Дидактические материалы для учителя и учащихся Направление «Преступление и наказание — вечная тема»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Миасская средняя общеобразовательная школа №16»
ГОТОВИМСЯ
К ИТОГОВОМУ СОЧИНЕНИЮ 2021
Дидактические материалы
для учителя и учащихся
Направление
«Преступление и наказание — вечная тема»
Автор: Валеева Фидания Рашитовна,
учитель русского языка и литературы
МАОУ «МСОШ №16»
Миасский городской округ, 2021
Пояснительная записка. ………………………………………………………….3
Глава 1. Этапы работы над итоговым сочинением………………......................
Глава 2. Комментарии к направлению «Преступление и Наказание – вечная тема» ………………………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………………………….
Список литературы………………………………………………………………
Приложение. Материалы к сочинению. Примеры сочинений.……………………………………………
Пояснительная записка
В преддверии начала нового учебного года было объявлено пять открытых направлений для тем итогового сочинения, которое все выпускники будут писать в декабре. Открытые направления для тем итогового сочинения в выпускных классах в 2021/22 учебном году:
1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека (дорога реальная, воображаемая, книжная).
2. Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия? (достижения и риски цивилизации, надежды и страхи, с ней связанные).
3. Преступление и Наказание – вечная тема (преступление и наказание как явление социальное и нравственное, совесть и стыд, ответственность, раскаяние).
4. Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня (высказывание о тексте, который представляется личностно важным для 11-классника).
5. Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина (социальные пороки и общественная справедливость, поиск путей помощи тем, кому трудно, путей совершенствования общества и государства).
В 2021 году будет отмечаться 200-летие со дня рождения Н.А. Некрасова (10 декабря) и Ф.М. Достоевского (11 ноября), с произведениями которых связаны направления тем сочинения в этом году.
Данная разработка содержит материалы для подготовки выпускников средней (полной) школы к итоговому сочинению по одному из предложенных пяти направлений «Преступление и наказание – вечная тема». Материалы содержат отрывки из текстов художественных произведений, комментарии к ним, примерные темы и варианты сочинений.
Комментарий ФИПИ: «Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния. Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др. Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки зрения (юридической, психологической, социальной, философской). Богата названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, в которой особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет отмечать в конце 2021 г.».
Перечень направлений итогового сочинения 2021-2022гг. ориентируется, как и в прошлые годы, на нравственно-философское наполнение.
Глава 1. Этапы работы над итоговым сочинением
Этап 1. Выбор темы.
1. Задать себе вопросы:
— Что от меня требуют предложенные темы? (надо обратить внимание на ключевые слова всех тем)
— На каком материале можно раскрыть данные темы?
— Достаточно ли хорошо знаю (помню) тот материал, который буду брать в качестве аргументов?
2. Выбрать одну из предложенных тем.
При выборе темы надо помнить, что он должен определяться не моими симпатиями (этого писателя люблю, а этого нет), а знанием материала.
Этап 2. Стратегия дальнейшей работы.
Тема выбрана! Что делать дальше?
1. Возвращаюсь к поставленным вопросам, остановившись на выбранной теме.
2. Нахожу ответы на ТРИ составных вопроса:
Что? (о чем?) писать | ЗАЧЕМ? писать? | КАК писать? |
1. Обдумываю собственное мнение. Составляю опорный план. | 1. Определяю основную мысль сочинения.
| 1. Пишу вступление, включив в него тезис (оформляю собственное мнение) |
2. Вспоминаю произведения, в которых раскрывается данная тема. Обдумываю аргументацию. | 2. Проверяю, прослеживается ли цель высказывания, т.е. коммуникативный замысел сочинения | 2. Доказываю его, подобрав произведения для аргументации
|
3. Обдумываю композицию и форму сочинения |
| 3. Пишу заключение |
Этап 3.Обдумать вступление (своеобразный ввод в тему).
Это может быть:
— высказывание своего взгляда на проблему;
— вступление в спор с воображаемым оппонентом или приглашение его к разговору;
— обоснование причин обращения к этой теме;
— эмоционально ввод в тему сочинения;
— использование оригинальной цитаты, обращённой к слушателю (читателю);
— проведение анализа какого-либо понятия, входящего в формулировку темы;
— оформление вступления в виде вопросов;
Этап 4 . Определить композицию будущего сочинения
Композиционные части | Содержание | Возможные пути раскрытия содержания |
1. Вступление (суммарный объем введения и заключения не должен превышать одной трети всего сочинения) | Обоснование темы + главный тезис (можно сказать об актуальности) | - ретроспективный обзор затрагиваемой темы; - обоснование необходимости рассмотрение темы с позиций сегодняшнего дня; - разъяснение основных понятий темы; - изложение ошибок, предрассудков, связанных с изложением темы и т.д. |
2. Основная часть | Аргументация, доказательства + факты, подтверждающие тезис, утверждение | - использование индукции: от конкретного к обобщению; - использование дедукции: от общего к детальному рассмотрению. |
3. Заключение (суммарный объем введения и заключения не должен превышать одной трети всего сочинения) | Выводы (обобщение) | - изложение основной мысли в виде итоговых выводов; - указание на изменчивость проблемы |
Примерное распределение слов в сочинении
Композиционные части - 350 слов |
Вступление + тезис (60 - 70слов) |
Аргументация (234 - 240 слов) |
Заключение (60 - 70 слов) |
Правильная аргументация
При написании сочинения-рассуждения мало просто сослаться на определенное литературное произведение, вскользь упомянув название и автора. Выбирая аргументы к декабрьскому сочинению ЕГЭ-2022, необходимо сделать основные заготовки для использования на экзамене:
- автор и название произведения;
- описание, событие, действие героев, подтверждающие или опровергающие вашу позицию;
- микровывод;
Если вам сложно самостоятельно подобрать аргументы к итоговому сочинению, или вы начали готовиться к экзаменам только в начале 2021-2022 учебного года, возьмите на вооружение такие советы:
- используйте банк аргументов, который можно без труда найти в сети;
- ознакомьтесь с «универсальными» произведениями, в которых можно найти много примеров по разнообразным направлениям;
- заучите клише, которые также можно применить при составлении сочинения-рассуждения на разные темы.
