12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ольга69
Воспитатель высшей категории, стаж работы 45 лет
Россия, Нижегородская обл., Дзержинск
5

Статья «Дидактические игры как средство развития предметно-пространственной ориентировки детей старшего дошкольного возраста»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 133»
















СТАТЬЯ

из опыта работы

На тему:

Дидактические игры как средство развития предметно-пространственной ориентировки детей старшего дошкольного возраста





Подготовила:

Воспитатель высшей квалификационной категории

Тябина Ольга Анатольевна














Я, Тябина Ольга Анатольевна, воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ «Детский сад № 133», г. Дзержниска Нижегородской области. Стаж работы 45 лет. Представляю вашему вниманию статью из опыта работы на тему: «Дидактические игры как средство развития предметно-пространственной ориентировки детей старшего дошкольного возраста»

Свою работу я начала с изучения научных исследований по интересующей меня теме, мной были изучены труды отечественных педагогов . Проблему восприятия пространства детьми раннего и дошкольного возраста исследовали П. Ф. Лесгафт, М. Ю. Кистяковская, Б. Г. Ананьев, Т. А. Мусейибова, Э. Я. Степаненкова и др. В частности, П. Ф. Лесгафт и М. Ю. Кистяковская изучали особенности зрительной ориентировки в пространстве на основе двигательных ощущений. Б. Г. Ананьевым сделан психологический анализ поэтапного развития пространственных ориентировок у детей разного возраста.

Познакомилась с психологическими и педагогическими особенностями возраста. Изучила задачи Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования.

Так же были изучены и просмотрены интернет-ресурсы, познакомилась с методической литературой и периодическими изданиями по данной теме. Что позволило мне определить содержание моей работы и проанализировать различные эффективные формы организации педагогического взаимодействия. И остановилась на такой форме работы как дидактическая игра.

Педагогические условия включают в себя - Обогащение РППС , выступления на педсоветах, выступления на базе ДПК и обмен опытом работы в профессиональных педагогических сообществах. Все это помогло мне определить актуальность и направление работы.


Актуальность выбранной темы

Ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для всех сторон жизни человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с окружающим миром, и представляет собой важнейшее свойство человеческой психики.

Овладение детьми дошкольного возраста различными видами пространственной ориентировки повышает результативность и качество таких видов деятельности, как познавательной, трудовой, продуктивной, творческой, игровой.

Подлинное восприятие пространства, адекватно отражающее его объективные свойства и отношения, является очень сложным процессом, в котором чувственные и мыслительные компоненты даны в сложном единстве и взаимопроникновении.

В дошкольный период у детей начинают формироваться первоначальные знания из области геометрии. В основе геометрических представлений лежат умения ориентироваться «на себе», «от себя», «от других объектов», «по основным пространственным направлениям». Эти умения формируются в определенной последовательности, где одна система пространственного отсчета становиться основанием для овладения следующей системой.

Поэтому я считаю актуальной проблему формирования у дошкольников адекватных способов восприятия пространства, развития полноценных пространственных представлений и прочных навыков ориентировки в двух и трехмерном пространстве. Способность ориентироваться в окружающем и осознавать различные способы отсчета при определении своего положения или другого объекта в пространстве выступает необходимым компонентом подготовки ребенка к школе.

Дидактические игры существуют много веков. Их первым создателем был народ, подметивший удивительную особенность маленьких детей - восприимчивость к обучению в игре с помощью игр и игрушек. 

И. М. Сеченов и И. П. Павлов указывали на значение двигательного анализатора в осуществлении пространственной ориентировки. Двигательный акт всегда связан с анализом окружающего пространства.

В исследовании Т. А. Мусейибовой разработана методика обучения детей раннего и дошкольного возрастов пространственным ориентировкам: на себе, от любого предмета, на основе словесных указаний.

Степаненкова Э. Я. исследовала развитие пространственных ориентировок в связи с организацией занятий по физической культуре и пешеходных прогулок.

Лучшим способом формирования у детей представлений о пространственных отношений являются игры и игровые упражнения (Т. А. Мусейибова) на разных этапах.

