–7 лет
ЦЕЛЬ
Сформировать интерес и желание создавать живописные картины из пластилина на заданную тему в техниках «пластилинография» и «рельефная лепка».
ЗАДАЧИ
• Продолжать формировать умения работать с пластилином в техниках «пластилинография» и «рельефная лепка».
• Закреплять представления о понятиях «фон», «силуэт», «плоское и рельефное изображение».
• Развивать творческие способности, чувство цвета, чувство композиции.
МАТЕРИАЛЫ
Набор РАСТИпласта, дощечка для лепки, цветной картон А6, карандаш, бумажные салфетки, иллюстрации заката, репродукции (А. К. Саврасов. «Закат». 1862, А. К. Саврасов. «Закат над болотом». 1871, А. А. Рылов. «Закат». 1917, А. И. Куинджи. «Закат». 1890). Почему я выбрала РАСТИпласт описано в моей статье.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Введение в тему. Беседа
Дети стоят перед педагогом.
– Ребята, посмотрите, какое красивое небо на этих картинах. Как называется такое явление природы? Закат – это когда солнце заходит за горизонт, его уже не видно, оно не освещает предметы вокруг, поэтому они становятся темными, мы видим лишь их силуэты. Во время захода солнца его лучи освещают небосвод, окрашивая его в разные тона красного, бордового, желтого, оранжевого, фиолетового цветов. Получается очень красиво. И это вдохновляет художников на создание картин.
– Чем можно нарисовать закат?
Исследование
Педагог показывает образец, обращая внимание детей на материал и технику лепки, дает потрогать.
– Посмотрите, на этой картине изображен закат? Из чего выполнена эта картина? Что здесь является фоном? Да, и небо, и море нарисовано пластилином. Потрогайте, фон гладкий, цвета плавно перетекают из одного в другой, как будто, это нарисовано красками. Силуэты каких предметов мы видим на фоне заката? Потрогайте. Маяк слеплен из пластилина. Мы его можем пощупать. Это рельефное изображение, такое изображение, которое можно потрогать, но только с одной стороны.
Постановка учебной задачи, объяснение
– Ребята, предлагаю и вам создать собственную картину и нарисовать закат пластилином. Что может быть фоном на такой картине? (Небо и море, только небо, небо и горы, небо и пустыня и т. п.) Какие силуэты можно изобразить на фоне заката? (Деревья, корабли, здания и т. п.).
Педагог объясняет последовательность работы, задает вопросы о технике выполнения.
– Сначала надо придумать сюжет будущей картины, что на ней будет изображено. Затем решить, как лучше положить лист картона: горизонтально или вертикально. При необходимости можно сначала нарисовать эскиз карандашом.
– Начинать работу следует с фона. Для этого надо размазывать пластилин тонким слоем, получая новые оттенки цветов и добиваясь интересных переходов из одного цвета в другой. Какие цвета пластилина можно использовать для изображения заката? Какими способами можно получить новые оттенки пластилина? (Сначала смешивать куски пластилина, затем размазывать его по картону или смешивать пластилин прямо на картоне.)
– После того как фон будет готов, надо изобразить темные силуэты на переднем плане. Как делают рельефное изображение?
Самостоятельная практическая деятельность детей
– Ребята, садитесь на свои места. Придумайте, что вы хотите изобразить на картине.
Педагог способствует тому, чтобы дети самостоятельно придумывали сюжет картин, задавая вопросы.
– Что можно изобразить на фоне неба и моря, неба и поля, на фоне неба в большом городе и т. п.? На каком фоне можно изобразить ель, слона, избушку и т. п.?
Формат картона для картины зависит от опыта детей и продолжительности занятия. Можно предложить на выбор картон разной формы (квадрат, овал, прямоугольник). Детям, которые быстрее остальных справились с заданием можно предложить слепить рамку для картины.
Рассматривание детских работ, рефлексия
Дети раскладывают картины в месте для демонстрации творческих работ.
– Ребята, посмотрите, какие красивые картины у вас получились! Чем вы их выполнили? Какие техники лепки вы использовали? Какая тема у ваших картин? Тема одна, а картины получились разные, почему?
– Что является фоном на этой картине? Покажите работы, на которых фоном является небо и горы, только небо и т. п.? Почему на ваших картинах такое яркое разноцветное небо? Как вы этого добились? Почему все предметы на картине темные? Какие еще картины вы хотели бы сделать с помощью пластилина?
Аксёнова Анна Андреевна, дошкольный педагог-психолог, методист
Пермякова Ольга Анатольевна