ВАЖНО!!! Никогда не используйте аргументы из открытого банка в прямом виде, так как при проверке на плагиат ваше сочинение может получить «незачет». Используйте их как подсказку, но ведите рассуждение и делайте выводы своими словами.
Этап 5. Продумать заключение.
Это может быть:
— обобщение сказанного. Для этого ещё раз перечитываю тезисный план, записанный на черновике, и, не повторяя высказанных мыслей, обобщаю изложенное. При этом не забываю, что хорошее осмысленное заключение должно содержать не больше 4-5 предложений.
ВАЖНО!!! Поставив во введении некоторый тезис, на протяжении основной части вы пытаетесь раскрыть его, а в своём заключении возвращаетесь к началу, которое должно прозвучать несколько иначе.
— взгляд вперёд, то есть можно пофилософствовать о том, что будет, если… (Например, рассуждая о «взгляде на судьбу России классиков различных лет», представить, что сказали бы классики будущего, если положение дел в стране резко не изменится).
— обращение к читателю. Если вступление было оформлено в форме приглашения к разговору, то закончить сочинение можно таким же обращением. Смысл обращения к собеседнику может быть различным: можно призвать его к какому-то поступку или задать риторический вопрос, на который каждый из нас должен ответить самостоятельно.
— обращение к оригинальной цитате.
Тактика работы над сочинением
1. Пишу сочинение на черновике.
2. Пересчитываю количество слов (не менее 250(!), рекомендованное количество - 350 слов. Максимальное количество слов не устанавливается).
3. Перечитываю сочинение, проверяя его и соотнося с критериями оценивания, для чего отвечаю на следующие вопросы:
Правильно ли понята тема, соответствует ли сочинение теме?
Сформулирован ли тезис? ( Критерий 1)
Приведены ли аргументы из художественных или публицистических произведений? ( Критерий 2)
Комментарии к направлению «Преступление и Наказание – вечная тема»
Данное направление итогового сочинения конкретное и понятное, чётко очерчен круг литературы, по которому стоит готовиться. Тематика ясна: в формулировках мы встретим такие понятия, как вина, совесть, правосудие, раскаяние. Эти темы, вероятно, будут самыми интересными и живыми, ведь они подразумевают противопоставление двух понятий, конфликт сторон. Поэтому несложно составить приблизительный список литературы для этого направления.
В рамках данного направления можно рассуждать о диаметрально противоположных философских понятиях. Понятия «преступление» и «наказание» часто оказываются в центре внимания поэтов и писателей, которые исследуют представления героев о чести, о добре и зле; анализируют поведение героев в ситуации нравственного выбора как в личностном, так и в социально-правовом плане.
Здесь можно рассмотреть возможные аспекты направления:
Совесть, муки совести
Раскаяние
Ответственность за свои поступки
Преступление
Наказание
Возмездие
Примерные темы по направлению:
Что помогает человеку искоренять зло в себе?
Каковы могут быть причины преступлений?
Почему за преступлением следует наказание?
Свобода и ответственность в жизни человека.
Можно ли простить человека, совершившего преступление?
Может ли преступление быть оправдано?
Какую роль играет совесть в жизни человека?
Как может совершенное зло повлиять на жизнь человека?
Можно ли искупить свою вину?
Почему стыд бывает ложным, а совесть нет?
Что значит быть совестливым человеком?
Нужно ли думать о своих ошибках, даже если это причиняет боль?
Что можно считать преступлением?
Война: преступление или подвиг?
В чём различие между ошибкой и преступлением?
В чем опасность преступлений?
Должен ли человек нести ответственность за свои преступления?
Как совесть помогает человеку совершать выбор между добром и злом?
Почему важны оправдательные приговоры?
Совместимы ли гений и преступление?
Нужно ли быть милосердным к преступникам?
Словарная работа
ПРЕСТУПЛЕНИЕ —ср.
1. Общественно-опасное действие или бездействие, направленное против существующего строя или нарушающее существующий правопорядок.
2. перен. Недопустимый, непозволительный поступок.
Толковый словарь Ефремовой.
ПРЕСТУПЛЕНИЕ —ср.
Общественно опасное действие, нарушающее закон и подлежащее уголовной ответственности. Совершить п. Государственное п. (посягательство на интересы государства). Должностное п. Преступления против человечества (преступления против мира, военные преступления, преступления против человечности: подготовка и ведение агрессивных войн, применение средств массового уничтожения людей, военные акции против мирного населения, грабежи, убийства и другие злодеяния, расизм, геноцид, апартеид).
Толковый словарь Ожегова и Шведовой.
ПРЕСТУПЛЕНИЕ — существительное, имеет следующие синонимы:
беззаконие
злодеяние
правонарушение
Слово «преступление» имеет два основных значения: нарушение закона и нарушение моральных устоев и правил.
Нарушение закона – это различные деяния, за которые следует наказание со стороны государства: убийства, грабежи, коррупция и многое другое.
Нарушение законов морали – это унижение других, потеря стыда и совести, предательство своих идеалов, безжалостное отношение к природе, животным, это любые поступки, которые не соответствуют моральным устоям и принципам, существующим в обществе.
Как и любое правонарушение, преступление имеет следующие признаки:
• общественная опасность;
• противоправность;
• виновность;
• наказуемость;
• происходит в форме действия или бездействия.
НАКАЗАНИЕ, я, ср.
Мера воздействия на того, кто совершил проступок, преступление.
Не пустили гулять в н. за шалость. Заслуженное н. Тяжёлое н. 2. перен. О ком-чёмн. трудном, тяжёлом, неприятном (разг.). Н. мне с ним. Не ребёнок, а н. Что за н.! Н. ты моё! (выражение осуждения).
Толковый словарь Ожегова и Шведовой
НАКАЗАНИЕ — существительное, имеет следующие синонимы:
наказанье
взыскание
кара
НАКАЗАНИЕ:
мера воздействия со стороны государства, санкции, которые оно применяет к совершившему преступление, к преступившему закон;
санкции со стороны общества за аморальные поступки человека, за нарушение им нравственных законов;
тягостное состояние человека, осознание им самим своего неправильного поведения, самонаказание, самобичевание, кара.