Существенный вклад в создание дидактических игр и включение их в систему обучения дошкольников началам математики (в частности умение ориентироваться в пространстве с использованием соответствующих систем отсчета) внесли Т. В. Васильева, Т. А. Мусейибова, А. И. Сорокина, Л. И. Сысуева, М. К. Сай, Е. И. Удальцова, А. М. Леушина, М. Н. Перова, Т. К. Жигалкина, Е. И. Щербакова, А. В. Белошистая и другие.

Таким образом, познание окружающего мира, как доказали многие ученые, сложный процесс, и начинается он с непосредственного или опосредованного чувственного познания. Очень важен опыт познания человеком пространственных отношений в предметном окружении. Пространственные представления и восприятия – емкие понятия, отражающие многогранность пространственных характеристик объективного мира. Форма, объем, протяженность объектов в длину, ширину и высоту, их местоположение в пространстве, пространственные отношения и расстояния между предметами, направления в пространстве представляют собой различные пространственные категории.

Цель, задачи

Исходя из требований стандарта, мной была определена цель – Создание системы работы по развитию умения ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры.

К поставленной цели шла через поставленные мною ззадачи:

Выявить особенности развития пространственной ориентировки в дошкольном возрасте.

Подобрать и апробировать комплекс дидактических игр для развития ориентировки в пространстве у детей пятого года жизни

Обогатить РППС дидактическими играми и пособиями, способствующими развитию у детей ориентировки в пространстве.

Создать благоприятные условия развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

Создать условия для обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.


Ведущая педагогическая идея

Именно поэтому моей ВЕДУЩЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ИДЕЕЙ стала:

Систематическое целенаправленное включение в образовательный процесс дидактических игр позволит сформировать умение ориентироваться в пространстве у детей 5-6 лет.


Дидактическая игра представляет собой многоплановое педагогическое явление: она является и

игровым методом усвоения детьми знаний об окружающей действительности,

самостоятельной игровой деятельностью,

средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Дидактическая игра явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается структура, т. е. основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно.

Свою работу я строила в нескольких направлениях; поэтапно.

С детьми

С родителями

С педагогами

1 этап – Организационный - включал –

Анализ и изучение методической литературы по теме

Анализ уровня сформированности ориентировки в пространстве

Экспресс-анкетирование родителей по теме «Развитие пространственных представлений»

Разработка перспективного плана по освоению дидактических игр на ориентировку в пространстве

Обогащение развивающей предметно-пространственной среды и разработка авторских дидактических пособий


Анализ уровня сформированности ориентировки в пространстве я проводила посредством диагностики в соответствии с программой «От рождения до школы», методом педагогического наблюдения.


На данном этапе было проведено экспресс-анкетирование родителей по теме «Развитие пространственных представлений» данная анкета была разработана совместно со специалистами ДОУ, нас интересовал вопрос – не столько просвещения родителей по данной теме, сколько их заинтересованность данной проблемой и какую роль в развитии пространственных ориентировок они отводят детскому саду. В процессе анкетирования приняло участие 70% родителей, 50% из которых отводят значимую роль детскому саду. 20% родителей отметили важную роль семьи в данном вопросе и могли бы поделиться своим педагогическим опытом.


На основе полученных данных мной был разработан перспективный план по освоению дидактических игр на развитие пространственных ориентировок. Знакомство с новой дидактической игрой происходит один раз в две недели. По мере освоения игры, дети стараются ее использовать в самостоятельной деятельности.

Развивающая предметно-пространственная среда в группе создана с учетом требований ФГОС ДО и пополнена дидактическими пособиями, созданными своими руками) – по данной теме мной был разработан Лепбук «Ориентировка в пространстве», где собраны разнообразные дидактические, словесные и подвижные игры.


2 этап – практический этап – это этап реализации. Включал в себя разнообразные формы и методы организации работы.

Мусейибова Т. А. научно обосновала главные методические приемы, лежащие в основе формирования у детей пространственных представлений. Она особое внимание придавала игровому началу в познании детьми пространственных отношений, рекомендовала включать различные виды игр, занимательных упражнений с использованием специально разработанного дидактического материала.

В процессе освоения дидактических игр я применяла следующие методы и приемы:

Наглядные, ( Рассматривание иллюстраций

Наблюдения

Показ способов действия

словесные ,практические и игровые .


