Авторское методическое учебное пособие «Диагностика будущих первоклассников»
Авторское методическое учебное пособие:
«Диагностика будущих первоклассников»
Кузнецова Светлана Ивановна,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 9 им. А.Я.Ломакина
п.Виноградный,
Анапского района, Краснодарского края
Актуальность
Начало школьного обучения и в сознании педагогов, и в сознании родителей первоклассника традиционно связано с проблемой готовности. Вопросы, связанные с проблемой готовности особенно актуальны сейчас, когда перед каждым учителем стоит задача настроить процесс обучения на достижения не только предметных, но и метапредметных образовательных результатов (УУД). Такая «настройка» предполагает усиление внимания к каждому ребёнку, его индивидуальным возможностям, уровню стартовой готовности.
Данное методическое пособие представляет диагностику, позволяющую выявить уровень готовности будущих первоклассников к школьному обучению и индивидуальные особенности их деятельности, общения, поведения, психических процессов, которые необходимо будет учесть в ходе обучения;
- по возможности компенсировать возможные пробелы и повысить школьную готовность, тем самым провести профилактику школьной дезадаптации;
- выработать стратегию и тактику обучения будущего первоклассника с учетом его индивидуальных возможностей, обеспечить решение задачи оптимизации личностного развития обучающихся.
Цель работы: изучение особенностей готовности ребёнка к школьному обучению для последующего учёта при организации и проведении развивающей и коррекционной работы.
Условия эффективности диагностики
Диагностика позволяет установить:
Уровень владения основными компонентами деятельности (восприятием цели, планированием деятельности, выбором средств для её достижения, выполнением деятельности в соответствии с поставленной целью, самоконтролем.
Интеллектуальную готовность: элементарное владение мыслительными механизмами (анализом, синтезом, сравнением, обобщением); способность к использованию знаний и умений в новых условиях; умение переключаться с одного найденного решения на поиск другого;
Фонетический слух, перекодирование, графические навыки, представление о счёте, упорядочивании, геометрических фигурах
Диагностика проводится учителем начальных классов как индивидуально так и группой. Обязательным условием успешного проведения педагогической диагностики является переход педагога с позиции обучающего на позицию человека, проводящего диагностику. Это неизбежно влечет за собой изменение его деятельности. Если в процессе повседневной работы основная цель – научить, добиться правильного ответа в данный момент, то в процессе проведения диагностики – получить достоверные данные о состоянии готовности ребенка к школе.
При проведении индивидуального обследования следует придерживаться следующих правил.
1. На столе для ребенка должны быть заранее подготовлены необходимые для обследования листы, набор цветных карандашей, простой карандаш.
2. Дети приглашаются в класс без родителей (законных представителей). О том, что работа будет проводиться таким образом, необходимо предупредить родителей (законных представителей) заранее.
3. Задания проговариваются достаточно громко, в ровном и спокойном темпе. Можно повторить текст задания, если вы явно видите, что ребенок вас не понял, но нельзя отклоняться от текста. Никаких слов "от себя" добавлять не нужно.
4. На выполнения каждого задания 1-2 минуты. В процессе выполнения заданий не торопите детей. После выполнения каждых 10 заданий рекомендуется проведение физкультминутки.
5. Общая продолжительность индивидуального обследования не должна превышать 35 минут.
6. Во время работы важно поддерживать доверительную, доброжелательную атмосферу, не высказывать своего недовольства неправильными действиями ребенка, не указывать на ошибки, не выносить оценочных суждений, чаще говорить слова: "Очень хорошо!", "Ты молодец!", "Я вижу, у тебя все замечательно получается"
Результативность опыта
Диагностика оценивалась тремя уровнями: сформирован (высокий), в стадии формирования (средний), не сформирован (низкий).
Проделанная работа даёт положительный эффект, так как при проведении такого тестирования, результаты исследования показали, что какой- то % детей имеют базовый уровень готовности к школе, есть % детей, которые показали низкий уровень готовности. Данные дети могут быть педагогически запущенными, с ограниченными возможностями развития, либо с другими проблемами. В развитии инструментальных навыков таких детей необходимо опираться на знания специальной педагогики и советы специалистов.
Полученная информация может быть использована учителем для того, чтобы:
создать психолого-педагогические предпосылки для развития универсальных учебных действий и, соответственно, выхода на качественные метапредметные и личностные образовательные результаты к окончанию начальной школы;
обеспечить эмоционально комфортную образовательную среду для каждого ребёнка за счёт планирования темпа прохождения и уровня сложности программы;
скорректировать формы и методы обучения класса в целом с учётом уровня готовности по отдельным блокам умений;
спланировать индивидуальную педагогическую работу с каждым ребёнком;
в случае необходимости получить консультацию по вопросам обучения детей у профильных специалистов (психологов, дефектологов).
Инструкция проведения.
Арифметика. Числа и вычисления.
Задание № 1
У Кати был день рождения. На рисунке про свой день рождения она изобразила торт со свечками. Посчитай свечки и напиши это число в рамочке или поставь точки.
Задание № 2
Отсчитай с начала ряда семь мишек и проведи карандашом вертикальную черту.
Найди и обведи четвёртого и предпоследнего мишку.
Задание № 3
Найди на часах цифру 5 и обведи ее .
Задание № 4
Дорисуй в ряд еще два шарика. Посчитай, сколько всего стало шариков и запиши это число в рамочке.
Арифметика. Величины.
Задание № 5
Поставь галочку в рамке под самым длинным карандашом.