Цитаты к данному направлению:
Страшные преступления влекут за собой страшные последствия.
Александр Иванович Герцен
Гораздо лучше предупреждать преступления, нежели их наказывать.
Екатерина II
Задуманное, хотя и не осуществленное преступление есть все же преступление.
Сенека Луций Анней (Младший)
Только слабые совершают преступления: сильному и счастливому они не нужны.
Вольтер
Величайшее поощрение преступления — безнаказанность.
Цицерон
Чем меньше наказаний, тем меньше и преступлений.
Оскар Уайльд
В самом преступлении уже заключено наказание.
Пелагий
Есть счастье праведное, есть счастье грешное. Праведное ни через кого не переступит, а грешное всё перешагнёт.
Н. Лесков
Бойся человека, Бог которого на небе.
Б.Шоу
Пословицы и поговорки про преступление:
Где клятва, там и преступление.
От опьянения два шага до преступления.
От лжи к преступлению прямая дорога.
Лучше вырыть колодец иглой, чем совершить преступное дело (туркм.)
Преступника не прощают (кабард.)
Преступление товарища скрыть — преступником быть (морд.)
У вымазанного нет лица, у преступника нет совести (удм.)
Пословицы и поговорки про наказание:
Двух наказаний за одну вину не бывает.
За вороток да на холодок.
За хохолок да на свет поволок.
За ушко да на солнышко.
За провинку чешут спинку (т. е. наказывают).
Детей наказывают стыдом, а не грозою и бичом.
Слово «преступление» происходит, по В.И. Далю, от глаголов «преступать» и «переступать» (т.е. «нарушать, выходить из пределов законов, прав своих, власти»), а толкуется «преступление» («преступание») как «самое дело, проступок в грехе, беззаконие, поступок, противный закону».
Тема «преступления и наказания» не раз становилась одной из ведущих в произведениях русской классики. Чем вызван такой интерес к ней? Здесь много причин: от несовершенства государственного устройства, деления общества на «сильных мира сего» и униженных, оскорблённых до падения нравственности в обществе, следования ложным ценностям, что приводит к деградации личности, а в итоге — к преступлению.
Художественные произведения, раскрывающие тему преступления и наказания, можно разделить на несколько блоков:
Преступление против мира, жизни людей, народов и государств. Это тема войны, тоталитарного режима.
Уголовные преступления, приводящие к гибели людей. В современной детективной литературе огромное количество произведений, в которых целью авторов является стремление показать читателям, как идёт расследование преступлений. Однако для классической литературы характерен психологический подход к проблеме, стремление понять, что двигало преступником, раскрыть его внутренний мир, мотивы преступления.
Нравственные преступления. Большая часть произведений посвящена нравственному преступлению, когда герои переступают черту принципов, позволяющих жизнь по-человечески, по совести, чести.
Можно заметить, что формально преступлением можно назвать всякое нарушение норм: этических, моральных, правовых. Ведь нарушая нормы, мы «преступаем» границы дозволенного.
В основе преступного поведения лежат мотивы. Преступления совершаются из корысти, мести, ревности, хулиганских побуждений. Ведущие мотивы часто носят бессознательный характер. Преступники порой не могут объяснить, почему они совершили данное преступление. Они объясняют это тем, что сами не знают, как так получилось. Лица, совершающие преступления часто пытаются найти себе самооправдание. Они отрицают свою вину, не раскаиваются за содеянное.
Преступность - верный признак неблагополучия общества. Если порочно общество, в нем оказывается и много несчастных, страдающих, не видящих смысла в собственном существовании людей. Преступное поведение несовершеннолетнего можно объяснить влиянием, в первую очередь, внешней социальной среды, а также индивидуальными особенностями личности подростка, которые обусловливают его реагирование на различные жизненные неудачи.
Одной из причин совершения преступлений является также ложное понимание демократических преобразований как вседозволенности; культ наживы, алчность, пренебрежение нормами общественной морали и нравственности, правовой нигилизм.
Но главное заключается в следующем: преступление возможно, если человек нечестен, жаден, озлоблен, мстителен, завистлив, духовно несамостоятелен. Это субъективные причины преступлений. Мы своими настроениями, притязаниями, своим отношением друг к другу, к семье, детям, общественным обязанностям, законам, своему будущему во многом определяем характер общества, нравственный климат в нем. Если существует много людей с нечистыми помыслами, грязными намерениями и целями, общество криминализируется, т. е. приобретает преступный оттенок.
Человека действительно формирует среда. Но все действия и преступления в том числе, совершает сам человек. Никакие особенности среды оправдать преступление не могут. В конце концов, в преступлении, которое совершает человек, виноват он сам. Поэтому закон наказывает именно его, а не общество, семью, в которой он вырос, школу, в которой учился, друзей. Скорее совершит преступление тот, кто плохо знает право, причем не только его «букву», но и «дух», кто не уважает закон, не привык соизмерять свои поступки с нормами морали и права.
Преступность, конечно, не вечна. И неисправимых преступников тоже не существует. Добро, милосердие способны исправить любую душу. Каждый человек способен обрести высокий смысл своего существования, ощутить свою нужность.
Мудрый старец из остросюжетного романа братьев Вайнеров «Эра милосердия» сказал о нравственности и праве: «По моему глубокому убеждению, в нашей стране окончательная победа над преступностью будет одержана не карательными органами, а естественным ходом нашей жизни, ее экономическим развитием. А главное - моралью нашего общества, милосердием и гуманностью наших людей... Милосердие - та форма взаимоотношений, к которой мы всегда стремимся...».
Практически в каждом произведении классиков есть герои, которые личные, эгоистические интересы ставили выше милосердия, доброты, порядочности. Да, они не наказаны юридически, но к каждому приходит наказание в виде мук совести, одиночества.
Каковы причины преступлений героев? Что заставляет их идти на убийство или совершать тяжкий нравственный грех? Причины найдутся всегда: от желания решить материальные проблемы до стремления жить только ради себя, не замечая никого вокруг. Ясно одно: порядочный, нравственно чистый человек никогда не пойдёт на преступление, на сделку с совестью. Только слабые, эгоистичные, самовлюблённые люди способны совершать подобное. Поэтому тема преступления тесно связана с темой нравственности, воспитания личности.