Этапы руководства дидактической игрой включают в себя три основных направления:

Подготовительный этап – включал в себя:

- отбор или разработку игры с учетом возраста;

- определение наиболее удобного времени организации игры - поскольку игру мы можем использовать в зависимости от того, на каком этапе освоения она находится. Если мы только знакомимся с детьми с игрой, то я ее беру либо на занятии, либо в вечернее время – под непосредственным моим руководством;

- определяю место игры

- количество играющих

- осуществляю подготовку необходимого материала к игре

- сама готовлюсь к игре (потому что , чтобы научить детей играть, педагог должен сам изучить правила данной игры)

- готовлю к игре детей (чтобы ребенок играл с удовольствием и увлеченно, и что не маловажно, был успешен в этой игре, ребенок должен владеть определенными знаниями о предмете игры)

Следующий этап – практический: включает в себя

- непосредственное знакомство детей с содержанием игры

- объяснение хода игры и правил

- показ игровых действий

- определение роли воспитателя в игре

В начале, я всегда брала на себя роль организатора. Внесение новой игры осуществлялось, как правило, в вечернее время. При этом всегда присутствовал элемент новизны. Яркость материала, заинтересованность самого воспитателя игрой - играли свою роль в мотивации детей. Кроме того, не маловажно было и то что материал был детям знаком. Например, в игре «Лягушки повторюшки» дети с удовольствием повторяли движения за персонажем игры, сначала ориентируясь на показ воспитателя. Далее, усложняя игру, я вводила словесные указания, которые постепенно усложнялись. Например, сразу надо было выполнить два действия в одном. Конечным этапом было зеркальное отображение.

Следующий этап - Результативный этап.

Для меня всегда было важно, чтобы ребенок не только получил или закрепил, усвоенные знания в игре, но и почувствовал себя успешным. Поэтому, подводя итоги игры, я старалась отметить каждого ребенка. Если игра ребенком была освоена, он становился ведущим.

Несомненным показателем освоения игры для меня являлось использование данных игр в свободной деятельности детей.

На я бы хотела представить вашему вниманию этапы освоения игры «Как летят самолеты?». Данная игра являлась новой для детей.

- для организации игры мной было выбрано вечернее время

- определено количество игроков и место для игры

- внесение данной игры было реализовано посредством сюрпризного момента (Эту игру принес нам на своем борту самолет. Организовав подвижную игру «Самолеты» дети перевоплотились в летчиков, что явилось последующей мотивацией для дидактической игры «Как летят самолеты?». Здесь же дети узнали о правилах игры.

- Ранее были организованы игры по словесной инструкции, поэтому практически все дети справились с игровыми действиями. Но если были затруднения, то функцию диспетчера (человека направляющего самолет и контролируещего его полет) мог взять либо воспитатель, либо ребенок. Дети играли с удовольствием. Поэтому сложностей с подведением итогов не возникло.

- Как только данная игра была детьми освоена, она с успехом заняла свое место в нашем Центре познавательного развития. И с удовольствием используется детьми в свободное время.

Чтобы игра не наскучила детям, я периодически убираю ее из этого центра и вношу новые игры.

На основе анализа психолого – педагогической и методической литературы можно выделить группы игр и упражнений, решающих главные дидактические задачи по обучению дошкольников системам отсчета пространственного расположения окружающих объектов, предусмотренных программой, составленной в соответствии с требованиями ФГОС.

Их я и использовала в рамках перспективного планирования.

Интеграция в других видах деятельности

Пространственные представления детей развиваются в разнообразной деятельности - в наблюдениях, на экскурсиях и прогулках, в ходе утренней гимнастики, музыкальных, физкультурных занятий, разнообразных игр.

Практический этап включал в себя и взаимодействие с родителями (законными представителями), поскольку ФГОС нам говорит о том, что родители являются полноправными участниками образовательных отношений. Именно поэтому свою работу я строю в сотрудничестве с ними. В рамках данной темы с родителями был реализован мини-проект «Мы вместе», организованы и проведены гостевые встречи «Ты мне, я тебе», проведен семинар-практикум «Развитие ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры». Был проведен мастер-класс для родителей по изготовлению дидактических игр из бросового материала. И разработаны Папки-передвижки «Формирование пространственный представлений у дошкольников», «Ориентировка в пространстве» Памятки для родителей «Ориентируемся в пространстве», «Изучаем пространство»

3 этап моей работы – это результативный – включает в себя

Анализ динамики освоения детьми ориентировки в пространстве

Использование дидактических игр в самостоятельной деятельности

Результаты своей работы я отслеживала посредством показателей диагностики «От рождения до школы». Динамику работы я постаралась отразить от точки роста, через стадию становления, к стадии формирования.

