Дидактическая игра
«КАНАТ»
Цель игры: разнообразить формы организации учебной деятельности курсантов (в т.ч. формы контроля ЗУН) на занятии, повысить эмоциональный фон занятия.
Задачи игры:
Дидактические:
- Закрепить знания воспитанников по специальной терминологии;
- Способствовать развитию памяти, внимания, сообразительности;
- Создать условия для формирования уважительного отношения к сокурсникам, выдержанности.
Игровая:
- Создать как можно больше «канатов» из разных «прядей».
Прогнозируемые результаты:
Личностностные:
- мотивация к продолжению образования в выбранном направлении и объединении;
- готовность и умения сотрудничать, работать в группе и индивидуально (в зависимости от формата); аргументировать свою точку зрения в процессе учебной деятельности;
- готовность и мотивация к организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности.
Предметные:
- актуализация обучающимися знаний терминологии по выбранному разделу программы;
- закрепления навыка использования специальных терминов в речи;
Метапредметные:
- умение самостоятельно планировать деятельность и осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
- умение добывать информацию из различных источников, критически ее осмысливать.
Педагогическая характеристика игры - тренинговая, продуктивная, развивающая
Количество участников - не ограничено (в пределах наполняемости группы)
Форма организации игры - фронтальная или по группам
Игровая среда - комнатная, ТСО (при письменном варианте – лист бумаги, ручка).
Правила игры :
Педагог называет ключевое слово-«канат». Игроки (команды) по очереди или с ограничением времени на выполнение задания подбирают термины, начинающиеся с букв ключевого слова – «распускают канат на пряди». По возможности, создают несколько вариантов таких «канатов».
Например: ключевое слово «шкот». Варианты «канатов» (см. по первым буквам слов):
1. «Шлаг, канат, огон, темляк» (Тема: «Такелажные работы» 1-2 курс);
2. «Шпангоут, кильсон, отсек, трап» (Раздел «Устройство судна» - 2 курс);
3. «Шатун, картер, остов, тахометр» (Тема «Устройство ДВС» - 3 курс);
4. «Швартовка, курс, оборот, траверз» (Тема «Теория судовождения» - 4 курс) и т.д.
Методические указания:
- Педагогу следует обращать внимание на правильность произношения и написания терминов.
- При подборе ключевых слов («канатов») не следует брать слова, имеющие в составе буквы «ъ», «ь», «ы», «й».
- Запрещается использовать при «распускании» одного «каната» повторяющиеся термины. Допускается использование повтора не более одного термина, начинающегося с редко употребляемой буквы, при создании вариантов «канатов».
- Запрещается использовать имена собственные (в том числе названия рек, населенных пунктов, кораблей).
- Общее время игры – 5-7мин. Не рекомендуется повторять игру (с применением разных тем игры или ключевых слов) более 2-х раз, т.к. это вызывает утомление и потерю интереса к игре у воспитанников.
- Игру целесообразно применять для закрепления и контроля знаний воспитанниками отдельных тем или целых разделов программы, содержащих большое количество специальных терминов.
Список источников:
- Авторская дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Рулевые-мотористы» (авт. Кузнецова Г.И., 2017г.)
- Багрянцев Б.И., Решетов П.И. Учись морскому делу. М., ''Издательство ДОСААФ СССР'', 1986г., 177с.
- Вешкельский С.А. Справочник судового дизелиста. Вопросы и ответы. Л., ''Судостроение'', 1990г.
- Справочник по малотоннажному судостроению. Состав. Б.Г. Мордвинов, Л., ''Судостроение'', 1987г., 576с.
- Удачин В.С, Крайнев Ю.В. Краткий словарь для молодых судоводителей. М., «Транспорт», 1991г., 80с.
Калягина Ирина Владимировна
Кузнецова Галина Ивановна
Кузнецова Галина Ивановна
Калягина Ирина Владимировна
Трефилова Раиса Поликарповна
Кузнецова Галина Ивановна