К преступлению ведёт и социальное устройство общества, безнаказанность тех, в чьих руках власть, деньги, богатство. Это тоже одна из проблем, которую авторы отражают в своих произведениях.
Наказание неотвратимо. Эта мысль подчёркивается писателями, ради этого и описывают они страшные судьбы героев, чтобы каждый человек задумался над тем, как надо жить, какие нравственные ориентиры должны быть на их жизненном пути, как не оступиться, не перейти черту дозволенного. В этом особая значимость произведений классиков.
Нельзя поступать противозаконно только потому, что многие окружающие легко идут на нарушение закона. Правильно отмечал Лев Толстой: «Один из самых обычных и ведущих к самым большим бедствиям соблазнов есть соблазн словами: «Все так делают».
Блок 1. Преступление против мира, жизни людей, народов и государств.
Примерный список произведений:
Л.Н. Толстой «Война и мир»
В. Шаламов «Колымские рассказы»
А.А. Ахматова «Реквием»
А.А .Блок «Двенадцать»
Б. Васильев «А зори здесь тихие…»
Джон Бойн «Мальчик в полосатой пижаме»
Гуманистическая мысль во все времена уделяла проблеме преступления и наказания большое внимание. Не убий», «не укради», «возлюби ближнего, как самого себя» - вот часть библейских заповедей, которыми должно руководствоваться человечество, вот его нравственный кодекс, идущий из глубины веков. К сожалению, далеко не всегда люди выполняют эти мудрые, проникнутые любовью к человечеству заветы. В истории развития общества были целые эпохи, когда эти заповеди отбрасывались совсем (революции, войны, переходные периоды), поэтому никогда не теряет своей актуальности проблема преступления и наказания. Человечество упорно ищет пути нравственного исправления каждого преступника, а, следовательно, и общества в целом.
Преступление против детей в Беслане | В календаре современной мировой и российской истории иногда появляются даты, которые, по большому счету, меняют историю ментальности, историю души целых народов. Именно к таким датам относится 1- 3 сентября в нашей истории. Именно в этот день было совершено одно из самых страшных преступлений человечества – против детей. Рано утром 1 сентября грузовик ГАЗ-66, полный бандитов, подъехал к школе №1 города Беслана. Только начавшаяся праздничная линейка была прервана автоматными очередями. Всех, кто был на площади, а это родители, учителя и школьники, загнали в спортзал. В этом маленьком помещении оказалось 1128 человек. Спортивный зал был превращен в одну большую самодельную мину, которую боевики готовы был взорвать в любую минуту. По официальным данным, в результате террористического акта 1-3 сентября в г. Беслан погибли 334 человека, из них 186 детей, 15 учителей, более 900 человек получили ранения… |
Джон Бойн «Мальчик в полосатой пижаме» | В 1933 году в Германии к власти пришли фашисты во главе с Гитлером, утверждавшие, что немцы — "высшая раса”. Для объединения нации использовался лозунг: «Один народ, одно государство, один вождь», то есть другие народы, а именно евреи, цыгане, поляки, русские, преследовались законом, так как считались “низшей” расой, представляющей угрозу так называемому Германскому расовому обществу. Особым преследованиям подвергались евреи. В годы второй мировой войны на оккупированных немцами территориях создавались еврейские гетто, куда фашисты под угрозой смерти сгоняли всё еврейское население города и окрестностей. Всего было создано около 800 гетто, в которых содержалось не менее миллиона евреев. В дальнейшем население гетто уничтожалось или вывозилось в лагеря смерти, концлагеря. Там их ждал каторжный труд, голод, уничтожение в газовых камерах. Один из лагерей смерти был на территории Польши – Освенцим (Аушвиц – немецкое название). Лагерь был основан в 1940 году на территории Польши. В Освенциме погибло более миллиона человек, большинство из них евреи. Главный герой книги Джона Бойна «Мальчик в полосатой пижаме» - немецкий мальчик Бруно. Он живет в пятиэтажном доме в Берлине вместе со своей семьей. Бруно всего 9 лет, и он не задумывается о том, что происходит в мире. И для него самое неприятное событие – это переезд на новое местожительства. Из окна своей комнаты Бруно рассматривает длинные строения, здания с печными трубами, людей в полосатых пижамах, не подозревая, что перед ним лагерь смерти Освенцим. А отец является комендантом концлагеря. Бруно знакомится с мальчиком Шмуэлем, они стали друзьями. У них много общего. Единственная разница — Шмуэль носит «полосатую пижаму», всё время голоден и теряет родных одного за другим, а Бруно живёт в большом доме, ест досыта. Шмуэль – еврей, а Бруно – немец. Но чистые детские души не знают национальных различий. Роман заканчивается трагедией: мальчики погибают в газовой камере лагеря смерти. Книга, правдивая и грустная, рассказывает о самом страшном, что было в истории человечества – массовом, хладнокровном истреблении ни в чем не повинных людей, о Холокосте, жертвой которого мог стать любой человек. И эта взрослая трагедия показана глазами невинных детей. |
В. Шаламов «Колымские рассказы» | Тоталитаризм – одна из форм государства, характеризующаяся полным контролем со стороны органов государственной власти над всеми сферами жизни общества, фактической ликвидацией конституционных свобод и прав. Репрессии – карательные меры, наказания со стороны государственных органов. Террор – политика устрашения, подавления политических противников насильственными мерами. В истории нашей страны есть очень горькая страница, которую невозможно забыть. Тысячи, миллионы наших соотечественников в первой половине 20 века сгинули бесследно, погибли безвинно в лагерях. А.