12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Шалимова Людмила Ивановна244
Россия, Саха (Якутия) респ., Мирный
8

Дидактический материал для экспресс-обследования звукопроизношения

 ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ЭКСПРЕСС-ОБСЛЕДОВАНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Для зачисления в логопедический пункт учителю-логопеду необходимо провести экспресс-обследование всей группы. В логопедический пункт зачисляются дети с ФФНР. ФФНР обусловлено прежде всего нарушением звукопроизношения. Поэтому у логопеда должен быть материал для оперативного массового обследования детей с целью выявления нуждающихся в логопедической помощи.

Есть пособие ведущих логопедов страны. Коноваленко В.В. и Коноваленко С.В. «Экспресс-обследование звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста». На мой взгляд, оно ничем не отличается по объему от пособий, рекомендованных для углубленного обследования детей.

Поэтому. мною был и разработан речевой материал для экспресс-обследования произношения звуков для детей дошкольного возраста.

Структура экспресс-обследования по каждому звуку такова:

Сначала проверяем звукопроизношение в предложениях, насыщенными заданным звуком. Здесь используются скороговорки, предложения сложной и простой структуры.

Если ребенок произносит правильно, можно дополнительно проверить и в собственной его речи. Для этого попросить придумать предложения по картинкам. По составленным предложения можно будет судить о том, насколько сформированы грамматические категории. Если обнаружится, что отсутствует понимание грамматических форм (ед. и мн. числа существительных, формы женского и мужского рода, не правильное применение падежей), то можно продолжить работу по картинкам: предложить назвать предметы в ед. и в мн. числе, назвать сначала предметы женского, затем мужского рода и т.п.

Затем перейти к проверке другого звука.

При обнаружении дефекта, продолжить обследование в произношении слов разной слоговой структуры. Желательно, чтобы ребенок сам называл предметы (объекты) на картинках. Слова подобраны с учетом последовательности в соответствии с основными группами/классами слоговой структуры слов.

И в итоге проверяется изолированное произношение звука, а также в прямых и обратных слогах, в слогах со стечением.

Данный дидактический материал отпечатан на фотографической бумаге, разместила листы в папке с файлами на 20 шт. Всегда ношу с собой. Очень удобно. При обследовании просто переворачиваю страницы.

Буду признательна за отзывы.

ЭКПРЕСС-ОБСЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ у ДЕТЕЙ 5 -7 лет

(Свистящие звуки. Звуки С - Сь)

1.Повтори: У маленького Сани сани едут сами. В лесу стоит высокая сосна.

Сани едут сами у маленького Сани. Соня купила сок.

2. Назови -повтори: Бусы – собака - суп - лес - носок - самокат – стол – маски – пастух – скамейка

 

3. Повтори: С-С-С-С-С  са – со – су – сы; ас – ос – ус – ыс;

ска – ско – сто – сту – сна – сны – спа – спу;

4. Повтори: Носит Сеня в сени сено, Ты не бойся — это гусь, На ветке висят сливы.

Спать на сене будет Сеня. Я сама его боюсь. Вася пасёт гусей.

 

5. Назови - повтори: Сито – лисята - семь – гусь - осень – василёк – снег – сливы – светофор

 

 

6. Повтори: ся – сё – сю – си ; ась – ось – усь;

сля – сли – сме – стя – сте – сти – спя – спи – сне – вся – всё – всю;

ЭКПРЕСС-ОБСЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ у ДЕТЕЙ 5 -7 лет

(Свистящие звуки. Звуки З - Зь)

1. Повтори: Зоя — зайкина хозяйка, У Зои мимоза. Зоя ставит мимозу в вазу.

Спит в тазу у Зои зайка.

 

2. Назови – повтори: Коза – азбука - зуб – воз - забор – называть – зонт – гнездо – Незнайка

 

3. Повтори: З-З-З-З-З за — зо — зу — зы; аз – оз – уз – ыз; зва – зво – зда — здо — зна – зно;

4. Назови – повтори: Зелёные глаза у моего козлёнка. Козел грызет зелёную капусту.

Зимой у Зины зябнет нос. Кузя идёт в музей.

 

5. Назови – повтори: Зима - газета - козёл – магазин – змея – зерно – обезьяна - земляника

3. Повтори: зя — зе — зю — зи; азь – озь – узь – изь;

зве – зви – звя; зня — зне — зню — зни; зме – зми;

ЭКПРЕСС-ОБСЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ у ДЕТЕЙ 5 -7 лет

(Свистящие звуки. Звук Ц )

1.Повтори: Из соседнего колодца Цыпленок и курица Заяц сидит под кустом акации.

