Научно-исследовательская работа «Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста»
Волосовская начальная общеобразовательная школа
Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста
Составил учитель английского языка
Слепкова Марта Александровна
г. Волосово
2023г.
Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста
Игра помогает сделать урок более интересным и увлекательным. Это традиционный, признанный метод обучения и воспитания. Игра соответствует естественным потребностям и желаниям ребенка, а потому с ее помощью он будет учиться с удовольствием. Хочется отметить большие потенциальные возможности игры в качестве средства обучения английскому языку. Игровая деятельность на уроке английского языка не только организует процесс общения на иностранном языке, но и максимально приближает его к естественной коммуникации. Игра развивает умственную и волевую активность. Благодаря играм активизируются все познавательные процессы учащихся: развиваются внимание, память, мышление, творческие способности. Обучающие игры помогают снять усталость, преодолеть языковой и психологический барьеры. Их использование всегда дает хорошие результаты, повышает интерес к предмету, позволяет сконцентрировать внимание на главном – овладении речевыми навыками в процессе естественной ситуации общения во время игры.
В начальной школе дети только начинают изучать английский язык. Мы входим в язык и обеспечиваем базу для того, чтобы ребёнок уверенно овладевал английским языком.
Говорение на английском языке формируется как речевое умение многочисленными упражнениями, часто направленными на ту или иную форму речи.
Согласно тематическому плану и четкому распределению материала на определённые темы: ‘My family’, ‘My friends’, соответственно даётся необходимая лексика.
Мы осуществляем развитие высказывания на каждом уровне путем специфических упражнений, предназначенных именно для этого уровня освоения материала. Эти упражнения должны выполняться каждым учеником чтобы обеспечить необходимую тренировку.
Диалогическая речь
Для формирования данной речи выполняются упражнения, формирующие умения отвечать на стимулирующую реплику, обращаться с просьбой, советом. Запрашивать информацию путем постановки вопросов.
Обучению диалогической речи также способствуют короткие диалоги, образцы, связанные с типичными жизненными ситуациями.
Чтение
Обучение чтению идёт параллельно с изучением письма, поскольку в их основе лежит графическая система языка. Обучение идёт от чтения к письму. Ученики пишут то, что они умеют читать. Письмо используется как средство овладения языком.
Письменное выполнение упражнений очень помогает освоению учебного материала и способствует лучшему формированию орфографических, лексических и грамматических навыков на основе речевых умений.
Обучение произношению
То, как мы произносим слова иностранного языка показывает насколько уважительно мы относимся к нему. Обучение должно осуществляться через осознание артикуляции через объяснение и показ того, как нужно произнести звук, так и способом имитации, то есть подражанием учителю или диктору.
Игра, введенная в учебный процесс на занятиях по английскому языку, в качестве одного из приемов обучения, должна быть интересной, несложной и оживленной, способствовать накоплению нового языкового материала и закреплению ранее полученных знаний. Следует учитывать, что игровой процесс намного облегчает процесс учебный; более того, умело разработанная игра неотделима от учения.
Всегда во время работы на уроке есть моменты, когда внимание учеников рассеивается. Тогда любая спонтанная игра повышает внимание детей, оживляет и улучшает восприятие учебного материала. Игра дает возможность учителю исправлять ошибки учеников быстро по ходу дела, не давая им глубоко закрепиться в памяти. Учащиеся обычно лучше запоминают то, что им приятно делать. Поэтому игры дают возможность глубоко и надолго запомнить материал. Игры усиливают мотивацию к учению. Ученики очень активны во время игры, потому что никто не хочет, чтобы из-за него приятное времяпрепровождение быстро закончилось. Следовательно, игры заставляют их бороться. Использование игр на уроках английского языка помогает учителю глубже раскрыть личностный потенциал каждого ученика, его положительные личные качества (трудолюбие, активность, самостоятельность, инициативность, умение работать в сотрудничестве и т.д.), сохранить и укрепить учебную мотивацию.
Игры – это активный способ достичь многих образовательных целей:
закрепить только что пройденный материал;
игра – весьма удачное решение повторить пройденное;
игра – превосходный способ подстегнуть учеников, заставить их активно работать на уроке;
игра – это приём смены деятельности после трудного устного упражнения или другого утомительного занятия;
игра – это идеальная возможность расслабиться;
игры помогают снять скованность, особенно если исключить из них элемент соревнования или свести его к минимуму.
Застенчивый и слабый ученик почувствует себя более уверенно, и будет участвовать в игре активнее, если цель игры – просто повеселиться, а не считать очки и выигрывать. быстрая, спонтанная игра повышает внимание, оживляет, улучшает восприятие.