Главным успехомом своей работы я считаю использование дидактических игр детьми в самостоятельной деятельности.

Таким образом, продуманная, целенаправленная педагогическая деятельность, включающая специально подобранные дидактические игры, упражнения на ориентировку в пространстве позволили сформировать у детей прочные осознанные знания о различных системах отсчета и практические умения по ориентировке в пространстве. Дети показали значительно более высокие результаты в конце учебного года. Игровая деятельность позволила сделать процесс обучения интересным, занимательным и увлекательным.

В рамках прооделанной по теме работы:

Разработан перспективный план по освоению детьми дидактических игр на ориентировку в пространстве

Созданы авторские дидактические игры на формирование пространственных ориентировок

Разработана картотека дидактических игр на ориентировку в пространстве

Разработаны и проведены конспекты организованной образовательной деятельности по развитию пространственных отношений

Папки передвижки: «Формирование пространственный представлений у дошкольников», «Ориентировка в пространстве»

Памятки для родителей  

Консультация для родителей «Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста»​​​​​​​

Новизна моей работы заключается в разработке и внедрении в практику работы с детьми системы, направленной на развитие пространственных отношений детей шестого года жизни посредством дидактических игр .

И в заключении, хотелось бы еще раз отметить -

Организуя педагогическую деятельность по математическому развитию  с включением различных видов игр и упражнений, подобранных в соответствии с дидактическими программными задачами, можно добиться высоких результатов по различным направлениям математического развития детей, в том числе грамотному использованию систем отсчета при ориентировке в пространстве и самостоятельному использованию их в различных практических ситуациях (в разных видах деятельности – познавательной, игровой, трудовой, двигательной и других).


Нормативно-правовые документы:

üЗакон 273-ФЗ "Об образовании в РФ»

üПриказ Мин.обр. и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 "Об утверждении ФГОС ДО»

Программно-методическая литература:

üОбразовательная программа детского сада

Научно-методическая литература:

ü Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. –М. ; Просвещение. 2013 – 96с.

üБелошистая А. В., Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики. – М. : ВЛАДОС, 2014

üВенгер Л. А. Развитие способности к наглядно-пространственному моделированию. // Дошкольное воспитание. – 1982. - № 9.

üКовалец И. В. Формирование у дошкольников пространственных представлений. – М. : ВЛАДОС, 2014.

üКрушельницкая О. И., Третьякова А. Н. Развитие пространственного восприятия у детей 6-8 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2014

ü Мусейибова Т. А. Генезис отражения пространства и пространственных ориентаций у детей дошкольного возраста. // Теория и методика развития элементарных математических представлений у дошкольников: Хрестоматия в 6 частях. Ч. IV-VI.- СПб., 2014.

üМусейибова Т. А. Дидактические игры в системе обучения детей пространственным ориентировкам. // Теория и методика развития элементарных математических представлений у дошкольников: Хрестоматия в 6 частях. Ч. IV-VI. -СПб., 1994.

üТеория и технология развития математических представлений у детей: учебнк для студ. учреждений высш. образования /Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева. – М. : Издательский центр «Академия», 2015

üУдальцова Е. И., Занятия по математике с использованием дидактических игр в детском саду /Е. И. Удальцова, М. К. Сай. – Минск, 2009

üШорыгина Т. А. Учимся ориентироваться в пространстве: Материа-лы для развития пространственного восприятия у дошкольников. — М. : ТЦ Сфера, 2004. — 80 с

üЩербакова Е. И. Методика обучения математике в детском саду. М., Academa, 2015

Электронные образовательные ресурсы:

ühttps://www.maam.ru/detskijsad/formirovanie-u-detei-prostranstvenyh-otnoshenii-v-doshkolnom-vozraste.html

ühttps://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/prochee/formirovaniie_prostranstviennykh_otnoshienii_u_doshkol_nikov

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.