Диагностика сформированости синтаксических обобщений у обучающихся с нарушением интеллекта
Умение правильно строить свою речь, правильно и грамотно строить предложения является залогом общения и дает возможность понятно донести свою мысль до окружающих. Несформированность такой стороны речи как грамматический строй речи, а в частности такая её часть как синтаксис приводит к проблемам связанным с обучением языку, так как нарушается процесс порождения и воспроизведения речевого высказывания, его формально-лингвистической и содержательной структуры.
Грамматический строй речи – это система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Формирование грамматического строя происходить только при определенном уровне когнитивного развития и при участии такого фактора развития грамматического строя языка как анализ речи окружающих, выделение общих правил грамматики, затем обобщение правил и использование их в собственной речи.
В современном мире перед педагогом стоит большая задача заключающаяся в выявлении отклонений от нормального развития грамматического строя речи и понимание закономерностей становления речи в норме и патологии. Это связано с возрастной закономерностью нервной деятельности ребенка и сложностью грамматической системы русского языка. В связи с чем грамматический строй формируется постепенно. Поэтому при обнаружении речевых отклонений у детей, необходимо начинать логопедическую работу как можно раньше.
Недоразвитие у детей морфологических и синтаксических обобщений, несформированность языковых операций, в процессе которых происходит грамматическое конструирование, выбор определенных языковых единиц и элементов приводит к нарушению грамматического строя речи.
В современной логопедии особую значимость приобретает проблема сложного дефекта, в структуре которого нарушения речи сопровождаются другими отклонениями психического развития. В связи с этим, одним из актуальных вопросов логопедии является проблема нарушений речи у детей с интеллектуальными нарушениями.
Нарушения интеллекта являются, результатом органического поражения головного мозга и представляют собой специфическое состояние, когда интеллектуальное развитие ребенка ограничивается определенным уровнем функционирования центральной нервной системы.
Дети с нарушениями интеллекта характеризуются нарушением правильного формирование познавательных, психических процессов, ухудшением восприятия, памяти, словесно-логического мышления, речи. Таким детям трудно социально адаптироваться и проявлять интерес к какой-либо деятельности. У многих из них нарушается физическое развитие, появляются проблемы с артикуляцией, двигательной моторикой.
Для обучающихся с интеллектуальными нарушениями характерны трудности при запоминании и усвоении учебного материала. И даже однообразные, многократные повторения не улучшают продуктивность запоминания.
Мышления умственно отсталого ребенка характеризуется слабой способность к обобщению, трудностью в понимании смысла любого явления, для таких детей характерно наглядно-действенное мышление, что приводит к не понимают простых текстов, которые содержат причинные, временные зависимости, опусканию главных частей при пересказе текста, изменение смысловой последовательности событий, трудности в установлении причинно-следственных связей.
У детей с интеллектуальными нарушениями имеется существенное преобладание пассивного словаря над активным, Словарный запас таких детей беден и ограничивается обиходно-бытовой тематикой, преобладают существительные с конкретным значением. Такие дети понимают значительно большее количество слов, чем сами употребляют в своей речи. Некоторые грамматические категории, например такие которые обозначают абстрактные понятия, не употребляются в речи этими детьми. Так же вызывает затруднение подбор обобщающих слов и понятий например таких как мебель, посуда, обувь, одежда. Такие грамматические категории как причастия, сложные предлоги, наречия, деепричастия, подчинительные союзы не употребляются в речи вовсе или употребляются очень редко и в большинстве случаев с ошибками. Что приводит к большим трудностям при выполнении заданий по распространению простых предложений.
Активный словарь характеризуется отсутствием многих глаголов, обозначающих способы передвижения животных (скачет, ползает, летает). Глаголы с приставками заменяют бесприставочными глаголами (пришел, перешел — шел). При описании предмета используется лишь незначительное количество слов, обозначающих признаки предмета: цвет (красный, синий, зеленый), величину (большой, маленький), вкус (сладкий, горький, вкусный). Противопоставления же по признакам «длинный-короткий», «толстый-тонкий» и т. д. используются очень редко, что является следствием трудности дифференциации, различения, как самих предметов, так и их обозначений. Отмечается замедление темпа формирования и качественное своеобразие структуры значения слова, длительное время преобладает «предметная соотнесенность» слова, когда оно является лишь обозначением конкретного предмета.