игра позволяет учителю исправлять ошибки учеников быстро, по ходу дела, не давая им глубоко укорениться в памяти;
игры помогают запоминать глубоко и надолго. Учащиеся обычно запоминают то, что им было приятно делать;
игры делают процесс обучения, порой трудный и утомительный, весёлым, а это усиливает мотивацию к учению;
ученики очень активные во время игры, потому что никто не хочет, чтобы из-за него приятное времяпрепровождение быстро закончилось, следовательно, игры заставляют их бороться.
Игры можно использовать в начале или в конце урока для того, чтобы разделить урок на две части, снять напряжение, что решается по усмотрению учителя. Важно, чтобы работа приносила положительные эмоции и пользу, а, кроме того, служила действенным стимулом для обучения. Разумное применение игр на уроках и сочетание их с другими методическими приёмами способствуют качественному усвоению материала и делают процесс познание, который становиться для учеников потребностью.
Игровая форма работы даёт возможность повторить и закрепить усвоенные лексические единицы и типовые фразы, разнообразить формы урока и поддерживать внимание учащихся на уроке. Игра служит средством повышения эффективности урока лишь тогда, когда она педагогически и методически целенаправленна. Необходимо постепенно вводить всё новые типы и виды игр, видоизменять и усложнять их содержание и материал. Играя на уроках английского языка, ученики практикуются в речевой деятельности, которая благодаря этому автоматизируется и постоянно расширяется.
В зависимости от целей и задач урока могут быть использованы различные игры, они могут предлагаться в процессе закрепления учебного материала, на этапе его активизации в речи учащихся. Игры применяются как отдельные элементы урока или весь урок может быть проведен в форме игры с элементами соревнования между группами.
Фонетическая зарядка на английском языке
Фонетическая зарядка — это неотъемлемый элемент изучения языка. Особенно важно уделять время данным упражнениям в первые годы изучения, когда существуют трудности с произношением. Это делает занятия более разнообразными. Такая тренировка для речевого аппарата в английском языке способствует не только улучшению произношения, но и расширению лексикона.
Методика внедрения фонетической зарядки в процесс изучения языка
- Перед началом каждого урока. Это позволит свободней общаться во время занятий, легче выполнять упражнение и задачи на произношение.
- В свободное время, когда ничего не мешает, можно делать большие тренировки у себя дома, чтобы укрепить навыки и не давать им забываться до следующего занятия.
- Повтор наиболее сложных связок отдельно от занятий.
Для детей важно сделать данную тренировку речевого аппарата увлекательной. Давайте разберёмся, как это сделать?
- Разбираем материал, чтобы ребёнок понимал каждое слово. Этим мы расширяем его лексикон и делаем для него понятным каждый участок текста. - Мы можем отработать различные движения, иллюстрирующие происходящее в тексте.
- Ещё один вариант – рисовать, играть в фигуры или иначе иллюстрировать действия, происходящие в тексте.
Какие навыки мне помогут сохранять активность на данных участках занятий и сделать их любимыми в обучении.
- Хвалю ребёнка даже за самые небольшие успехи.
- Поправляю аккуратно, не травмируя за неудачи.
- Если быстрое произношение даётся плохо, дожидаюсь, когда результат станет достаточно прочным, чтобы двигаться дальше.
Упражнения для фонетической зарядки
1) Я обращаю внимание детей на длину и краткость звучания звуков, на особенности произношения носителями.
2) Изучение скороговорок отлично работает с группами всех возрастов для повышения навыков говорения.
Этапы правильного изучения скороговорки:
При работе со скороговорками необходимо презентовать скороговорку учащимся, так как она и должна звучать – быстро и чётко;
Затем разбираем значение слов и связок, чтобы учащиеся не просто механически повторяли звуки;
На следующем этапе разбираем все слова и звуки по отдельности;
Сначала группа произносит скороговорку медленно, но правильно;
Постепенно увеличиваем скорость, отслеживая правильность произношения и доводя его до необходимого уровня. В младших классах отлично подходит разучивание песен и считалок. Рифмованный материал хорошо усваивается в плане запоминания и презентует целую группу звуков и лексических единиц.
Материал для фонетической зарядки
I scream, you scream, all we scream for ice cream!
A sailor went to sea
To see what he could see,
And all he could see
Was sea, sea, sea.
Yellow butter, purple jelly, red jam, black bread.
Spread it thick, say it quick!
Yellow butter, purple jelly, red jam, black bread.
