Дидактическая игра для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по сюжету русской народной сказки «Репка»
Дидактическая игра для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по сюжету русской народной сказки «Репка».
Разработала: В.Н. Батурина.
Возрастная категория: 4 класс.
Тема: «Дружная семья».
Цель занятия: Воспитывать у обучающихся понимание необходимости взаимопомощи друг другу в семье.
Задачи занятия:
Воспитывать любовь, уважение, чувство дружбы ко всем членам своей семьи.
Формировать навыки трудолюбия, усердия в семье посредством игры.
Развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику рук.
Ожидаемый результат: Сложившееся понимание необходимости помощи друг другу в семье.
Используемые технические средства обучения: мультимедийная акустическая система.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята.
-Настроимся на занятие. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь.
II. Сообщение темы занятия.
-Ребята, у нас сегодня сказочное занятие.
-Давайте вместе вспомним русскую народную сказку «Репка».
-Занятие сказочное и мы немного пофантазируем, представим, что будем тащить репку. Но только репку будут тащить не сказочные герои, а люди из обычной семьи и кроме этого выполнять разные задания.
-Скажите, кто может жить в одной семье?
-Да, правильно: мама, папа, дочь и сын, бабушка, дедушка и т.д.
-В игре мы узнаем, сколько человек будет в нашей семье.
-И так, желаю всем удачи, начнем.
III. Основная часть.
-Посадил дед репку, у нас посадит репку отец, папа.
-Отцом буду я. (Педагог на доску вывешивает рисунок с изображением «отца»). (Приложение 1)
-Посадил отец репку, выросла репка большая – пребольшая. Стал тянуть. Тянет – потянет, вытянуть не может. Позвал отец … Кого может позвать отец?
-Конечно, мать.
1. «Помощь маме» («пришивание» пуговиц).
-Кто хочет быть побывать в роли матери?
(Педагог на парту перед ребенком кладет рисунок с изображением «матери»).
(Педагог на доску вывешивает рисунок с изображением «матери»). (Приложение 1)
-И вот первое задание.
-Кто чаще всего в семье пришивает пуговицы на одежду?
-Вот сейчас маме и поможем, мы будем, как - будто бы пришивать пуговицы на одежду. (На партах лежат клей-карандаш, пуговицы, рисунки с изображением одежды). (Приложение 2)
-Вам необходимо приклеить пуговицу к рисунку, приклеить на то место, где должна быть пуговица.
-Помогли маме пришить пуговицы. Молодцы.
-Очень вас прошу любить и уважать труд матери, старайтесь бережно относится к вещам, которые вам покупают родители, чтобы у них больше оставалось времени на время, которое они могут провести с вами, а не на то, чтобы сидеть и ремонтировать вашу одежду.
-И так: мама за папу, папа за репку, тянут - потянут вытянуть не могут. Кого позвала баба в сказке?
-А на нашем занятии, кого может мама позвать на помощь?
2. Помощь маме и папе («приготовить кашу»).
-Кто хочет побыть в роли дочери?
(Педагог на парту перед ребенком кладет рисунок с изображением «дочери»).
(Педагог на доску вывешивает рисунок с изображением «дочери»). (Приложение 1)
-Представьте, что нам надо приготовить кашу. Готовить будем разные каши. Первый стол готовит рисовую кашу (на партах белые листы бумаги), второй стол готовит гречневую кашу (на партах коричневый лист бумаги), третий стол готовит пшенную кашу (на парте лежат желтые листы бумаги). Необходимо разорвать листочек на очень мелкие кусочки, которые сложить в тарелку.
-Молодцы, у всех получилась каша без комочков, теперь посластили, посолили немного, помешали ложкой. Каша готова.
-Я вам напоминаю, что дома необходимо оказывать помощь родителям на кухне, но очень аккуратно и только то, что вам родители разрешать, колющими и режущими предметами пользоваться нельзя.
-И так: дочь за маму, мама за папу, папа за репку, тянут – потянут, вытянуть не могут.
3. Помощь отцу («отремонтировать мебель»).
-Вспоминаем содержание сказки и идем дальше.
-Кого в сказке позвала внучка?
-А мы вместо Жучки позовем кого?
-Да, дочь была, теперь позовем сына.
-Кто хочет быть в роли сына?
(Педагог на парту перед ребенком кладет рисунок с изображением «сына»).
(Педагог на доску вывешивает рисунок с изображением «сына»). (Приложение 1)
-Сын поможет папе «отремонтировать» мебель.
-Перед вами на партах разрезные картинки (пазлы) с изображением мебели. Соберите пазлы. (Приложение 3)
-Назовите предметы, которые у вас получились?
-Правильно собрали пазлы. Я вас очень прошу дома, относится бережно к мебели. Ведь если мебель портить, то родителям придется тратить деньги на покупку новой мебели или тратить время на ремонт испорченной вами мебели.
-И возвращаемся к сказке, смотрим на доску: сын за дочь, дочь за мать, мама за папу, папа за репку, тянут – потянут, вытянуть не могут.
4. Совместный физический отдых (физкультминутка).
-Кого позовем теперь на помощь?