И. Солженицын сказал: "Никакой Чингиз-хан не уничтожил столько мужика, сколько славные наши Органы, ведомые Партией". В сталинских лагерях отбывали наказание уголовники (преступники) и политические заключенные («враги народа», осужденные по 58 статье). Чаще всего политические сидели по доносу, за сокрытие своего происхождения, за связь с иностранцами, за родство с кем-то из осужденных, за контрреволюционный заговор, за выступления против Сталина или за несогласие с Коммунистическим режимом. Варлам Шаламов так писал в книге «Воспоминания»: Самым, пожалуй, страшным, беспощадным был холод. Мороз свыше 55 градусов, который определяли по плевку, стынущему на лету. Первое обморожение: пальцы, руки, нос, всё, что прихватит малейшим движением воздуха. В горах Колымы нет места, где не дули бы ветры. Голод – вторая сила, разрушающая меня в короткий срок. Третья сила – отсутствие силы. Нам не дают спать, рабочий день 14 часов. Плюс два часа на завтрак, два часа на обед и два часа на ужин. Сколько же осталось для сна – четыре часа. Я сплю где придётся, где остановлюсь, тут и засыпаю. Побои – четвёртая сила. Бьют все: конвой, нарядчик, бригадир, блатарь, командир роты, и даже парикмахер считает должным отвесить оплеуху. Что тут выбросить из памяти? Страшно, когда человек несвободен. Трагедия целого поколения, лишенного простого права быть людьми, с потрясающей силой встает в «Колымских рассказах» Варлама Шаламова. Рассказ “Ягоды” – это документальный пересказ того, что происходило на лесоповале. Рассказчик довольно подробно описывает ягоды, которые растут в лесу. Это зимние ягоды, которые совсем скоро сгниют и перестанут существовать. Не зря повествователь, описывая шиповник, бруснику, голубику, использует слова «леденел», «примороженные», «тронутая морозом», «перезревшая», «сизая», «сморщенные, как пустой кожаный кошелек». Данные описания не только указывают на ближайшую гибель ягод, но и создают настроение в произведении. Отчетливо звучит тема смерти. Ягоды являются своеобразным двигателем сюжета. Рыбаков оказывается убитым из-за того, что он вышел в запретную зону, пытаясь собрать полную банку ягод. Для Рыбакова ягоды стали гибелью. Они первоначально были запретным плодом, так как находились за пределами отведенной для работы заключенных области. Природа, олицетворенная ягодами, становится запретной для всех зеков. Однако ягоды настолько манили Рыбакова, желающего собрать полную банку ягод, что он самостоятельно идет на смерть. Здесь В. Шаламовым поднимается другая проблема: выбор заключенного между голодом и смертью. Если Рыбаков выйдет за пределы разрешенной зоны и соберет ягоды, он обрекает себя на гибель. Если Рыбаков возвращается в тюрьму с неполной банкой, он не получает хлеб и становится голодным. В. Шаламов показывает, что для заключенных смерть оказывается лучшим решением. Они становятся равнодушными к собственному существованию, потому что понимают, что в любой момент их могут лишить жизни. |
Муса Джалиль «Варварство» | Зверства фашистских захватчиков во время ВОВ носили массовый организованный характер. «Уничтожь в себе жалость и сочувствие - убивай всякого советского. Не останавливайся, если перед тобой старый или женщина, девочка или мальчик - убивай, этим ты спасешь себя от гибели, обеспечишь будущее своей семьи и прославишься навеки» (Официальное обращение гитлеровского командования к солдатам Восточного фронта). «Это преступление против человечества, которое не имеет срока давности, надо привлекать к ответственности всех, кто имел к этому отношение, чтобы восстановить справедливость» (адвокат Екатерина Антонова). Они с детьми погнали матерей И яму рыть заставили, а сами Они стояли, кучка дикарей, И хриплыми смеялись голосами. У края бездны выстроили в ряд Бессильных женщин, худеньких ребят. Пришел хмельной майор и медными глазами Окинул обреченных… Мутный дождь Гудел в листве соседних рощ И на полях, одетых мглою, И тучи опустились над землею, Друг друга с бешенством гоня… Нет, этого я не забуду дня, Я не забуду никогда, вовеки! Я видел: плакали, как дети, реки, И в ярости рыдала мать-земля. Своими видел я глазами, Как солнце скорбное, омытое слезами, Сквозь тучу вышло на поля, В последний раз детей поцеловало, В последний раз… Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас Он обезумел. Гневно бушевала Его листва. Сгущалась мгла вокруг. Я слышал: мощный дуб свалился вдруг, Он падал, издавая вздох тяжелый. Детей внезапно охватил испуг,— Прижались к матерям, цепляясь за подолы. И выстрела раздался резкий звук, Прервав проклятье, Что вырвалось у женщины одной. Ребенок, мальчуган больной, Головку спрятал в складках платья Еще не старой женщины. Она Смотрела, ужаса полна. Как не лишиться ей рассудка! Все понял, понял все малютка. — Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать! — Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи. Дитя, что ей всего дороже, Нагнувшись, подняла двумя руками мать, Прижала к сердцу, против дула прямо… — Я, мама, жить хочу. Не надо, мама! Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь? — И хочет вырваться из рук ребенок, И страшен плач, и голос тонок, И в сердце он вонзается, как нож. — Не бойся, мальчик мой. Сейчас вздохнешь ты вольно. Закрой глаза, но голову не прячь, Чтобы тебя живым не закопал палач. Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно.— И он закрыл глаза. И заалела кровь, По шее лентой красной извиваясь. Две жизни наземь падают, сливаясь, Две жизни и одна любовь! Гром грянул. Ветер свистнул в тучах. Заплакала земля в тоске глухой, О, сколько слез, горячих и горючих! Земля моя, скажи мне, что с тобой? Ты часто горе видела людское, Ты миллионы лет цвела для нас, Но испытала ль ты хотя бы раз Такой позор и варварство такое? Страна моя, враги тебе грозят, Но выше подними великой правды знамя, Омой его земли кровавыми слезами, И пусть его лучи пронзят, Пусть уничтожат беспощадно Тех варваров, тех дикарей, Что кровь детей глотают жадно, Кровь наших матерей… |
Блок 2. Уголовные преступления, приводящие к гибели людей.
Примерный список произведений:
А.С. Пушкин «Борис Годунов»
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
Н. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»
М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
Как известно, субъективная сторона преступления — это внутреннее психическое отношение преступника к совершенному им преступлению. К признакам, образующим субъективную сторону преступления, относятся вина в форме умысла или неосторожности, мотив, цель, а также аффект как имеющее уголовно-правовое значение эмоциональное состояние в момент совершения преступления.
В художественных произведениях мы находим немало интересных примеров тому, какие сложности сопутствуют правильному установлению признаков субъективной стороны содеянного в тех или иных случаях.