Spread it thicker, say it quicker!
Yellow butter, purple jelly, red jam, black bread.
Don’t eat with your mouth full!
Swan swam over the sea,
Swim, swan, swim!
Swan swam back again
Well swum, swan!
Pat’s black cat is in Pat’s black hat. A girl sees three big grey geese.
She sells sea shells at the sea shore,
the shells she sells are the sea-shore shells,
I’m sure.
All cats are grey in the dark.
A friend to all is a friend to none.
All good things come to those who wait.
All's well that ends well
All that glitters is not gold.
All that glitters is not gold.
Hickety, pickety, my black cat
Likes to sit in my blue hat.
I scream, you scream.
We all scream for ice-cream.
Bears like honey
Girls like cats
Cats like rats
Boys like dogs
Storks like frogs
Mice like cheese
Sparrows like peas
Owls like mice.
I like rice.
Birds like grain
Say it all again!
The rain is raining all around,
It falls on field and tree.
It rains on the umbrella here,
And on the ships at sea.
Rain, rain go to Spain!
Never come back again
Little Roo wants to play
On a sunny lovely day
Чтобы скороговорки не забывались, повторяем их регулярно. Чтобы они не надоедали, увеличиваем скорость, ставя для себя новые уровни скорости. Также, нам помогает применение различных мотивов и интонационных рисунков, которые помогут разнообразить повторяемую скороговорку.
Описанные занятия помогут улучшить артикуляцию на английском языке, сделав общение легче, а произношение чётче и понятней. Приведенные фонетические зарядки можно использовать для использования в процессе обучения английскому языку как на начальной ступени, так и на средней ступени обучения английскому языку.
Диалоги на английском языке в сюжетно-ролевых играх дошкольников
В младшем школьном возрасте одним из самых любимых занятий детей становится сюжетно-ролевая игра. Изучая с детьми английский язык, довольно полезным для его освоения и закрепления будет применение его на практике. Каким образом? Используя простые, понятные детям диалоги на английском языке при организации сюжетно-ролевых игр. Это может быть любая из таких игр: «Магазин», «Больница», «Семья» и другие.
Предлагаю вам несколько простых для детей диалогов на английском языке, которые можно использовать в сюжетно-ролевых играх полностью или частично, в зависимости от ситуации и языковой подготовки школьников. Конечно же, прежде чем приступить непосредственно к сюжетно-ролевой игре, необходимо объяснить детям (при помощи более простых игровых форм) значение новых для них слов и словесных конструкций и выучить их.
Диалог-игра «Больница»
я
Больной: Good morning! (Доброе утро!)
Врач: Good morning! (Доброе утро!)
Больной: May I come in? (Можно войти?)
Врач: Come in, please, sit down. What is your name? (Проходите, пожалуйста, садитесь. Как Вас зовут?)
Больной: My name is Sasha. (Меня зовут Саша.)
Врач: How old are you? (Сколько Вам лет?)
Больной: I am six. (Мне шесть.)
Врач: What's the matter? (Что случилось?)
Больной: I am ill. I have a headache. Help me, please. (Я болен. У меня болит голова. Помогите мне, пожалуйста.)
Врач: This red pill is for you. (Эта красная таблетка для вас.)
Больной: Thank you, doctor! Goodbye. (Спасибо, доктор! До свидания.)
Врач: Goodbye. Get well! (До свидания. Выздоравливайте!)
Игра «Магазин»
П окупатель: Knock, knock, knock! May I come in? (Тук, тук, тук! Можно войти?)
Продавец: Come in, please! (Проходите, пожалуйста!)
Покупатель: Good afternoon! (Добрый день!)
Продавец: Good afternoon! (Добрый день!)
Покупатель: Give me a ball, please! (Дайте мне мяч, пожалуйста!)
Продавец, протягивая покупку: Take the ball! (Возьмите мяч!)
Покупатель: Thank you! Goodbye! (Спасибо! До свидания!)
Продавец: Goodbye! (До свидания!)
Предложенный материал мы активно используем на наших уроках. Надеюсь, он будет полезен и вам, уважаемые взрослые, и вашим детям. Пусть учиться, познавать мир детям будет интересно и радостно!
Чем хороши физкультминутки, которые проводятся на английском языке?
В первую очередь тем, что они выполняют сразу несколько задач. Они дают возможность детям размяться, подвигаться, отдохнуть, сменив один вид деятельности на другой. Кроме того, проговаривая текст на английском языке, дети, практически играючи, повторяют и закрепляют изученный материал, активизируют интерес к иностранному языку.
