Пояснительная записка
Практически у всех детей со статусом ОВЗ (ЗПР, ТНР) имеются те или иные речевые нарушения: страдает звукопроизношение, фонематический слух, нарушен грамматический строй.
Недоразвитие фонематических процессов у данной категории детей затрудняет становление навыков звукового анализа. Как правило, дети, не владеющие навыками последовательного звукового и звукобуквенного анализа слов испытывают затруднения в овладении навыками письма, проявляющиеся в искажениях структуры слова.
Для детей с ЗПР как правило, доступен лишь самый легкий вид: выделение звука из слова в том случае, если звук стоит в сильной позиции. Наиболее доступно выделение гласного звука из начала слова под ударением (аист, окунь, утка) или выделение начального звука в словах (слон, мак).
Наиболее удачным и действенным методом в логопедической работе с детьми с задержкой психического развития, как на фронтальных, так и в индивидуальной работе, является дидактическая игра.
Всем известно, что большинство детей любят играть и хорошо обучаются в процессе игры. Она помогает ребенку пробрести знания в легкой, доступной и непринужденной форме. Именно через дидактическую игру, как основного метода коррекционной работы, происходит усвоение знаний. Кроме этого, дидактические игры, как правило, предполагают наличие наглядного материала, что важно для восприятия детей с ЗПР, УО, и это способствует эффективности и успешности их обучения. В качестве примера, хочу поделиться одним из видов дидактической игры по развитию навыков звукобуквенного анализа и синтеза, который использую в работе.
Название игры: «Прочти слово по начальным звукам слов - картинок»
Категория потребителей: учащиеся младших классов, учащиеся со статусом ОВЗ, учащиеся с диагнозом ЗПР, ТНР, УО, овладевшие навыком чтения.
Цель использования: Упражнять детей в определении первого звука в словах, в составлении слов из выделенных звуков, упражнять в чтении слов.
Порошина Ольга Анатольевна
Ирина Петровна Петенкова