Блок 3. Нравственное преступление
Преступления против общественной нравственности — ряд уголовно наказуемых преступлений, направленных на подрыв некой абстрактной духовно-нравственной системы общества, представления о моральных идеалах которого могут существенно меняться с течением времени (Википедия).
Примерный список произведений:
Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»
А.Н. Островский «Гроза»
А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», «Песня про купца Калашникова»
«Смерть Поэта» М.Ю. Лермонтов | Литература различных исторических эпох и народов нередко обращается к теме «высшего суда», «божией кары», что имеет прямое отношение к проблеме неотвратимости наказания. От правосудия земного можно ловко ускользнуть, а вот правосудия небесного не избежит никто, ответ за свои преступления «там» держать все равно придется: чаша сия не минует никого. Подтверждение этому читатель найдет в произведениях, например, М.Ю. Лермонтова. Обращаясь к губителям и гонителям Пушкина, оставшимся безнаказанными, Лермонтов грозно восклицал: Вы, жадною толпой стоящие у трона, Свободы, Гения и Славы палачи! Таитесь вы под сению закона, Пред вами суд и правда — все молчи! Но есть и Божий суд, наперсники разврата, Есть грозный суд: он ждет; Он не доступен звону злата, И мысли и дела он знает наперед. Тогда напрасно вы прибегнете к злословью: Оно вам не поможет вновь, И вы не смоете всей вашей черной кровью Поэта праведную кровь. |
«Гроза» Н.А. Островский | Главная героиня пьесы, Катерина Кабанова, устав от деспотизма свекрови, от слабости мужа, мечтает обрести утешение, надежду и новые силы, отдается чувству к Борису, не думая о последствиях и не боясь никакого суда: ни божьего, ни людского. Но спустя некоторое время Катерина понимает, что совершила тяжкий грех, изменив мужу. И все оправдания, все надежды на будущее отступают и рушатся перед страшным словом “измена”. Чтобы продолжать отношения с Борисом после приезда мужа, надо было таиться, хитрить; она этого не хотела и не умела. Мне кажется, что если для многих людей самое страшное наказание - людской суд, то для Катерины кара - муки совести. Безусловно, совершая “преступление”, она знала, что восстановит против себя всех жителей города Калинова. Но не людской суд, а угрызения совести стали для Катерины настоящим наказанием. Героиня с самого детства верила, что Бог видит все, что от него не скрыть ни один грех, и на “Страшном суде” ничем нельзя будет оправдаться. “Вдруг я явлюсь перед Богом такая, какая я есть, со всеми моими грехами — вот что страшно!” Но Катерина Кабанова совершает преступление: она изменяет мужу, изменяет с человеком, который ею не дорожит. И она наказана - она наказывает себя сама, простившись с жизнью. |
«Мастер и Маргарита» М.А. Булгаков |
М.А. Булгаков в романе «Мастер и Маргарита» по-своему раскрыл тему преступления и наказания. Наибольший интерес вызывает образ Пилата. Понтий Пилат в изображении М. Булгакова – персонаж сложный, драматичный. Из-за боязни доноса, боязни погубить карьеру Пилат утверждает приговор, и невинного Иешуа казнят. Прокуратор совершает преступление под давлением обстоятельств, которым не смог противостоять, а з следа этим неминуемо следует наказание. Он обречен на бессмертие. «Двенадцать тысяч лун за одну луну когда-то». Он предал себя, так как, выбирая между совестью и общественными законами, выбрал последнее. Пилат наказывается за «самый страшный порок — трусость». Но не слишком ли жестоко это наказание? Нет. Трусость прокуратора оказалась главной причиной трагедии. Еще один герой, который в романе совершает предательство – это Мастер, у которого не хватает сил, чтобы защитить, отстоять самое дорогое. По сути, герой совершает нравственное преступление: он добровольно уходит в клинику Стравинского, когда после ареста видит, что его квартира занята. Он бросает любимую женщину, не сообщив ничего о себе. Более того, он уничтожает труд всей жизни – сжигает свое творение – роман о Понтии Пилате. В финале романа Понтий Пилат получает прощение, оказывается достойным света. А мастер наказан - он недостоин света. Иуда – еще один герой романа, молодой человек родом из города Кириаф. Он работает в меняльной лавке в городе Ершалаим. Самая большая страсть Иуды - это деньги. Однажды Иуда знакомится с бродячим философом Иешуа и приглашает его к себе в гости. Ради денег Иуда предает бродягу Иешуа. Власти Ершалаима арестовывают и казнят Иешуа. После этого Иуда из Кириафа получает 30 монет в награду за свое предательств. Иуда, предав, даже не понял, что в чем-то виноват, и он наказывается смертью — у него нет надежды на искупление. |
«Песня про купца Калашникова» М. Ю. Лермонтов | Эпическая поэма переносит нас в далёкий XVI век, в старую “златоглавую и белокаменную” Москву, где происходят драматические события. Любовь опричника к красавице – замужней женщине и решение её мужа отомстить обидчику ведут к трагическому разрешению этого конфликта. Один из героев – Кирибеевич - был опричником при царе. Герой влюбился в замужнюю Алену Дмитриевну. Но власть и деньги развязывают ему руки. Он не видит границы дозволенного, не видит никаких преград из-за влюбленности и страсти. Кирибеевич начинает оказывать ей знаки внимания, а в последующем и вовсе перешагивает черту, которую никому не позволено преступать. Герой подстерегает Алену после вечерней службы в церкви и набрасывается на нее с объятиями и поцелуями, уверяя девушку в своей любви. Он оскорбил Алёну Дмитриевну и должен понести наказание. Оно не заставляет себя долго ждать. Узнав об этом, Калашников выходит на площадь, чтобы отомстить обидчику. С одной стороны, можно оправдать героя. Он хочет отстоять честь своей жены, семьи, но Калашников нарушил христианскую заповедь «не убий!» Он, по сути, устроил самосуд. Ведь никто не вправе отнимать жизнь у человека. Калашников наносит ему удар в висок, т.е. фактически совершает убийство. Можно ли оправдать это преступление? Лермонтов оправдывает героя, так как защитить достоинство своей семьи тот считал своим нравственным долгом. Жить в позоре Калашников не мог и не хотел. |