При желании и необходимости, проводить физкультурные минутки на английском языке с детьми можно не только на занятиях и уроках английского языка, но и во время различных других мероприятий, уроков, занятий.
Предлагаю вам, уважаемые взрослые, некоторые такие физминутки на английском языке, которые вы сможете использовать в своей работе с детьми. При проведении второй физкультурной минутки можно использовать настоящие резиновые мячи, а можно выполнять движения, имитирующие игру с воображаемым мячом. Познавайте азы английского языка легко, играючи!
Hands up! Hands down!
Hands on hips! Sit down!
Hands up! To the sides!
Bend left! Bend right!
One, two, three …Hop!
One, two, three ….Stop!
Stand still!
I can
«I can hop», - says the hare.
«I can walk», - says the bear.
«I can run», - says the dog.
«I can swim», - says the frog.
A verse about me
I`m cleaning my teeth,
Scrub, scrub.
I`m washing my hands,
Rub, rub.
I`m going to bed
Creep, creep,
I`m in bed… fast, fast
asleep.
Выполняя эту забавную физкультминутку, дети показывают движения согласно тексту: «плавают» как рыбки, прыгают как лягушки и т. п. Проговаривая первые две строчки, можно просто маршировать на месте или весело хлопать в ладоши.
It`s fun
It`s fun to be this,
It`s fun to be that,
To leap like a lamb,
To climb like a cat,
To swim like a fish,
To hop like a frog,
To trot like a horse,
To jump like a dog.
Лексические игры
Цели:
тренировать в употреблении лексики;
активизировать речемыслительную деятельность;
развивать речевую реакцию учащихся.
При обучении чтению целесообразно использовать игры на карточках, загадки, кроссворды, чайнворды, игры типа «Найди слово», «Найди пословицу».
Secret Letters.
Слова, называющие животных. В них пропущены буквы. Учащиеся должны их вставить.
Memory Game.
Соотнести слова и написать пары справа.
attractive air …
caring sweater …
clean girl …
turned-up horse …
woolen nose …
strong mother …
Отгадайте кроссворд
Классная доска делиться на две части. Вверху каждой части учитель рисует кроссворд, внизу пишет предложения подсказки. Например:
1) My aunt is a doctor and my …… is an engineer.
2) This is a fork and this is a …..
3) We had English yesterday and we are going to have it ……
4) I know seven colours: red, yellow, blue, black, brown and ……
5) I don`t like washing with cold ……
(Answers: uncle, knife, today, green, water)
Lottery.
Представители двух команд по очереди достают из коробки карточки с названиями предметов и помещают их под заголовками `Clothes`, `Shoes` или `Healthy and Unhealthy food`.
A chain of letters.
Сколько слов можно найти в этой цепочке?
CATCHAIREADDRESSPORTTHISIT
Грамматические игры
Цели:
учить употреблять изученные грамматические явления;
развивать речевую творческую активность учащихся.
Множественное число (части тела) Plurals.
Учитель бросает мяч ребёнку, называя существительное (часть тела или что-то другое) в единственном числе. Ребёнок называет это существительное во множественном числе и бросает мяч учителю.
Чепуха
Учитель называет предложения, которые не соответствуют действительности, например: «We wear school uniforms when we go to the theatre». Ученики поправляют фразы, которые «неправильны с их точки зрения»: «We do not wear school uniforms when we go to the theatre».
Twenty Questions
Ведущий задумывает предмет или человека (например, учащегося данного класса), остальные ученики, задавая общие вопросы, должны отгадать его:
Is he (she) taller than me?
Is his (her) hair longer than mine?
Does he (she) run faster than Nick?
Does he (she) study better than me?
Орфографические игры
Цель:
тренировать написание английских слов.
Сколько прилагательных ты можешь образовать?
(Old, cute, clean, fair, fat, fine, famous, cold, confident, careful)
Игры для обучения чтению
Цели:
развивать умения в чтении;
расширять пассивный словарь учащихся;
развивать языковую догадку о значении слов.
Compositor
Я пишу на доске слово, например «representative». Учащиеся составляют из букв данного слова новые слова, которые учитель или сами ученики записывают на доске. Например: present, nest, tea, part, test, art, sir, rat, ten, train, vase, sea, pie, pine, pet, pen, pan.
Super secretary.
Класс делиться на две команды. По одному игроку выходят от каждой команды к доске и записывают под диктовку учителя предложения.
Experts
Класс делится на три группы по три человека, каждая группа получает текст. После чтения текста один из учащихся каждой группы отвечает на вопросы:
What? Where? What is … like?
