Дидактическая игра «Любимые сказки Александра Пушкина»
«Создание настольных игр своими руками»
Дидактическая игра «Любимые сказки Александра Пушкина»
Сейчас существует очень много детских развивающих настольных игр. Для ребенка всегда можно выбрать наиболее подходящий вариант, в зависимости от возраста, потребностей и возможностей малыша.
Прелесть настольных игр состоит в том, что в них можно сыграть при любой погоде и в любое время суток, как вдвоем, так и большой компанией.
Помимо развлекательной функции практически все настольные игры приносят пользу, способствуя развитию личностных качеств и способностей ребенка. Сочетая в себе игру и обучение, настольные игры могут стать прекрасным образовательным средством для детей дошкольного и школьного возраста.
Даже самые простые настольные игры оказывают полезное влияние на ребенка. Развивают зрительную память, внимание, сообразительность, логику, воображение и образное мышление.
Цель: Создание настольной игры для учащихся начальной школы БОУ Тарская гимназия №1.
Приступая к созданию настольной игры, необходимо иметь представление, какой именно она будет и чему будет посвящена, на какое развитие будет направлена.
1. Я остановилась на идее «Создание игры в форме пазлов». Собирать пазлы нравится и детям, и взрослым. Это занятие успокаивает и развивает одновременно. Для своего ребенка вы можете легко сделать пазлы своими руками, подобрав уровень сложности по его возрасту.
2. Возле гимназии расположен Пушкинский парк. Сказки Пушкина очень интересны и знакомы всем – от мала до велика, поэтому тему своей игры я определила «Сказки Пушкина».
Творческое наследие А. С. Пушкина является живым достоянием нашей современности, оно раскрывается в наши дни во всем своем величии и многообразии. Сегодня поэзия Пушкина воспринимается как неотъемлемая часть круга детского чтения и сопровождает юного читателя в течение многих лет его взросления.
Трудно переоценить значение пушкинских творений для формирующейся личности: они открывают маленькому читателю огромный мир человеческих мыслей, чувств, переживаний, приобщают его к культурным общечеловеческим ценностям и богатству родного языка.
3. Чтобы сразу использовать несколько сказок Пушкина, мною была выбрана форма не просто пазл, а кубики. Из коробочного картона были изготовлены кубики размером 7см. Они очень удобны в игре и картинка сказки будет крупнее.
4. В сети интернет подобрала раскраски, соответствующие сказкам А.С. Пушкина. Помощь в раскрашивании мне оказали обучающиеся 3 класса.
5. Расчертили картинки на квадраты и приклеили на грани кубиков. Для сохранности игры каждый кубик дополнительно обклеила скотчем.
6. Определила цель и правила игры.
Цель: Расширять и активизировать словарный запас, способствующий познавательно-речевому развитию детей младшего школьного возраста, развитие фонематического слуха, памяти.
Ход игры: Игра проводится в свободное время, в форме игры. Игровое правило регулируется ведущим, большое разнообразие картинок поднимает интерес, а правильные ответы стимулируют к усложнению задач. При организации и проведении игры важно создать атмосферу, позволяющую каждому ребенку реализовать свою словесную активность.
В приложении 1 показан конечный вариант дидактической игры «Любимые сказки Александра Пушкина».
Мною были разработаны вопросы для усложнения игрового момента. Я задавала вопросы, а ребята на скорость по очереди собирали соответствующую картину сказки-пазла. (приложение2)
Игра передана в читательский уголок центра «Точка роста» БОУ «Тарская гимназия№1» для проведения игровых моментов и интеллектуального развития воспитанников центра.
Приложение 1
Дидактическая игра «Любимые сказки Александра Пушкина»
Приложение 2
Вопросы к игре:
– Из какой сказки корыто? («Сказка о рыбаке и рыбке».)
– Кто обращался к зеркальцу и с какими словами? (Царица, «Сказка о мертвой царевне и о 7 богатырях» – «Свет мой, зеркальце, скажи…».)
– Скушали бы вы это наливное яблочко? (Нет, оно отравлено. «Сказка о мертвой царевне и о 7 богатырях».)
– Откуда веревка и зачем? («Сказка о попе и о работнике его Балде». Балда веревкой море морщил, да проклятое племя чертей корчил…)
– Что лежит в мешке? (Оброк с чертей за 3 года.)
– Попробуйте отгадать, откуда эти строки и собрать картинку сказки:
В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут.
(«Сказка о царе Салтане…».)
Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно.
(«Сказка о попе и о работнике его Балде». Балда.)
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?
(«Сказка о мертвой царевне». Царица.)
Горе мне!
Попались в сети оба наших сокола!
(«Сказка о золотом петушке». Царь Дадон.)
Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит.
А сама-то величава, выступает, будто пава,
А как речь-то говорит, будто реченька журчит.
(«Сказка о царе Салтане…». Описание царевны.)
Царь Салтан гостей сажает
За свой стол и вопрошает:
«Ой вы, гости-господа,
Долго ль ездили? Куда?
Ладно ль за морем, иль худо,
И какое в свете чудо?
(«Сказка о царе Салтане…».)
Чуть опасность где видна,
Верный сторож, как со сна,
Шевельнется, встрепенется,
К той сторонке обернется
И кричит: «Кири-ку-ку.
Царствуй, лежа на боку!»
(«Сказка о золотом петушке».)
Только месяц показался,
Он за ним с мольбой погнался.
«Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный рожок!
Ты встаешь во тьме глубокой,
Круглолицый, светлоокий,
И, обычай твой любя,
Звезды смотрят на тебя.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?..»
(«Сказка о мертвой царевне и о 7 богатырях».)