Статья «Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста»
«ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК ФОРМА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»
«Игра не пустая забава.
Она необходима для счастья детей,
для их здоровья и правильного развития»
Д.В.Менджерицкая
Дидактическая игра представляет собой сложное, многоплановое педагогическое явление. Она является и игровым методом обучения детей раннего возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка.
Все дидактические игры делятся на три основных вида:
ИГРЫ С ПРЕДМЕТАМИ.
Дети, играя с предметами, учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с помощью данных игр, дети знакомятся со свойствами предметов, их признаками: цветом, формой, величиной.
НАСТОЛЬНО-ПЕЧАТНЫЕ.
Настольно-печатные игры – увлекательное занятие для детей. Они разнообразные по видам: парные картинки, лото, домино. Большой выбор развивающих задач, которые решаются при их использовании.
СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ.
Словесные игры построены на словах и действиях самих играющих.
При отборе дидактических игр обязательно надо соблюдать принцип системности, а именно:
постепенное усложнение задач (от простого к сложному) и деятельностный подход.
Самой распространенной формой обучающего воздействия для детей раннего возраста являются специально организуемые педагогом дидактические задания и игры. Только при систематическом использовании у детей развиваются психические процессы.
В дидактических играх для детей раннего возраста содержатся все структурные элементы, характерные для игровой деятельности детей:
Задача.
Содержание.
Игровые действия.
Результат.
В раннем возрасте внимание ребенка непроизвольное, обучение нужно проводить в игровой форме, так, чтобы вызвать у детей интерес к поставленной задаче, обязательно необходимо при этом создавать эмоциональный положительный фон.
При организации непосредственно образовательной деятельности с детьми раннего возраста необходимо учитывать индивидуальные особенности детей. Внимания у детей раннего возраста еще неустойчивое, поэтому, способность сосредотачиваться, необходимо вырабатывать, используя для этого разнообразные дидактические игры.
Количество детей, охваченных дидактической игрой, зависит от их возраста и содержание дидактической игры. Объединения детей в небольшие группы возможно лишь в том случае, если каждый ребенок уже прошёл свой период адаптации, готов к обучению, умеет смотреть, слушать и действовать по показу взрослого. Однако с детьми, вновь пришедшими в дошкольное учреждение, следует организовывать индивидуальную работу.
Дидактические игры и упражнения очень важны для умственного воспитания маленьких детей. Во время их проведения у ребенка вырабатываются важные качества, необходимые для успешного умственного развития.
Развитие сосредоточенности и способности к подражанию – необходимое условие усвоения детьми сведений и умений. Это одна из важных задач, которая должна быть решена во время игр, тем более что не все дети в равной мере овладевают данными качествами.
При проведении дидактических игр и упражнений нельзя переутомлять детей, всегда необходимо следить за состоянием ребенка.
Дидактические игры и занятия дадут хороший результат лишь в том случае, если представляешь, какие задачи могут быть решены в процессе их проведения и в чем особенности организации этих занятий на ступени раннего детства.
Очень важно помнить, что дидактически игры и упражнения должны создавать у детей хорошее настроение, вызывать радость: ребенок радуется тому, что узнал что-то новое, радуется своему достижению, радуется первым совместным с другими детьми действиям. Эта радость является залогом успешного развития детей на ступени раннего возраста и имеет большое значение для дальнейшего воспитания.