Ю. Яковлев "Он убил мою собаку" | Смысл рассказа заключается в восприятии окружающего мира главным героем. Мальчик Саша проявляет теплые чувства по отношению к животным, но его просто потрясла жестокость отца. Когда я в первый раз привёл собаку домой, он был в отъезде. Мама сказала: «От собаки одна только грязь!» Какая грязь может быть от собаки? От собаки одна радость. Потом мама сказала: «Я твоей собакой заниматься не буду. Занимайся сам!» Так я для того и взял собаку, чтобы заниматься самому. Моя собака была очень умной. Когда я учил наизусть стихи, она смотрела мне в глаза и слушала. А когда у меня не выходила задача, собака тёрлась о мою ногу. Это она подбадривала меня. А потом приехал он и выгнал собаку. Чем ему помешала собака?.. Я не мог выгнать собаку. Её один раз уже выгоняли. Я поселил её в сарае. Там было темно и скучно. Я всё время думал о своей собаке. Даже ночью просыпался: может быть, ей холодно и она не спит? А может быть, она боится темноты?.. Это, конечно, ерунда: собака ничего не боится! В школе я тоже думал о ней. Ждал, когда кончатся уроки: её завтрак лежал у меня в портфеле… Потом он заплатил штраф за порванное пальто и выгнал собаку из сарая. Я привёл её в школу. Мне некуда было её деть. …Я не знал, что он задумал убить мою собаку. Меня тогда не было. Он подозвал её и выстрелил ей в ухо… Таборка не только возненавидел главу семейства, он перестал доверять всем взрослым. Навсегда в памяти мальчика отложился бесчеловечный поступок мужчины. Он подошел к мальчику и наклонился к нему: — Ты можешь помириться с отцом? — Я с ним не ссорился. — Но ты с ним не разговариваешь? — Я отвечаю на его вопросы. — Он тебя когда-нибудь бил? — Не помню. — Обещай мне, что ты помиришься с отцом. — Я буду отвечать на его вопросы… Пока не вырасту. — А что ты будешь делать, когда вырастешь? — Я буду защищать собак. Отношение к животным - показатель нравственного развития общества и нормального его функционирования. От жестокого обращения с животными до жестокого обращения с людьми - один шаг. Да, отец Таборки не понесет официального наказания, но его ждет нравственное возмездие – безразличие собственного ребенка, который перестал верить взрослым. |
Заключение
Хотелось бы отметить, что в рамках указанного тематического направления будут разрабатываться конкретные темы, раскрытие которых предполагает обязательное опору на произведения русской и мировой литературы. Темы будут известны за 15 минут до начала экзамена. При составлении тем сочинений осуществляется опора на следующие принципы: посильность, ясность и точность постановки проблемы. Подходы к формулировкам тем определяются следующими задачами:
выявить уровень речевой культуры выпускника, его начитанность;
выявить личностную зрелость;
выявить умение рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме;
проверить речевые компетенции учащихся;
Важно отметить литературоцентричность итогового сочинения, обусловленную традициями российской школы, в которой чтению и изучению художественной литературы всегда отводится важное место.
Список использованной литературы:
ctege.info›itogovoe-sochinenie-2022/napravleniya…
fipi.ru›itogovoe-sochinenie
literatura-ege.ru›егэ-задание…
infourok.ru›…nakazaniya…proizvedeniyah…klassikov…
infourok.ru›itogovoe-sochinenie-2021…sochineniem…
.regnum.ru›news/3356446.html
https://ctege.info/itogovoe-sochinenie-2022/temyi-itogovogo-sochineniya-2022.html
https://sochineniena5.ru/2021/09/08/itogovoe-2022-prestuplenie-i-nakazanie/
ru: https://fb.ru/article/175431/za-chto-byil-nakazan-larra-harakteristika-larryi-v-rasskaze-m-gorkogo-staruha-izergil
Приложение
Примеры сочинений.
Тема. Каковы могут быть причины преступлений?
Я смею все, что смеет человек,
И только зверь на большее способен.
Преступление и наказание…Вечная тема, которая волнует человечество на протяжении многих веков. Еще со времени сотворения мира люди задавались вопросом: что движет человеком, который совершает преступление. Преступление – это выход за рамки установленных норм, недопустимый, непозволительный поступок. Оно означает тот факт, что человек уже переступил некую запретную черту. После этого он не может оставаться прежним, он меняется внутренне. Но моральные установки его были разрушены предварительно, иначе он бы не совершал. Непозволительный поступок. Что же толкает человека на преступление? Деньги? Власть? Любовь? Каковы могут быть причины различных преступлений? Попробуем разобраться в этом на примере повести Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда».
Катерина Измайлова – молодая женщина, замкнуто живущая за высоким забором купеческой усадьбы, материально и социально устроенная, но замужество без любви; нет детей, чтобы удовлетворить потребность в любви, скучающая от безделья. Ее муж, кстати, намного старше ее, постоянно в работе, в отлучках. Скука – главное состояние души героини. Именно в это время, когда душа ждала кого-нибудь, в доме появился Сергей. Красивый, молодой, уверенный в себе мужчина. Катерина увлечена, ее увлечение быстро переходит в страсть. Она на все готова ради своей грешной, преступной любви, ради своего возлюбленного. Именно Сергей порой прямо, порой опосредованно толкает её на путь преступления. Катерина Львовна теперь готова за Сергея в огонь, в воду, в темницу и на крест. Он влюбил её в себя до того, что меры её преданности ему не было никакой. Она обезумела от своего счастья.
И начинается кровавая, страшная череда убийств ради любви: сначала героиня убивает свекра, узнавшего про ее роман с Сергеем; затем уже вместе с Сергеем - своего мужа, а потом очередь доходит до малолетнего племянника Федю, который мог бы оспорить ее права на наследство. В отличие от первых двух убийств наказание пришло сразу, так как загублена чистая, безгрешная душа. Хотелось бы отметить немаловажный факт: перед очередным убийством собственный ребенок героини впервые повернулся под сердцем. Сама женская природа предостерегает её от задуманного преступления Любое преступление влечет за собой наказание. Сергей и Катерина пойманы. Публичная порка плетьми - и Катерина Львовна с Сергеем сосланы в Сибирь. Но на этом наказания для Катерины не заканчиваются. Ее возлюбленный, ради которого она была готова продать душу дьяволу, мгновенно теряет к ней интерес, потому что та перестает быть богатой и влиятельной купчихой. Он увлечен другой женщиной, ухаживает за ней на глазах у Катерины и смеется над ее любовью. Финал повести страшен — Катерина убивает свою соперницу Сонетку и умирает сама, бросившись в реку.
