Дидактическая игра «Прочти по последним звукам»

7
0
Материал опубликован 3 March 2019 в группе

Всероссийский конкурс для воспитателей и учителей начальных классов на лучший комплект дидактических карточек

Дидактическая игра «Прочти по последним звукам»

 

Пояснительная записка

Актуальность

«Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.»

Сухомлинский В. А.

Игра - основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей чувство удовлетворения, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний, а также  оказывает многогранное влияние на психическое развитие ребенка. Дидактические карточки позволяют ребенку играя - учиться.

 

Название: дидактическая игра «Прочти по последним звукам»

Дисциплина: логопедия.

Возраст: игра разработана для детей с нарушением речи, старшего дошкольного возраста (6-7 лет).

Данный материал будет полезен учителям-логопедам для использования на индивидуальных и подгрупповых занятиях, воспитателям и  родителям в работе с дошкольниками.

Цель: формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Задачи: 

-закреплять умение выделять последний звук в слове и записывать его с помощью буквы;

-закреплять навык чтения;

-закреплять навык звуко-буквенного анализа слов;

-развивать память, внимание, логическое мышление.

Требуемые для работы знания и умения ребенка:

- владеет элементарными навыками звукового анализа слова;

-знает буквы и может их графически изобразить;

-владеет навыком чтения простых двусложных и односложных слов.

Ожидаемые результаты:

-ребенок умеет выделять последний звук в слове и записывать его с помощью буквы;

-ребенок читает простые односложные слова, односложные слова со стечением согласных и двухсложные слова с открытыми слогами;

-у ребенка на достаточном уровне сформирован навык звуко-буквенного анализа слов.

Инструкция

Комплект карточек разделен на три блока. Каждому блоку соответствует свой цвет.

Первый блок: двухсложные слова из открытых слогов. Цвет карточек –розовый. В комплект входит 16 карточек. На каждой карточке изображены четыре картинки, из которых нужно составить одно слово.

Слова, зашифрованные на карточках: рука, рама, нора, сало, щука, лапа, пила, лучи, кино, шары, часы, сила, лиса,  тина, муха, луна.

Второй блок: двухсложные слова из открытых слогов и односложные слова. Цвет карточек –зелёный. В комплект входит 20 карточек. На каждой карточке изображены три картинки, из которых нужно составить одно слово.

Слова, зашифрованные на карточках: ухо, оса, эхо, уха; кит, май, рак, сок, сом, сон, лом, чай, нос, сыр, шар, мир, сын, мак, лук, кот.

Третий блок: двухсложные слова со стечением согласных в середине слова, двухсложные слова со стечением согласных в начале слова;  двухсложные слова из открытых и закрытых слогов. Цвет карточек –оранжевый. В комплект входит 8 карточек. На каждой карточке изображены четыре картинки или три картинки и одна буква, из которых нужно составить одно слово.

Слова, зашифрованные на карточках: икра, арка, очки, утка, утро; стая; ящик, соус.

Работу с карточками необходимо проводить последовательно, без спешки. Начинать работу с детьми необходимо с наиболее легкого материала: с карточек из первого блока или с четырёх карточек второго блока (двухсложные слова из открытых слогов). После отработки данного материала, можно переходить к более сложному варианту (второй, третий блок).

При подборе карточек, необходимо учитывать звукопроизношение ребенка. Если у ребенка отсутствует в речи какой-либо звук ([Р], [С], [Ш] и т.д.), то ему нельзя давать карточки с данным звуком. Если же ребенку необходимо автоматизировать какой-то звук, то необходимо стараться подбирать слова с данным звуком.

Для работы с карточками, необходимо подготовить фломастер или маркер, а также влажную салфетку.

Словесная инструкция для ребенка:

– Перед тобой лежит карточка. На ней изображены картинки. Назови их. Не забудь, картинки начинаем называть слева на право. Определи, какой звук последний в каждом слове. Например, в слове МАК, последний звук … Правильно, К. Поэтому на белом фоне, под картинкой МАК, тебе нужно написать букву К. Затем самостоятельно определяешь, какой звук последний в следующем слове. Если вместо картинки, написана буква, то внизу, необходимо написать эту букву. Как только ты определишь все звуки и напишешь буквы, прочитай получившееся слово.

В случае неправильного написания букв, ребенок может стереть влажной салфеткой ошибочно написанную букву и написать ее заново. Благодаря тому, что карточки покрыты ламинирующей плёнкой, они будут служить долго, и не потеряют привлекательный внешний вид.

Знакомство с игрой эффективнее проводить в индивидуальном порядке. А закрепление полученных навыков лучше проводить с небольшой подгруппой детей, так как дополнительно включается соревновательный эффект, который позволяет достичь желаемых результатов.

Так как у детей разный темп работы, а также неодинаков уровень сформированности навыков звукового анализа слов, временные рамки для работы с карточками могут колебаться от 1 до 10 минут. Однако необходимо следить, за тем, чтобы ребенок не затягивал выполнение задания. Взрослый должен помогать ребенку, в случае неудачи (утрированно произносить слово, выделяя голосом нужный звук или помочь в слиянии слогов в слово).

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.