Целый день водица льётся. Пьют водицу на улице. В колодце водица.


 

2. Назови – повтори: Лицо – курица - цепь - заяц - колодец - блюдце – цветочек - полотенце

 

3. Повтори: Ц-Ц-Ц-Ц-Ц ац — оц — уц — эц – иц; ца — цо — цы — це; цва – цве – цви;

ЭКПРЕСС-ОБСЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ у ДЕТЕЙ 5 -7 лет

(Шипящие звуки. Звук Ш)

1.Повтори: Тише, мыши, не шумите, Маша шила для мартышки Даша под душем моет шею и уши.

Нашу кошку не будите. Шубу, шапку и штанишки. У мышки шапка.

2. Назови – повтори: Каша – камыши - шут - душ – мешок – петушок – шкаф - вишня – бабушка - солнышко


 

3. Повтори: Ш-Ш-Ш-Ш-Ш  ша — шо — шу — ши – ше; аш — ош — уш — иш – ыш; шка — шко — шку

(Шипящие звуки. Звук Ж)

4. Повтори: Жук упал, летать не может Не жалея ножек, бежит ёжик.

Ждет он, кто ему поможет. У ежа ежата.

5. Назови – повтори: Лыжи – жадина - жук - ёжик – пирожок – ложка – ножницы - лыжник - подснежник

6. повтори: Ж-Ж-Ж-Ж-Ж жа — жо — жу — жи – же; жда — жду — жди; жна – жно – жну – жны;

(Шипящие звуки. Звук Ч)

7. Повтори: Водичка, водичка, умой моё личико. Танечка качается на качелях. Девочка печёт печенье.

8. Назови – повтори: Часы – качели - чай – мяч - богач – свеча - бочка – печенье - Снегурочка

 

9.Повтори: Ч-Ч-Ч-Ч-Ч ач — оч — уч — ич; ча — че — чу — чи;

чня — чне — чню — чни; чтя — чти — чте;

(Шипящие звуки. Звук Щ)

10. Повтори: Щуку я тащу, тащу, Щенок пищит в ущелье. Дети ищут щенка.

Щуку я не упущу.

11. Назови – повтори: Щука - щит - плащ - щенок – клещи - щетка – щелчок - стекольщик – регулировщик

12. Повтори: Щ-Щ-Щ-Щ - Щ ащ — ощ — ущ — ищ; ща — ще — щу — щи;

щня – щню – щни; вща – вщу – вщи;

ЭКПРЕСС-ОБСЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ у ДЕТЕЙ 5 -7 лет

(Соноры: Р – Рь)

1.Повтори: К нам во двор забрался крот, Вера и Рома барабанят в барабан.

Роет землю у ворот. В пруду карпы.


 

2. Назови – повтори: Перо – корова - рак - шар - баран – помидор – труба – арбуз - трамвай - виноград


 

 

3. Повтори: Р-Р-Р-Р-Р ра — ро — ру — ры; ар — ор — ур — ыр; тра — тро — тру — тры; бра – бро - бру;


 

4. Повтори: У моей сестры Марины Рита и Варя варенье варят.

Щеки, будто мандарины. Марина варит рис.


 

5. Назови – повтори: Репа - рябина - фонарь – огурец – грибы – турист – рюкзак - варежки - абрикосы

 


 

6. Повтори: ря — ре — рю — ри; арь - орь – урь - ырь; кря – кре – крю - кри; тря – трю - три;

 


 

(Соноры: Л - Ль)

7. Повтори: Бегал лось молодой по соломе золотой. Мила мыла пол в классе. Алла ела яблоко.


 

8. Назови – повтори: Мыло - молоко - лук - пенал - стол – волк - белка – молния - клумба – иголка

9. Повтори: Л-Л-Л-Л-Л  ал — ол — ул — ыл; ла — ло — лу — лы;

кла — кло —клу - слу — сло - слы – пло – плы – гла – гло - глу;

 

10. Повтори: Топали да топали, дотопали до тополя, Люда поливает тюльпаны из лейки.

До тополя дотопали, да ноги-то оттопали. У Лены зелёная лента.

 

11. Назови – повтори: Полено - лев – лимон – пылесос – лейка – лягушка - улитка - холодильник


 


 

12. Повтори: ля — ле — лю — ли; аль — оль — уль — иль; для — дле — длю — дли; вля – слё – злю – пли;


 

Опубликовано в группе «Диагностический инструментарий учителей-логопедов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.