Задание № 6
В задании изображены две корзины с яблоками. Поставь галочку в рамке под корзиной, где яблок больше.
Задание № 7
-В корзине было 2 яблока. Положили ещё 1 яблоко. Сколько яблок стало. Нарисуй столько же кружков. (Текст задачи можно повторить).
-У Маши было 6 карандашей. Она подарила Пете 2 карандаша. Сколько у неё осталось. Нарисуй столько же квадратов. (Текст задачи можно повторить).
Пространственные отношения
Задание №8
«Задание вы будете выполнять на клетчатой части своего листа (указывается место для выполнения задания). Найдите на клетчатом поле черную клеточку.
1. Возьмите красный карандаш, отсчитайте от черной клеточки вправо четыре клеточки и пятую закрасьте красным карандашом.
2. Возьмите синий карандаш. От красной клетки отступите вниз на две клеточки и третью закрасьте синим карандашом.
3. Возьмите зеленый карандаш и клеточку, расположенную слева от синей, через одну клеточку от нее, закрасьте зеленым карандашом.
4. Возьмите желтый карандаш. Отсчитайте от зеленой клетки вверх пять клеток и шестую закрасьте желтым карандашом».
Задание №9
Нарисуй круг слева от куклы. Нарисуй треугольник под куклой.
Работа с данными
Задание № 10
Закрась красным карандашом столько кружков, сколько ножек у муравья.
Обучение грамоте.
Задание № 11
Найди букву К и раскрась ее.
Чтение и развитие речи
Задание № 12
Соедини изображением тех животных, название которых начинается с буквы, расположенной в центре.
Задание № 13
«Посмотрите на эти картинки. Видите, под ними есть небольшие кружочки. Вам нужно самостоятельно назвать каждую картинку и, если в названии картинки есть звук [с], зачеркнуть кружок под ней. На первой картинке – солнце. В слове солнце есть звук [с], значит, нужно зачеркнуть кружок. А теперь приступайте к самостоятельному выполнению задания».
Задание № 14
«Вы видите домик с тремя окошками и рядом с ним – картинки. Каждое окошко – звук в слове. Назовите тихонько все картинки и подумайте, в каком слове три звука. Эту картинку соедините стрелкой с домиком».
Окружающий мир. Природа.
Задание № 15 .Рассмотрите эти два рисунка.
На одном из этих рисунков нужно нарисовать белочку. Подумайте, на каком рисунке ты бы ее нарисовал. От белочки к этому рисунку проведите карандашом линию.
Задание № 16
Перед вами фотографии, где изображена природа в разное время года. Какое время года наступит после осени? Найди такую фотографию и поставь галочку в рамке под ней.
Определение степени "школьной зрелости" по тесту Керна – Ирасека
Цель: выявить уровень психического развития ребенка, развитие его глазомера, способности к подражанию, степень сформированности тонких двигательных координаций.
Инструкция. Все три задания методики направлены на определение развития тонкой моторики руки, координации движений и зрения. Все это необходимо для того, чтобы ребенок в школе научился писать. Кроме того, с помощью этого теста в общих чертах можно определить интеллектуальное развитие ребенка, умение подражать образцу и способность к сосредоточенности, концентрации внимания. Время на выполнение каждого задания не ограничено, не торопите ребенка, пусть он покажет все, на что способен. При выполнении данного теста помощь оказывать запрещается. Если ребенок не может высидеть выполнение всех заданий, за время выполнения теста встает, убегает, машет руками и т.п., это может говорить о незрелости эмоционально-волевой сферы.
Задание № 17
Здесь нарисованы точки. Попробуй сам (сама) нарисовать такие же справа части ” (показать, где).
Примерные критерии оценки задания 17 (срисовывание группы точек).
1 балл – точное воспроизведение образца. Нарисованы точки, а не кружки. Соблюдена симметрия фигуры по горизонтали и вертикали. Может быть любое уменьшение фигуры, увеличение же возможно не больше чем вполовину.
2 балла – возможно незначительное нарушение симметрии: одна точка может выходить за рамки столбца или строчки. Допустимо изображение кружков вместо точек.
3 балла – группа точек грубо похожа на образец. Возможно нарушение симметрии всей фигуры. Сохраняется подобие пятиугольника, повернутого вверх или вниз вершиной. Возможно меньшее или большее количе¬ство точек (не менее 7, но не более 20).
4 балла – точки расположены кучно, их группа может напоминать любую геометрическую фигуру. Величина и количество точек несущественны. Другие изображения, например линии, недопустимы.
5 баллов – каракули.
Задание № 18
Посмотри, что здесь написано. Ты еще не умеешь писать, поэтому попробуй это перерисовать. Хорошенько посмотри, как это написано, и (показать, где) напиши так же "На столе ваза."
Примерные критерии оценки задания 18.
1 балл – срисованную ребенком фразу можно прочитать. Буквы не более чем в 2 раза больше образца. Буквы образуют три слова. Строка отклонена от прямой линии не более чем на 30 градусов.
2 балла – предложение можно прочитать. Буквы по величине близки к образцу, их стройность – необязательна.
3 балла – буквы должны быть разделены не менее чем на 2 группы. Можно прочитать хотя бы 4 буквы.
4 балла – с образцом схожи хотя бы 2 буквы. Вся группа имеет еще видимость письма.
5 баллов – каракули.
Задание № 19
Рисование фигуры человека.
Задание «Нарисуй какого-нибудь дядю так, как ты умеешь». Никаких дополнительных уточнений делать не надо. Помощь или исправление ошибок недопустимы.