-Я предлагаю опять позвать дочь.
-Кто хочет побыть в роли дочери?
(Педагог на парту перед ребенком кладет рисунок с изображением «дочери»).
(Педагог на доску вывешивает рисунок с изображением «дочери»). (Приложение 1)
-Немного отдохнем и выполним движения под музыку:
-Повторяйте движения и слова за мной:
Мы ногами топ – топ, топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп, хлоп-хлоп,
Мы глазами миг – миг, миг-миг,
Мы плечами чик-чик, чик – чик,
Мы локтями гоп-гоп, гоп-гоп,
Мы кистями рук оп-оп, оп-оп,
И на место хлоп.
-Молодцы упражнения выполнили.
-Помните, что дома всей семьей необходимо утром делать зарядку.
-И так, тянем репку снова: дочь за сына, сын за дочь, дочь за маму, мама за папу, папа за репку, тянут – потянут, вытянуть не могут.
-Представьте, кого мы теперь можем позвать?
5.«Покормить домашнее животное».
-Да, можно позвать какое-то домашнее животное, потому, что в некоторых семьях так любят домашних животных, что считают их как члена семьи.
-Кто хочет побывать в роли кошки?
(Педагог на парту перед ребенком кладет рисунок с изображением кошки).
(На доску вывешивается рисунок с изображением кошки). (Приложение 1)
-Покормим домашнее животное. Перед вами корм - это «травка» (разрезанная трубочка для коктейля зеленого цвета), крупа (рис или гречка), косточки (вырезанные из картона), бутылочка с молоком (с белым сахарным песком).
(На партах стоят банки, к которым прикреплены рисунки с изображением кошки, собаки. А также на каждой парте лежит «корм» для животных).
-Дети, которые сидят за первой партой «кормят» кошку. (Приложение 4)
-Дети, которые сидят за второй партой кормят собаку. (Приложение 4)
-Дети, которые сидят за третьей партой «кормят» кошку.
-Будьте внимательны, вымерите нужный корм и покормите животное.
-Необходимо положить в баночку «корм» для того животного, которое изображено на банке.
-Молодцы покормили правильно домашних животных, ничего не перепутали.
-Не забывайте дома относиться бережно к домашним животным, кормить их вовремя, выгуливать вместе с родителями и мыть их по необходимости.
-И так, тянем репку опять: кошка за дочь, дочь за сына, сын за дочку, дочка за маму, мама за папу, папа за репку, тянут – потянут, вытянуть не могут.
6.«Изготовление братику погремушки».
-В сказке «Репка», следующим героем была маленькая мышка.
-Кого мы можем позвать?
-Да, можно позвать очень маленького братика, маленького сына.
-Кто хочет побывать в роли маленького сына?
(Педагог на парту перед ребенком кладет рисунок с изображением маленького ребенка).
(На доску вывешивается рисунок с изображением маленького ребенка). (Приложение 1)
-Он маленький и поэтому ему сделаем погремушку. Перед вами камушки и маленькая бутылочка. Переложите камушки в бутылочку, закройте, потрясите. Получилась погремушка.
-Напоминаю вам, что если есть в семье маленькие дети, то они требуют особенной заботы и защиты, не обижайте их, пожалуйста. Если родители просят о помощи, откликайтесь на просьбу родителей, помогайте в воспитании младших братьев и сестер.
-И снова тянем репку: маленький сын за кошку, кошка за дочь, дочь за сына, сын за дочку, дочка за маму, мама за папу, папа за репку, тянут – потянут, вытянули.
(Педагог на доске «вытащил» прикрепляет репку рядом с героями). (Приложение 1)
-Как вы думаете, почему репку вытянули наши герои?
-Конечно, потому, что они были дружной семьей. Друг другу помогали в трудных ситуациях, вместе отдыхали, заботились друг о друге и о домашних животных.
-Какие задания вы выполняли на сегодняшнем занятии?
-В роли кого вы побывали?
-У нас получилось, что в новой сказке участвовали следующие члены семьи. Посчитаем сколько человек в семье. Каждый встает и называет себя тем, кем он был сегодня на занятии. Например, я папа.
(Педагог на доску ставит под героями, после того, как каждый озвучивает своего героя табличку с буквой «Я»). (Приложение 1)
-Сколько у нас получилось «Я», посчитайте.
-Семь «Я».
-Получилось слово семья. (Приложение 1)
-Герои нашего занятия были дружными, работали сообща, все вместе.
-И в каждой семье все должны все делать дружно, вместе, помогать друг другу, любить, оберегать и уважать друг друга и тогда всегда все получится, все дела будут сделаны. И тогда все в семье будут счастливы.
-Желаю и вам всегда быть добрыми и заботливыми по отношению ко всем вашим членам семьи.
-На этом занятие закончено.
-Всем всего самого доброго и наилучшего. Берегите своих близких.
Используемая литература и источники:
русская народная сказка «Репка»
Приложение 1.
Я | Я | Я | Я | Я | Я | Я |
СемьЯ |
Приложение 2.
Приложение 3.
П риложение 4.
7
Шабанова Алёна
Чеботарева Ирина Вячеславовна