The oldest tree
The fastest plane
The most popular car
Игры для обучения аудированию
Цели:
научить понимать смысл однократного высказывания;
научить выделять главное в потоке информации;
развивать слуховую память;
развивать слуховую реакцию.
Sit for sounds (Если слышишь – сядь)
Игра начинается стоя. Учитель просит играющих сесть, если они услышать слова, начинающиеся на определённый звук. Например:
`I am going to say 4 words. Sit down when you hear one that begins with the sound [t] as in TEN. Ready? DISH, VERY, THAT, TIDY …..`
Когда учащиеся перестают делать ошибки, можно проделать то же самое, но при этом поворачиваться к ним спиной. Они не могут видеть губы и догадаться, какой звук был произнесён.
Please
Игру можно проводить после того, как учащиеся научились понимать и выполнять команды. По условиям этой игры ребята должны выполнять команды только в том случае, если ей предшествует слово «please». Например:
Stand up, please. Hands up, please. Hands on your shoulders, please. Hands on your knees, please. Hands on your hips. Oops. Sorry, but you are to sit down.
Ученик, сделавший ошибку выбывает из игры. Побеждает то, кто не сделал ни одной ошибки.
Doing it quickly.
Несколько учащихся стоят спиной к классу. Остальные учащиеся по очереди быстро дают различные команды. Например:
Touch your nose.
Touch your shoes.
Turn round three time.
Shake hands with each other.
Draw a circle on the board.
Fold your arms.
Look out of the window.
Все учащиеся выполняют команды одновременно. Если кто–либо из учащихся делает ошибку, то выбывает из игры, и его заменяет ученик, дававший последнюю команду.
Игры для обучения говорению
Цели:
научить выражать мысли в логической последовательности;
научить практически и творчески применять полученные речевые умения;
обучить речевой реакции в процессе коммуникации.
Снежный ком.
В центре стола разложены карточки с изучаемыми словами и выражениями. Один ученик берёт карточку, показывает её всем и употребляет данное слово или выражение. Второй ученик берёт вторую карточку и придумывает второе предложение, логически связанное с предыдущим.
I am Mike.
Nick is my friend.
He is ten years old ….. and so on.
Who will say more.
Учитель, обращаясь поочерёдно к игрокам обеих команд, задаёт вопрос, например: «What is spring?»
Ученик, к которому обратился учитель, должен сказать несколько предложений на теме «Spring», например:
«Spring is a season. It comes after winter. It has three months. They are: March, April and May. It is not cold in spring. The sky is often blue. The trees are green. The grass is green, too»
Команда получает очко за каждое правильное составление предложение.
В заключении хочется отметить, что учебные игры строятся на принципах коллективной работы, практической полезности, соревновательности, максимальной занятости каждого учащегося и неограниченной перспективы творческой деятельности. В процессе игры развивается логическое мышление, способность к поиску ответов на поставленные вопросы, умение общаться друг с другом.
Игра занимает особое место в процессе активного обучения, являясь одновременно и методом и формой организации обучения. Использование игры на уроках английского языка имеет большое значение для формирования новых умений и навыков. Использование различных игровых приёмов и ситуаций на уроках способствует формированию дружного коллектива в классе, воспитывают ответственность и взаимопомощь, так как в игре они должны быть «одной командой», помогать и поддерживать друг друга.
Список литературы:
1. Григорьева М.Б. Использование игровых приемов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. – 2011. – № 10, с. 47
2. Данилова Г.В. Английский язык 5-9классы. Обучающие игры / авт.-сост. Г.В.Данилова – Волгоград: Учитель, 2008. – 93с.: ил.
3. Жаркова Л.А. Игровые физкультминутки на уроке иностранного языка // Иностранные языки в школе. – 2010. – № 1, с. 24
4. Иванцова Т.Ю. Игры на английском языке // Иностранные языки в школе. – 2008. – № 4, с. 52
5. Конышева А.В. Игровой метод в обучении иностранному языку. – Спб.: КАРО, Мн.: Издательство «Четыре четверти», 2006. – 192 с.
6. Лобачева Н.П. Игры и сказки для работы над темами "What Do You Look Like?” и "What Are You Like?” // Иностранные языки в школе. – 2007. – № 1, с. 36
7. Петринчук И.И. Ещё раз об игре // Иностранные языки в школе. – 2008 – № 2, с. 37
8. Шарафутдинова Т.М. Обучающие игры на уроках английского языка // Иностранные языки в школе. – 2005. – № 8, с. 46
16