Жизнью человека не вправе распоряжаться никто. Эта мысль красной нитью проходит у Н.С. Лескова. На нравственное падение Катерины повлиял комплекс причин: социологические, культурологические, психологические. Но ни одна из причин не оправдывает человека, совершившего убийство.
Что можно считать преступлением?
В самом преступлении уже заключено наказание.
(Пелагий)
Слово «преступление» происходит по В.И. Далю от глаголов «преступать» и «переступать», т.е. «нарушать, выходить из пределов законов, прав своих, власти».
Тема «преступления и наказания» не раз становилась одной из ведущих в произведениях русской классики. Чем вызван такой интерес к ней? Здесь много причин: от несовершенства государственного устройства, деления общества на «сильных мира сего» и униженных, от человеческой несправедливости. «Преступление» имеет два основных значения: нарушение закона и нарушение моральных устоев и правил.
Героиня пьесы Н.А. Островского «Гроза», устав от деспотизма свекрови, от слабого мужа, мечтает обрести утешение, надежду и новые силы, окунается в чувство к Борису, не думая о последствиях и не боясь никакого суда: ни божьего, ни людского. Она готова на все для любимого человека, преступая даже те понятия о грехе и добродетели, которые были для нее священными. Внутренняя чистота и правдивость не позволяют ей лгать в любви, обманывать, притворяться. «Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю! Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?» - скажет она Борису.
Но спустя некоторое время Катерина понимает, что совершила тяжкий грех, преступила запретную черту, изменив мужу. Религиозная Катерина не могла не знать одну из божьих заповедей: «не прелюбодействуй». Любое преступление влечет за собой наказание. И если для многих людей самое страшное наказание - людской суд, то для Катерины страшная кара - муки совести. Именно угрызения совести стали для Катерины настоящим наказанием. Героиня с самого детства верила, что Бог видит все, что от него не скрыть ни один грех, и на “страшном суде” ничем нельзя будет оправдаться. “Вдруг я явлюсь перед Богом такая, какая я есть, со всеми моими грехами — вот что страшно!” Запутавшаяся Катерина совершает еще больший грех- идет на самоубийство, снова преступая нравственные законы.
Но можно ли винить Катерину в ее «преступлении»? Кто виноват в ее измене, в ее гибели? Существуют и преступления против общественной морали — например, предательство. Рядом с ней оказались слабые, бесхарактерные мужчины, которые, не задумываясь, предают ее. Тихон не взял ее собой в Москву, Борис отказывается забрать в Сибирь, ни один не взял на себя ответственность за ее судьбу. Брошенная и никому не нужная, она видит только единственный выход – обрыв, Волга…и больше ничего.
Таким образом, человек, совершивший преступление, несет ответственность за него, получая наказание либо в виде тюремного заключения, либо в виде угрызений совести, стыда.
Как может совершенное зло повлиять на жизнь человека?
Каковы причины преступлений? Что заставляет людей идти на убийство или совершать тяжкий нравственный грех? Причины найдутся всегда: от желания решить материальные проблемы до стремления жить только ради себя, не замечая никого вокруг. К преступлению часто ведёт и социальное устройство общества, безнаказанность тех, в чьих руках власть, деньги, богатство.
Гуманистическая мысль во все времена уделяла проблеме преступления и наказания большое внимание. Не убий», «не укради», «возлюби ближнего, как самого себя» - вот часть библейских заповедей, которыми должно руководствоваться человечество, вот его нравственный кодекс, идущий из глубины веков. К сожалению, далеко не всегда люди выполняют эти мудрые заветы.
В основе сюжета романа Достоевского «Преступление и наказание» лежит история одного преступления. Главный герой стремится испытать, «тварь» он «дрожащая» или «великий человек». Убийство старухи-процентщицы — это своего рода «проба». Достоевский в деталях описывает ужасную картину убийства, подчеркивая тем самым противоестественность, бесчеловечность преступления своего героя.
Совершив преступление, Раскольников не избавил униженных и оскорбленных от страданий. Он внес в мир новое зло. Герой убивает не только старуху, но и кроткую Лизавету. Достоевский тем самым хотел показать, что одно преступление неизбежно влечет за собой другие.
Наказание за преступление неотвратимо. Эта мысль подчёркивается писателем, ради этого и описывает он судьбу героя, чтобы каждый человек задумался над тем, как надо жить, какие нравственные ориентиры должны быть на его жизненном пути, как не оступиться, не перейти черту дозволенного.
В романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский «не даёт возможности читателю оставаться только в формально фактическом плане совершенного преступления. Он переводит его в план мира совести… в моральный план». Преступление Раскольникова – в «мысли», предавшей его душу дьяволу. «Реальное преступление является неотвратимым следствием преступления мысленного, куда более страшного. Преступление, по мнению писателя, – в неполноте веры. И все последующие события – расплата за это». Наказание Раскольникова в оторванности от мира, от людей, в муках истерзанной совести.
Преступление меняет Раскольникова, его наказание, если понимать его как страдание, начинает осуществляться даже раньше, чем герой совершает преступление. Еще готовясь к убийству старухи, Раскольников испытывает душевные муки. После совершения преступления его страдания становятся невыносимыми, герой оказывается на грани помешательства, едва не кончает жизнь самоубийством. Он чувствует себя оторванным от людей, даже самых близких. Как известно, основная идея романа теснейшим образом связана с Библией и воплощает главную заповедь христианства: "Не убий!» Двойным убийством Раскольников вычеркнул себя из разряда людей, стал отверженным, изгоем. "Я не старуху убил, я себя убил", - признается он Соне Мармеладовой. Таким образом, Раскольников - это не просто преступник, а жертва своего же преступления.
Ирина Владимировна Казарцева