Анализ предложений, используемых детьми с нарушениями интеллекта, свидетельствует, что чаще всего они употребляют в самостоятельной речи простые малораспространенные предложения (Кукла хочет спать) или двусложные фразы (Дай пить, Возьму стул). При этом в большинстве случаев отмечалось отсутствие согласования между словами, либо нарушение грамматической формы слов (Мама ехает).
При составлении рассказов о наблюдаемом предмете или по картине, или по серии картинок дети испытывают трудности и им требуется помощь педагога. Как правило, они могут определить последовательность картинок только с помощью взрослого и вслед за ним повторять фразы. Школьники с нарушением интеллекта могут пересказать текст либо, повторяя за педагогом, сказанные им фразы, только отвечая на вопросы взрослого, нуждаясь при этом в помощи при построении фраз.
На основе всего выше сказанного можно сделать вывод о несформированности понятий о предложении, умении выделять предложения в тексте с использованием знаков препинания, о неумении расставлять слова в правильной синтаксической конструкции, о неумении распространять предложения, отвечать на вопросы по предложению, задавать вопросы к членам предложения.
Во всем этом можно убедиться и проведя диагностику обучающихся с интеллектуальными нарушениями с использованием методики М.П. Воюшиной, Лалаевой Р.В., которая основывается на психолингвистическом подходе и использует модифицированные методы описанные в работах Т.В.Ахутиной, А.Р.Лурия, Н.В.Серебряковой, Е.Ф.Соботович и др. и включает в себя следующие задания:
1. Определи границы предложений.
Цель: Выяснить, умеют ли дети определять границы предложений в тексте.
Шёл урок дети писали диктант они писали слова и предложения
Дети пускали змея он упал на крышу там спал кот кот испугался и убежал
Выявленные результаты свидетельствует о несформированности у обучающихся с интеллектуальными нарушениями умения выделять предложения в тексте с использование знаков препинания.
Проанализировав полученные результаты, можно констатировать, что у всех детей плохо сформировано понимание о предложении.
2. Составь предложения из данных слов.
Цель: Выяснить, умеют ли дети составлять предложения из предложенных слов.
кормит, Нина, куклу, супом, вкусным
у, клюве, в, дятла, шишка, была
Выявленный результат свидетельствует о несформированности обучающихся составлять предложения из данных слов, расставляя их в правильной синтаксической конструкции.
3. Дополни предложения.
Цель: Выяснить, умеют ли дети распространять предложения.
Уходит лето…………………………………………………………………
Появились листики…………………………………………………………
Птицы готовятся……………………………………………………………
Выявленный результат продемонстрировал достаточно хороший уровень сформированности умения распространять предложения у обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
4. Прочитай текст.
Цель: Выяснить, умеют ли дети отвечать на вопросы, поставленные к предложению.
В доме жил ёжик. Он был ручной. Ёжик гулял в саду. Он бегал по дорожке и ловил жуков.
Ответь на вопросы.
Где жил ёжик?..................................................................................................
Каким он был?.................................................................................................
Где гулял ёжик?...............................................................................................
Что ёжик делал в саду?...................................................................................
Выявленный результат свидетельствует о сформированности обучающихся умения отвечать на вопросы, поставленные к предложению. Проанализировав полученный результат, можно констатировать, что у обучающихся сформировано умение отвечать на вопросы к предложению.
5. Запиши вопрос в скобках к членам предложения
Цель: Выяснить степень сформированности умения задавать вопросы к членам предложения.
(……..……) В пруду раскрылись белые лилии.
Дикая утка вывела из осоки (…………….) утят.
Над водой летают (………….) белые и синие стрекозы.
Каждое задание оценивалось по бальной системе:
0 ошибок – 3 балла (высокий уровень сформированности)
1-2 ошибки – 2 балла, (средний уровень сформированности)
3-4 ошибки – 1 балл (низкий уровень сформированности)
Невыполненное задание – 0 баллов (умения не сформированы)
Выявленный результат свидетельствует о несформированности у обучающихся умения задавать вопросы к членам предложения, к таким как дополнение, обстоятельство, определение.
Проведенная диагностика даёт нам представление о том, что у обучающихся с интеллектуальными нарушениями не в достаточной мере сформирован синтаксический строй речи. Результаты исследования показали, что дети умеют работать с текстом, но они не видят границы предложений, не умеют задавать вопросы к предложениям, так же не сформировано умение составлять предложения из предложенных слов в нужной грамматической конструкции.